Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социальной адаптации студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе

Работа №116048

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социальной адаптации в социологии 11
1.1. Методологические основы исследования адаптации в зарубежной и отечественной социологии 11
1.2. Социальная адаптация молодёжи в образовательном пространстве российского общества 22
Глава 2. Структура и динамика социальной адаптации студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе 34
2.1. Объективные и субъективные факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей 34
2.2. Мнение преподавателей колледжей об особенностях социальной адаптации студентов 45
2.3. Сравнительный анализ образовательных стандартов в условиях переходного этапа в процессе адаптации студентов колледжей 50
Заключение 58
Список используемой литературы и источников 62
Приложения 70

Актуальность темы исследования. Современное российское общество функционирует в условиях стремительно развивающихся технологий, в тот период, когда объем информации удваивается каждые три года. Социальная действительность требует от личности не столько владение сугубо специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть активным, осваивать новые технологии, заниматься самообучением и саморазвитием, использовать недостающие знания и ресурсы.
В связи с этим возникает вопрос о том, какой результат образования необходим личности и востребован обществом. В Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения предпринята попытка дать ответы на подобные вопросы. Согласно данному стандарту российские профессиональные учебные заведения должны перенести акцент с предметно-дисциплинарной ориентации на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса. Таким образом, вчерашний школьник, поступив в колледж, попадает не только в новое учебное заведение, в новый коллектив, но и знакомится с новой системой - компетентностным подходом к обучению. В связи с этим, на наш взгляд, успешная социальная адаптация студентов к обучению в колледже является важным условием для получения профессионального образования.
Жизненный путь каждого индивида состоит из множества периодов социальной адаптации. Если говорить об основных, то первый адаптационный опыт индивид получает в детском саду, затем в первом классе школы. Важным моментом в жизни каждого из нас является переход из начальной школы в среднюю и, наконец, наступает момент профессионального самоопределения.
Проблема адаптации является одной из главных междисциплинарных научных проблем, которая изучается как на социальном, психологическом, педагогическом, так и на социально-экономическом, медико-биологическом и других уровнях. Это подтверждается данными Г.И. Царегородского, который объективно относит это понятие к общенаучным. Оно зарождается «... в точках соприкосновения разных наук с последующей экстраполяцией на многие сферы естественно-биологических дисциплин и, возможно, даже на класс особых кибернетических систем. Понятие адаптации, как общенаучное, - содействует синтезу знаний различных (природных, социальных, технических) систем. Наряду с философскими категориями, общенаучные понятия исследуемых объектов различных наук объединяются в целостные теоретические построения»1.
Актуальность проблемы социальной адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности колледжа обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Поэтому особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у подростка происходят значительные изменения в жизни.
Стоит отметить, что любое обучение является не легким. Важнейшей предпосылкой успешной учебно-профессиональной деятельности студентов на первых курсах становится их своевременная адаптация к новой ситуации, в момент обучения в колледже, которая рассматривается как первичный этап включения студентов в профессиональное сообщество. Первый курс - точка опоры для первокурсника, которая может стать причиной отклоняющегося поведения, деформации общения и обучения. Именно на первом курсе сформировывается отношение первокурсника к образовательному процессу, выбранной профессии и вместе с этим продолжается процесс «поиска себя». Даже отличавшиеся по успеваемости в школе молодые люди могут чувствовать себя неуверенно, переходя на новый этап. Первое поражение может стать для них основой для будущих разочарований, пассивности и как следствие отчуждению от группы. Успешная адаптация в новой социальной среде способна значительно повлиять на дальнейшее развитие молодого специалиста в профессиональной сфере.
Должно пройти немало времени, прежде чем первокурсник приспособится к новым требованиям обучения. Многими это достигается слишком большой ценой. Следовательно, отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, появляются первые академические задолженности, непонимание и, возможно, непринятие требований и новых условий обучения. Проблема студентов- первокурсников заключается и в том, что их новая социальная группа (сокурсников, одногруппников) на данном этапе еще не до конца сформирована, она не имеет своих правил поведения и норм. Коллектив еще разобщен: каждый индивид является чужим для другого. Обучаясь в школе субъект, был включен в длительные отношения с одноклассниками, ему присваивался определенный статус, и он действовал в соответствии с ним. При поступлении же в колледж у него появляется возможность изменить свою роль и статус, занять новое положение в коллективе.
На своих занятиях преподаватели говорят студентам, а затем и часто повторяют, что они пришли в новое заведение, поэтому у них есть возможность начать с «чистого листа». Здесь не будет того стереотипного отношения к ним, которое, возможно, закрепилось в школе. Здесь все будет зависеть от их желания учиться и получать профессиональные знания. Для всех членов вновь созданной социальной группы студентов есть возможности для реализации себя, они могут занять новое положение, получить новый статус и завоевать уважение сокурсников. Успешность профессионального развития личности находится в прямой зависимости от ее склонностей и интересов, а также способностей к определенной сфере. Социальная адаптация является неотъемлемой частью процесса становления профессионала и зрелой личности в новой среде.
В настоящее время проблеме социальной адаптации студентов средних специальных профессиональных учреждений уделяется много внимания в психолого-педагогических исследованиях2. Это обусловлено тем, что учебная жизнедеятельность на первом курсе осуществляется без учёта специфики ситуации, которая подразумевает адаптивные мероприятия для студентов, начинающих обучение в колледже. Появляется необходимость в целенаправленном воздействии со стороны педагогического состава, которое должно носить организованный характер и способствовать процессу первичной социальной адаптации молодых людей в новом сообществе.
Проблема социальной адаптации студентов профессиональных колледжей не является новой для социологии. Данная проблема затрагивалась представителями различных сфер науки (философами, психологами, социологами и педагогами). Однако в их работах прослеживается первенство вопросов социализации: Б. Ананьева, А. Бандуры, Л. Выготского, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, Е. Кузьмина, В. Мерлина, Т. Парсонса, В. Уолтере.
Степень научной разработанности темы. Различные аспекты проблемы адаптации в области социологической науки исследовали отечественные и зарубежные социологи. Французский ученый Г. Де Тард3 один из первых обратил свое внимание на основную задачу процесса адаптации, наделив ее особой ролью в социологической теории. Феномен «социальная адаптация» стал общепринятым в социологии лишь в 20-е годы XX в. и изучался зарубежными исследователями (Э. Дюркгеймом4, М. Вебером, Дж. Мидом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом5 и другими).
В отечественной социологии проблема социальной адаптации стала исследоваться с середины 1960-х гг. Всесторонний повышенный интерес к ней способствовал разработке целого ряда вопросов: социализацию и социальную адаптацию личности изучали Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.Г.Харчев, В.А. Ядов и другие; особенности адаптации различных возрастных групп общества исследовались С.Е. Ануфриевевым6, А.Б. Георгиевским7. Процесс адаптации в учебном и трудовом коллективе и адаптацию в них новых членов изучали И.В. Бурдова, О.И. Голубчиков, В.Н. Иванов, А.И. Матвеева, А.И. Ходаков8. Факторы социальной адаптации личности и эффективность данного процесса освещается в работах Б.Г.Ананьевой, Ф.Б. Березиной, О.И. Зотовой, И.К. Кряжевой, Т.А. Немчиной9. Адаптация молодых специалистов в системе общего образования рассматривались В.Т. Ащепковым, Г.А. Баллом, А.А. Барановым, В.И. Брудным, П.С. Кузнецовым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Е.В. Руденским10 и другими. Социально-психологический аспект данной проблемы исследовали С.Э. Артемова, Д.А. Андреева, С.Д. Агарелян, Ю.С. Бабахан, Ф.Б. Березина, А.А. Гордон, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова11.
Целью бакалаврской работы является исследование особенностей и факторов социальной адаптации студентов профессиональных колледжей.
Объектом исследования является социальная адаптация как социокультурный процесс.
Предметом исследования является особенности социальной адаптации студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты социальной адаптации в социологии;
2. Рассмотреть особенности и факторы социальной адаптации студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе;
3. Выявить условия успешной адаптации студентов профессиональных колледжей.
4. Проанализировать ФГОС основного общего образования и среднего профессионального образования на наличие особенностей в образовательном процессе студентов.
Теоретико-методологическая база исследования. В основе исследования лежат фундаментальные разработки отечественных и зарубежных исследователей по проблемам социальной адаптации. В процессе работы были использованы следующие подходы:
Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон) - позволяет рассмотреть адаптацию молодежи к условиям обучения в колледже с позиции его социальной структуры, а также явных и латентных функций, выполняемых данным образовательным учреждением.
Конфликтологический подход (К. Маркс) - позволяет рассмотреть среднее профессиональное образование как механизм, воспроизводящий социальное неравенство. То есть колледж рассматривается с точки зрения дифференциации общества на социальные группы.
Институциональный подход (Дж. Дьюи, Н. Флинстин, Л. Тевено) в рамках данного подхода система среднего профессионального образования рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими элементами.
Теории социальных изменений (Э. Гидденса, П. Штомпки) - позволяет провести комплексный и целостный анализ социального становления и социального изменения студентов колледжей в современном российском обществе.
Гипотеза исследования: социальная адаптация студентов профессиональных колледжей есть результат воздействия объективных и субъективных факторов. Субъективные факторы (мотивация, совладающее поведение, взаимоотношения, локализация контроля) оказывают первостепенное значение на уровень успешности адаптационных процессов студентов колледжей, тогда как объективные факторы (специфические условия конкретного колледжа и факультета, возраст, пол) оказываются вспомогательными и играют второстепенную роль в указанных процессах.
Методы исследования: анкетный опрос, экспертный опрос, анализ документов (ФГОСы основного общего образования и среднего профессионального образования).
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос (N=200) студентов первого курса профессиональных колледжей г. Тольятти (100 юношей и 100 девушек) в возрасте 16-18 лет. Второй метод - экспертный опрос (N=10) преподавателей профессиональных колледжей г. Тольятти. Третий метод - анализ документов (ФГОС основного общего образования, ФГОСы среднего профессионального образования для студентов колледжей г. Тольятти 34.02.01 «Сестринское дело», 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», 22.02.06 «Сварочное производство», 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения», 38.02.07 «Банковское дело»).
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы, построенные на основе эмпирического материала, могут показать структурно-содержательные компоненты социальной адаптации студентов, сформировать целостный понятийный научный аппарат по исследуемой теме, способствовать разработке методик по успешной социальной адаптация студентов, также могут быть использованы для диагностики и составления программ по развитию личностных качеств студентов профессиональных колледжей. На основе проведенных исследований, полученные результаты, могут быть использованы как социологами, так и другими специалистами при работе с данной проблематикой.
Апробация работы: результаты исследования отражены в статье, опубликованной в научно-методическом журнале "Концепт" (июнь 2017).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социальная адаптация занимает важное место в социологических теориях проблем взаимодействия социальной среды и человека. Теоретический анализ многочисленных исследований позволил нам заключить, что на современном этапе развития вопрос адаптации студентов занимает ключевые позиции в системе среднего профессионального образования. Модернизация среднего профессионального образования (внедрение ФГОС СПО) вводит потребность в понимании социальной адаптации студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.
Успешная адаптация студента первокурсника является немаловажным фактором его дальнейшего социального становления и эффективной профессиональной подготовки. При переходе из одной системы образования в другую студентам необходимо адаптироваться к новой незнакомой им социокультурной среде. Процесс адаптации зависит от многих, как субъективных, так и объективных факторов.
Для эмпирического исследования объективных и субъективных факторов социальной адаптации студентов профессиональных колледжей нами были применены методы: анкетирование, экспертный опрос преподавателей профессиональных колледжей г. Тольятти, анализ документов (ФГОС).
Анализ субъективных факторов социальной адаптации показал, что большинство студентов быстро и достаточно легко привыкают к студенческой жизни, отношение с одногруппниками и преподавателями в колледже у большинства респондентов благоприятные, уважительные. Анализ некоторых параметров дает основания утверждать, что результаты не показали серьезных различий между ответами юношей и девушек.
Анализ объективных факторов показал, что они больше подвержены изменениям, чем субъективные факторы, таким образом, влияние их на адаптационной процесс студентов не прекращается. Обобщая эмпирические данные и выводы, можно указать, что студенты-первокурсники профессионального колледжа испытывают различные трудности в период социальной адаптации и преподавателем необходимо оказывать поддержку первокурсникам. Можно говорить о том, что процессы социальной адаптации, скорее всего, направлены на наиболее подвижные личностные структуры (навыки управления своими эмоциями и поведением). Также следует отметить, что полученные в процессе исследования показатели не имеют критичных показателей.
Экспертный порос преподавателей колледжей позволил сделать выводы, что большинство преподавателей стараются помогать первокурсникам. Преподаватели колледжей считают, что современным студентам сложнее адаптироваться к новой системе образования и считают исследование процесса адаптации студентов первокурсников актуальной на современном этапе развития системы образования.
Проведение сравнительного анализа ФГОСов основного общего образования и среднего профессионального образования позволил выявить различия в системах оценивания результатов учебной деятельности, а так же различия в целях развития личности обучающегося. Сравнительный анализ ФГОСов основного общего образования и среднего профессионального образования в контексте социальной адаптации, показал, что стандарты уделяют особое внимание социальной адаптации образовательного процесса.
Проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в колледже закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. Поэтому особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс обучения уже с первого месяца учебы. Но при этом нельзя забывать, что при поступлении в колледж у подростка происходят значительные изменения в жизни. Во-первых, новое учебное заведение и новый маршрут до места учебы. Во-вторых, новый коллектив сверстников и преподавателей. В-третьих, проблемы, связанные с проживанием в студенческом общежитии - начинается «испытание свободой», которое выдерживают не все. Кроме этого возникают трудности, связанные с неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой, слабым знанием школьной программы, отсутствием навыков самостоятельной работы.
На основании анализа научной литературы, посвященной проблемам социальной адаптации студентов профессиональных колледжей в современном российском обществе и результатов проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации:
1. Адаптационная работа должна начинаться с мероприятия, где проходят знакомство студентов с особенностью обучения в колледже. Указанная мера способствует формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности в колледже.
2. Кураторам группы необходимо проводить беседы со студентами, классные часы, собрания с целью успешной социальной адаптации студентов к новой образовательной системе. Данная мера позволяет сплотить группу первокурсников и настроить их на учебную деятельность.
3. Необходимо активно вовлекать студентов-первокурсников в совместную деятельность. Социальную адаптацию студентов-первокурсников лучше всего осуществлять в коллективе.
4. Профильная подготовка школьников старших классов. Установление тесных организационно-педагогических связей между общеобразовательными школами и профессиональными колледжами. Дни открытых дверей в колледжах; свободный и открытый доступ к педагогической информации; проведение «экскурсий» в колледжах для школьников (абитуриентов); проведение «открытых» занятий; внедрение в школьную систему форм занятий, подобно, таким как в колледже.
Подводя итоги, можно утверждать, что социальная адаптация студентов профессиональных колледжей оказывает значительное влияние на дальнейшее обучение. Конечно, главным в социальной адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым учебным условиям. В успешной социальной адаптации большую роль играет самостоятельная, творческая работа студента. Одной из наиболее важных проблем в современном колледже является адаптация студента не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.


1. Аврамова Е. Адаптационные ресурсы населения: попытка количественной оценки / Е. Аврамова, Д. Логинов // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - №3 (59). - С. 12-18.
2. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб.пособие / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2008. - 583 с.
3. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. - Иркутск: Изд-во ИГПИ. - 2008. - 216 с.
4. Баранова Л.А., Петрушенко Т.К. Об оценке молодежью условий успеха в жизни // Молодой человек в условиях кризиса. - М.: Буки-Веди, 1994. - С. 144­145.
5. Беликова Л.Ф. Проблемы адаптации первокурсников: методика и технология социологической диагностики и проектирования. Материалы научно-методической конференции. - М.: Таус, 2003. - С. 13.
6. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / B. М. Березин. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 214 с.
7. Бирюкова М.В. Трудности первичной адаптации первокурсников в среднем профессиональном учебном заведении // Роль профессионального педагогического образования в модернизации системы образования Кузбасса: Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. С.А. Власовой, С.В. Моцарь, О.Г. Геровкиной. - Ленинск-Кузнецкий.: Росмен, 2006. - C. 21-24.
8. Бирюкова М.В., Ложникова Н.А. Социально-психологический портрет первокурсника среднего профессионального учебного заведения // Гуманизация образования. - 2008. - № 2. - С. 80-85.
9. Браун Т. П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды. - СПб.: Реноме, 2007. - С. 21.
10. Вадутова Ф.А. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах/ Ф.А. Вадутова, Л.И. Кабанова, Г.И. Шкатова // Вестник ТГПУ. - Томск, 2010. С. 123-126.
11. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России / М.И. Витковская, И.В. Троцук // Вестник РУДН. Серия «Социология». - М.: Пресс-бук, 2003. - 12 с.
12. Власова О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода // Автореф. Дисс. к.социол. наук. - М.: АСТ, 1994 - С. 14.
13. Волков Ю.Г. Социология. - Ростов-на-Дону: Наше время, 1999. - С. 140.
14. Гордашников В.А. Успешность профессиональной адаптации будущего специалиста / В.А. Гордашников, А.Я. Осин // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - №7. - С. 65-66.
15. Гордон Л.А. Социальная адаптация в условиях кризиса переходного времени // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. - 1994. - №2. - С.2.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ