СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТА С СУБЪЕКТИВНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме субъективного благополучия
1.1 Подходы к понятию субъективного благополучия 8
1.2 Факторы субъективного благополучия 15
1.3 Критерии субъективного благополучия 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме социальной идентичности
2.1 Подходы к понятию социальной идентичности 25
2.2 Социальная идентичность как результат процесса социализации 39
2.3 Социальная идентичность и субъективное благополучие 43
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов
3.1 Организация и методы исследования взаимосвязи субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов 46
3.2 Результаты исследования особенностей субъективного благополучия и
социальной идентичности студентов 47
3.3 Результаты и анализ корреляционного исследования субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов 56
Выводы по третьей главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме субъективного благополучия
1.1 Подходы к понятию субъективного благополучия 8
1.2 Факторы субъективного благополучия 15
1.3 Критерии субъективного благополучия 19
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме социальной идентичности
2.1 Подходы к понятию социальной идентичности 25
2.2 Социальная идентичность как результат процесса социализации 39
2.3 Социальная идентичность и субъективное благополучие 43
Выводы по второй главе 45
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов
3.1 Организация и методы исследования взаимосвязи субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов 46
3.2 Результаты исследования особенностей субъективного благополучия и
социальной идентичности студентов 47
3.3 Результаты и анализ корреляционного исследования субъективного
благополучия и социальной идентичности студентов 56
Выводы по третьей главе 61
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Актуальность данной темы связана с тем, что студенты, поступая в институт, переживают изменения в своей социальной жизни, происходит переоценка ценностей, себя самого, своей роли в социальном мире и в данной социальной группе, меняется модель социального поведения. Период обучения в ВУЗе - это та пора, в которой происходит становление личности студента, где он ассоциирует себя не только со стороны субъекта учебной деятельности, ну и как личности и будущего профессионала в целом. Актуальными потребностями студента в период студенческой жизни являются:
• социальные потребности, которые включают в себя: стремление принадлежать к какой-либо одной или нескольким социальным группам;
• занимать в этой группе удовлетворяющую социальную роль;
• потребность в осознании своего места в мире;
• потребность в приобретении новых знаний, связанных с партнерским общением и готовностью взять на себя ответственность за коллектив;
• потребность в поддержании внутренней гармонии;
• потребность в выстраивании межличностных отношений; формировании уверенности в себе.
Субъективное благополучие, как и социальная идентичность, развивается в процессе социализации, оно предполагает успешную адаптацию в обществе, где субъективно благополучный индивид легко решает свои возрастные проблемы, и возрастные задачи развития. Разные психологи трактуют термин субъективного благополучия по - разному, но с единым смыслом, что любое благополучие — это спокойное, счастливое, течение жизни, удачливость в делах, при субъективном благополучии человек добивается желаемого в жизни.
Субъективное благополучие особенно важно для индивида в период студенческой жизни, так как в это период происходит осуществление личностной самоактуализации, личностного и социального развития. Быть пассивным и благополучным - невозможно, поэтому основу термина благополучность составляет постоянная активность индивида. Если в этот период студент испытывает неблагополучие, болезнь, то, происходит затруднение с социальной ролью, происходят проблемы с личностной самореализацией. Изучение благополучности невозможно без обращения к ценностно-мотивационной сфере личности, в которой собраны приоритеты индивида, для достижения счастья. Субъективное благополучие в период студенческой жизни - обусловлено оценочной функцией психики, сюда относится «самооценка», «самоотношение» и другие оценочные функции самосознания.
Социальная идентичность — это тот фактор, который позволяет личности осознавать свое поведение в той или иной социальной группе, и в различных социальных условиях. С помощью этого процесса, индивиду дается возможность включения в систему социальных связей, отношений , происходит взаимодействие между личностью и обществом.
Встает вопрос о том, какое основание служит для внутреннего равновесия студента, из чего оно складывается, каким образом субъективное благополучие может влиять на поведение студента в новой социальной группе, каким образом может повлиять субъективное благополучие на социальную идентичность.
Значимость изучения связи социальной идентичность с субъективным благополучием студентов, объясняется тем, что высшее учебное заведение, предоставляет студентам возможность не только в получении профессии, но и в достижении той или иной социальной позиции в обществе, при удовлетворительной социальной идентичности, социальной роли, личность ощущает себя благополучной.
Целью исследования является: выявление связи между социальной идентичностью студента и его субъективным благополучием.
Объект исследования - субъективное благополучие студентов.
Предмет исследования - связь социальной идентичности с субъективным благополучием студентов.
Гипотеза исследования - студенты с социальным неблагополучием, испытывают трудности с социальной ролью.
Задачи исследования:
-изучить субъективное благополучие;
-изучить социальную идентичность;
-изучить связь социальной идентичности с субъективным благополучием;
-подобрать методики для исследования социальной идентичности;
-подобрать методики для исследования субъективного благополучия;
-провести эмпирические исследования по выявлению социальной идентичности и субъективного благополучия;
-проанализировать результаты исследования.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут поспособствуют расширению теоретических знаний по проблемам социальной идентичности и субъективного благополучия, а так же их взаимосвязи, в дальнейших исследованиях смогут составлять теоретико- методологическую основу.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования можно будет использовать при практической работе в области психопрофилактике и психокоррекции по выявлению и устранению субъективного неблагополучия.
Эмпирическая база исследования: Исследование взаимосвязи субъективного благополучия и социальной идентичности студентов проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 19 до 22 лет - студенты 1-3 курсов (19 девушек, 11 юношей).
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и основные концепции, сформулированные как зарубежными, так и отечественными представителями психологии, по теории социальной идентичности ( Э. Эриксон, А. Ватерман, Дж. Марсиа, Ч. Кулли, Дж. Мид, Дж. Келли, Т. Лукман, П. Бергер, Т. Парсонс, Э. Дюргейм, А. Теджфел, Дж. Тернер, Э. Гидденс, С. Хатингтон, П. Бурдьё, Г.М. Андреева, Т.Г. Стефаненко), а также по теории субъективного благополучия (М. Аргайл, В. Динер, Н. Бредбёрн, К. Рифф, У. Ждеймс, М. Селигман, М.В. Соколова, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова).
Методы исследования: в данной работе, мною были использованы теоретические, психодиагностические, интерпретационные методы психологической науки, методы тестирования, анализа и синтеза, интерпретация результатов исследования.
Методики исследования:
Для исследования социальной идентичности, мною была выбрана методика: «Личностная и социальная идентичность» (А.А. Урбанович).
Для исследования субъективного благополучия, мною были выбраны методики: «Шкала субъективного благополучия» (М.В. Соколова), «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф), «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера.
• социальные потребности, которые включают в себя: стремление принадлежать к какой-либо одной или нескольким социальным группам;
• занимать в этой группе удовлетворяющую социальную роль;
• потребность в осознании своего места в мире;
• потребность в приобретении новых знаний, связанных с партнерским общением и готовностью взять на себя ответственность за коллектив;
• потребность в поддержании внутренней гармонии;
• потребность в выстраивании межличностных отношений; формировании уверенности в себе.
Субъективное благополучие, как и социальная идентичность, развивается в процессе социализации, оно предполагает успешную адаптацию в обществе, где субъективно благополучный индивид легко решает свои возрастные проблемы, и возрастные задачи развития. Разные психологи трактуют термин субъективного благополучия по - разному, но с единым смыслом, что любое благополучие — это спокойное, счастливое, течение жизни, удачливость в делах, при субъективном благополучии человек добивается желаемого в жизни.
Субъективное благополучие особенно важно для индивида в период студенческой жизни, так как в это период происходит осуществление личностной самоактуализации, личностного и социального развития. Быть пассивным и благополучным - невозможно, поэтому основу термина благополучность составляет постоянная активность индивида. Если в этот период студент испытывает неблагополучие, болезнь, то, происходит затруднение с социальной ролью, происходят проблемы с личностной самореализацией. Изучение благополучности невозможно без обращения к ценностно-мотивационной сфере личности, в которой собраны приоритеты индивида, для достижения счастья. Субъективное благополучие в период студенческой жизни - обусловлено оценочной функцией психики, сюда относится «самооценка», «самоотношение» и другие оценочные функции самосознания.
Социальная идентичность — это тот фактор, который позволяет личности осознавать свое поведение в той или иной социальной группе, и в различных социальных условиях. С помощью этого процесса, индивиду дается возможность включения в систему социальных связей, отношений , происходит взаимодействие между личностью и обществом.
Встает вопрос о том, какое основание служит для внутреннего равновесия студента, из чего оно складывается, каким образом субъективное благополучие может влиять на поведение студента в новой социальной группе, каким образом может повлиять субъективное благополучие на социальную идентичность.
Значимость изучения связи социальной идентичность с субъективным благополучием студентов, объясняется тем, что высшее учебное заведение, предоставляет студентам возможность не только в получении профессии, но и в достижении той или иной социальной позиции в обществе, при удовлетворительной социальной идентичности, социальной роли, личность ощущает себя благополучной.
Целью исследования является: выявление связи между социальной идентичностью студента и его субъективным благополучием.
Объект исследования - субъективное благополучие студентов.
Предмет исследования - связь социальной идентичности с субъективным благополучием студентов.
Гипотеза исследования - студенты с социальным неблагополучием, испытывают трудности с социальной ролью.
Задачи исследования:
-изучить субъективное благополучие;
-изучить социальную идентичность;
-изучить связь социальной идентичности с субъективным благополучием;
-подобрать методики для исследования социальной идентичности;
-подобрать методики для исследования субъективного благополучия;
-провести эмпирические исследования по выявлению социальной идентичности и субъективного благополучия;
-проанализировать результаты исследования.
Теоретическая значимость состоит в том, что полученные результаты могут поспособствуют расширению теоретических знаний по проблемам социальной идентичности и субъективного благополучия, а так же их взаимосвязи, в дальнейших исследованиях смогут составлять теоретико- методологическую основу.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования можно будет использовать при практической работе в области психопрофилактике и психокоррекции по выявлению и устранению субъективного неблагополучия.
Эмпирическая база исследования: Исследование взаимосвязи субъективного благополучия и социальной идентичности студентов проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 19 до 22 лет - студенты 1-3 курсов (19 девушек, 11 юношей).
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и основные концепции, сформулированные как зарубежными, так и отечественными представителями психологии, по теории социальной идентичности ( Э. Эриксон, А. Ватерман, Дж. Марсиа, Ч. Кулли, Дж. Мид, Дж. Келли, Т. Лукман, П. Бергер, Т. Парсонс, Э. Дюргейм, А. Теджфел, Дж. Тернер, Э. Гидденс, С. Хатингтон, П. Бурдьё, Г.М. Андреева, Т.Г. Стефаненко), а также по теории субъективного благополучия (М. Аргайл, В. Динер, Н. Бредбёрн, К. Рифф, У. Ждеймс, М. Селигман, М.В. Соколова, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова).
Методы исследования: в данной работе, мною были использованы теоретические, психодиагностические, интерпретационные методы психологической науки, методы тестирования, анализа и синтеза, интерпретация результатов исследования.
Методики исследования:
Для исследования социальной идентичности, мною была выбрана методика: «Личностная и социальная идентичность» (А.А. Урбанович).
Для исследования субъективного благополучия, мною были выбраны методики: «Шкала субъективного благополучия» (М.В. Соколова), «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф), «Шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера.
Рассмотрев некоторые подходы к проблеме субъективного благополучия, можно сделать вывод о том, что субъективное благополучие представляет собой единство когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов личности, а так же включает в себя: физические, духовные, социальные, материальные и психологические элементы. Личность становится благополучной тогда, когда происходит удовлетворенность индивидом эффективного функционирования социальной сферы в целом, своей ролью в той или иной социальной группе, удовлетворенность уровнем благосостояния, хорошим физическим и психическим самочувствием, качеством жизни.
Рассмотрев некоторые подходы к проблеме социальной идентичности зарубежных и отечественных исследователй, можно сделать вывод о том, что социальная идентичность является результатом взаимодействия личности с социальной средой, в процессе которого усваивает определенный социальный опыт, формирует образы собственного Я, которые находятся на разных уровнях самокатегоризации. Для приобретения социальной идентичности, должны быть задействованы процессы самопознания, самооценивания, а также должно происходить накопление знаний, способов поведения, оценок, все это является составляющим идентичности.
Говоря о субъективном благополучии и социальной идентичности, можно обратиться к представителям гедонестического подхода, которыми было выявлено то, что человек достигает субъективное благополучие тогда, когда он успешно адаптируется к социальной среде, запросам социального окружения в котором человек находится. Таким образом, субъективное благополучие, достигается человеком тогда, когда он утверждается в определенном социальном обществе, имеет определенную социальную роль и самореализуется.
Результаты исследования особенностей взаимосвязи между субъективным благополучием и социальной идентичностью у студентов показали:
-большее значение имеет их социальное окружение;
-наиболее выраженными показателями психологического благополучия являются «автономия» и «самопринятие». Студенты характеризуются как относительно самостоятельные и независимые, способны противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом;
-при исследовании удовлетворенности жизнью, наибольшее количество студентов отметили полную неудовлетворенность жизнью;
-наибольшее количество взаимосвязей между показателями субъективного и психологического благополучия, и личностной и социальной идентичностью студентов было выявлено по параметрам связанными именно с социальной идентичностью.
Гипотеза, которая нами была выдвинута в данной работе, по исходу эмпирического исследования была подтверждена. Исследование показало, что в период студенчества большее значение для субъективного благополучия у студентов являются показатели, которые связаны непосредственно с социальной идентичностью: «отношения с окружающими», «мой внутренний мир», «моя работа», «я и общество, в котором я живу».
Рассмотрев некоторые подходы к проблеме социальной идентичности зарубежных и отечественных исследователй, можно сделать вывод о том, что социальная идентичность является результатом взаимодействия личности с социальной средой, в процессе которого усваивает определенный социальный опыт, формирует образы собственного Я, которые находятся на разных уровнях самокатегоризации. Для приобретения социальной идентичности, должны быть задействованы процессы самопознания, самооценивания, а также должно происходить накопление знаний, способов поведения, оценок, все это является составляющим идентичности.
Говоря о субъективном благополучии и социальной идентичности, можно обратиться к представителям гедонестического подхода, которыми было выявлено то, что человек достигает субъективное благополучие тогда, когда он успешно адаптируется к социальной среде, запросам социального окружения в котором человек находится. Таким образом, субъективное благополучие, достигается человеком тогда, когда он утверждается в определенном социальном обществе, имеет определенную социальную роль и самореализуется.
Результаты исследования особенностей взаимосвязи между субъективным благополучием и социальной идентичностью у студентов показали:
-большее значение имеет их социальное окружение;
-наиболее выраженными показателями психологического благополучия являются «автономия» и «самопринятие». Студенты характеризуются как относительно самостоятельные и независимые, способны противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом;
-при исследовании удовлетворенности жизнью, наибольшее количество студентов отметили полную неудовлетворенность жизнью;
-наибольшее количество взаимосвязей между показателями субъективного и психологического благополучия, и личностной и социальной идентичностью студентов было выявлено по параметрам связанными именно с социальной идентичностью.
Гипотеза, которая нами была выдвинута в данной работе, по исходу эмпирического исследования была подтверждена. Исследование показало, что в период студенчества большее значение для субъективного благополучия у студентов являются показатели, которые связаны непосредственно с социальной идентичностью: «отношения с окружающими», «мой внутренний мир», «моя работа», «я и общество, в котором я живу».
Подобные работы
- Жизненная перспектива как фактор субъективного благополучия студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2017 - СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЖИЗНЕННЫЕ СМЫСЛЫ РОССИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная идентичность как фактор психологического благополучия
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Различия в показателях субъективного благополучия у светской и религиозной молодежи
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Субъективное благополучие отцов: взаимосвязи индивидуальных, внутрисемейных и социальных факторов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛИЦ РАЗНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Социальная тревожность и совладающее поведение у студентов вузов (Южный федеральный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



