Условия и факторы социальной адаптации в профессиональной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психологические подходы к изучению социальной адаптации личности 6
1.2. Содержание и структура социальной адаптации личности 13
1.3. Условия и факторы, влияющие на социальную адаптацию личности 23
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования социальной адаптации личности 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов социальной адаптации личности 39
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психологические подходы к изучению социальной адаптации личности 6
1.2. Содержание и структура социальной адаптации личности 13
1.3. Условия и факторы, влияющие на социальную адаптацию личности 23
Выводы по первой главе 35
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация и методы исследования социальной адаптации личности 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов социальной адаптации личности 39
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
В современном мире отчетливо наблюдается противоречие между потребностью общества в составлении гармоничной личности, отвечающей его требованиям и эффективно выполняющей свои функции.
Анализ литературы показывает, что проблема социальной адаптации личности просматривалась разносторонне, то есть в деятельном подходе А.Н. Леонтьева, в системно-личностном подходе Л.И. Анцыферовой и в классической концепции стресса Г. Селье.
Так же исследователями изучались факторы социальной адаптации личности, а именно Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева; Виды адаптации А.А. Налчаджян; Критерии эффективной адаптации личности О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.
Хотя и имеется множество исследований по данной проблеме, но она все равно остается в настоящее время значимой, в силу ряда причин. Во- первых, нет единого подхода к пониманию, во-вторых, особенностями социальной адаптации развития в обществе.
Цель исследования - выявить психологически факторы и условия социальной адаптации у работников дошкольного учреждения.
Объектом исследования является социальная адаптация личности работников дошкольного учреждения.
Предмет исследования - психологические условия и факторы социальной адаптации личности работников дошкольного учреждения.
Гипотеза работы следующая: мы предполагаем, что процесс социальной адаптации личности у работников дошкольного учреждения облегчается, от степени выраженности личностных качеств, таких как: эмоциональная устойчивость, экспрессивность, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль.
Задачи следующие:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме исследования.
2. Подобрать методы исследования.
3. Выявить уровень социальной адаптации работников дошкольного учреждения.
4. Проанализировать полученные результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
1. 16-ти факторный личностный опросчик Р. Кеттелла (форма С).
2. Тест социально-психологический адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития детей - детский сад № 455 города Самара.
Анализ литературы показывает, что проблема социальной адаптации личности просматривалась разносторонне, то есть в деятельном подходе А.Н. Леонтьева, в системно-личностном подходе Л.И. Анцыферовой и в классической концепции стресса Г. Селье.
Так же исследователями изучались факторы социальной адаптации личности, а именно Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева; Виды адаптации А.А. Налчаджян; Критерии эффективной адаптации личности О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.
Хотя и имеется множество исследований по данной проблеме, но она все равно остается в настоящее время значимой, в силу ряда причин. Во- первых, нет единого подхода к пониманию, во-вторых, особенностями социальной адаптации развития в обществе.
Цель исследования - выявить психологически факторы и условия социальной адаптации у работников дошкольного учреждения.
Объектом исследования является социальная адаптация личности работников дошкольного учреждения.
Предмет исследования - психологические условия и факторы социальной адаптации личности работников дошкольного учреждения.
Гипотеза работы следующая: мы предполагаем, что процесс социальной адаптации личности у работников дошкольного учреждения облегчается, от степени выраженности личностных качеств, таких как: эмоциональная устойчивость, экспрессивность, высокая нормативность поведения, высокий самоконтроль.
Задачи следующие:
1. Провести анализ теоретической литературы по теме исследования.
2. Подобрать методы исследования.
3. Выявить уровень социальной адаптации работников дошкольного учреждения.
4. Проанализировать полученные результаты исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
1. 16-ти факторный личностный опросчик Р. Кеттелла (форма С).
2. Тест социально-психологический адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития детей - детский сад № 455 города Самара.
Цель настоящего исследования состояла в выявлении и изучении системы психологических условий и некоторых факторов социальной адаптации личности. На основании полученных результатов мы сделали следующие выводы:
1. В настоящей работе под социальной адаптацией личности мы понимаем процесс выработки и появления при общении и взаимодействии бесконфликтного и комфортного поведения. Это обусловлено предъявляемыми требованиями и условиями жизнедеятельности субъекта.
2. Понятие «социальная адаптация личности» имеет собственные характеристики:
- процесс социальной адаптации личности протекает при наличии осознанной саморегуляции этого процесса с целью достижения полезного результата;
- при этом личность выступает как субъект социальной среды к которой она адаптируется;
3. Социальная адаптация личности является «текучим», динамическим процессом, благодаря которому субъект поддерживает устойчивость своего существования, при любых изменениях социальной среды.
4. Процесс социальной адаптации личности субъекта согласно полученным результатам и во многом зависит от сформированных качеств и особенностей самого субъекта. Всему этому сопутствуют условия и факторы, способствующие и наоборот препятствующие процессу социальной адаптации личности.
5. В результате нашего исследования нами были обнаружены факторы, влияющие на процесс социальной адаптации субъекта: фактор уверенности в себе, составляющими которого являются принятие себя, принятие других, внутренний контроль поведения, смелость и доминирование в социальных отношениях, отсутствие чувства вины, отсутствие астенического состояния и сниженного настроения. Анализ научной литературы позволил утвердить ее один фактор - фактор саморегуляции психических состояний, в состав которого вошли такие признаки, как нервно-психическая устойчивость, самоконтроль поведения, отсутствие нервно-психического напряжения, отсутствие астенического состояния и сниженного настроения.
6. В результате проведенного экспериментального исследования нами было подтверждено положительное влияние обнаруженных факторов на процесс социальной адаптации субъекта.
7. Сделанное ранее предположение, о выраженности личностных качеств таких как: эмоциональная устойчивость, экспрессивность, высокая нормативность поведения и высокий самоконтроль, было подтверждено эмпирическими результатами исследования.
Таким образом, проведенная работа по выявлению психологических факторов и условий социальной адаптации с работниками дошкольного учреждения показала свою эффективность.
Наличие у работников дошкольного учреждения успешной социальной адаптации личности зависит от степени выраженности личностных качеств.
Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
1. В настоящей работе под социальной адаптацией личности мы понимаем процесс выработки и появления при общении и взаимодействии бесконфликтного и комфортного поведения. Это обусловлено предъявляемыми требованиями и условиями жизнедеятельности субъекта.
2. Понятие «социальная адаптация личности» имеет собственные характеристики:
- процесс социальной адаптации личности протекает при наличии осознанной саморегуляции этого процесса с целью достижения полезного результата;
- при этом личность выступает как субъект социальной среды к которой она адаптируется;
3. Социальная адаптация личности является «текучим», динамическим процессом, благодаря которому субъект поддерживает устойчивость своего существования, при любых изменениях социальной среды.
4. Процесс социальной адаптации личности субъекта согласно полученным результатам и во многом зависит от сформированных качеств и особенностей самого субъекта. Всему этому сопутствуют условия и факторы, способствующие и наоборот препятствующие процессу социальной адаптации личности.
5. В результате нашего исследования нами были обнаружены факторы, влияющие на процесс социальной адаптации субъекта: фактор уверенности в себе, составляющими которого являются принятие себя, принятие других, внутренний контроль поведения, смелость и доминирование в социальных отношениях, отсутствие чувства вины, отсутствие астенического состояния и сниженного настроения. Анализ научной литературы позволил утвердить ее один фактор - фактор саморегуляции психических состояний, в состав которого вошли такие признаки, как нервно-психическая устойчивость, самоконтроль поведения, отсутствие нервно-психического напряжения, отсутствие астенического состояния и сниженного настроения.
6. В результате проведенного экспериментального исследования нами было подтверждено положительное влияние обнаруженных факторов на процесс социальной адаптации субъекта.
7. Сделанное ранее предположение, о выраженности личностных качеств таких как: эмоциональная устойчивость, экспрессивность, высокая нормативность поведения и высокий самоконтроль, было подтверждено эмпирическими результатами исследования.
Таким образом, проведенная работа по выявлению психологических факторов и условий социальной адаптации с работниками дошкольного учреждения показала свою эффективность.
Наличие у работников дошкольного учреждения успешной социальной адаптации личности зависит от степени выраженности личностных качеств.
Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности социальной адаптации студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2018 - СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ИХ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Социальная адаптация студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ГИМНАЗИИ С ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



