ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Развитие эмоциональной отзывчивости у детей с общим
недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 25
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 40
2.1 Изучение уровня сформированности эмоциональной отзывчивости у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 40
2.2 Реализация разработанных психолого-педагогических условий
развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 54
2.3 Выявление динамики в уровне развития эмоциональной
отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 73
Выводы по второй главе 82
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложения 91
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Развитие эмоциональной отзывчивости у детей с общим
недоразвитием речи как психолого-педагогическая проблема 10
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 25
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 40
2.1 Изучение уровня сформированности эмоциональной отзывчивости у
детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 40
2.2 Реализация разработанных психолого-педагогических условий
развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 54
2.3 Выявление динамики в уровне развития эмоциональной
отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 73
Выводы по второй главе 82
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложения 91
Актуальность рассматриваемой темы магистерской работы заключается в том, что в последние годы возрастает научный и практический интерес к взаимосвязи речевого и эмоционального развития, который, естественно, ставит проблему изучения эмоциональной отзывчивости дошкольников с общим недоразвитием речи. Целевые ориентиры ФГОС ДО обуславливают также важность развития рассматриваемого феномена у детей (в том числе и с речевыми нарушениями).
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования и запросам времени, одним из ведущих приоритетов образования является учет особых образовательных потребностей детей независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) и создание специальных условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей с общим недоразвитием речи, в том числе, включая создание условий для участия родителей в образовательной деятельности организации.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне
Развитие эмоциональной отзывчивости в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено в качестве задач педагогической деятельности.
Между тем, само данное понятия не нашло достаточного теоретического обоснования и практико-методического обеспечения в педагогической науке и практике к настоящему времени, что затрудняет выполнение обозначенных в ФГОС задач.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется обоснованием и характеристикой психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обоснованная необходимость развития у детей эмоциональной отзывчивости на практике сталкивается с недостаточной разработкой содержания процесса эмоциональной отзывчивости в ДОО, а именно с необходимостью разработки психолого-педагогических условий в русле требований ФГОС ДО.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между важностью развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет и недостаточным изучением специфики данного процесса у детей с общим недоразвитием речи;
- между декларируемой необходимостью формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи эмоциональной отзывчивости и недостаточной разработкой специфики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- между необходимостью учета современных требований к построению образовательного процесса в ДОО с детьми с общим недоразвитием речи и недостаточной разработкой психолого-педагогических условия развития эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будут эффективно реализовываться при следующих психолого-педагогических условиях:
- определение и поэтапная реализация содержания образовательной работы с учетом возрастных особенностей, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, особенностей детей с ОНР III уровня и логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости;
- реализация комплекса заданий, предполагающих различные виды деятельности детей по освоению компонентов эмоциональной отзывчивости и их проявлению при взаимодействии с детьми;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости детей;
- предъявление ребенку образца-ориентира проявления эмоциональной отзывчивости и стимулирование желание ему подражать.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить степень изучения в современных исследованиях проблемы развития эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и создания психолого-педагогические условия, обеспечивающих эффективность данного процесса; уточнить понятие и компоненты эмоциональной отзывчивости.
2. Определить показатели, диагностический инструментарий и выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить и экспериментально апробировать разработанные
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Выявить динамику в уровне развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи после проведенной работы.
Теоретическими основами исследования явились:
- положения о взаимосвязи и взаимообусловленности эмоций и речи (А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.);
- принцип системности языка, связи речи с другими сторонами психического развития (Л.С. Выготский);
- идеи о значимости развития эмоциональной отзывчивости детей с ОНР (И.Ю. Кондратенкои, Д.Р. Миняжева и др.);
- исследования об особенностях и закономерностях функционирования и развития эмоциональной отзывчивости (С.А. Курносова, Р.В. Овчарова и др.);
- исследования о закономерностях функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева и др.).
- положения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности эмоций и эмпатии (Л.С. Выготский, К. Изард и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах диссертационной работы); эмпирические (анкетирование, диагностические задания, наблюдение, беседы с детьми; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» детский сад № 171 «Крепыш» городского округа Тольятти. В экспериментальной работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (III) уровня.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016г. - март 2017г.).
Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Определение понятийно-категориальный аппарат исследования. Определение показателей, диагностического инструментария и выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2017г. - март 2018г.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости у детей и этапов их реализации с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, содержания с учетом возрастных особенностей, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, и особенностей детей с ОНР III уровня. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель 2018г. - июнь 2018г.). Осуществление анализа, обобщение и конкретизация результатов экспериментальной работы. Формулирование выводов. Оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в выявлении степени изученности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет и доказательстве эффективности разработанных психолого-педагогических условий образовательной работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в ДОО по развитию эмоциональной отзывчивости.
Теоретическая значимость исследования: состоит в уточнении понятия «эмоциональная отзывчивость» и ее компонентов; определении показателей и характеристике уровней развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет; теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность использовать практическим работникам диагностические материалы (показатели и диагностические задания) по выявлению уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет; разработанную поэтапную реализацию этапов работы с детьми (задачи, содержание) выделенных с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, при апробации комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. На педагогических педсоветах были вынесены на рассмотрение значимые аспекты экспериментальной работы; научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета; научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ». Основное содержание диссертационного исследования отражено в 4 публикациях.
Личное участие автора в исследовании состоит во включенном участии на всех этапах исследования, в непосредственном получении исходных данных, выделении показателей эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и определении соответствующего комплекса диагностических методик, проведении опытно-экспериментальной работы, апробации результатов исследования, обработке и интерпретации экспериментальных данных, публикациях материалов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная отзывчивость определяется как эмоциональная реакция ребенка на состояние другого человека и проявляется в общении и отношениях между людьми; характеризуется следующими структурными компонентами: мотивационно-когнитивным, действенно-практическим.
Уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется сформированностью ее показателей, выделенных с учетом компонентов эмоциональной отзывчивости.
2. Образовательная работа с детьми в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи по развитию эмоциональной отзывчивости следует осуществлять поэтапно с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости (мотивационно-когнитивным, действенно-практическим).
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60), 5 приложений. Работа содержит 3 рисунка, 6 таблиц.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования и запросам времени, одним из ведущих приоритетов образования является учет особых образовательных потребностей детей независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) и создание специальных условий для развития эмоциональной отзывчивости у детей с общим недоразвитием речи, в том числе, включая создание условий для участия родителей в образовательной деятельности организации.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне
Развитие эмоциональной отзывчивости в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено в качестве задач педагогической деятельности.
Между тем, само данное понятия не нашло достаточного теоретического обоснования и практико-методического обеспечения в педагогической науке и практике к настоящему времени, что затрудняет выполнение обозначенных в ФГОС задач.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне определяется обоснованием и характеристикой психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретически обоснованная необходимость развития у детей эмоциональной отзывчивости на практике сталкивается с недостаточной разработкой содержания процесса эмоциональной отзывчивости в ДОО, а именно с необходимостью разработки психолого-педагогических условий в русле требований ФГОС ДО.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить следующие противоречия:
- между важностью развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет и недостаточным изучением специфики данного процесса у детей с общим недоразвитием речи;
- между декларируемой необходимостью формирования у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи эмоциональной отзывчивости и недостаточной разработкой специфики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- между необходимостью учета современных требований к построению образовательного процесса в ДОО с детьми с общим недоразвитием речи и недостаточной разработкой психолого-педагогических условия развития эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи будут эффективно реализовываться при следующих психолого-педагогических условиях:
- определение и поэтапная реализация содержания образовательной работы с учетом возрастных особенностей, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, особенностей детей с ОНР III уровня и логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости;
- реализация комплекса заданий, предполагающих различные виды деятельности детей по освоению компонентов эмоциональной отзывчивости и их проявлению при взаимодействии с детьми;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости детей;
- предъявление ребенку образца-ориентира проявления эмоциональной отзывчивости и стимулирование желание ему подражать.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить степень изучения в современных исследованиях проблемы развития эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и создания психолого-педагогические условия, обеспечивающих эффективность данного процесса; уточнить понятие и компоненты эмоциональной отзывчивости.
2. Определить показатели, диагностический инструментарий и выявить уровень развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Определить и экспериментально апробировать разработанные
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
4. Выявить динамику в уровне развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи после проведенной работы.
Теоретическими основами исследования явились:
- положения о взаимосвязи и взаимообусловленности эмоций и речи (А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.);
- принцип системности языка, связи речи с другими сторонами психического развития (Л.С. Выготский);
- идеи о значимости развития эмоциональной отзывчивости детей с ОНР (И.Ю. Кондратенкои, Д.Р. Миняжева и др.);
- исследования об особенностях и закономерностях функционирования и развития эмоциональной отзывчивости (С.А. Курносова, Р.В. Овчарова и др.);
- исследования о закономерностях функционирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева и др.).
- положения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности эмоций и эмпатии (Л.С. Выготский, К. Изард и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах диссертационной работы); эмпирические (анкетирование, диагностические задания, наблюдение, беседы с детьми; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» детский сад № 171 «Крепыш» городского округа Тольятти. В экспериментальной работе приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи (III) уровня.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2016г. - март 2017г.).
Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Определение понятийно-категориальный аппарат исследования. Определение показателей, диагностического инструментария и выявление уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи (проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (апрель 2017г. - март 2018г.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости у детей и этапов их реализации с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, содержания с учетом возрастных особенностей, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, и особенностей детей с ОНР III уровня. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (апрель 2018г. - июнь 2018г.). Осуществление анализа, обобщение и конкретизация результатов экспериментальной работы. Формулирование выводов. Оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в выявлении степени изученности проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет и доказательстве эффективности разработанных психолого-педагогических условий образовательной работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи в ДОО по развитию эмоциональной отзывчивости.
Теоретическая значимость исследования: состоит в уточнении понятия «эмоциональная отзывчивость» и ее компонентов; определении показателей и характеристике уровней развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет; теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность использовать практическим работникам диагностические материалы (показатели и диагностические задания) по выявлению уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет; разработанную поэтапную реализацию этапов работы с детьми (задачи, содержание) выделенных с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, при апробации комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования. На педагогических педсоветах были вынесены на рассмотрение значимые аспекты экспериментальной работы; научно-методических семинарах кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета; научно-практических конференциях «Студенческие Дни науки в ТГУ». Основное содержание диссертационного исследования отражено в 4 публикациях.
Личное участие автора в исследовании состоит во включенном участии на всех этапах исследования, в непосредственном получении исходных данных, выделении показателей эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и определении соответствующего комплекса диагностических методик, проведении опытно-экспериментальной работы, апробации результатов исследования, обработке и интерпретации экспериментальных данных, публикациях материалов исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная отзывчивость определяется как эмоциональная реакция ребенка на состояние другого человека и проявляется в общении и отношениях между людьми; характеризуется следующими структурными компонентами: мотивационно-когнитивным, действенно-практическим.
Уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется сформированностью ее показателей, выделенных с учетом компонентов эмоциональной отзывчивости.
2. Образовательная работа с детьми в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи по развитию эмоциональной отзывчивости следует осуществлять поэтапно с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости (мотивационно-когнитивным, действенно-практическим).
Структура и объём диссертации обусловлены логикой научного исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60), 5 приложений. Работа содержит 3 рисунка, 6 таблиц.
В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Анализ научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что развитие понятие «эмоциональная отзывчивость» является центральной эмоциональной единицей межличностных отношений между людьми, компонентом эмпатии, главным показателем формирования гуманных чувств и отношений в коллективе, а развитие эмоциональной отзывчивости является задачей нравственного воспитания дошкольников. Особенно важно исследование психолого-педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Важность исследования данной проблемы доказано проведенным диагностикой детей. Мы определили показатели, учитывая структурные компоненты эмоциональной отзывчивости: представления об эмоциональных состояниях других людей и своего собственного, причинах их возникновения; представление о том, кто такой отзывчивый человек; проявление положительного эмоционального отклика на эмоциональное состояние другого в ситуации затруднения; умение дифференцировать эмоциональные состояния человека; умение использовать разные способы проявления эмоциональной отзывчивости в зависимости от ситуации. 6. Выявление желания (стремления) быть отзывчивым человеком, помогать другим в ситуации затруднения.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет.
Изучение психолого-педагогических условий образовательной работы с детьми 5-6 лет по проблеме развития эмоциональной отзывчивости показало, что предлагаемые нами психолого-педагогические условия недостаточно представлены в педагогической практике.
Работа в формирующем этапе исследования осуществлялась по направлениям (работа с детьми, работа с родителями), этапам (мотивационно-когнитивный, действенно-практический) с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, особенностей детей с ОНР III уровня и логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости.
На каждом этапе были реализованы выделенные психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет: 1) реализация комплекса заданий, предполагающих различные формы активности детей по освоению компонентов эмоциональной отзывчивости и их проявлению при взаимодействии с детьми; 2) предъявление ребенку образца-ориентира проявления эмоциональной отзывчивости и стимулирование желание ему подражать; 3) вовлечение родителей в образовательную деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Результаты повторной диагностики зафиксировали положительную динамику в уровне развития эмоциональной отзывчивости у детей. Высокий уровень сформированности эмоциональной отзывчивости повысился на 20% и составил 30% детей, а детей с низким уровнем стало на 30% меньше, и составило 10% детей.
Достигнутая положительная динамика эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий и верность выдвинутой гипотезы.
Важность исследования данной проблемы доказано проведенным диагностикой детей. Мы определили показатели, учитывая структурные компоненты эмоциональной отзывчивости: представления об эмоциональных состояниях других людей и своего собственного, причинах их возникновения; представление о том, кто такой отзывчивый человек; проявление положительного эмоционального отклика на эмоциональное состояние другого в ситуации затруднения; умение дифференцировать эмоциональные состояния человека; умение использовать разные способы проявления эмоциональной отзывчивости в зависимости от ситуации. 6. Выявление желания (стремления) быть отзывчивым человеком, помогать другим в ситуации затруднения.
Анализ результатов диагностики детей показал недостаточный уровень сформированности эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет.
Изучение психолого-педагогических условий образовательной работы с детьми 5-6 лет по проблеме развития эмоциональной отзывчивости показало, что предлагаемые нами психолого-педагогические условия недостаточно представлены в педагогической практике.
Работа в формирующем этапе исследования осуществлялась по направлениям (работа с детьми, работа с родителями), этапам (мотивационно-когнитивный, действенно-практический) с учетом логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости, выявленных результатов диагностики эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет, особенностей детей с ОНР III уровня и логики освоения компонентов эмоциональной отзывчивости.
На каждом этапе были реализованы выделенные психолого-педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет: 1) реализация комплекса заданий, предполагающих различные формы активности детей по освоению компонентов эмоциональной отзывчивости и их проявлению при взаимодействии с детьми; 2) предъявление ребенку образца-ориентира проявления эмоциональной отзывчивости и стимулирование желание ему подражать; 3) вовлечение родителей в образовательную деятельность по развитию эмоциональной отзывчивости детей.
Результаты повторной диагностики зафиксировали положительную динамику в уровне развития эмоциональной отзывчивости у детей. Высокий уровень сформированности эмоциональной отзывчивости повысился на 20% и составил 30% детей, а детей с низким уровнем стало на 30% меньше, и составило 10% детей.
Достигнутая положительная динамика эмоциональной отзывчивости детей 5-6 лет доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий и верность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Активизация синонимического словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе составления загадок
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНОРОЛЕВОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА)
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков сотрудничества у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе проектной деятельности
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



