Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Адаптационные барьеры и их преодоление средствами социально-психологического тренинга

Работа №116892

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Изучение социальной адаптации личности в отечественной и зарубежной психологии 10
1.2. Содержание и структура социальной адаптации личности 27
1.3. Виды социальной адаптации 31
1.4. Процесс социальной адаптации личности 34
Выводы по первой главе 36
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ В СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
2.1. Психологические условия и факторы социальной адаптации личности 37
2.2. Участие фактора «самоконтроля поведения и эмоциональных состояний» в социально-психологической адаптации военнослужащих 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

Социально-экономические условия жизни в Российской Федерации, сложившиеся в последнее десятилетие, делают актуальной проблему социальной адаптации к любой профессиональной деятельности и придают ей большую значимость. Особенно это касается экстремальных профессий, требующих сформированных личностных качеств, которые обеспечат успех в социально - психологической и профессиональной адаптации.
В современном российском обществе в связи с этими изменениями четко прослеживается противоречие между потребностью общества в становлении высоко профессиональной личности, отвечающей его требованиям и способностью личности эффективно выполнять свои функции и быстро приспосабливаться к новым требованиям профессиональной деятельности.
Это не могло не сказаться и на адаптации к военной профессии, насыщенной множеством внешних и внутренних препятствий на пути к становлению военного специалиста, и в связи с этим изменением ранее сформированных личностных качеств и вновь приобретенных (новообразований), направленных на преодоление адаптационных барьеров (Дунин Г.С., Конов В.В., Ковалев В.Н., Тарасов С.В., Табунов Н.Д., Сулимо - Самуйло и др.).
Изменения социальных отношений на производстве, служебной деятельности, в учебной деятельности, состоящие в трансформировании условий труда и службы, условий обучения, условий быта вызывают трудности в приспособлении к ним, и особенно у молодого населения, когда вступают в противоречия процессы социализации молодого поколения и социально-психологической адаптации в различных сферах деятельности.
В настоящее время недостаточно полно разработаны социально-психологические вопросы адекватного, успешного приспособления к той или иной деятельности.
Сюда можно отнести и разработку обозначенных проблем, проблемы связи адаптации, в широком ее понимании, и социально - психологической адаптации, в частности, с философскими и психологическими категориями: личности, деятельности и общения. К настоящему времени разработка отечественными и зарубежными социологами и психологами этих проблем не только выявила неизученные или малоизученные вопросы, пробелы в знаниях этих наук, но в большинстве отечественных работ подчеркивается, что адаптация не только процесс, но и деятельность, и результат деятельности, которые осуществляет личность, с ее своеобразием личностных качеств
В результате такой деятельности формируются личностные и субъектные качества, обеспечивающие успех в протекании адаптационного процесса, успех в противостоянии и преодолении адаптационных барьеров. Этим подчеркивается роль деятельности в формировании и становлении личностных качеств, а также в ее собственном развитии.
Адаптационная деятельность субъекта связана с преодолением и предупреждением разнообразных адаптационных барьеров, противоречий, противоборствующих сторон, конфликтов в жизнедеятельности индивида (дефицита индивидуальных жизненных ресурсов, креативных проблем индивидуального развития, нарушения социально-психологического баланса во взаимоотношениях противоборствующих сторон и многих других барьеров).
Адаптивный барьер - это так же потенциальная возможность противостоять процессу адаптации и, по мнению В.М. Ромма, - это «совокупность объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, тормозящих адаптацию личности к разноуровневым адаптивным ситуациям, либо препятствующие ей» (М.В. Ромм).
Адаптационные (или адаптивные) барьеры встречаются на пути формирования процесса адаптации и любой деятельности: внешней, внутренней. Известно, что, по А.Н. Леонтьеву, основателю психологической теории деятельности, структура любой деятельности представлена внешней и внутренней сторонами. При протекании внутренней деятельности также, как и внешней, встречаются адаптационные барьеры. Поэтому к адаптационным барьерам следует относить не только внешние препятствия, но и психологические.
К ним можно отнести недостаточное или ослабленное развитие высших когнитивных функций: мышления, воображения (например, мыслительных операций - систематизации, классификации и других форм мышления - суждений, умозаключений), отсутствие гибкости мышления, форм опережающего отражения - предвидения, предугадывания, предсказания, предвосхищения, неспособность быстро принимать решения и многих других.
В профессиональной или учебной деятельности требуются (востребованы профессиональной деятельностью) определенные психологические качества, определяющие внутреннюю психологическую готовность личности специалиста к преодолению адаптационных препятствий, барьеров.
Уровень социально-психологической и профессиональной адаптации определяется наличием затруднений или адаптивных барьеров в процессе адаптации, причем под затруднением ими понимается состояние остановки или перерыва в той или иной деятельности, в том числе и общении: столкновение с преградой, невозможность перехода к следующему этапу деятельности.
Адаптационные затруднения и барьеры выполняют две функции в процессе адаптации: положительную (мобилизующую, подобно стеническим эмоциям) и отрицательную, связанную с невозможностью преодолевать затруднения. Это не может не сказаться на формировании определенных личностных в случае невозможности преодолеть адаптационные барьеры. Многие проблемы социально-психологической адаптации недостаточно изучены в современном научном обществе и нуждаются в освоении и доработке. Отсутствие непротиворечивых воззрений на природу социально- психологической адаптации ставит неразрешимые вопросы перед социальной и психологической практикой.
Процесс социальной адаптации личности исследовали ученые различных отраслей знаний (Б.Г. Ананьев, Д.А. Андреева, Н.Н. Аймухамбетов, Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко и др.).
Факторы социальной адаптации личности в своих работах рассматривали: Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева и др., вопросы критериев эффективности процесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин и др.
Большой перечень фамилий ученых еще не определяет разработанность обозначенной проблемы: не определены механизмы социально-психологической адаптации, нераскрыты: понятийный аппарат, научные подходы к решению этой проблемы, активного и продуктивного взаимодействия между сторонами, выяснения отношений при взаимодействии сторон и др.
Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, проблема социальной адаптации личности остается до сих пор актуальной и требует дальнейшего исследования.
Нуждаются в доработке вопросы создания и оценки психологических и социальных условий для протекания успешной социально-психологической адаптации. Столь же необходимо понимание участия (негативного или положительного) разнообразных факторов в преодолении трудностей, встречающихся на пути успешной адаптации в той или иной профессиональной детальности. Таким образом, накоплено много вопросов и проблем, которые настоятельно требуют их разрешения.
Объектом исследования является социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования - психологические и социальные условия и факторы, определяющие успешность преодоления адаптационных барьеров при социально - психологической адаптации военнослужащих первого года службы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что полученный психологический опыт в результате психологического сопровождения военнослужащих и формирования у них профессионально важных качеств, таких, как наличие у личности сформированного и развитого саморегулирования и самоконтроля поведения и эмоциональных состояний будет способствовать и повышать эффективность процесса их социально-психологической адаптации к военной службе.
Цель исследования - выявить психологические условия и факторы социально - психологической адаптации личности призывника первого года службы и разработать техники, приемы сопровождения учебного процесса для успешной социально-психологической адаптации военнослужащего.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современную отечественную и зарубежную научную литературу по проблеме социальной и социально - психологической адаптации личности и сделать выводы.
2. Описать процесс протекания социально - психологической адаптации личности призывников в соответствии с условиями военной организации и формируемыми новообразованиями военной деятельностью.
3. Экспериментально выявить и исследовать влияние фактора «самоконтроля поведения и эмоциональных состояний» на процесс социальной адаптации личности военнослужащих.
При выполнении работы мы опирались на известные научно-теоретические методологические подходы, объясняющие и позволяющие понять социальную и социально - психологическую адаптацию личности, такие, как: теория психологической деятельности, согласно которой социальная адаптация личности является активным процессом усвоения личностью социального опыта (А.Н. Леонтьев); системно-личностный и системно - деятельностный подходы, как фундамент личностных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов и возможности изменения психологических функций в процессе и в результате деятельности (в нашем случае адаптивной деятельности призывника - первогодка) (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов и др.), культуроцентрический подход (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.), субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова - Славская и др.).
В работе использованы: теоретико-практические модели современных научных направлений психологии, имеющих отношение к психологии личности, межличностных отношений, теоретические разработки современных представлений на природу и развитие мотивационной сферы личности, современные научные представления адаптации и социально-психологической адаптации личности и др.
В бакалаврском проекте были использованы следующие методы исследования: наблюдение, психологический эксперимент, психологическое тестирование. В работе использованы психологические тесты: 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), тест социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, тест нервно- психологического напряжения Т.А. Немчина, шкала астенического состояния Л.Д. Маклаковой, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, C.B. Чермянина.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность выполненного исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, востребованностью его для различных видов деятельности (игровой, учебной, профессиональной, служебной). Во-вторых, значимостью этой темы для становления, развития индивидуальных, личностных и субъектных качеств юношей, призывающихся на воинскую службу.
В-третьих, ее тесной связью с общением, взаимодействием между людьми при прохождении воинской службы.
Разработка обозначенных проблем связи адаптации, в широком ее понимании, и социально - психологической адаптации, в частности, с философскими и психологическими категориями: личности, деятельности и общения. Их разработка отечественными и зарубежными социологами и психологами не только выявила неизученные или малоизученные вопросы, пробелы в знаниях этих наук, но в большинстве отечественных работ подчеркивается, что адаптация не только процесс, но и деятельность, и результат деятельности.
А если это так, то в результате такой деятельности формируются личностные и субъектные качества, обеспечивающие успех в протекании адаптационного процесса, успех в противостоянии и преодолении адаптационных барьеров. Этим подчеркивается роль деятельности в формировании и становлении личностных качеств, а также в ее собственном развитии.
Биологические и физиологические исследования и накопленный опыт в этих науках по системной организменной адаптации дали толчок и направили движение научной мысли к поиску более совершенных - психологических механизмов адаптации, присущих протеканию высших психических процессов у человека.
Вслед за этим появился устойчивый интерес к проблеме психологической и социальной адаптации личности. Такой интерес наблюдался в работах российских психологов и философов, таких, как С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитов, Ф.В. Бассин, В.В. Столин, Ф.Е. Василюк, Г.М. Андреева, A.A. Налчаджян, И.К. Кряжева и другие.
В психологической научной литературе представлены различные теории и определения содержания психологической и социальной адаптации, которые требуют специального рассмотрения в силу изучения более совершенной системы отражения. Однако, в некоторых исследованиях в большинстве случаев адаптация трактуется, как биологическое явление, свойственное всему живому, способному к приспособлению организма к постоянно изменяющимся условиям окружающей организм среды. Благодаря этому создаются возможности приспосабливаться организму и продолжать свое существование. Биологическое явление «адаптация» исторически самое раннее определение, и поэтому оно издавна привлекало к себе внимание человечества.
Исторический анализ разработки понятия «адаптация» и его сущности убедительно доказывает принадлежность его к биологической науке и это понятие в большой мере связанно с эволюционной идеей.
В биологических исследованиях в общем виде явление адаптации как процесс в живой природе рассматривалось как изменение в целесообразности устройства и функционирования организмов с целью адекватного приспособления к изменяющимся условиям природной, биологической, психологической и социальной сред.
Изучение процесса адаптации, его форм и видов, а также его функциональных механизмов и адаптации как биологического явления в российской науке связано с именами таких известных ученых - биологов, как: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Н. Ухтомский.
Цель настоящего исследования состояла в выявлении и изучении системы психологических условий и некоторых факторов социальной адаптации личности в экстремальных условиях - в условиях пребывания на воинской службе и выполнения воинских обязанностей.
Социальная адаптация военнослужащих - это многомерный, системный процесс, предполагающий развитие и становление новообразований, личностных и субъектных качеств, способствующих преодолению множества адаптационных барьеров, с которыми сталкивается новобранец - военнослужащий. Многомерность этого процесса обусловлена множеством условий, влияющих на его протекание и эффективное становление призывника как личности и как субъекта служебной деятельности, состоящей из множества обязательств, высоких морально-нравственных установок, протекающей нередко в непривычных для гражданских, воинских условиях.
Адаптация к военной службе как системное явление предполагает не только формирование организменных, физиологических, психологических и социально - психологических механизмов, определяющих успешное протекание этого процесса, но и развитие личностных и субъектных качеств не менее значимых не только для успешной адаптации, но и для будущей успешной служебной и профессиональной деятельности. Многие родители после возвращения сыновей из армии отмечают новые личностные качества, ранее им не свойственные и определяющие выбор профессии, стратегий поведения в гражданских профессиях. При этом призывники, пройдя воинскую службу, не только выполняют свой гражданский долг, но и в процессе воинской службы приобретают новые гражданские специальности, формируют у себя качества, определяющие в гражданских профессиях субъектную активность, способность к саморегуляции и самоорганизации, самоуправление и самоконтроль, т.е. качества, составляющие стержень самосознания и «Я» - концепции.
В настоящей работе учитывались благоприятные для личностного и субъектного развития военнослужащего условия воинской службы, но направленность исследования состояла в формировании специально - организованными средствами (социально-психологическим тренингом) качеств, обеспечивающих личностный рост, уверенность в себе как фактор успешной социально - психологической адаптации к профессиональной деятельности.
Несомненна роль внутренней психологической деятельности субъекта в протекании и развитии социально - психологической адаптации, и протекании ее при преодолении адаптивных барьеров.
Для более глубокого понимания социально - психологической адаптации как процесса многими авторами, как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе (Б.Г. Ананьев, Д.А. Андреева, Т.А. Немчин, Г.С. Никифоров, Г. Селье и др.) исследована роль условий и факторов в его протекании. При этом под условиями понимали внешние и внутриличностные объекты, процессы необходимые для изменения процесса адаптации.
Под факторами понимают движущие силы процесса адаптации. Среди описанных и проанализированных факторов в нашей работе особое внимание обращено на те, которые влияют на положительный успешный результат социально - психологической адаптации определяют в курсантской среде у юношей семнадцати - восемнадцати лет и которые, в целом, определяют: динамику, уровень и результат социально - психологической адаптации. Этим требованиям соответствуют личностные качества, в том числе чувство уверенности в себе и способность к саморегуляции психологических состояний.
Цель настоящего исследования состояла в выявлении и изучении системы психологических условий и некоторых факторов социальной адаптации личности.
На основании анализа современной психологической и социологической научной литературы и собственных полученных результатов мы сделали следующие выводы:
1. Понятие «адаптация» возникло в биологической науке, и его появление и его первоначальная разработка связана с эволюционной теорией. Представителями этого направления адаптация рассматривалась как простое приспособление организма к окружающей его среде,
Механизм социально - психологической адаптации личности, согласно некоторым ученым, был тождественен механизму биологической адаптации организма. Механизм социальной адаптации личности похож на механизм биологической адаптации организма (Г. Селье, Ч. Дарвин). Однако, учитывая более сложно организованную социально психологическую систему по сравнению с биологической. Такое мнение можно отнести к физиологическому редукционизму, согласно известным философским воззрениям.
2. В современной научной литературе понятие «социальной адаптации» имеет различный смысл и определения, что свидетельствует о недостаточной разработанности этого понятия, как в социологической, так и в психологической литературе.
3. В настоящей работе под социально - психологической адаптацией личности мы понимаем процесс формирования особых социально - психологических механизмов, отличающихся от биологических - гомеостатического равновесия, динамического стереотипа и других , которые социально и психологически состоят в выработке и появлении при общении и взаимодействии бесконфликтного и комфортного поведения. Это обусловлено предъявляемыми требованиями и условиями социальной жизнедеятельности субъекта.
4. Понятие «социально - психологическая адаптация личности» имеет собственные характеристики, состоящие в том, что процесс социальной адаптации личности протекает при наличии осознанной саморегуляции этого процесса с целью достижения полезного результата и при этом личность выступает как субъект социальной среды, к которой она адаптируется;
5. Результатом социально - психологической адаптации субъекта является создание таких условий социальной жизнедеятельности, при которых прежние поведенческие механизмы для достижения полезного результата в деятельности, при общении и взаимодействии с другими членами общества становятся не продуктивными, малопроизводительными, т. е. неэффективными.
6. В работе нами исследован психологический фактор саморегуляции психических состояний, в состав которого вошли такие признаки, как нервно-психическая устойчивость, эмоциональная устойчивость, самоконтроль поведения, отсутствие нервно-психического напряжения. Использованный в работе тренинг саморегуляции показал достаточно высокую эффективность.
Работа, несомненно, имеет и практическое значение, так как раскрывает способы достижения успешной социально - психологической адаптации не только у военнослужащих, но и у других слоев населения.


1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности (Проблема методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1989. - с. 110-134.
3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 302 с.
4. Айвазян, С. А. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных [Текст] / С.А. Айвазян, И.С. Енюков, Л.Д. Мешалкин - М.: Финансы и статистика, 1983.- 472 с.
5. Аймухамбетов, Н. Н. Изменения психофизиологических показателей работоспособности у курсантов при сочетанном воздействии техник саморегуляции [Текст] / Н.Н. Аймухамбетов // Вестник науки ТГУ. - 2016. - С. 3 - 7.
6. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980.
7. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М., 2010.
8. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 337 с.
9. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / K.M. Гуревич, В.И. Лубовский / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982. - 320 с.
10. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с.
11. Андреева, Д. А. Влияние адаптации студентов на учебную деятельность // Проблемы активности студентов [Текст] / Д.А. Андреева. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1975. - с. 78-82.
12. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональной системы [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
13. Анцыферова, Л. И. Личность с позиции динамического подхода [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Л.И. Анциферова. - М.: Наука, 1990. - С. 7­17.
14. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
15. Барбашов, З. И. Адаптация человека [Текст] / З.И. Барбашов, И.И. Лихницкая. - Л.: Наука, 1972. - 267 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ