Введение 13
1. Теоретические основы набора и отбора персонала при приеме на
работу 18
1.1. Понятие и особенности набора персонала в организации 18
1.2. Отбор персонала: критерии и методы 25
1.3. Роль качественного отбора персонала в управлении предприятием 32
2. Набор, отбор и подбор персонала на примере ООО «Персонал-Групп
Т» 35
2.1. Общая характеристика ООО «Персонал-Групп Т» 35
2.2. Структура персонала предприятия 52
2.3. Анализ сложившейся системы набора, отбора и подбора персонала в ООО
«Персонал-Групп Т» 58
2.4. Кадровая служба, линейные и функциональные руководители как
субъекты процесса набора и отбора персонала при приеме на работу 63
3. Основные направления совершенствования процесса нобора, отбора и
подбора персонала при приеме на работу в ООО «Персонал-Групп Т» 66
3.1. Разработка предложений по совершенствованию процесса набора, отбора
и подбора персонала при приеме на работу 66
3.2. Рекомендации по повышению экономической эффективности
предлагаемых мероприятий 73
Заключение 85
Список литературы 88
Приложение А 92
Приложение Б 94
Работа любой российской организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики российских предприятий, реализуемой предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, тесно связанным практически со всеми основными направлениями работы в этой сфере.
Полная занятость в экономике нашей страны в период застоя, создание новых рабочих мест за счет дополнительных капиталовложений, сокращения продолжительности рабочего дня и увеличения отпусков привели к росту дефицита на рынке труда. Технический прогресс и организационные нововведения, улучшая условия труда, предъявили новые требования к уровню знаний и психофизиологическим возможностям человека.
Это, в свою очередь, увеличило дефицит высококвалифицированных кадров, а также кадров, отвечающих психофизиологическим требованиям производства. С помощью командно-административных методов руководства, не обладая гибкими средствами управления, невозможно было эффективно устранить или уменьшить социальную напряженность, вызванную потребностью в повышении качества жизни и, прежде всего качества трудовой жизни, которое находит свое выражение в достойных человека условиях труда и возможности участия каждого работника в управлении делами организации.
Повышение чувства удовлетворенности трудом при одновременном улучшении использования персонала оказалось невозможным достичь при стремлении к прагматической антигуманной цели - выполнению плана
производства продукции любыми средствами. Административные методы руководства игнорировали человека, не считались с его потребностями.
Актуальность темы обосновывается тем, что в современных условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы подбору и найму кадров придается особо важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы.
Управление персоналом должно носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой работники организации рассматривается как человеческий ресурс или человеческий капитал.
Одними из важных видов деятельности по управлению человеческими ресурсами являются отбор и найм персонала. Задачей привлечения персонала является обеспечение покрытия потребности в персонале в качественном и количественном отношении.
Сегодня предприятия прилагают серьезные усилия по отбору персонала, адаптации, повышению квалификации и его практической подготовке, к принятию большей ответственности. Тем не менее, в организации вполне возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях считается необходимым замещение любых должностей руководителей и специалистов на конкурсной основе, то есть с рассмотрением нескольких кандидатур на место, с участием внешних и внутренних кандидатов.
В настоящее время происходит переход к активным методам отбора персонала, нацеленным на привлечение в организацию как можно большего числа соискателей, удовлетворяющих требованиям. Совершенствуется процедура самого отбора. В прошлом руководитель нередко выбирал работника без помощи кадровых служб. Он полагался на свою интуицию и опыт, а также на рекомендации (характеристики) с прежнего места работы. Частые ошибки приводили к увольнению работника и его заменой новым сотрудником. Такой подход в современных условиях становится не только неэффективным с точки зрения обеспечения потребностей в квалифицированной рабочей силе, но и попросту дорогостоящим.
Подбор персонала - наиболее ответственный этап в управлении персоналом, так как ошибка обходится слишком дорого. Умение нанимать на работу наиболее подходящих людей является большим и довольно редким талантом, которым может владеть управляющий персоналом. Строгие требования к подбору кадров позволяют не только отобрать лучших специалистов, но и напомнить тем, кто уже работает, какие высокие требования предъявляются к персоналу.
Система работы с кадрами должна быть спланирована таким образом, чтобы добиваться постоянного увеличения в составе кадров предприятия тех людей, кто обладает хорошими знаниями, квалификацией, физическими данными, и следить за тем, чтобы таких работников было все больше в каждом подразделении.
В итоге может быть разработана согласованная кадровая политика, включающая системы набора, подготовки, совершенствования и оплаты труда персонала, а также политика отношений между администрацией и работником.
Таким образом, тема совершенствования отбора и подбора персонала в настоящее время является очень актуальной.
Цель выпускной квалификационной работы - провести анализ сложившейся системы набора, отбора и подбора персонала в ООО «ПерсоналГрупп Т», выявить её проблемы и на основе этого разработать мероприятия по совершенствованию процесса набора, отбора и подбора персонала при приеме на работу.
Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- исследовать теоретические основы подбора и отбора персонала в организации;
- проанализировать процессы отбора и подбора персонала в ООО «Персонал-Групп Т»;
- предложить мероприятия по совершенствованию подбора и отбора персонала в ООО «Персонал-Групп Т».
Объектом исследования является - ООО «Персонал-Групп Т» - предприятие розничной торговли в Томской области.
Предметом исследования является персонал организации - как ее главный ресурс.
При написании работы были использованы законодательные акты, монографии, научные и учебные издания по управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам отбора, подбора и набора персонала.
Теоритической основой послужили труды таких авторов, как Азямова Л., Закирко В., Купер Д., Магура М. И., Половинко В. С.
В работе также использовались труды зарубежных авторов, как Робертс Г., Шнайдер Б., Десслер Г., Дебро Ж.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные на основе проведенного анализа мероприятия позволят усовершенствовать деятельность по подбору и найму персонала, что будет способствовать повышению кадрового потенциала и конкурентоспособности предприятия.
Структура работы включает введение, три главы и заключение.
Введение содержит обоснование актуальности темы исследования, характеристику цели, задач, объекта, предмета, практической и теоретической основ, а также описание структуры диплома.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты отбора и подбора персонала.
Во второй главе анализируется состояние работы по подбору и отбору персонала в ООО «Персонал-Групп Т».
В третьей главе излагаются практические предложения по совершенствованию подбора и отбора персонала при найме на предприятие.
Заключение содержит ключевые положения изложенной в дипломной работе концепции подбора и отбора персонала сфере розничной торговли, которые одновременно являются итоговыми выводами дипломного исследования.
Построенная таким образом работа позволяет показать всю многогранность управления предприятием на основе совершенствования системы подбора, обучения персонала.
Таким образом, в настоящее время необходимость вопроса грамотного и компетентного управления персоналом вообще и подбора и профессионального роста персонала в частности на предприятии ни у кого не вызывает сомнений.
Кадровая служба предприятия является основным функциональным подразделением по управлению персоналом. Возрастание роли кадровых служб и кардинальная перестройка их деятельности вызваны коренными изменениями экономических и социальных условий, в которых ныне действуют предприятия в рамках общего становления рыночных отношений в стране в целом.
Основной задачей при подборе на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. Отбору работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и соответствию качеств претендентов требованиям предается большое значение.
Поиск и отбор кадров традиционно рассматривается как функция кадровых служб. Однако эффективный процесс отбора персонала всегда требует участия в нем руководителей тех подразделений, в которые отбираются новые работники. Это предполагает знание руководителями основных принципов и процедур, используемых при отборе кадров, и обладание необходимыми для этого навыками. Особенно это актуально для небольших организаций, где подбор кадров осуществляется в основном первым руководителей или руководителями подразделений.
Этап отбора работников на любом предприятии является весьма важным, так как именно при его правильном проведении организация обеспечивается грамотными работниками, способными занять достойное место при замещении вакантной должности.
Практический анализ был проведен на базе данных ООО «ПерсоналГрупп Т».
Анализ системы подбора, отбора и найма персонала в розничной сети показывает, что одной из главной проблем в данной организации является текучесть персонала, которая говорит о необходимости совершенствования работы по адаптации сотрудников.
Повышенный оборот кадров, какой бы причиной он ни был вызван, снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, эффективность затрат на обучение, отвлекает от обязанностей высококвалифицированных специалистов, вынужденных помогать новичкам, ухудшает морально-психологический климат, снижает производительность труда у тех, кто собирается уходить, а в результате вызывает экономические потери.
Основными причинами текучести персонала на предприятии можно назвать проблемы адаптации персонала
Совершенствование системы подбора и отбора при найме персонала в гостинице необходимо с целью повышения эффективности и результативности труда.
Для совершенствования системы подбора персонала в ООО «ПерсоналГрупп Т» можно предложить следующие мероприятия:
1. Выработка единого стандарта подбора, то есть выявление ключевых признаков «подходящих» кандидатов для работы в гостинице. Единый стандарт подбора позволит постепенно сделать менее «разношерстным» персонал организации, унифицировать корпоративную культуру, сделать процессы внутри компании более управляемыми и прогнозируемыми.
2. Доведение стандарта подбора до руководителей, которое включает в себя воспитание у начальников подразделений ответственности за принимаемые ими решения о приёме в подразделение того или иного сотрудника.
3. Качественное информирование принимаемых в организацию кандидатов, которое заключается в предоставлении кандидату максимально корректной, четкой информации.
Совершенствуя систему подбора кадров в ООО «Персонал-Групп Т», необходимо разработать также мероприятия и по совершенствованию системы дальнейшей адаптации нового сотрудника.
При правильной организации адаптации сотрудник быстрее включается в новую социальную группу, снижается уровень его тревожности, его ресурсы в основном направляются на создание продукта деятельности, а не на восполнение недостающей информации и переживание обособленности в коллективе.
Эффективная адаптация позволит снизить затраты на прием новых сотрудников, экономить время руководителей и снизить текучесть кадров, лучше обеспечивать сохранность конфиденциальной информации.
Для того чтобы введение в должность было эффективным, необходимы не только активность, профессиональная чуткость самого сотрудника, проведение организационных мероприятий и достаточной информированности.
Нужно, чтобы человек, который будет являться помощником для сотрудника в адаптационный период, обладал определенными социально-психологическими качествами, такими как умение слушать собеседника; внимательность; лояльность и отсутствие категоричности; навыки презентации; ораторские способности; эмоциональная компетентность.
Наиболее эффективным методом адаптации персонала является наставничество. В результате регулярных контактов наставника с новым работником можно сделать вывод об эффективной адаптации по таким показателям, как отсутствие напряжения, страха, которые раньше вызывала работа, инициативность сотрудника, заинтересованность его в повышении квалификации, установление дружеских связей с коллегами по работе.
Данные нововведения помогут снизить текучесть кадров, повысить производительность труда, культуру управления, согласовать работу всех подразделений, сократить потери рабочего времени, повысить культуру производства, уровень трудовой дисциплины и, наконец, объем продаваемой продукции.
1. Абакутина О. В., Чупрова Д. Б. Анализ современных методов отбора персонала// Материалы Международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества - будущему России». Том 2. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 143 с.
2. Адаир Д., Искусство управлять людьми и самим собой. - М.: Эксмо, 2013. - 656 с.
3. Азямова Л., Закирко В. Как построить систему отбора персонала. Опыт АК «Алроса» // Кадровик. Трудовое право для кадровика [Текст] - 2014. - №11.
4. Артемов О.Ю., Архипова Н.И., Ермакова И.Н. Овчинникова Н.В. Теория и практика работы с кадрами. - М.: РГГУ, 2012. - 789 с.
5. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. Учебник - М.: ЮНИТИ, 2014. - 560 с.
6. Басаков М.И. Как найти хорошего работника. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 256с.
7. Беляев С. Как быстро летит время. Что ждет рекрутинг в будущем: новые функции, методы, технологии // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. -
2015. - №11. - С. 14-18.
8. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика / В.Р. Веснин - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 688 с.
9. Гаврилова О. Популярные методики оценки кандидатов// Кадровик. Рекрутинг для кадровика. - 2010. - №6(2). - С. 33-39.
10. Гутковская Е. А. Управление персоналом в организации: монография /Е. А. Гутковская. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. - 125 с.
11. Дебро Ж. Такие действенные «второстепенные» методы!// Кадровик. Рекрутинг для кадровика. - 2012. - №8(3). - С. 11-14.
12. Денисова А. Нетрадиционные методы подбора персонала:
Электронный ресурс: http://www.hrm.ru/netradicionnye-metody-podbora-
personala.
13. Десслер Г. Управление персоналом: монография /Г. Десслер; пер. с англ. Д. П. Коньковой; под общ. ред. И. М. Степнова. - М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2010. - 799 с.
14. Друкер П. Эффективный руководитель. - М.: Вильямс, 2014. - 224 с.
15. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта / И.Б. Дуракова - М.: Центр, 2014. - 156 с.
16. Егоршин А.П. Управление персоналом. - М.: Экономика, 2005. - 720с.
17. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2012. - 638 с.
18. Жув, Д. Подбор персонала / Д. Жув, Д. Массони / Пер. с франц. под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2012. - 96 с.
19. Зайцев Г. Г. Управление деловой карьерой: учеб. пособие /Г. Г. Зайцев, Г. В. Черкасская. - М.: Академия, 2009. - 251 с.
20. Иванова, С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час / С.В. Иванова - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 160 с.
21. Казаков М.В. Перспективы совершенствования системы подбора персонала в кредитных организациях // Управление персоналом. - 2013. - № 11 (213).
22. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие для вузов /А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М.: КноРус, 2012. - 357 с.
23. Купер Д. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки: пер. с англ. /Д. Купер, И. Т. Робертсон, Г. Тинлайн. - М.: Вершина, 2010. - 332 с.
24. Магура М. И. Поиск и отбор персонала: Настол. кн. для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров /М. И. Магура. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2011. - 304 с.
25. Майклз Э., Хэнтфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 272 с.
26. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательство журнала «Управление персоналом», 2011, 550 с.
27. Мордовин, С.К. Управление персоналом: современная российская практика / С.К. Мордовин - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
28. Морнель П. Технологии эффективного найма. Новая система оценки и отбора персонала - М.: Добрая книга, 2014. - 264 с.
29. Никитина И.А. Эффективность систем управления персоналом. СПб.: СПбГИЭА, 1998. - 118 с.
30. Половинко В. С. Управление персоналом: системный подход и его реализация: монография /В. С. Половинко. - М.: Информ-Знание, 2012. - 484 с.
31. Пугачев В.П. Руководство персоналом. - М.: Аспект-Пресс, 2014. -
416 с.
32. Робертс Г. Рекрутмент и отбор: подход, осн. на компетенциях: учебник: пер. с англ. /Г. Робертс. - М.: HIPPO, 2010. - 278 с.
33. Семенова Н. Профессия: менеджер по персоналу // Работа для вас. -
2011. - № 33. - с. 17.
34. Рудавина, Е.Р. Книга директора по персоналу / .Р. Рудавина, В.В. Екомасов - СПб.: Питер, 2013. - 368 с. (Серия «Совет директоров»).
35. Симоненко С. Наш подход к центрам оценки// Управление персоналом. - 2013. - №16. - С. 47-49.
36. Сотникова С. И. Основы управления персоналом: учеб.-метод. комплекс. - Новосибирск: НГУЭУ, 2011. - 187 с.
37. Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров / В.А. Спивак - М.:Эксмо, 2010. - 624 с.
38. Стрыгина В. Систематизация бизнес-процесса «Найм персонала» Кадровая служба и управление персоналом предприятия - 2012. - №8.
39. Травин В. В. Менеджмент персонала предприятия: монография /В. В. Травин, В. А. Дятлов. - 5-е изд. - М.: Дело, 2009. - 270 с.
40. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия - М.: Дело, 2010.
41. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 560 с.
42. Управление персоналом организации: Учебник /Под ред. А. Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 638 с.
43. Устав ООО «Персонал Групп - Т».
44. Файбушевич С. Методика собеседования при приеме на работу//Кадровик. Рекрутинг для кадровика. - 2014. - №3(1). - С. 24-30.
45. Фокс Джеффри Дж. Как стать первоклассным руководителем. Правила привлечения и удержания лучших специалистов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 172 с.
46. Шамарин А.В., Морозов А.Н., Сухоруков Е.В. Совершенствование процедуры подбора персонала на предприятии // Управление персоналом [Текст]. - 2015. - №7.
47. Шапиро С. А. Управление человеческими ресурсами: монография / С. А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2010. - 303 с.
48. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня С.В. - М.: ООО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2012. - 400 с
49. Шнайдер Б. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников: монография /Бенджамин Шнайдер, Нил Шмитт; пер. с англ. Н. В. Гришиной, М. Б. Курбатовой. - СПб.: Экон. шк.: С.-Петерб. ун-т экономики и финансов, 2010.- 547 с.