Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге
1.1Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме
формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге
1.2Возможности сюжетно-дидактической игры в формировании у
детей 5-6 лет основ безопасного поведения на дороге
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр
2.1Выявление уровня сформированное™ основ безопасного поведения
на дороге у детей 5-6 лет
2.2Содержание работы по формированию основ безопасного
поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр
2.3Выявление эффективности использования сюжетно-дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Неотъемлемой частью составляющей всего образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях является освоение детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Основными задачами подготовки дошкольников к безопасному поведению на дороге является сокращение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, овладение детьми
культуры общественного поведения на дороге.
Важнейшими образовательными задачами, решаемыми в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО), является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение, в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дороге, его личной безопасности.
Исследования ученых О. Дегтяренко, Н. Ковальковской,
Э. Краснопольского, В. Федяевской и др. показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не знают, как контролировать свое поведение. В то же время с ранних лет их привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, пешеходы и транспортные средства, движущиеся вдоль них. Но наблюдение за жизнью самой улицы не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения. Поэтому дети, оставшиеся сами по себе, не учитывают реальных опасностей на дороге. Невозможно правильно определить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость, они переоценивают свои возможности, считают себя быстрыми и проворными. Дети дошкольного возраста не могут предвидеть возможность опасности в быстро меняющейся дорожной ситуации.
Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана еще и с тем, что у детей 5-6 лет отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед опасностями на улицах.
В современной психолого-педагогической науке проблема формирования у детей основ безопасного поведения на дороге рассматривается, как одна из важных сторон развития ребенка-дошкольника. Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, существует реальная потребность в накоплении ребенком опыта безопасного поведения на дороге, а с другой стороны, педагоги ДОО не владеют научно обоснованной методикой формирования данного опыта у дошкольников.
На основании выявленного противоречия была определена проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных форм формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности сюжетно-дидактических игр как средства формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет.
Объект исследования - процесс формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - сюжетно-дидактические игры как эффективное средство формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования - формирование основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет будет эффективным, если:
-разработать содержание работы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей на основе серии сюжетно-дидактических игр;
-обогатить развивающую предметно-пространственную среду игровыми атрибутами, способствующими формированию у детей основ безопасного поведения на дороге;
-вовлекать родителей в процесс формирования у детей основ безопасного поведения на дороге.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические аспекты формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет.
2.Выявить уровень сформированности основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет.
3.Разработать содержание работы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетнодидактических игр.
4.Выявить эффективность использования сюжетно-дидактических игр в формировании основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет.
Методы исследования:
-теоретические: анализ, синтез и обобщение научной психолого- педагогической литературы по теме формирования основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет;
-эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, состоящий из диагностики уровня знания основ безопасного поведения на дороге старших дошкольников, проведения трех этапов исследования (констатирующий, формирующий, контрольный);
-методы обработки данных: качественный и количественный анализ данных.
Новизна исследования: в данной работе сформулированы и обоснованы задачи, формы и методы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет посредством сюжетно-дидактических игр.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях в работе по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей 5-6 лет.
Экспериментальная база исследования. Структурное подразделение «Детский сад «Сказка» ГБОУ СОШ пос. Просвет муниципального района Волжский Самарской области.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 4 рисунками.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что при формировании основ безопасного поведения на дороге у детей в возрасте 5-6 лет наиболее эффективной является сюжетно-дидактическая игра. Цель любой игровой деятельности по формированию основ безопасного поведения на дороге - умение применить теоретические знания в практических действиях детей на дороге.
Ежедневные иллюстративные примеры, с которыми дети сталкиваются при общении с дорогой, часто сильнее, чем знание «теории», которую они получают в процессе обучения. В этом случае игра, имитирующая реальные ситуации и действия, представляют собой мощный инструмент обучения, который позволяет на практике избежать негативного воздействия окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна подтолкнуть ребенка к выбору независимого решения в реальной ситуации. Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учреждений, важно помнить, что наибольшее влияние на поведение ребенка на улице - это соответствующие действия взрослых.
Знание правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должно стать основным ориентиром на улицах города. В конце концов, жизнь молодого поколения зависит от них. Чем раньше дети узнают эти правила, тем спокойнее будут их родители и воспитатели.
С помощью сюжетно-дидактической игры дети ему глубже и полнее осознают явления реальности. Это помогает развитию творческого воображения, которое необходимо для дальнейшей образовательной и трудовой деятельности ребенка.
Сюжетно-дидактическая игра развивает у ребенка дошкольного возраста волевые качества: способность подчинять действия определенным правилам, координировать поведение с интересами детского коллектива, захватывает моральные нормы и правила поведения.
Правильное управление играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности. Ценность многих игр заключается в том, что их можно сделать собственными руками, вместе с детьми из разных материалов, а также придумать разные версии игр. Систематическая работа с детьми по формированию основ безопасного поведения на дороге, использованию эффективных, современных форм и методов, учет возрастных характеристик дают положительные результаты. Диагностическое обследование знаний основ безопасного поведения на дороге показывает следующие результаты: все дети хорошо знают названия и обозначения дорожных знаков, имеют представления о правилах перехода дороги со светофором и в его отсутствии, знакомы с правилами поведения для пассажиров.
Главное для педагогов и родителей в формировании у дошкольников основ безопасного поведения на дороге - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок изучает законы дорог, беря пример от членов семьи и других взрослых. В конце концов, недостаточно просто читать, рассказывать, учить ребенка, нам нужно показать, как правильно вести себя на улице. В противном случае любое целенаправленное обучение теряет смысл.
1.Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС [Текст] / Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб. : « ДЕТСТВО - ПРЕСС» , 2016. - 144 с.
2.Бабаева, Т.И. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
3.Бабаева, Т.И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Т.И. Бабаева. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 192 с.
4.Белая, К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] /К.Ю. Белая. - М. : «Мозаика-Синтез», 2011.
5.Болотов, В.Н. О новых актуальных программах по дошкольному
образованию [Текст] / В.Н. Болотов // Дошкольное воспитание. -2003. - № 1. - С. 25 с.
6.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. - М. :Просвещение, 1991. - 160 с.
7.Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / М.А. Васильева. - М. : Просвещение, 1986. - 122 с.
8.Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице : Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. Правила поведения на дороге и ПДД [Текст] / Л.А. Вдовиченко. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 96 с.
9.Веракса, Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М. : Мозаика-Синтез,
2014.- 368с.
10.Глушкова, Г. Игра или упражнение [Текст] / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 29-34.
11.Данилова, Т.Н. Программа «Светофор» [Текст] / Т.Н. Данилова. - СПб. : «Детство-Пресс», 2013. - 208 с.
12.Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования. - 5-е изд [Текст] / Т.И. Алиева [и др.]. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
13.Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. - М. : Педагогика, 2015. - 130 с.
14.Малюшкина, А.Б. Занятия по правилам дорожного движения [Текст] / А.Б. Малюшкина, Е.А. Романова. - М. : Сфера, 2009. - 64 с.
15.Новоселова, С.Л. Игра дошкольника [Текст] / Под ред.
С.Л. Новосёловой. - М. : Просвещение, 1989. - 446 с...