Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 18
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 23
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 50
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 69
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 71
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 73
В настоящее время на улицах города растет число автомобилей и, к сожалению, так же растет число дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок.
Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Поведение детей дошкольного возраста на дороге связано с особенностями их психофизического развития (из-за возрастного несовершенства развития высшей нервной деятельности, суженного поля зрения и особенностей детского глазомера, недостаточной скорости реакции и повышенной возбудимости, преобладанием потребности в движении над осторожностью). В ситуации опасности дошкольник теряется и оказывается беззащитным.
Создание условий для формирования у детей представлений о безопасности на дороге, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Различные аспекты проблемы профилактики детского травматизма на дороге, формирование представлений детей о правилах безопасного поведения, повышение осознанности поведения на дороге, специфика форм и методов педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста рассматривались в трудах Н.Н. Авдеевой, М.А. Бараненко, М.М. Борисова, С.И. Дорониной, О.Л. Князевой, Е.Я. Хабибуллиной, Р.Б. Стеркиной. Авторы исследуют возможности различных средств, позволяющих сформировать, расширить и закрепить у старших дошкольников представления о правилах дорожного движения: дидактические и подвижные игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры и мультфильмы, проектную деятельность, мультимедийные технологии, поисково-познавательную деятельность.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных педагогических условий формирования представлений детей 6-7 лет о правилах дорожного движения.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге посредством соблюдения педагогических условий.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге возможно при следующих педагогических условиях:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности на дороге;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
3. Определить и апробировать содержание работы по реализации педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
• теоретические положения Н.Ю. Марчук, А.Ю. Чмыхало о культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества;
• теоретические положения Е.Н. Дегтеревич, О.А. Скоролуповой, С.Н. Черепановой о интегрированном подходе в формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге;
• теоретические положения о содержательной составляющей формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности (Ю.М. Зубарева, М.М. Борисова, Н.Н. Авдеева).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65» г. Воркуты. В исследовании приняли участие 40 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (36 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 16 рисунками и 3 таблицами.
Подводя итоги исследования проблемы формирования представлений у детей 5-6 лет о безопасности на дороге, следует сделать ряд следующих выводов.
Формирование представлений о безопасности на дороге у детей 6-7 лет направлено на обеспечение состояния защищенности ребенка. Показателями сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасности на дороге являются: представления детей о назначении светофора, дорожных знаках, правилах поведения пассажиров и пешеходов, знание дорожной терминологии. С целью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге необходимо систематически и поэтапно проводить работу по данному направлению (непосредственно образовательная деятельность, в режимных моментах, досуговых мероприятиях).
Констатирующий этап показал, что входящие в экспериментальную группу дети обладают низким уровнем сформированности знаний о безопасном поведении на дороге, поскольку всего у 10% детей высокий уровень сформированности, у 35% средний и у 55% низкий. При этом основываясь на результатах, полученных при исследовании детей, входящих в контрольную группу выявлено что 80% детей, обладает средним уровнем сформированности знаний о безопасном поведении на дороге. 10% детей имеет высокий уровень и 10% имеет низкий уровень. В целом результаты выше у детей из контрольной группы.
Мы установили и экспериментально проверили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге возможно при следующих педагогических условиях:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности на дороге;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Посредством повторной диагностики (контрольный срез) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 0%, когда на констатирующем этапе он составлял 55%. Средний уровень возрос с 35% до 75% (на 40%), высокий с 10% до 25% (на 15%), что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты практически не изменились.
Таким образом, в результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности представлений о безопасности на дороге у детей в возрасте 6-7 лет.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Стеркина Р Б. Безопасность на улицах и дорогах: методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 144 с.
2. Алюханова Е. М., Гришина Е. Е., Ергашева Н. Б. Формирование у старших дошкольников представлений о правилах дорожного движения // Научное отражение. 2019. № 2 (16). C. 5-7.
3. Баранова А. А., Елганов А. Р. Динамика развития навыков социально-безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации психолого-интегративной педагогической технологии // Вестник Удмурского университета. 2016. № 4. C. 41-49.
4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М. : Мозаика- синтез, 2012.
5. Борисова М. М., Бараненко М. А. Закрепление представлений о правилах дорожного движения в процессе подвижной игры у дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 6 (38). С. 30-39.
6. Григорович Л. Санитарно-просветительская работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста. М. : Медицинская сестра, 2008. С. 25.
7. Громова О. Л. Изучение представлений об опасностях у детей старшего дошкольного возраста // Научное сообщество студентов. 2016. № 20(31). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/20(31).pdf (дата обращения: 28.01.2019).
8. Грязева Ю. В. Формирование представлений о безопасном поведении на дорогах у детей 6-7 лет в процессе использования мультфильмов // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2018. С. 107-111.
9. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. 208 с.
10. Дегтеревич Е. Н. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода. // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. № 8 (25). С. 14-16.
11. Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования. / под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Детство-Пресс, 2014. 321 с.
12. Зубарева Ю. М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах. Уфа : Лето, 2015. С. 63-68.
13. Комлева Л. А. Ваш ребенок и дорога: методическое пособие для родителей. М. : Центр Пропаганды, 2006. 29 с.
14. Кузнецова Т. Г., Болгова И. В., Новикова А. Ф. Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения // Молодой ученый. 2018. № 50. С. 343-347.
15. Лобазнова Л. Ф., Гарбузова О. В. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения в ДОУ // Вестник научных конференций. 2017. № 4-4 (20). С. 73-75.
...