Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь особенностей межличностного взаимодействия старших дошкольников и их социального интеллекта

Работа №111047

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1.Проблема межличностного взаимодействия дошкольников в трудах
зарубежных и отечественных психологов
1.2.Исследование социального интеллекта в отечественной и зарубежной
психологии
1.3.Особенности социального интеллекта у детей дошкольного
возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
И ИХ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1.Организация и методы исследования
2.2.Результаты исследования межличностного взаимодействия со
сверстниками и социального интеллекта
дошкольников
2.3.Анализ взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия
старших дошкольников и их социального интеллекта
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Отношение человека к окружающим его людям составляет важнейшую часть человеческой жизни. По мнению С.Л. Рубинштейна, сердце человека заполнено тканью его отношения к окружающим его людям близким, знакомым, не знакомым. С характером этого отношения связано содержание его психической жизни, мысли, переживания, поступки, действия. Особенности межличностного взаимодействия личности определяют его нравственную ценность и его духовно-нравственное становление, самосознание и непосредственно отношение к миру в целом.
Асоциальные явления в молодежной среде, негативные поступки, противоречащие общечеловеческой морали, свои истоки берут в дошкольном и младшем школьном возрасте, тогда, когда закладывается фундамент межличностного взаимодействия. Собственно в данном возрасте у подрастающего человека формируются установки по отношению непосредственно к миру и себе в мире. Социальное окружение ребенка- дошкольника является важнейшим фактором определяющим формирование не только межличностного взаимодействия, но и его социального интеллекта. Сложное интегральное образование - социальный интеллект - заключает в себе следующие компоненты: умение определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать речевое и моторное выражение эмоций в аспекте той или иной конъюнктуры, осознавать логичность становления условий межличностного взаимодействия.
В психологических исследованиях проблема социального интеллекта отражалась непосредственно вместе с вопросами изучения деятельности. В трудах А.А. Бодалева [11], Т.А. Репиной [40], С.С. Белова [13], В.Н. Кунициной [26], Д.В. Ушакова [49], Л.П. Гримак [17], Н.А. Лужбиной [30], К.А. Альбухановой - Славской [1], Г.М. Бреслава [14] и других отражаются вопросы непосредственно восприятия человека человеком, формирования образа партнера по общению в процессе его восприятия и толкования его лица, внешнего и выразительного поведения.
В работах зарубежных авторов Э. Берна [9], К. Роджерса и других проводилось исследование вопросов межличностного взаимодействия в связи с воплощением человеком базовых потребностей и достижением значимых для нее целей.
Главные навыки благоприятного общения - социальный интеллект и социальная компетентность, и их строение - исследовались в трудах Н.В. Клюевой, А.Я. Коломинского, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Д.В. Ушаковой, и других.
Актуальность исследования обуславливается потребностью в оптимизации межличностного взаимодействия и социального интеллекта детей дошкольного возраста как факторов благоприятного приспособления к социуму. Наличие противоречия между потребностями психологической практики в решении этой задачи и отсутствием эмпирических данных о характере взаимосвязи межличностных отношений и составляющих элементов структуры социального интеллекта дошкольников детерминирует содержание данного исследования.
Цель исследования - изучение специфики взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта старших дошкольников.
Объект исследования - межличностное взаимодействие и социальный интеллект старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности взаимосвязи межличностного взаимодействия со сверстниками и социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие параметры межличностного взаимодействия дошкольников, как инициативность, чувствительность к воздействиям и преобладающий эмоциональный фон положительно связаны с компонентами социального интеллекта старших
дошкольников, а именно способностью определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать вербальную экспрессию в контексте определенной ситуации, понимать логику развития ситуации
межличностного взаимодействия.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать содержание и структуру понятий
«межличностные взаимодействия » и «социальный интеллект».
2.Эмпирически изучить особенности межличностного взаимодействия и уровень сформированности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
3.Выявить характер взаимосвязи параметров межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта старших дошкольников.
4.Разработать рекомендации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1.Метод теоретического анализа
2.Метод наблюдения особенностей межличностного взаимодействия дошкольников;
3.Психодиагностические методы
-«Социометрия» Д. Морено;
-диагностика социального интеллекта: распознавание эмоций и «Картинки».
4.Качественный и количественный анализ.
5.Методы математической статистики.
База исследования: исследование проводилось на базе дошкольной группы при МОУ Тёпловской СШ В нем приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 23 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое исследование убедительно доказывает наличие связи между особенностями межличностного взаимодействия дошкольников и уровнем их социального интеллекта. Решение проблемы направленности связи в данном случае не столь проблематично. Вероятно, что, прежде всего, у ребенка формируются навыки межличностного общения, которые будут положены в основу развития социального интеллекта. Поэтому задача дошкольного учреждения состоит в создании условий для формирования навыков эффективного межличностного общения ребенка.
Результаты данного исследования указывают на то, что первостепенное значение следует уделять развитию субъект - субъектных отношений между детьми. Отношение к другому, как к ценности, уважение его выбора, умение радоваться достижениям и победам сверстника выступают основой развития таких отношений. Отношение к другому, как к объекту, характеризуется наличием зависти, пожеланием неудачи другому, желанием превзойти, быть первым в игре. Это определяет отсутствие эмпатии, сострадания и содействия в какой-либо деятельности. Отношение к другому как к предмету межличностного общения отрицательно коррелирует с показателями социального интеллекта. В ситуации социального конфликта эти дошкольники проявляют агрессию и не способны услышать точку зрения сверстника. Отношение к другому, как к цели положительно коррелирует со способностью в децентрации, что свидетельствует о высоком уровне социальной и личностной зрелости дошкольника.
Эмоциональный фон, являясь особенностью межличностного общения, связан с показателями социального интеллекта. Дети с оптимистичным и нейтрально-деловым эмоциональным фоном межличностного общения имеют средне-высокие показатели социального интеллекта. Также эти дошкольники имеют высокий социальный статус в коллективе сверстников.
В данной работе получены обобщенные характеристики особенностей межличностного общения и социального интеллекта на основе которых выделены общие закономерности их взаимосвязей. Однако, для воспитательной практики наибольший интерес представляют детские переживания, которые с возрастом могут стать основой межличностных и внутриличностных проблем. Своевременное распознавание проблемных и конфликтных форм в отношениях со сверстниками необходимо использовать для составления психологического портрета ребенка и понимания психологической природы этих проблем. На этой основе выстраивать систему коррекционно-развивающей работы межличностного общения дошкольников.


1.Альбуханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 2004.- №4.- С. 49- 54.
2.Абраменкова, В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 80 — 90.
3.Айзенк, Г. Ю. Интеллект: новый взгляд [Текст] / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 2005. - № 1. - С. 112-130.
4.Антонова, Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре [Текст] / Т.В. Антонова. - М.: Мысль, 2003. - 352 с.
5.Аминов, Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов [Текст] / Н. А. Аминов // Психологический журнал. - 2002. - №5. - С. 100-111.
6.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер-Пресс, 2010. - 351 с.
7.Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Просвещение, 2010. - 362 с.
8.Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - С. 11-32.
9.Берн, Э. Игры, в которые играют люди [Текст] / Э. Берн. - М.: Мысль, 2010. - 372 с.
10.Бобнева, М. И. Нормы общения и внутренний мир личности [Текст] / М. И. Бобнева. - М.: Наука, 2008. - 311с.
11.Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Мысль, 2009. - 271 с.
12.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович. - М.: МОДЭК, 2007. - 352 с.
13.Белова, С. С. Вербализованный и невербализованный компонент социального интеллекта [Текст] / Автореф. дис. . . канд. психол. наук: спец. / С. С. Белова. - М., 2004. - 47 с.
14.Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г. М. Бреслав. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
15.Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2002. - 680 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ