ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 18
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 23
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 50
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 69
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 71
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 73
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 18
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 23
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 23
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 40
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге 50
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 69
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 71
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 73
В настоящее время на улицах города растет число автомобилей и, к сожалению, так же растет число дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок.
Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Поведение детей дошкольного возраста на дороге связано с особенностями их психофизического развития (из-за возрастного несовершенства развития высшей нервной деятельности, суженного поля зрения и особенностей детского глазомера, недостаточной скорости реакции и повышенной возбудимости, преобладанием потребности в движении над осторожностью). В ситуации опасности дошкольник теряется и оказывается беззащитным.
Создание условий для формирования у детей представлений о безопасности на дороге, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Различные аспекты проблемы профилактики детского травматизма на дороге, формирование представлений детей о правилах безопасного поведения, повышение осознанности поведения на дороге, специфика форм и методов педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста рассматривались в трудах Н.Н. Авдеевой, М.А. Бараненко, М.М. Борисова, С.И. Дорониной, О.Л. Князевой, Е.Я. Хабибуллиной, Р.Б. Стеркиной. Авторы исследуют возможности различных средств, позволяющих сформировать, расширить и закрепить у старших дошкольников представления о правилах дорожного движения: дидактические и подвижные игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры и мультфильмы, проектную деятельность, мультимедийные технологии, поисково-познавательную деятельность.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных педагогических условий формирования представлений детей 6-7 лет о правилах дорожного движения.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге посредством соблюдения педагогических условий.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге возможно при следующих педагогических условиях:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности на дороге;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
3. Определить и апробировать содержание работы по реализации педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
• теоретические положения Н.Ю. Марчук, А.Ю. Чмыхало о культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества;
• теоретические положения Е.Н. Дегтеревич, О.А. Скоролуповой, С.Н. Черепановой о интегрированном подходе в формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге;
• теоретические положения о содержательной составляющей формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности (Ю.М. Зубарева, М.М. Борисова, Н.Н. Авдеева).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65» г. Воркуты. В исследовании приняли участие 40 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (36 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 16 рисунками и 3 таблицами.
Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Поведение детей дошкольного возраста на дороге связано с особенностями их психофизического развития (из-за возрастного несовершенства развития высшей нервной деятельности, суженного поля зрения и особенностей детского глазомера, недостаточной скорости реакции и повышенной возбудимости, преобладанием потребности в движении над осторожностью). В ситуации опасности дошкольник теряется и оказывается беззащитным.
Создание условий для формирования у детей представлений о безопасности на дороге, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Различные аспекты проблемы профилактики детского травматизма на дороге, формирование представлений детей о правилах безопасного поведения, повышение осознанности поведения на дороге, специфика форм и методов педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста рассматривались в трудах Н.Н. Авдеевой, М.А. Бараненко, М.М. Борисова, С.И. Дорониной, О.Л. Князевой, Е.Я. Хабибуллиной, Р.Б. Стеркиной. Авторы исследуют возможности различных средств, позволяющих сформировать, расширить и закрепить у старших дошкольников представления о правилах дорожного движения: дидактические и подвижные игры, игровые обучающие ситуации, сюжетно-ролевые игры и мультфильмы, проектную деятельность, мультимедийные технологии, поисково-познавательную деятельность.
Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных педагогических условий формирования представлений детей 6-7 лет о правилах дорожного движения.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге посредством соблюдения педагогических условий.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге и недостаточной разработанностью педагогических условий в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге возможно при следующих педагогических условиях:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности на дороге;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
3. Определить и апробировать содержание работы по реализации педагогических условий по формированию у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились:
• теоретические положения Н.Ю. Марчук, А.Ю. Чмыхало о культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества;
• теоретические положения Е.Н. Дегтеревич, О.А. Скоролуповой, С.Н. Черепановой о интегрированном подходе в формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге;
• теоретические положения о содержательной составляющей формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности (Ю.М. Зубарева, М.М. Борисова, Н.Н. Авдеева).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности педагогических условий в формировании у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65» г. Воркуты. В исследовании приняли участие 40 дошкольников 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (36 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 16 рисунками и 3 таблицами.
Подводя итоги исследования проблемы формирования представлений у детей 5-6 лет о безопасности на дороге, следует сделать ряд следующих выводов.
Формирование представлений о безопасности на дороге у детей 6-7 лет направлено на обеспечение состояния защищенности ребенка. Показателями сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасности на дороге являются: представления детей о назначении светофора, дорожных знаках, правилах поведения пассажиров и пешеходов, знание дорожной терминологии. С целью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге необходимо систематически и поэтапно проводить работу по данному направлению (непосредственно образовательная деятельность, в режимных моментах, досуговых мероприятиях).
Констатирующий этап показал, что входящие в экспериментальную группу дети обладают низким уровнем сформированности знаний о безопасном поведении на дороге, поскольку всего у 10% детей высокий уровень сформированности, у 35% средний и у 55% низкий. При этом основываясь на результатах, полученных при исследовании детей, входящих в контрольную группу выявлено что 80% детей, обладает средним уровнем сформированности знаний о безопасном поведении на дороге. 10% детей имеет высокий уровень и 10% имеет низкий уровень. В целом результаты выше у детей из контрольной группы.
Мы установили и экспериментально проверили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге возможно при следующих педагогических условиях:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности на дороге;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Посредством повторной диагностики (контрольный срез) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 0%, когда на констатирующем этапе он составлял 55%. Средний уровень возрос с 35% до 75% (на 40%), высокий с 10% до 25% (на 15%), что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты практически не изменились.
Таким образом, в результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности представлений о безопасности на дороге у детей в возрасте 6-7 лет.
Формирование представлений о безопасности на дороге у детей 6-7 лет направлено на обеспечение состояния защищенности ребенка. Показателями сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасности на дороге являются: представления детей о назначении светофора, дорожных знаках, правилах поведения пассажиров и пешеходов, знание дорожной терминологии. С целью формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге необходимо систематически и поэтапно проводить работу по данному направлению (непосредственно образовательная деятельность, в режимных моментах, досуговых мероприятиях).
Констатирующий этап показал, что входящие в экспериментальную группу дети обладают низким уровнем сформированности знаний о безопасном поведении на дороге, поскольку всего у 10% детей высокий уровень сформированности, у 35% средний и у 55% низкий. При этом основываясь на результатах, полученных при исследовании детей, входящих в контрольную группу выявлено что 80% детей, обладает средним уровнем сформированности знаний о безопасном поведении на дороге. 10% детей имеет высокий уровень и 10% имеет низкий уровень. В целом результаты выше у детей из контрольной группы.
Мы установили и экспериментально проверили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге возможно при следующих педагогических условиях:
• определены направления работы по формированию представлений о безопасности на дороге;
• разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению;
• включены родители в процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о безопасности на дороге.
Посредством повторной диагностики (контрольный срез) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 0%, когда на констатирующем этапе он составлял 55%. Средний уровень возрос с 35% до 75% (на 40%), высокий с 10% до 25% (на 15%), что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты практически не изменились.
Таким образом, в результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня сформированности представлений о безопасности на дороге у детей в возрасте 6-7 лет.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БЫТУ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования представлений о безопасности на улице у детей 5-6 лет
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОСНОВАХ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018





