Взаимосвязь особенностей межличностного взаимодействия старших дошкольников и их социального интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1.Проблема межличностного взаимодействия дошкольников в трудах
зарубежных и отечественных психологов
1.2.Исследование социального интеллекта в отечественной и зарубежной
психологии
1.3.Особенности социального интеллекта у детей дошкольного
возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
И ИХ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1.Организация и методы исследования
2.2.Результаты исследования межличностного взаимодействия со
сверстниками и социального интеллекта
дошкольников
2.3.Анализ взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия
старших дошкольников и их социального интеллекта
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОЕРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1.Проблема межличностного взаимодействия дошкольников в трудах
зарубежных и отечественных психологов
1.2.Исследование социального интеллекта в отечественной и зарубежной
психологии
1.3.Особенности социального интеллекта у детей дошкольного
возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
И ИХ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
2.1.Организация и методы исследования
2.2.Результаты исследования межличностного взаимодействия со
сверстниками и социального интеллекта
дошкольников
2.3.Анализ взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия
старших дошкольников и их социального интеллекта
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отношение человека к окружающим его людям составляет важнейшую часть человеческой жизни. По мнению С.Л. Рубинштейна, сердце человека заполнено тканью его отношения к окружающим его людям близким, знакомым, не знакомым. С характером этого отношения связано содержание его психической жизни, мысли, переживания, поступки, действия. Особенности межличностного взаимодействия личности определяют его нравственную ценность и его духовно-нравственное становление, самосознание и непосредственно отношение к миру в целом.
Асоциальные явления в молодежной среде, негативные поступки, противоречащие общечеловеческой морали, свои истоки берут в дошкольном и младшем школьном возрасте, тогда, когда закладывается фундамент межличностного взаимодействия. Собственно в данном возрасте у подрастающего человека формируются установки по отношению непосредственно к миру и себе в мире. Социальное окружение ребенка- дошкольника является важнейшим фактором определяющим формирование не только межличностного взаимодействия, но и его социального интеллекта. Сложное интегральное образование - социальный интеллект - заключает в себе следующие компоненты: умение определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать речевое и моторное выражение эмоций в аспекте той или иной конъюнктуры, осознавать логичность становления условий межличностного взаимодействия.
В психологических исследованиях проблема социального интеллекта отражалась непосредственно вместе с вопросами изучения деятельности. В трудах А.А. Бодалева [11], Т.А. Репиной [40], С.С. Белова [13], В.Н. Кунициной [26], Д.В. Ушакова [49], Л.П. Гримак [17], Н.А. Лужбиной [30], К.А. Альбухановой - Славской [1], Г.М. Бреслава [14] и других отражаются вопросы непосредственно восприятия человека человеком, формирования образа партнера по общению в процессе его восприятия и толкования его лица, внешнего и выразительного поведения.
В работах зарубежных авторов Э. Берна [9], К. Роджерса и других проводилось исследование вопросов межличностного взаимодействия в связи с воплощением человеком базовых потребностей и достижением значимых для нее целей.
Главные навыки благоприятного общения - социальный интеллект и социальная компетентность, и их строение - исследовались в трудах Н.В. Клюевой, А.Я. Коломинского, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Д.В. Ушаковой, и других.
Актуальность исследования обуславливается потребностью в оптимизации межличностного взаимодействия и социального интеллекта детей дошкольного возраста как факторов благоприятного приспособления к социуму. Наличие противоречия между потребностями психологической практики в решении этой задачи и отсутствием эмпирических данных о характере взаимосвязи межличностных отношений и составляющих элементов структуры социального интеллекта дошкольников детерминирует содержание данного исследования.
Цель исследования - изучение специфики взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта старших дошкольников.
Объект исследования - межличностное взаимодействие и социальный интеллект старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности взаимосвязи межличностного взаимодействия со сверстниками и социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие параметры межличностного взаимодействия дошкольников, как инициативность, чувствительность к воздействиям и преобладающий эмоциональный фон положительно связаны с компонентами социального интеллекта старших
дошкольников, а именно способностью определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать вербальную экспрессию в контексте определенной ситуации, понимать логику развития ситуации
межличностного взаимодействия.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать содержание и структуру понятий
«межличностные взаимодействия » и «социальный интеллект».
2.Эмпирически изучить особенности межличностного взаимодействия и уровень сформированности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
3.Выявить характер взаимосвязи параметров межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта старших дошкольников.
4.Разработать рекомендации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1.Метод теоретического анализа
2.Метод наблюдения особенностей межличностного взаимодействия дошкольников;
3.Психодиагностические методы
-«Социометрия» Д. Морено;
-диагностика социального интеллекта: распознавание эмоций и «Картинки».
4.Качественный и количественный анализ.
5.Методы математической статистики.
База исследования: исследование проводилось на базе дошкольной группы при МОУ Тёпловской СШ В нем приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 23 человек.
Асоциальные явления в молодежной среде, негативные поступки, противоречащие общечеловеческой морали, свои истоки берут в дошкольном и младшем школьном возрасте, тогда, когда закладывается фундамент межличностного взаимодействия. Собственно в данном возрасте у подрастающего человека формируются установки по отношению непосредственно к миру и себе в мире. Социальное окружение ребенка- дошкольника является важнейшим фактором определяющим формирование не только межличностного взаимодействия, но и его социального интеллекта. Сложное интегральное образование - социальный интеллект - заключает в себе следующие компоненты: умение определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать речевое и моторное выражение эмоций в аспекте той или иной конъюнктуры, осознавать логичность становления условий межличностного взаимодействия.
В психологических исследованиях проблема социального интеллекта отражалась непосредственно вместе с вопросами изучения деятельности. В трудах А.А. Бодалева [11], Т.А. Репиной [40], С.С. Белова [13], В.Н. Кунициной [26], Д.В. Ушакова [49], Л.П. Гримак [17], Н.А. Лужбиной [30], К.А. Альбухановой - Славской [1], Г.М. Бреслава [14] и других отражаются вопросы непосредственно восприятия человека человеком, формирования образа партнера по общению в процессе его восприятия и толкования его лица, внешнего и выразительного поведения.
В работах зарубежных авторов Э. Берна [9], К. Роджерса и других проводилось исследование вопросов межличностного взаимодействия в связи с воплощением человеком базовых потребностей и достижением значимых для нее целей.
Главные навыки благоприятного общения - социальный интеллект и социальная компетентность, и их строение - исследовались в трудах Н.В. Клюевой, А.Я. Коломинского, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, Д.В. Ушаковой, и других.
Актуальность исследования обуславливается потребностью в оптимизации межличностного взаимодействия и социального интеллекта детей дошкольного возраста как факторов благоприятного приспособления к социуму. Наличие противоречия между потребностями психологической практики в решении этой задачи и отсутствием эмпирических данных о характере взаимосвязи межличностных отношений и составляющих элементов структуры социального интеллекта дошкольников детерминирует содержание данного исследования.
Цель исследования - изучение специфики взаимосвязи особенностей межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта старших дошкольников.
Объект исследования - межличностное взаимодействие и социальный интеллект старших дошкольников.
Предмет исследования - особенности взаимосвязи межличностного взаимодействия со сверстниками и социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие параметры межличностного взаимодействия дошкольников, как инициативность, чувствительность к воздействиям и преобладающий эмоциональный фон положительно связаны с компонентами социального интеллекта старших
дошкольников, а именно способностью определять эмоциональное состояние по внешним признакам, понимать вербальную экспрессию в контексте определенной ситуации, понимать логику развития ситуации
межличностного взаимодействия.
Задачи исследования:
1.Теоретически обосновать содержание и структуру понятий
«межличностные взаимодействия » и «социальный интеллект».
2.Эмпирически изучить особенности межличностного взаимодействия и уровень сформированности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
3.Выявить характер взаимосвязи параметров межличностного взаимодействия и компонентов социального интеллекта старших дошкольников.
4.Разработать рекомендации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1.Метод теоретического анализа
2.Метод наблюдения особенностей межличностного взаимодействия дошкольников;
3.Психодиагностические методы
-«Социометрия» Д. Морено;
-диагностика социального интеллекта: распознавание эмоций и «Картинки».
4.Качественный и количественный анализ.
5.Методы математической статистики.
База исследования: исследование проводилось на базе дошкольной группы при МОУ Тёпловской СШ В нем приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 23 человек.
Проведенное теоретико-эмпирическое исследование убедительно доказывает наличие связи между особенностями межличностного взаимодействия дошкольников и уровнем их социального интеллекта. Решение проблемы направленности связи в данном случае не столь проблематично. Вероятно, что, прежде всего, у ребенка формируются навыки межличностного общения, которые будут положены в основу развития социального интеллекта. Поэтому задача дошкольного учреждения состоит в создании условий для формирования навыков эффективного межличностного общения ребенка.
Результаты данного исследования указывают на то, что первостепенное значение следует уделять развитию субъект - субъектных отношений между детьми. Отношение к другому, как к ценности, уважение его выбора, умение радоваться достижениям и победам сверстника выступают основой развития таких отношений. Отношение к другому, как к объекту, характеризуется наличием зависти, пожеланием неудачи другому, желанием превзойти, быть первым в игре. Это определяет отсутствие эмпатии, сострадания и содействия в какой-либо деятельности. Отношение к другому как к предмету межличностного общения отрицательно коррелирует с показателями социального интеллекта. В ситуации социального конфликта эти дошкольники проявляют агрессию и не способны услышать точку зрения сверстника. Отношение к другому, как к цели положительно коррелирует со способностью в децентрации, что свидетельствует о высоком уровне социальной и личностной зрелости дошкольника.
Эмоциональный фон, являясь особенностью межличностного общения, связан с показателями социального интеллекта. Дети с оптимистичным и нейтрально-деловым эмоциональным фоном межличностного общения имеют средне-высокие показатели социального интеллекта. Также эти дошкольники имеют высокий социальный статус в коллективе сверстников.
В данной работе получены обобщенные характеристики особенностей межличностного общения и социального интеллекта на основе которых выделены общие закономерности их взаимосвязей. Однако, для воспитательной практики наибольший интерес представляют детские переживания, которые с возрастом могут стать основой межличностных и внутриличностных проблем. Своевременное распознавание проблемных и конфликтных форм в отношениях со сверстниками необходимо использовать для составления психологического портрета ребенка и понимания психологической природы этих проблем. На этой основе выстраивать систему коррекционно-развивающей работы межличностного общения дошкольников.
Результаты данного исследования указывают на то, что первостепенное значение следует уделять развитию субъект - субъектных отношений между детьми. Отношение к другому, как к ценности, уважение его выбора, умение радоваться достижениям и победам сверстника выступают основой развития таких отношений. Отношение к другому, как к объекту, характеризуется наличием зависти, пожеланием неудачи другому, желанием превзойти, быть первым в игре. Это определяет отсутствие эмпатии, сострадания и содействия в какой-либо деятельности. Отношение к другому как к предмету межличностного общения отрицательно коррелирует с показателями социального интеллекта. В ситуации социального конфликта эти дошкольники проявляют агрессию и не способны услышать точку зрения сверстника. Отношение к другому, как к цели положительно коррелирует со способностью в децентрации, что свидетельствует о высоком уровне социальной и личностной зрелости дошкольника.
Эмоциональный фон, являясь особенностью межличностного общения, связан с показателями социального интеллекта. Дети с оптимистичным и нейтрально-деловым эмоциональным фоном межличностного общения имеют средне-высокие показатели социального интеллекта. Также эти дошкольники имеют высокий социальный статус в коллективе сверстников.
В данной работе получены обобщенные характеристики особенностей межличностного общения и социального интеллекта на основе которых выделены общие закономерности их взаимосвязей. Однако, для воспитательной практики наибольший интерес представляют детские переживания, которые с возрастом могут стать основой межличностных и внутриличностных проблем. Своевременное распознавание проблемных и конфликтных форм в отношениях со сверстниками необходимо использовать для составления психологического портрета ребенка и понимания психологической природы этих проблем. На этой основе выстраивать систему коррекционно-развивающей работы межличностного общения дошкольников.
Подобные работы
- Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - ИГРА КАК РАЗВИВАЮЩАЯ ФОРМА РОЛЕВОГО - ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОММУНИКАТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте (Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





