Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности

Работа №111392

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты обучение младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности 7
1.1 Проблема исследования коллективной творческой деятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Организация работы по обучению младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности 17
Глава 2 Экспериментальное исследование умения младших школьников договариваться в процессе коллективной творческой деятельности 28
2.1 Диагностика умения младших школьников договариваться в процессе коллективной творческой деятельности 28
2.2 Реализация содержания методов и приемов обучения младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности 49
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 56
Заключение 66
Список используемой литературы 72
Приложение 77

На современном этапе одной из актуальных проблем в педагогике и психологии является проблема формирования коммуникативных умений детей.
Дети нуждаются в объединении, испытывают социальную потребность жить увлекательной, интересной жизнью и быть активным участником коллектива. Коллективная творческая деятельность объединяет детей, т.е. объединяясь в группы, дети стремятся самореализоваться, самоутвердиться.
В коллективной творческой деятельности развитие коммуникативных умений происходит наиболее органично, в тесной связи с характером деятельности. Дети учатся договариваться. Тем самым закладывается «фундамент» для дальнейшей благоприятной социализации ребенка, его умения встать на позицию другого человека, личностного развития школьника в целом. Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности изучались в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека, которые дали характеристику специфике коммуникативных умений и предложили пути их формирования.
Исследуя возрастные особенности детей, ученые выделяют младший школьный возраст как наиболее сензитивный для развития коммуникативных умений.
При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов, проблема обучения младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности раскрыта недостаточно.
Это определило проблему исследования: Каково содержание методов и приемов обучения младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности?
Цель исследования - выявить и экспериментально доказать эффективность разработанного содержания методов и приемов обучения младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности.
Объект исследования - процесс воспитания младших школьников в коллективной творческой деятельности.
Предмет исследования - содержание методов и приемов обучения младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности.
Гипотеза исследования - обучение младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности будет наиболее эффективным, если:
- применять игровые методы направленных на объединение школьников;
- использовать тренинговые упражнения формирующие коммуникативные навыки и умение вести диалог;
- создавать проблемные ситуации и побуждать школьников к их рефлексивному анализу;
- побуждать детей к сочинению сказок и рассказов о дружбе и взаимопомощи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме обучения младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности.
2. Провести диагностику умения договариваться в процессе коллективной творческой деятельности.
3. Разработать содержание методов и приемов по созданию педагогических условий для обучения младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности.
4. Доказать эффективность разработанного содержания методов и приемов обучения по теме.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя Советского Союза В.Н. Банцекина городского округа Сызрань Самарской области, дети младшего школьного возраста.
Структура исследования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования достигнута его цель и решены поставленные задачи, сформулированы следующие выводы.
Коллективное творческое дело играет немаловажную роль в социализации ребенка. Если мы хотим, чтобы наши дети были инициативны, активно включались в жизнь общества нам, педагогам, надо предоставлять им такие возможности и ситуации, в которых они бы научились взаимодействовать с другими, научились высказывать свое мнение и не боялись услышать критику в свой адрес по поводу него. В этом нам во многом поможет методика коллективного творческого воспитания.
В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться».
Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период. К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.
Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Младший школьник ориентирован на самоутверждение.
Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема - дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.
Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться - значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы.
Работа над формированием умения детей договариваться и решать конфликты должна быть всесторонней и проводиться постоянно. Не нужно ограничиваться только организацией специальных занятий. Это можно делать каждый день, используя для таких целей любой удачный случай.
Получив опыт улаживания конфликтов, дети становятся более независимыми. Ребенок, который научится договариваться с другими, вырастет общительным, добрым и терпимым к людям. И это очень важно, поскольку жизненный успех человека в жизни во многом зависит от того, как он сумеет построить отношения с окружающими. Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было определение комплекса диагностических методик и диагностика умения младших школьников договариваться в процессе коллективной творческой деятельности.
Опытно-экспериментальная базой исследования являлось Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 городского округа Сызрань Самарской области. Испытуемые - дети младшего школьного возраста (возраст 7-8 лет), учащиеся 1 «А» класса. Для проведения экспериментальной работы были сформированы экспериментальная (12 детей) и контрольная (12 детей) группы.
В экспериментальной группе отмечен высокий уровень сформированности действий, учитывающих позицию партнера, выявлен у Маши Т. и Иры Г. Девочки понимают, что оценки и подходы к выбору относительны, могут учитывать различие позиций персонажей с адекватным обоснованием своего мнения. Средний уровень сформированности действий, учитывающих позицию партнера, показали 4 первоклассников, чей ответ является частичным правильным, они принимали разнообразие возможных подходов при оценивании предмета или ситуации, допускали справедливость или ошибочность разных мнений, но затруднялись с обоснованием своих ответов. Низкий уровень сформированности действий, учитывающих позицию партнера, выявлен у 6 младших школьников, которыми не учтены возможности разных оснований, давая оценку одного и того же или выбора, соответственно исключается существование различных точек зрения; ими принимается сторона одного из персонажей, а другую позицию они однозначно признают как неправильную. В контрольной группе высокий уровень сформированности действий, учитывающих позицию партнера выявлен у четверых детей. Средний уровень сформированности действий, учитывающих позицию партнера выявлен у 5 младших школьников, дающих частью верный ответ. Дети не могли привести обоснование своим ответам. Низкий уровень сформированности действий, учитывающих позицию партнера выявлен у 3 детей, считающих, что прав один персонаж и относящихся к иной позиции как однозначно неверной.
С целью изучения коммуникации как кооперации была использована методика «Рукавички» Г.А. Цукерман. В экспериментальной группе высокий уровень сформированности действий кооперации выявлен у Маши и Иры. Они активно обсуждали свой узор; выбрали способ, каким они будут раскрашивать рукавички; сравнивали способы действия и координировали их посредством совместного выполнения; следили, как происходит реализация их замысла. Средний уровень сформированности действий кооперации выявлен у 5 школьников. В их работах присутствует частичное сходство по отдельным признакам (цвету или форме некоторых деталей), но есть и ряд заметных различий. Низкий уровень сформированности действий кооперации показали 5 учащихся, их узоры имеют либо много различий или совсем не похожи. Дети не пытались договариваться или не смогли прийти к одному мнению, каждый настаивал на своем. В контрольной группе высокий уровень сформированности действий кооперации выявлен у троих детей, которые смогли договориться, осуществить взаимоконтроль и взаимопомощь ходе рисования, проявили положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности. Средний уровень сформированности действий кооперации показали 7 учащихся, работы которых, несмотря на наличие некоторого сходства, имеют значительные разнообразия. Низкий уровень сформированности действий кооперации выявлен у 2 ребят, работы которых совершенно разные из-за того, что дети не смогли прийти к согласию.
В экспериментальной группе у 33% отмечается высокий уровень сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи, в контрольной группе высокий уровень отмечен у 43% учащихся. Средний уровень отмечается у 26% учащихся экспериментальной группы и у 57% контрольной группы. Низкий уровень сформированности отмечен у 26% учащихся экспериментальной группы. В контрольной группе низкий уровень не выявлен.
Уровень развития связной речи младших школьников исследовались с помощью методики «Исследование уровня развития связной речи учащихся на основе составления рассказа по серии сюжетных картинок». В экспериментальной группе высокий уровень развития связной речи выявлен у Маши и Иры. Средний уровень развития связной речи выявлен у 5 младших школьников. Низкий уровень развития связной речи показали 5 учащихся. В контрольной группе высокий уровень развития связной речи выявлен у троих детей. Средний уровень развития связной речи показали 7 учащихся. Низкий уровень развития связной речи выявлен у 2 ребят.
В процессе диагностики уровня развития связной речи у обучающихся экспериментальной и контрольной группы, установлено, что в экспериментальной группе высокий уровень имеют только 17% учащихся, в контрольной группе - 25%. Средний уровень сформированности действий кооперации отмечен у 41% учащихся экспериментальной группы и у 58% учащихся контрольной группы, низкий уровень отмечается у 42 % учащихся экспериментальной группы и у 17% контрольной группы.
Цель формирующего эксперимента - реализовать комплекс мероприятий, направленных на обучение младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности. В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности использовались игры и упражнения из театральной педагогики, конкурсы и викторины. В основу обучения положена игровая деятельность, что соответствует возрастным особенностям детей. Занятия проводились с детьми экспериментальной группы, занятия проводились со всей группой по 40 мин 2 раза в неделю в течение 7 недель. Организация работы была разделена на три основных этапа.
Целью контрольного этапа эксперимента является повторная диагностика умения младших школьников договариваться в процессе коллективной творческой деятельности после формирующего этапа. В экспериментальной группе, после формирующего этапа, по четырем разделам у большей части детей отмечен высокий уровень развития коммуникативных способностей. В ходе исследования выявлено, что проведенные в рамках формирующего этапа мероприятия, способствовали обучению младших школьников договариваться в процессе коллективной творческой деятельности.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования - обучение младших школьников умению договариваться в процессе коллективной творческой деятельности будет наиболее эффективным, если :
- применять игровые методы направленных на объединение школьников;
- использовать тренинговые упражнения формирующие коммуникативные навыки умения вести диалог;
- создавать проблемные ситуации и побуждать школьников к их рефлексивному анализу;
- побуждать детей к сочинению сказок и рассказов о дружбе и взаимопомощи.


1. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/О.М. Арефьева// Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
2. Агеева Л. В., Шелякина Н. А., Астафьева Е. А., Герус В. Л., Вахнина И. Ю. Развитие творческих способностей младших школьников//Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый.- 2017. - С. 79-82.
3. Агафонова, И. Н. Программа «Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы» / И. Н. Агафонова. - СПб. 2003. - 45 с.
4. Бажукова, Н.Н. Организация системы коллективных отношений и творческих дел как средство воспитания сознательной дисциплинированности учащихся. Учебное пособие к спецкурсу./Н.Н. Бажукова Перм.гос.пед.ин-т. - Пермь: 1991 - 84 с.
5. Батуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников /Г.М. Батуева- Калининград, 2003. - 191 с.
6. Белкина, В. Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы / В. Н. Белкина // Начальная школа. - 2003. - №7. - 15 с.
7. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/Р.Бернс. - М.: «Прогресс», 1986. - 67 с.
8. Багдасарова, С. К. Психология и педагогика :учеб. пособие для ср. спец. учеб. заведений / С. К. Багдасарова, С. Н. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - М.: Ростов н/Д: МарТ, 2006. - 315 с.
9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 349 с.
10. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 250 с.
11. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. - 144 с.
12. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
13. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика : Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 с.
14. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. - Москва : Смысл; Per Se, 2000. - 685 с.
15. Вертгеймер М. Продуктивное мышление/ М. Вертгеймер. - М. : Наука, 1988. - 340 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ