Формирование рецептивного компонента коммуникативной компетенции в процессе обучения изучающему чтению на уроках английского языка в средней школе на основе технологии кейс-стади
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Место обучения чтению в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции в средней школе 7
1.1. Формирование рецептивных умений как часть формирования коммуникативной компетенции 7
1.2. Формирование рецептивных умений при обучении чтению на иностранном языке 14
1.3. Применение технологии кейс-стади в обучении иностранным языкам 22
Глава 2. Особенности обучения изучающему чтению на уроках английского языка при использовании кейс-стади 31
2.1. Выявление уровня сформированности навыков изучающего чтения 31
2.2. Экспериментальное формирование навыков изучающего чтения при использовании кейс-стади и анализ полученных результатов 38
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения 53
В жизни человека чтение играет существенную роль. Оно не только обогащает человека интеллектуально, но и дает ему возможность основательнее понять окружающий мир. Обучение чтению на иностранном языке не исключение, вследствие того, что оно обладает практически таким же значением для изучающего этот язык. В соответствии с современными требованиями, обучение иностранному языку в средней школе должно быть коммуникативно-ориентированным во всех видах речевой деятельности и все упражнения на уроке должны обладать коммуникативной нацеленностью. В настоящее время эта задача может быть успешно решена с помощью чтения и упражнений, связанных с содержанием прочитанного. На значение чтения в обучении иностранному языку указывают известные методисты, такие как Н.А. Орехова, И.А. Зимняя, С.К. Фоломкина, Е.А. Маслыко и др. Они исследовали проблему мотивации чтения с использованием различных технологий обучения. Таким образом, мы можем говорить об актуальности данного исследования, реализующего коммуникативно-компетентностный подход к обучению иностранному языку.
Объектом исследования является процесс обучения чтению на иностранном языке.
Предмет исследования - технология кейс-стади как основа формирования рецептивного компонента коммуникативной компетенции при обучении чтению.
Цель исследования - повышение эффективности формирования рецептивного компонента коммуникативной компетенции в процессе обучения чтению при использовании кейс-стади на уроках английского языка. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) изучить особенности формирования рецептивного компонента коммуникативной компетенции вообще и в процессе обучения чтению в частности;
2) изучить теоретические аспекты организации технологии кейс-стади и особенности использования в ней чтения;
3) разработать и апробировать серию упражнений, направленных на формирование рецептивного компонента иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучение чтению на английском языке.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
2) диагностические: анализ УМК;
3) эмпирические: педагогический эксперимент.
Методологическую основу исследования составляют труды ученых- методистов С.К. Фоломкиной, И.А. Зимней, разрабатывавших теорию обучения чтению, а также работы О.К. Ильиной, Л.Н. Щербатых в области использования кейсов в процессе обучения.
Практическая значимость работы: разработанный в ходе данного курса комплекс упражнений может быть использован на уроках английского языка в средней школе.
Данная работа состоит из введения, заключения и двух глав, списка литературы и 7 приложений.
Подводя итог нашего исследования, мы делаем следующие выводы.
Во-первых, исследование научной литературы по данной теме показало, что рецептивная речевая деятельность осуществляет восприятие и дальнейшую обработку информации и включает в себя чтение и аудирование. Также было определено, что восприятие, понимание и активная переработка письменного текста может быть достигнута при условии учета вида чтения по целевой установке (ознакомительное, изучающее, поисковое) и сформированности единых коммуникативных навыков: определение темы текста, подтемы, основной идеи текста; оценивание информации текста по ее значимости для раскрытия темы.
Во-вторых, были изучены теоретические аспекты организации технологии кейс-стади и этапы работы с кейсом. При работе над кейсом учащиеся анализируют письменный материал (применение навыков чтения), а затем разрабатывают решение проблемы. Чтение является неотъемлемой частью деятельности, а учащиеся обучаются эффективному чтению текста, так как они должны искать соответствующую информацию.
В-третьих, в практической части работы нами была разработана серия кейсов для учащихся 11 класса средней школы, с целью формирования навыка изучающего чтения.
Для проведения эксперимента нами были разработаны критерии оценки уровня сформированности навыка чтения. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Оценка уровня сформированности навыка изучающего чтения по итогам обучения показала следующее. 63% учащихся получили высший балл (6) и 13% чуть ниже высшего балла (5), т.е. уровень сформированности навыка изучающего чтения у 76% обучающихся после проведенного обучения можно оценить как высокий. 24% учащихся набрали чуть больше среднего количества баллов (4), однако это тоже значительный прогресс, так как на констатирующем этапе их балл был ниже.
По итогам эксперимента подавляющее большинство учащихся (88%) продемонстрировали значительный рост общего балла (от 65% до 90%), на основании чего мы можем сделать вывод, что предложенная нами серия заданий способствовала развитию навыка изучающего чтения и мотивированности чтения у учащихся.
Таким образом, мы решили все поставленные нами задачи, а значит можно сказать, что цель нашего исследования, а именно, повышение эффективности формирования рецептивного компонента коммуникативной компетенции в процессе обучения чтению на уроках английского языка в средней школе, была достигнута.
Данное исследование может быть продолжено в плане разработки идентичных заданий и их апробации при обучении учащихся разных классов, а также в направлении исследования возможностей применения кейсов для формирования и отработки других навыков.