Аннотация 2
Введение 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ 7
1.1 Понятие и классификация надпрофессиональных навыков 7
1.2 Формирование надпрофессиональных навыков. Особенности обучения иностранному языку в вузе 11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ТРЕБОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 17
2.1 Характеристика, структура и требования к проведению ролевой игры на занятии по иностранному языку 17
2.2 Изучение уровня сформированности надпрофессиональных навыков у студентов неязыковых направлений. Разработка и апробация ролевых игр 22
Заключение 35
Список используемой литературы 37
Актуальность данной проблемы вызвана тем, что в настоящее время стратегическая задача образования заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе принципиально нового качества обучения. При ознакомлении с какой-либо профессией, всегда есть перечень требуемых навыков и умений, необходимых в любой профессии, эти навыки и умения называются надпрофессиональными компетенциями. Ролевые игры на английском языке позволяют сформировать надпрофессиональные навыки у студентов неязыковых направлений вузов.
На значение игровой деятельности в обучении иностранному языку указывают известные методисты, такие как Е.И. Пассов, М.Ф. Стронин, И.М. Берман, Д.Б. Эльконин, В.М. Филатов и др. Они исследовали проблему стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием игровых приемов обучения. Однако влияние ролевых игр на формирование надпрофессиональных навыков недостаточно описано.
Объект работы - процесс обучения английскому языку в вузе.
Предмет работы - особенности формирования надпрофессиональных навыков посредством ролевой игры на занятиях по английскому языку в вузе у студентов неязыковых направлений.
Цель работы - повысить эффективность формирования надпрофессиональных навыков за счет использования метода ролевой игры на занятиях по английскому языку в вузе.
Задачи:
1) изучить понятие и классификацию надпрофессиональных навыков;
2) сравнить уровень сформированности надпрофессиональных навыков до и после апробации серии занятий;
3) разработать ролевые игры и описать их возможное влияние на формирование надпрофессиональных навыков по английскому языку у студентов неязыковых направлений;
4) апробировать и проанализировать результаты ролевых игр.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме; моделирование.
2) диагностические: тестирование;
3) эмпирические: научное наблюдение, методический эксперимент.
Методологической основой бакалаврской работы являются труды И.М. Бермана и Е.И. Пассова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты эксперимента могут быть использованы в образовательном процессе высших учебных заведений в преподавании английского языка.
Представленные цели и задачи обусловили структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. В данной работе так же представлены результаты проведения серии занятий с ролевыми играми, которые указывают на эффективность материалов.
Подводя итоги данной бакалаврской работы, можно сделать следующие выводы. Были выполнены все поставленные нами задачи.
Во-первых, мы изучили понятие и классификацию надпрофессиональных навыков. Надпрофессиональные навыки - это комплекс специализированных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Они делятся на материальные, формальные и персональные навыки. Для их приобретения необходимо привнесение творческого компонента в обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, информатизация и компьютеризация процесса обучения. Овладение данными навыками позволяет студенту повысить эффективность в своей отрасли, также дает возможность сохранять востребованность и мобильность.
Во-вторых, мы разработали ролевые игры и описали их возможное влияние на формирование надпрофессиональных навыков по английскому языку у студентов неязыковых направлений. Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями. Повышение мотивации к изучению иностранного языка, формирование навыков профессиональной коммуникации, заинтересованность в процессе обучения, формирование личностных качеств учащегося, расширение сферы общения, отказ от стереотипных путей решения проблем, развитие навыков сотрудничества, переговоров - такое влияние отказывает метод использования ролевой игры.
В-третьих, мы выявили уровень сформированности надпрофессиональных навыков посредством онлайн - тестирования, а потом разработали и провели апробацию серии ролевых игр. После внедрения ролевых игр в процесс обучения мы снова провели тестирование и сравнили результаты эксперимента.
Результатами данного исследования стали высокие показатели формирования у студентов надпрофессиональных навыков посредством ролевой игры. Студенты стали более дисциплинированными, улучшились их навыки коммуникации, этики, принятия решений, сотрудничества и работы в команде. Также появился интерес к занятиям, проходящим в виде ролевой игры.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены, перспективой является дальнейшая апробация описанных ролевых игр и их возможностей в обучении иностранному языку.
Дальнейшей перспективой данной работы является формирование надпрофессиональных навыков с помощью других приемов, например, деловой игры.