ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1. Государство как целостное правовое явление 8
1.2. Содержание термина «форма государственного устройства» 13
1.3. Виды форм государственного устройства. Федерация 16
ГЛАВА 2. РОССИЯ КАК УНИКАЛЬНОЕ ФЕДЕРАТИВНОЕ
2.1. Формирование и развитие федерализма в России 20
2.2. Принципы федеративного устройства в Российском государстве .. 26
2.3. Россия - особенное федеративное государство 30
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
3.1. Вопросы асимметричности федеративного устройства в России.... 33
3.2. Вопросы разграничения предметов ведения в Российском
государстве
3.3. Проблемы дальнейшего развития федерализма в России 45
Заключение 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Актуальность темы бакалаврской работы объясняется необходимостью комплексного исследования феномена такого государственного устройства как федерализм, поскольку страна, в которой мы проживаем имеет данный вид государственного устройства, вопрос о подобном исследовании не вызывает сомнений.
Российская Федерация является уникальным государством во всем мире. Причин на это много. Россия - самое большое, протяжённое государство на всей политической карте мира, подобных государств не было во всей политической истории. Российская Федерация ухищряется сочетать в своем гражданском подданстве огромное количество наций, при том одинаково учитывая и уважая права каждой из них, подчеркивая важность их культуры и обеспечивая им право на самоопределение. Российская Федерация сегодня - это самое молодое федеративное государство. Развитие государственного устройства иных стран выстраивалось на сегодняшний день гораздо дольше, чем сейчас развивается Россия, поэтому и проблем у нашего государства больше. Следует также принять во внимание и тот факт, что история нашего государства также уникальна, поскольку Россия претерпела огромное количество революций и кардинальных направлений в политике государства как внутренней, так и внешней, чего также не было у иных государств. Таким образом, вышеперечисленное еще раз указывает на актуальность выбранной темы бакалаврской работы и необходимость ее комплексного анализа.
Цель данной работы - дать понятие федеративному устройству государства, а также проанализировать данный вид государственного устройства на примере Российской Федерации.
Чтобы достичь поставленной цели, мы наметили решение следующих задач:
1. дать общее понятие формы государственного устройства, а также раскрыть содержание понятия «государство».
2. Проанализировать Россию как уникальное федеративное государство и раскрыть ее особенности.
3. Выявить вопросы, которые возникают при федеративном устройстве государства на примере России и определить дальнейшие пути ее федерализма.
Предметом исследования является, во-первых само государство, а также тип его устройства - федеративный. Объектом исследования выступают отношения, возникающие в государстве при реализации федеративной формы государственного устройства
Степень изученности вопроса. Огромное количество трудов ученых в области, как конституционного права, так и общей теории государства и права было посвящено исследованию вопроса о государственном устройстве и федеративному виду государственного устройства в частности. Среди ученых, внесших вклад в развитие положений о федеративном устройстве государства и более детальном его функционировании можно отнести следующие фамилии: Авакьян С.А.; Венгеров А.В.; Енгибарян Р.В.; Захаров А.; Корельский В.М.; Малько А.; Марченко М.Н.; Романович Н.А.; Сахно А.В.; Умнова И.А.; Хропанюк В.Н.; Чиркин В.Е и многие другие.
При написании данной работы были применены многие методы научного познания. В частности - исторический, сравнительный, правовой, метод абстракции и синтеза.
Методологическую базу составили действующие и исторические правовые акты, а также специальная литература и материалы периодических публикаций.
Структурно работа выполнена из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников. Все параграфы и главы логически связаны между собой. Общий объем работы составляет 58 листов.
Подводя итог нашему исследованию можно сделать следующие выводы.
Государство - это единственная организация, осуществляющая правотворчество. Государство создает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой, содержащей нормы права. Если бы не было права, то государство не смогло бы нормально осуществлять контроль над обществом и выполнять свои функции. Важнейшей функцией государства является регулирование общественных отношений и обеспечение высокого уровня жизни своих граждан.
Форма государства - это сложное представление, содержащее три компонента: форму правления, государственное устройство и политический строй
В общей сложности конфигурацию государственного устройства можно описать как систему государственной власти по территориям (территориальной или национально-территориальной организации), которая характеризует баланс государства как целого и его составных элементов.
Федеративное государство - очень сложный тип государства, который состоит из нескольких государственных образований, которые в силу неких факторов объединяются для достижения общего благополучия и процветания.
Российское государство сегодня - это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру. В составе населения страны «русские» составляют 85 процентов жителей, а остальные 15 процентов приходятся на многочисленных этнические группы, которые являются представителями зарубежных этносов
К сожалению, федеративное устройство России не исключает некоторых вопросов при осуществлении данного типа государственного устройства.
Для решения вышеуказанных проблем асимметрии вовсе не обязательно менять названия субъектов. Достаточно только уровнять права субъектов, оставив им права на самоопределение только в рамках национальных и исторических индивидуальных особенностей. Данное предложение не исключит в корне асимметрию федерации в России, но сведет ее на более низкий уровень, и асимметрия будет проявляться не на уровне государственного управления, а на уровне индивидуальных особенностей каждого субъекта, связанного с его экономическим, культурным, историческим, национальным, географическим и иными особенностями, что будет напротив, еще больше учитывать и подчеркивать независимость и самобытность каждого субъекта не ущемляя его прав и свобод.
В целях нормализации процесса разграничения предметов ведения и полномочий в план законотворческой деятельности новой Государственной Думы необходимо ускорить принятие федерального закона «О порядке и принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Осознание принадлежности к авторитетному могущественному Российскому государству сплачивает его народы, обеспечивает мир и согласие между ними.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. - № 14. - ст. 1651.
3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. -
18.10.1999. -№ 42. - ст. 5005.
4. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Парламентская газета. -№ 11. - 28.03-04.04.2014.
5. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики (утверждена Постановлением
Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г.) (в редакции от 11 декабря 1975 г.) // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. - 22 января 1937 г. - № 20.
6. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. - 1918. -№ 51. - ст. 582.
7. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.) (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК от 26 мая 1925 г. № 118.
8. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992) (прекратила действие) // Свод законов РСФСР. - т. 1. - с. 13. - 1988 г.
9. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (Принята III Всероссийским съездом Советов) // СУ РСФСР. - 1918. -№ 15. - ст.215.
10. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1990. - № 2. - ст. 22.
11. Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 14.06.2010. -№ 24. - ст. 3015.
12. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в
отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 № Пр-2789) // Документ опубликован не был. Правовая база Консультант Плюс Онлайн http://www.consultant.ru, режим доступа
свободный.
Специальная литература
13. Абдулатипов Р Г. Федералогия. - СПб.: Питер, 2014. - 320с.
14. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. - М.: Республика, 1992. -
246с.
15. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: Норма, 2012. - 528с.
16. Алехнович С. Федерализм. Концепт и практика российского проекта. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. - 328с.
17. Бусыгина И. Федерализм и этническое разнообразие в России. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. - 216 с.
18. Венгеров А.В. Теория государства и права - М.: Омега-Л, 2017. - 608с.
19. Глушенко П. Конституционное право России. - СПб.: Питер, 2014. - 320с.
20. Денисов А.И. Сущность и формы государства. - М.: МосГосУчреждение, 1972.- 328с.
21. Дмитриев М. Для кризиса такой интенсивности протесты на очень низком уровне // Деловая электронная газета «Бизнес Онлайн» https://www.business-gazeta.ruрежим доступа свободный. - 2016.- №1.
22. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. - М.: Феникс, 2011. - 544с.
23. Жуков В.Н. Государство. Право. Власть. Философия и социология. - М.: Мир философии, 2016. - 592с.
24.Захаров А. Федерализм в современной России и мире. - М.: Кно-Рус, 2014. - 266с.
25. Иванов В. В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. 2009. №1. С. 92.; Малько А. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2017. - 328с.
26. Ильченок М.С. Трансформация федеративной системы России:
институциональный аспект // Демократия и федерализм. - 2012. - № 2. С. 217-234
27. Исследовательская группа «Циркон» //
http://gtmarket.ru/organizations/research-group-zircon/research-group-zircon- infoрежим доступа свободный
28. Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право. - М,: Проспект, 2016. - 588с.
29. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М.: Норма, 2014. - 616с.
30. Левада центр- аналитический центр. Статистические данные этнической принадлежности россиян // http://www.levada.ru/режим доступа свободный
31. Левин И.Д. Современная буржуазная наука государственного права. - М.: Издательство АН СССР, 1961. - 290с.
32. Лукьянова Е. Теория права и государства. - М.: Норма, 2017. С. 39 (208)
33. Магомедбеков Г.З. Особенности российского федерализма и
территориально-политическая организация в современной России // Известия высших учебных заведения. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - №3(19). - С. 18-26.
34. Малько А. Теория государства и права. - М.: КноРус, 2011. - 320с.
35. Малько А., Саломатин А. Теория государства и права. - М.: Юридический центр пресс, 2016. - 432с.
36. Марченко М. Проблемы общей теории государства и права. - М,: Проспект, 2016. - 656с.
37. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. - М.: Проект, 2011. - 400с.
38. Марченко М.Н. Юридический энциклопедический словарь - М.: ТК Велби, 2008. - 816с.
39. Перевалов В. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2017. - 342с.
40. Петров В.С. Тип и формы государства. - Ленинград: Издательство ЛОЛГУ, 1967. - 480с.
41. Радько Т., Лазарев В. Теория государства и права. - М,: Проспект, 2017. - 576с.
42. Роик В.Д. Социальный бюджет. - М.: Проспект, 2016. - 288с.
43. Романович Н.А. Отношение к власти: тенденции и противоречия // Власть.
- 2016. - №3. С. 76-83
44. Российский инвестиционный форму Сочи 2017 // Российская газета. - 2017. - № 42. - С. 18-23
45. Российское информационное агентство Риа // http://ura.ru/режим доступа свободный
46. Сахно А.В. Понятие государства и его формы: к постановке проблемы // Наука и современность, 2015. - №40. - С. 84-90.
47. Сидоров А. А. Инородческий вопрос и идея федерализма в России. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 186с.
48. Тимофеев И.Н. Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции // Демократия и федерализм. - 2012. - № 2. С. 104-132
49. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма / И. А. Умнова. — М.: Дело, 2011. - 356с.
50. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2016. - 352с. (328).; Лазарев В.В. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2017. С- 522с.
51.Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. - М.: Инфра-М, 2011. - 348с.
52. Шевцов В. Федерализм и Россия. - М.: Элит, 2014. - 550с.
53. Эбзеев Б. Конституция, власть и свобода в России. Опыт синтетического исследования. - М.: Проспект, 2014. - 366с.