Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление тревожности у младших школьников средствами коррекционно-развивающей работы

Работа №111300

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Детская тревожность как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Причины и особенности проявления тревожности в детском возрасте 23
1.3 Особенности профилактики и психокоррекции повышенной тревожности у детей 34
Выводы по первой главе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОЦЕССА ЕЁ КОРРЕКЦИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ШКОЛЫ
2.1 Диагностика уровня тревожности у детей 48
2.2 Реализация психолого-педагогической коррекционной работы по снижению уровня тревожности у школьников 57
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментального исследования 66
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 81

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена задачами психолого-педагогической практики, установленными в связи с возросшими требованиями общества к различным аспектам здоровья детей, включая психологическое. Данный факт находит свое подтверждение и в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, согласно которой в перечень приоритетов политики государства в области воспитания входит обеспечение условий для физического, психического, социального и духовно-нравственного развития детей. Младший школьный возраст имеет особое значение в жизни ребенка, поскольку именно в этот период происходит становление его личности, а также складывается и во многом определяется все его последующее развитие, основные свойства характера и личностные качества. От уровня тревожности ребенка на этом возрастном этапе во многом зависит успешность его обучения в школе, развитие коммуникативных навыков и процесс социализации в целом.
Дети тяжело переносят смену привычной обстановки, а необходимость установления новых социальных отношений может вызвать у ребенка значительные трудности. Многие из них в период адаптации к школе начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, гиперчувствительными и замкнутыми. Очень важно в это непростое время поддержать ребенка и приложить все усилия для сохранения его эмоционального и психологического состояния на надлежащем уровне. Особое внимание следует уделить своевременной диагностике и профилактике детской тревожности, пока она не стала устойчивым личностным образованием. Повышенный уровень тревожности характерен для младших школьников, но при сохранении в подростковом возрасте он становится причиной психосоматических заболеваний и нервных расстройств в зрелости.
На обострение ситуации влияет также введение всероссийских проверочных работ (ВПР) по окончании начальной школы. При этом с проблемой повышенной тревожности сталкиваются не только дети с низкой успеваемостью, или имеющие слабое здоровье, но и отличники. Наибольшей опасности подвержены дети 10 - 11 лет, что учтено нами при разработке программы коррекционного тренинга для снижения тревожности у учащихся младших классов.
Изучением детской тревожности занималось множество ученых, многие из которых, так или иначе, затрагивали эту тему в своих работах. Среди зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой тревожности можно выделить такие имена, как: З. Фрейд, К. Хорни, А. Фрейд, Дж. Тейлор, Р. Мэй, Р. Кэттел, Ч. Спилбергер и другие. В отечественной психологии наиболее известны работы В.Р. Кисловской, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, И.А. Мусиной, В.М. Астапова, Г. Ш. Габдреевой, В.А. Ананьева.
Смягчающим фактором проблемы детской тревожности является то, что в данном возрасте она достаточно легко поддается коррекции, поскольку еще не является устойчивым личностным образованием. При помощи благоприятных социальных и психолого-педагогических условий эта проблема легко обратима. К данным условиям относится и работа по созданию специальных коррекционных программ и литературы, которых на данный момент не хватает. Исходя из этого, нами был выявлен ряд противоречий между:
• потребностью в определении и разработке наиболее эффективных средств коррекционно-развивающей работы, способствующих снижению тревожности младших школьников и нехваткой практических знаний о влиянии различных психолого-педагогических и социально-психологических техник на тревожность;
• необходимостью снижения уровня тревожности у детей школьного возраста и недостатком специалистов, способных эффективно применять существующие методики на практике.
Выделенные недостатки и противоречия, а также необходимость их разрешения определили проблему исследования: использование каких средств коррекционно-развивающей работы позволит преодолеть повышенную детскую тревожность?
Ввиду актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Преодоление тревожности у младших школьников средствами коррекционно-развивающей работы».
Объект исследования: процесс профилактики и психокоррекции повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность коррекционно -развивающей работы, основанной на применении психолого-педагогического тренинга, как средства для снижения тревожности у младших школьников.
Гипотеза исследования: коррекционно-развивающая работа, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста будет эффективна, если:
• содержание программы коррекционного тренинга для снижения уровня тревожности младших школьников будет подобрано с учетом психологических и возрастных особенности детей;
• средством коррекционно-развивающей работы будет являться психолого-педагогический тренинг, направленный на эмоциональную регуляцию, коррекцию уровня тревожности и улучшение психологического состояния ребенка;
• на протяжении коррекционно-развивающей работы будет осуществляться постоянный мониторинг уровня детской тревожности на основе диагностического инструментария.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Изучить отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по проблеме повышенной детской тревожности.
2) Разработать и апробировать программу коррекционно-развивающего тренинга, способствующую снижению тревожности у младших школьников.
3) Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей.
4) Осуществить сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили:
• различные подходы к определению понятия тревожности (С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, А. М. Прихожан)
• концепции о возникновении и проявлении тревожности в детском возрасте (И. В. Дубровина, Л. И. Божович, И.А. Мусина, Н. Д. Левитов, В. В. Давыдов, Р. Кеттелл, Е.В. Новикова);
• исследования о психических основах состояния тревожности и страха (В.М. Астапов, Р. Мэй, А. Адлер);
• психоаналитические теории преодоления тревожности (З. Фрейд, К. Хорни, С. Салливан, Э. Фромм, Ч. Д. Спилбергер, Дж. Тейлор).
Методы исследования: теоретический анализ психолого­-педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации; экспериментальное исследование, включающее констатирующий, формирующий и контрольный этап, методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ).
База исследования: МБУ Школа №13 г. Тольятти.
Этапы исследования: исследование проводилось в период с 2016 по 2018 год.
Первый этап был посвящен подбору и анализу психолого-педагогической литературы, определению темы исследования и его научного аппарата.
На втором этапе происходило написание программы коррекционного тренинга, подборка методик и проведение констатирующего этапа эксперимента, направленного на выявление текущего уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
На третьем этапе проводился формирующий эксперимент, в ходе которого была апробирована программа коррекционного тренинга и использованы методы коррекционно-развивающей работы.
На четвертом этапе был проведен контрольный эксперимент, а также осуществлена интерпретация и систематизация полученных данных.
Новизна исследования состоит в расширении и дополнении теоретических сведений о причинах возникновения тревожности и страха у детей с позиции различных психологических концепций, а также разработке программы психолого-педагогического тренинга, которая включает в себя комплекс логически обоснованных методов коррекции и снижения тревожности у младших школьников с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о проблеме повышенной тревожности у детей младшего школьного возраста, в обогащении базы психолого-педагогических исследований экспериментальным изучением проблемы тревожности у учащихся младших классов, результаты которого подтверждают реальный уровень детской тревожности на данный момент, а также в экспериментальной апробации примененных диагностических тестов и методик для подтверждения эффективности применяемых средств коррекционно-развивающей работы.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения психологии и педагогики, подбором разнообразных теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам, а также практической результативностью эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной и апробированной психокоррекционной программы по преодолению и коррекции повышенного уровня тревожности у младших школьников учителями и психологами в практической деятельности учреждений среднего общего образования и центрах психологической помощи.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эффективная коррекционно-развивающая работа строится в соответствии с содержанием программы коррекционного тренинга для снижения уровня тревожности младших школьников, основанном при учёте психологических и возрастных особенности детей.
2. Психолого-педагогический тренинг, направленный на эмоциональную регуляцию, коррекцию уровня тревожности и улучшение психологического состояния ребенка является эффективным средством коррекционно-развивающей работы.
3. Положительное влияние психолого-педагогического тренинга на эмоциональное состояние ребенка будет доказано при осуществлении мониторинга уровня детской тревожности с помощью диагностического инструментария на протяжении всей коррекционно-развивающей работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета; в сборнике научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей «Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты» (Пермь 2017); научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (Тольятти 2017); в ежеквартальном научном журнале «Балтийский гуманитарный журнал» (Тольятти 2017).
По итогам исследования опубликовано две статьи.
Личный вклад автора в научную разработку проблемы коррекции детской тревожности состоит в определении общего замысла исследования, формулировании основных положений исследования, создании программы тренинга и проведения эксперимента по исследуемой проблеме, организации опытно-экспериментальной работы и непосредственном участии в ней, анализе полученных результатов.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Работа содержит 10 рисунков и 10 таблиц. Общий объем 88 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу и решив поставленные задачи, позволило сделать следующие выводы.
На сегодняшний день ученые отмечают усиленный рост числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, низкой сопротивляемостью стрессу, эмоциональным и психологическим неблагополучием. Анализ психолого-педагогической литературы выявил широкую теоретическую изученность проблемы, в то время как практической её части, направленной на профилактику, диагностику и коррекцию детской тревожности и представляющей большую значимость, уделено значительно меньше внимания.
Для решения данного противоречия, и с учетом того, что проблема тревожности в детском возрасте, не являясь устойчивым личностным образованием, достаточно легко поддается коррекции при помощи благоприятных социальных и психолого-педагогических условий, нами была создана программа психолого-педагогического коррекционного тренинга. Данная программа выступает основным средством коррекционно-развивающей работы, направленной на эмоциональную регуляцию, коррекцию уровня тревожности и улучшение психологического состояния ребенка. Содержание программы было разработано с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В ходе опытно-экспериментального исследования с применением психодиагностических методик среди учащихся младших классов школы было выявлено, что средний показатель численности детей с высоким уровнем тревожности на данный момент составляет 33% . Данный результат подтвердил необходимость осуществления коррекционно-развивающей работы по профилактике и снижению тревожности.
Реализованная нами на этапе формирующего эксперимента программа психолого-педагогического тренинга, направленная на снижение тревожности у детей младшего школьного возраста, имела положительные результаты в исследуемой группе, а также помогла улучшить психологическое состояние ребят, повысить самооценку учащихся, развить коммуникативные навыки и позитивное отношение к себе.
Для того, чтобы убедиться в эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы, был осуществлен сравнительный анализ средних показателей по итогам констатирующего и контрольного этапов эксперимента, который показал положительную динамику: количество детей с высоким уровнем тревожности снизилось на 24%, детей со средним уровнем тревожности увеличилось на 14%, а число детей с низким уровнем тревожности увеличилось на 10%. Это позволяет нам утверждать, что поставленная цель достигнута, задачи решены и выдвинутая гипотеза подтверждена.


1. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. 256 с.
2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Академический проект, 2013. 208 с.
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Наука, 2008. 270 с.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника. Воронеж: МОДЭК, 1997. 576 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 408 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
7. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
8. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт, 2017. 302 с.
11. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. 176 с.
12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. М.: Речь, 2007. 656 с.
13. Добреньков В.И., Агапов П.В. Гуманистическая антропология Эриха Фромма. СПб.: Академический проект, 2015. 208 с.
14. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
15. Изард К. Психология эмоций / под ред. Л.Я. Гозмана, М.С. Егоровой. СПб.: Питер, 2017. 464 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ