Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические аспекты организации кредитных взаимоотношений коммерческих банков с заемщиками 9
1.1 Понятие и сущность кредита, особенности организации кредитования физических лиц 9
1.2 Обзор рынка кредитования России и за рубежом, в том числе рынка кредитования физических лиц 15
1.3 Методы оценки кредитоспособности заемщика - физического лица 22
2 Оценка кредитных отношений АО «Банк Русский Стандарт» с заёмщиками - физическими лицами 30
2.1 Характеристика АО «Банк Русский Стандарт» 30
2.2 Анализ кредитного портфеля АО «Банк Русский Стандарт» 34
2.3 Анализ процедуры кредитования физических лиц 50
3 Мероприятия по совершенствованию кредитования физических лиц в АО «Банк Русский Стандарт» 56
3.1 Развитие кредитования под образовательные программы в банке 56
3.2 Оценка экономического эффекта мероприятия по совершенствованию кредитования физических лиц 61
Заключение 65
Список используемых источников 69
Приложения 75
Актуальность темы исследования. Кредит относится к числу старейших экономических явлений. Его исторические корни следует искать на самых ранних стадиях развития общества. Можно предположить, что первые простейшие кредитные сделки имели место уже в родовой общине, когда предметы труда коллективного назначения передавались на время для нужд индивидуального использования с последующим возвратом [27, с. 6].
На современном этапе развития общества возрастает роль кредита. Возникший в США финансовый кризис нашел благоприятную почву в Европе, а затем и в России. Особенно остро он проявился в банковской сфере и, как следствие, стал объектом для дискуссий среди финансистов и экономистов о производительных качествах кредита. Последствиями финансового кризиса в России стало сокращение объемов кредитования, что отразилось на деловой активности товаропроизводителей, снижении платежеспособности населения и в целом привело к падению экономики.
Российская экономика находится на переходном этапе развития экономики и общества. Возможности прежней модели увеличения экономических показателей в значительной степени закончились. Экономическое развитие государства не может опираться на производство энергоносителей и расширение внутреннего спроса.
В настоящее время необходимо формировать новую экономическую модель, в основе которой будут лежать модернизация и инновации. Базой модели должны стать развитие конкурентной среды, создание рыночных институтов. Предполагается осуществить переход от экономики спроса к экономике предложения.
Реализация стратегии развития экономики требует повышения роли кредита как экономического инструмента, способного повысить качество воспроизводственных процессов.
Доступность и эффективность кредитов для организаций и населения складываются из уровня развития в самом кредитном рынке рыночных отношений, а также из того, насколько глубоко кредитный рынок внедрился в хозяйственную модель страны. Во внутренних и внешних экономических отношениях определяющую роль играют коммерческие банки. Они способствуют развитию экономики, обеспечивая движение финансов. Современную экономику невозможно представить без банковского кредитования. Кредиты - это основной вид деятельности кредитной организации, приносящий максимальную прибыль. Но также существует риск невозврата кредитов - кредитный риск. Его влияние на финансовые показатели банка усиливается в период кризисных явлений в экономике. Современные банки сталкиваются с этой проблемой. Банк России в статистическом отчете отмечает: «доля просроченной задолженности в совокупной сумме средств кредитных организаций составляла на 01.01.2018 г. 6,98%»[48].
Это подтверждает необходимость еще на этапе рассмотрения кредитной заявки качественно определить перспективу возврата заёмщиком в обозначенное договором время основного долга и причитающихся процентов по кредиту. Кредитные менеджеры должны квалифицированно и основательно провести расчет и анализ экономических показателей, характеризующих платежеспособность, а следовательно и кредитоспособность клиента. Это позволит снизить до минимального уровня вероятность невозврата кредитных средств.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение организации кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты организации кредитования физических лиц в коммерческом банке;
2) провести анализ кредитных отношений банка с заёмщиками - физическими лицами;
3) предложить мероприятия по совершенствованию организации кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является АО «Банк Русский Стандарт».
Предметом исследования служит организация кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Период исследования включает 2015-2017 года.
При выполнении исследования были применены эмпирические методы: сравнение и описание; логические методы: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция.
В работе были применены такие эмпирические методы исследования, как описание, сравнение, а также обще логические методы и приемы, в частности, анализ и синтез, аналогия, типология, индукция и дедукция, обобщение.
Информационной базой для проведения исследования послужили труды российских и зарубежных теоретиков и практиков по проблемам организации кредитования в коммерческом банке. В ходе исследования проведен анализ законодательных и нормативных актов, регулирующих документов Банка России по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что был структурирован процесс организации кредитования физических лиц в коммерческом банке и систематизированы методы определения кредитоспособности физических лиц.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные мероприятия позволяют совершенствовать процесс организации кредитования физических лиц в коммерческом банке.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе изучены теоретические вопросы организации кредитования физических лиц в коммерческом банке: понятие и сущность кредита, методику оценки кредитоспособности заемщика.
Во второй главе проведена оценка кредитных отношений АО «Банк Русский Стандарт» с заёмщиками - физическими лицами: анализ кредитного портфеля банка, процедура кредитования физических лиц.
Третья глава содержит рекомендации по совершенствованию процесса организации получения кредита физическими лицами в коммерческом банке и расчет их экономической эффективности.
В соответствии с поставленными задачами в первой главе бакалаврской работы были изучены теоретические аспекты кредитных взаимоотношений коммерческих банков с заемщиками.
Кредит означает в экономике предоставление денег или товаров в долг и, как правило, с уплатой процента.
В российском законодательстве кредитные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, часть вторая.
Кредит предоставляется юридическим лицом, имеющим лицензию Банка России, в денежной форме на основании письменно заключенного договора, на условиях платности, возвратности и срочности.
Проанализировав систему кредитования физических лиц в России и за рубежом, можно сделать вывод, что наиболее развитая система кредитования в США. Помимо процентной ставки, отличительной чертой европейской и американской системы кредитования является менталитет заемщиков. Не только уровень доходов, стабильность экономики и макроэкономические показатели влияют на развитие кредитной отрасли, но и отношение человека к своим финансовым обязательствам. В понимании большинства российских граждан кредит - это что-то ужасное, рискованное и даже позорное.
Финансовую состоятельность заемщика выражают понятия платежеспособность и кредитоспособность.
Вывод об уровне кредитоспособности заемщика для управления кредитным риском коммерческие банки делают на основе совокупности критериев и показателей. Каждый банк использует свой конкретный набор показателей и критериев, который меняется в процессе развития кредитных отношений. Отечественные банки для оценки кредитоспособности физического лица применяют методы определения кредитоспособности по уровню дохода, по кредитной истории, андеррайтинг, скоринг.
Вторая глава посвящена оценке кредитных отношений АО «Банк Русский Стандарт» с заёмщиками - физическими лицами.
Объектом исследования послужила кредитная организация Акционерное общество «Банк Русский Стандарт» (АО «Банк Русский Стандарт»).
Проведенный анализ финансовых показателей деятельности АО «Банк Русский Стандарт», показал отрицательную тенденцию. Активы банка, включая средства клиентов существенно снизились. Сокращение располагаемыми ресурсами отразилось и на отрицательной динамике ссудной задолженности. Финансовый результат, и соответственно уровень рентабельности, в 2016 году имели отрицательное значение. В 2017 году банк получил положительный финансовый результат, однако значительно ниже уровня базового 2015 года.
Анализ кредитного портфеля АО «Банк Русский Стандарт» выявил:
• чистая ссудная задолженность, как и в целом активы банка, за анализируемый период имеют тенденцию к снижению;
• доля чистой ссудной задолженности в активах в 2016 году снизилась с 31,66% до 29,93%, в 2017 году увеличилась и составила 30,86%;
• отрицательную динамику продемонстрировало кредитование физических лиц в целом, которое занимает основную долю кредитного портфеля - 68,80%;
• основную долю кредитного портфеля банка по отраслям экономики составляют кредиты физическим лицам - на конец периода 78,61%;
• положительным фактом является сокращение просроченной задолженности по сумме, доля просроченной задолженности существенно снизилась: с 9,85% в начале периода до 4,15% в конце;
• доходность чистой ссудной задолженности в 2016 году повысилась на 1,18 процентный пункт, но в 2017 году существенно снизилась на 10,47 процентных пункта и составила 30,63%.
Соответственно, кредитный портфель АО «Банк Русский Стандарт» ориентирован на кредитование физических лиц. Однако ссудная задолженность банка сократилась, что свидетельствует о необходимости активизировать деятельность по продвижению банковских услуг на рынке. Положительной тенденцией отмечено сокращение просроченной задолженности.
При принятии решения о выдаче кредита специалистами АО «Банк Русский Стандарт» учитывается материальное положение заемщика, его способность в установленный срок возвратить полученный кредит в полном объеме и уплатить проценты.
Для обеспечения своевременного возврата кредитов АО «Банк Русский Стандарт» принимает используемые банковской практикой залог, поручительство (гарантию) и обязательства других фирм.
Определение кредитоспособности заемщика специалистами Банка осуществляется на основе изучения месячных доходов и расходов клиента.
Возможность выдачи кредита определяют финансовая и социальная стабильность заемщика.
В банке используются современные методики определения кредитоспособности потенциального заемщика. Процедура является стандартной, однако используются современные технологии оформления кредита, позволяющие клиенту самостоятельно через сайт банка оценить возможность получения кредита, рассчитать возможную сумму ежемесячного платежа с учетом своего дохода. Кредитная задолженность и задолженность по процентам погашается путем внесения средств через банкомат банка. SMS- сервис и ИНФО m@il позволяют взять кредит и быть в курсе всех изменений по счету.
В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию кредитования физических лиц в АО «Банк Русский Стандарт».
В сложившихся условиях для привлечения клиентов банкам необходимо предлагать новые банковские продукты и гибкие условия кредитования, а также использовать современные способы их продвижения. Высокий уровень просроченной задолженности свидетельствует о необходимости совершенствования методики оценки кредитоспособности потенциального заемщика для снижения неработающих и просроченных кредитов.
Для привлечения клиентов предлагается разработать и предложить потенциальным заемщикам банковский продукт, условное название которого «Образовательный кредит». Сложившие в современном обществе условия высокой стоимости образовательных услуг, несопоставимой с уровнем дохода для многих российских семей, могут сформировать благоприятные условия для продвижения данного кредита.
Отличительная особенность образовательного кредита от нецелевого потребительского состоит в том, что во время обучения выплачиваются только проценты по займу, а основной долг можно погасить после окончания обучения.
Следует обратить внимание на продвижение предлагаемого продукта. Добиться положительного результата в этом направлении можно различными способами, в числе которых наибольшее значение имеет организация грамотной и целенаправленной рекламы.
Предлагаемое совершенствование процесса определения кредитоспособности заёмщика и поручителя и использование информации из ПФР, Росреестра, ГИБДД, социальных сетей позволит АО «Банк Русский Стандарт» получить более точный результат и снизить риск невозврата кредита.
Проведенные расчеты показали, что проектируемое мероприятие является экономически эффективным. Финансовый результат от реализации программы продвижения банковского продукта «Образовательный кредит» составит 21 600 тыс. руб. в год. Это позволяет сделать вывод об экономической эффективности предлагаемого кредита.
Таким образом, поставленная цель бакалаврской работы была достигнута, поставленные задачи решены.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018)
2 Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 31.12.2017) «О банках и банковской деятельности»
3 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ ред. (ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах»
4 Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
5 Федеральный закон от 11.11.2003 N 152-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об ипотечных ценных бумагах»
6 Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О потребительском кредите (займе)»
7 Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О кредитных историях»
8 Федеральный закон от 26.07.2017 N 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
9 Положение об обязательных резервах кредитных организаций (утв. Банком России 01.12.2015 N 507-П) (ред. от 13.11.2017)
10 Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 28.06.2017 N 590-П)
11 Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери (утв. Банком России 23.10.2017 N 611-П)
12 Указание Банка России от 01.12.2014 № 3465-У «О составе и порядке формирования информационной части кредитной истории»
13 Указание Банка России от 11.12.2015 № 3893-У «О порядке направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй посредством обращения в кредитную организацию»
14 Указание Банка России «О порядке направления должнику уведомления о передаче информации о нем в бюро кредитных историй» (от 06.02.2015 № 3561-У)
15 Указание Банка России от 19.02.2015 № 3572-У (ред. от 11.12.2015) «О порядке направления запросов в Центральный каталог кредитных историй и получения из него информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история субъекта кредитной истории, через бюро кредитных историй».
...