Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы изучения педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации 9
1.1 Педагогические основы формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации 9
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации 18
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации 23
2.1 Определение уровня сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации 23
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации 37
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации 46
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 60
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем и контрольном этапах 61
Приложение В Алгоритм работы с источниками информации 63
В наше время очень много информации вокруг нас, которая предоставлена в абсолютно разных источниках. Нужно еще с дошкольного возраста обучать людей находить и использовать ее.
Окружающее ребенка пространство - это источник различных видов информации. Информация, самостоятельно полученная в практической деятельности, является бесценным достоянием ребёнка, соединяя в себе знания, умения и ценности. Основной задачей взаимодействия в процессе обучения детей становится не передача готовой информации, а формирование умений самостоятельно получать информацию, используя различные источники и использовать ее при решении различных задач.
Однако в ходе нашего исследования мы столкнулись с пониманием важности формирования умений осуществлять поиск информации у старших дошкольников, но самих исследований недостаточно.
О необходимости создания специальных педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста умений осуществлять поиск информации говорится в исследованиях: Н.И. Апполоновой, О.В. Афанасьевой, Л.А. Венгера, З.А. Грачевой, А.К. Матвеевой, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова.
Вместе с тем, в практике дошкольных образовательных организаций недостаточно учитывается важность создания специальных педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации. Условия создаются педагогами эпизодически, часто проявляется позиция воспитателя «над» ребенком, отсутствует система в построении познавательно-исследовательской деятельности и осмысленной ее организации.
Обзор литературы по теме свидетельствует, что учеными изучается проблема формирования у детей 6-7 лет различных способов работы с информацией. В частности, данная тема представлена в трудах A. И. Савенкова, И.О Фрейдкина, М.В. Смирновой, Э.П. Семенюк, Н.В. Кузьминой, А.Н. Поддьякова. Исследование проблемы формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации в процессе поисковой деятельности нашло отражение в исследованиях ученых: О.В Дыбиной, B. В. Щетининой, В.Р. Овчинниковой, В.Н. Быковой. Проблема формирования информационных умений у обучающихся исследовалась в работах Е.И. Смирновой, М.В. Меланина, Е.А. Медведева, Н.А. Лавриенко, Н.Н. Поддьяков и других ученых. А.И. Савенков в своих работах основательно исследует вопрос об умениях детей старшего дошкольного возраста осуществлять поиск информации.
Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта, накопленного человечеством. Педагог, создавая педагогические условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания окружающего мира. Работа по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации должна основываться на умении детей использовать конкретный источник информации. Так дети, решая поисковое задание, должны определить алгоритм действий по использованию того или иного источника информации. Далее дети должны зарисовать алгоритм действий с помощью условных символов. В дальнейшем, основываясь на данный наглядный алгоритм, дети обсуждают последовательность действий до начала деятельности по использованию данного источника информации.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
Гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации будет возможным при реализации следующих педагогических условий:
• стимулирование интереса детей к поиску информации с использованием различных источников;
• реализация разработанных поисковых заданий, обеспечивающих освоение детьми способов и средств работы с информацией с учетом специфики ее источников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
3. Разработать и реализовать педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
4. Определить и оценить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• теоретические положения Н.И. Апполоновой, О.В. Афанасьевой, Л.А. Венгера, З.А. Грачевой, А.К. Матвеевой, Н.Н. Поддьякова, A. Н. Поддьякова о необходимости создания специальных педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста умений осуществлять поиск информации;
• теоретические положения А.И. Савенкова, И.О Фрейдкина, М.В. Смирновой, Э.П. Семенюк, А.Н. Поддьякова о формировании исследовательских умений дошкольников и различных способах работы с информацией;
• теоретические положения И. Божович, Л.С. Выготского, B. В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина о роли поисковой деятельности.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
• эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
• методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя образовательная школа» № 5 г. Югорска Тюменской области. В исследовании принимали участи 20 детей 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что разработаны поисковых заданий, обеспечивающих освоение детьми 6-7 лет способов и средств работы с информацией с учетом специфики ее источников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обосновано поэтапное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации на мотивационном, информационно-обучающем, действенно-развивающем этапах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (26 наименований), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 17 таблиц. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Исследование проблемы формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации позволило сделать следующие выводы.
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций и требует теоретического осмысления.
В работе уточнено содержание понятия «умения осуществлять поиск информации», которое рассматривается нами как приобретенные детьми на основе знаний и опыта способности к действиям, направленным на поиск, усвоение и последующее представление информации.
В соответствии с целью и задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации, основываясь на исследованиях А.И. Савенкова были выделены показатели оценки сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации. В соответствии с показателями были подобраны диагностические задания.
На констатирующем этапе был выявлен уровень сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
Полученные данные диагностического исследования показали, что низкий уровень сформированности умений осуществлять поиск информации был выявлен у 5 детей (25%), средний уровень сформированности умений осуществлять поиск информации был выявлен у 12 детей (60%), высокий уровень был выявлен у 3 детей (15%).
Исходя из цели исследования и, учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: разработать и реализовать педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
Мы доказали, что формирование у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации будет возможным при реализации следующих педагогических условий: стимулирование интереса детей к поиску информации с использованием различных источников; реализация разработанных поисковых заданий, обеспечивающих освоение детьми способов и средств работы с информацией с учетом специфики ее источников.
Работа по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации проводилась поэтапно: мотивационный, информационно-обучающий, действенно-развивающий.
Исходя из цели и задач исследования, определили цель контрольного эксперимента: выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации.
В результате проведения контрольного среза по выявлению уровня сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации , была выявлена следующая динамика: количество детей с низким уровнем снизилось на 5%, со средним уровнем снизилось на 5%, с высоким уровнем увеличилось на 10%.
Полученные результаты позволяют утверждать, что после проведения формирующей работы по реализации педагогических условий, способствующих повышению уровня сформированности у детей 6-7 лет умений осуществлять поиск информации, выявилось, что все дети были активны при выполнении поисковых заданий. Дети проявляли интерес к поиску информации и использовали разные источники информации. В ходе выполнения поисковых заданий дети осваивали способы и средства работы с информацией с учетом специфики ее источников.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Абрамова. М. : Академия, 2016. 336 с.
2. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 1-6.
3. Атаян А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/78/13563/ (дата обращения: 25.09.2021).
4. Башаева Т. В. Развитие восприятия: дети 3-7 лет. М. : Академия, 2001. 115 с.
5. Богоявленская Д. Б., Петухова И. А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP041976/PUS-080 (дата обращения: 23.09.2021).
6. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=107896 (дата обращения: 11.09.2021).
7. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. М. : Академия, 2002. 144 с.
8. Гендина Н. И. Информационная культура личности. М. : Юрайт 2021. 356 с.
9. Данильчук Е. В. Теоретико-методологические основы формирования информационной культуры будущего педагога [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/312/70761/ (дата обращения: 18.09.2021).
10. Данильчук Е. В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога. Волгоград : Перемена, 2002. 150 с.
11. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска. М. : Сфера, 2017. 128 с.
12. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. М. : Сфера, 2001. 192 с.
13. Егорова Т. А. Развитие исследовательского потенциала дошкольников. Современный детский сад [Электронный ресурс]. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003010664.pdf (дата обращения: 03.07.2021).
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000. 512 с.
15. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб. : Детство-пресс, 2019. С. 68-74.
...