ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1.Проблема межличностного взаимодействия дошкольников в трудах
зарубежных и отечественных психологов
1.2.Исследование социального интеллекта в отечественной и зарубежной
психологии
1.3.Особенности социального интеллекта у детей дошкольного
возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
И ИХ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1.Организация и методы исследования
2.2.Результаты исследования межличностного взаимодействия со
сверстниками и социального интеллекта
дошкольников
2.3.Анализ взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия
старших дошкольников и их социального интеллекта
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отношение человека к окружающим его людям составляет важнейшую часть человеческой жизни. По мнению С.Л. Рубинштейна, сердце человека заполнено тканью его отношения к окружающим его людям близким, знакомым, не знакомым. С характером этого отношения связано содержание его психической жизни, мысли, переживания, поступки, действия. Особенности межличностного взаимодействия личности определяют его нравственную ценность и его духовно-нравственное становление, самосознание и непосредственно отношение к миру в целом.
Асоциальные явления в молодежной среде, негативные поступки, противоречащие общечеловеческой морали, свои истоки берут в дошкольном и младшем школьном возрасте, тогда, когда закладывается фундамент межличностного взаимодействия. Собственно в данном возрасте у подрастающего человека формируются установки по отношению непосредственно к миру и себе в мире. Социальное окружение ребенка- дошкольника является важнейшим фактором определяющим формирование не только межличностного взаимодействия, но и его социального интеллекта. Сложное интегральное образование - социальный интеллект - заключает в себе следующие компоненты: умение определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать речевое и моторное выражение эмоций в аспекте той или иной конъюнктуры, осознавать логичность становления условий межличностного взаимодействия.
В психологических исследованиях проблема социального интеллекта отражалась непосредственно вместе с вопросами изучения деятельности. В трудах А.А. Бодалева [11], Т.А. Репиной [40], С.С. Белова [13], В.Н. Кунициной [26], Д.В. Ушакова [49], Л.П. Гримак [17], Н.А. Лужбиной [30], К.А. Альбухановой - Славской [1], Г.М. Бреслава [14] и других отражаются вопросы непосредственно восприятия человека человеком, формирования образа партнера по общению в процессе его восприятия и толкования его лица, внешнего и выразительного поведения.
В работах зарубежных авторов Э. Берна [9], К. Роджерса и других проводилось исследование вопросов межличностного взаимодействия в связи с воплощением человеком базовых потребностей и достижением значимых для нее целей.
Главные навыки благоприятного общения - социальный интеллект и социальная компетентность, и их строение - исследовались в трудах Н.В. Клюевой, А.Я. Коломинского, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Д.В. Ушаковой, и других.
Актуальность исследования обуславливается потребностью в оптимизации межличностного взаимодействия и социального интеллекта детей дошкольного возраста как факторов благоприятного приспособления к социуму. Наличие противоречия между потребностями психологической практики в решении этой задачи и отсутствием эмпирических данных о характере взаимосвязи межличностных отношений и составляющих элементов структуры социального интеллекта дошкольников детерминирует содержание данного исследования.
Цель исследования - изучение специфики взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта старших дошкольников.
Объект исследования - межличностное взаимодействие и социальный интеллект старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности взаимосвязи межличностного взаимодействия со сверстниками и социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие параметры межличностного взаимодействия дошкольников, как инициативность, чувствительность к воздействиям и преобладающий эмоциональный фон положительно связаны с компонентами социального интеллекта старших
дошкольников, а именно способностью определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать вербальную экспрессию в контексте определенной ситуации, понимать логику развития ситуации
межличностного взаимодействия.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать содержание и структуру понятий
«межличностные взаимодействия » и «социальный интеллект».
2.Эмпирически изучить особенности межличностного взаимодействия и уровень сформированности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
3.Выявить характер взаимосвязи параметров межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта старших дошкольников.
4.Разработать рекомендации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1.Метод теоретического анализа
2.Метод наблюдения особенностей межличностного взаимодействия дошкольников;
3.Психодиагностические методы
-«Социометрия» Д. Морено;
-диагностика социального интеллекта: распознавание эмоций и «Картинки».
4.Качественный и количественный анализ.
5.Методы математической статистики.
База исследования: исследование проводилось на базе дошкольной группы при МОУ Тёпловской СШ В нем приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 23 человек.
Проведенное теоретико-эмпирическое исследование убедительно доказывает наличие связи между особенностями межличностного взаимодействия дошкольников и уровнем их социального интеллекта. Решение проблемы направленности связи в данном случае не столь проблематично. Вероятно, что, прежде всего, у ребенка формируются навыки межличностного общения, которые будут положены в основу развития социального интеллекта. Поэтому задача дошкольного учреждения состоит в создании условий для формирования навыков эффективного межличностного общения ребенка.
Результаты данного исследования указывают на то, что первостепенное значение следует уделять развитию субъект - субъектных отношений между детьми. Отношение к другому, как к ценности, уважение его выбора, умение радоваться достижениям и победам сверстника выступают основой развития таких отношений. Отношение к другому, как к объекту, характеризуется наличием зависти, пожеланием неудачи другому, желанием превзойти, быть первым в игре. Это определяет отсутствие эмпатии, сострадания и содействия в какой-либо деятельности. Отношение к другому как к предмету межличностного общения отрицательно коррелирует с показателями социального интеллекта. В ситуации социального конфликта эти дошкольники проявляют агрессию и не способны услышать точку зрения сверстника. Отношение к другому, как к цели положительно коррелирует со способностью в децентрации, что свидетельствует о высоком уровне социальной и личностной зрелости дошкольника.
Эмоциональный фон, являясь особенностью межличностного общения, связан с показателями социального интеллекта. Дети с оптимистичным и нейтрально-деловым эмоциональным фоном межличностного общения имеют средне-высокие показатели социального интеллекта. Также эти дошкольники имеют высокий социальный статус в коллективе сверстников.
В данной работе получены обобщенные характеристики особенностей межличностного общения и социального интеллекта на основе которых выделены общие закономерности их взаимосвязей. Однако, для воспитательной практики наибольший интерес представляют детские переживания, которые с возрастом могут стать основой межличностных и внутриличностных проблем. Своевременное распознавание проблемных и конфликтных форм в отношениях со сверстниками необходимо использовать для составления психологического портрета ребенка и понимания психологической природы этих проблем. На этой основе выстраивать систему коррекционно-развивающей работы межличностного общения дошкольников.
1.Альбуханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 2004.- №4.- С. 49- 54.
2.Абраменкова, В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 80 — 90.
3.Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд [Текст] / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 112-130.
4.Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст] / Т.В. Антонова. - М.: Мысль, 2003. - 352 с.
5.Аминов, Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов [Текст] / Н. А. Аминов // Психологический журнал. - 2002. - №5. - С. 100-111.
6.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер-Пресс, 2010. - 351 с.
7.Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Просвещение, 2010. - 362 с.
8.Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - С. 11-32.
9.Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Э. Берн. - М.: Мысль, 2010. - 372 с.
10.Бобнева, М. И. Нормы общения и внутренний мир личности [Текст] / М. И. Бобнева. - М.: Наука, 2008. - 311с.
11.Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Мысль, 2009. - 271 с.
12.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М.: МОДЭК, 2007. - 352 с.
13.Белова, С. С. Вербализованный и невербализованный компонент социального интеллекта [Текст] / Автореф. дис. . . канд. психол. наук: спец. / С. С. Белова. - М., 2004. - 47 с.
14.Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
15.Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2002. - 680 с...