Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7
лет представлений о животных родного края 8
1.2 Характеристика художественной литературы природоведческого содержания как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о животных родного края 21
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания... 39
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7
лет представлений о животных родного края 57
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 75
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе 76
Приложение В Тематический план работы 78
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на
контрольном этапе 84
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7
лет представлений о животных родного края 8
1.2 Характеристика художественной литературы природоведческого содержания как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о животных родного края 21
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания... 39
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7
лет представлений о животных родного края 57
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 75
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе 76
Приложение В Тематический план работы 78
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на
контрольном этапе 84
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н. Николаева. Большинство работ С.Н. Николаевой посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Результаты исследования показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны. Более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям.
Изучению различных аспектов формирования у дошкольников представлений о животных посвятили свои исследования Н.Н. Авдеева, Г.В. Васюкова, Н.Н. Вересов, Т.В. Потапова, Л.С. Римашевская, И.С. Телегина, Е.Ф. Терентьева, В.А. Шишкина.
Важным методом формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края является слово, которое связано, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседу. Для формирования у детей представлений о животных, в системе экологической работы с детьми, используют художественную литературу природоведческого содержания.
Однако, несмотря на наличие исследований по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края, остается недостаточно изученной специфика использования художественной литературы природоведческого содержания в этом процессе.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края и недостаточным использованием художественной литературы природоведческого содержания в этой работе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности художественной литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Предмет исследования: художественная литература природоведческого содержания как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания будет возможен, если:
- подобраны литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в соответствии с принципами региональности, вариативности, соответствия возрасту дошкольников;
- обогащен книжный центр произведениями природоведческого содержания о животных родного края;
- включены литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
4. Оценить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края .
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных: качественный и
количественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концептуальные положения Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой, Л.С. Игнаткиной об особенностях развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний о природе;
- теоретические положения об экологическом воспитании детей Н.А. Рыжовой, О.А. Соломенниковой, В.А. Ашиковой, Н.Н. Кондратьевой, Е.Ф. Терентьевой.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 10 СП «Детский сад №17» г. Сызрани. В исследовании приняли участие 40 дошкольников 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности художественной литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций .
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц и 2 рисунка.
Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н. Николаева. Большинство работ С.Н. Николаевой посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Результаты исследования показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны. Более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям.
Изучению различных аспектов формирования у дошкольников представлений о животных посвятили свои исследования Н.Н. Авдеева, Г.В. Васюкова, Н.Н. Вересов, Т.В. Потапова, Л.С. Римашевская, И.С. Телегина, Е.Ф. Терентьева, В.А. Шишкина.
Важным методом формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края является слово, которое связано, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседу. Для формирования у детей представлений о животных, в системе экологической работы с детьми, используют художественную литературу природоведческого содержания.
Однако, несмотря на наличие исследований по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края, остается недостаточно изученной специфика использования художественной литературы природоведческого содержания в этом процессе.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края и недостаточным использованием художественной литературы природоведческого содержания в этой работе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности художественной литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Предмет исследования: художественная литература природоведческого содержания как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания будет возможен, если:
- подобраны литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в соответствии с принципами региональности, вариативности, соответствия возрасту дошкольников;
- обогащен книжный центр произведениями природоведческого содержания о животных родного края;
- включены литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
4. Оценить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края .
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных: качественный и
количественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концептуальные положения Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой, Л.С. Игнаткиной об особенностях развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний о природе;
- теоретические положения об экологическом воспитании детей Н.А. Рыжовой, О.А. Соломенниковой, В.А. Ашиковой, Н.Н. Кондратьевой, Е.Ф. Терентьевой.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 10 СП «Детский сад №17» г. Сызрани. В исследовании приняли участие 40 дошкольников 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности художественной литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций .
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц и 2 рисунка.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
В дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные представления об отдельных видах животных родного края, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Положительное влияние на этот процесс оказывает художественная литература природоведческого содержания, когда ребенок в процессе прослушивания произведения, бесед по произведениям, усваивает слова- термины, накапливает знания о новых видах животных родного края.
На основе исследований О.А. Соломенниковой были определены показатели выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края. Для изучения выделенных показателей, был осуществлен подбор диагностических заданий и проведен констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе в экспериментальной группе низкий уровень сформированности представлений о животных родного края продемонстрировали 7 детей (35%), средний уровень сформированности представлений о животных родного края показали 10 детей (50%), высокий уровень сформированности представлений о животных родного края выявлен у 3 детей (15%). В контрольной группе низкий уровень сформированности представлений о животных родного края показали 6 детей (30%), средний уровень сформированности представлений о животных родного края показали 10 детей (50%), высокий уровень выявлен у 4 детей (20%).
Далее мы предположили, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания будет возможен, если:
- подобраны литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в соответствии с принципами региональности, вариативности, соответствия возрасту дошкольников;
- обогащен книжный центр произведениями природоведческого содержания о животных родного края;
- включены литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах.
При подборе литературных произведений мы ориентировались на наиболее распространенных обитателей леса, лесостепи и степи Самарской области. Также были подобраны произведения о животных, занесенных в Красную Книгу Самарской области. Подбор литературы и ознакомление детей с животными климатических зон Самарской области осуществлялось по трем направлениям в соответствии с обитанием животных в конкретной климатической зоне.
Работа по ознакомлению детей с животными родного края посредством литературы природоведческого содержания осуществлялось в ходе совместной деятельности детей и педагога по чтению художественной литературы в режимных моментах во второй половине дня.
В результате проведения контрольного среза была выявлена динамика уровня сформированности представлений о животных родного края. Количество детей с низким уровнем сформированности представлений о животных родного края уменьшилось на 25%. Количество детей со средним уровнем сформированности представлений о животных родного края повысилось на 5%. Количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о животных родного края повысилось на 20%.
Таким образом, разработанное нами содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.
В дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные представления об отдельных видах животных родного края, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Положительное влияние на этот процесс оказывает художественная литература природоведческого содержания, когда ребенок в процессе прослушивания произведения, бесед по произведениям, усваивает слова- термины, накапливает знания о новых видах животных родного края.
На основе исследований О.А. Соломенниковой были определены показатели выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края. Для изучения выделенных показателей, был осуществлен подбор диагностических заданий и проведен констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе в экспериментальной группе низкий уровень сформированности представлений о животных родного края продемонстрировали 7 детей (35%), средний уровень сформированности представлений о животных родного края показали 10 детей (50%), высокий уровень сформированности представлений о животных родного края выявлен у 3 детей (15%). В контрольной группе низкий уровень сформированности представлений о животных родного края показали 6 детей (30%), средний уровень сформированности представлений о животных родного края показали 10 детей (50%), высокий уровень выявлен у 4 детей (20%).
Далее мы предположили, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания будет возможен, если:
- подобраны литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в соответствии с принципами региональности, вариативности, соответствия возрасту дошкольников;
- обогащен книжный центр произведениями природоведческого содержания о животных родного края;
- включены литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах.
При подборе литературных произведений мы ориентировались на наиболее распространенных обитателей леса, лесостепи и степи Самарской области. Также были подобраны произведения о животных, занесенных в Красную Книгу Самарской области. Подбор литературы и ознакомление детей с животными климатических зон Самарской области осуществлялось по трем направлениям в соответствии с обитанием животных в конкретной климатической зоне.
Работа по ознакомлению детей с животными родного края посредством литературы природоведческого содержания осуществлялось в ходе совместной деятельности детей и педагога по чтению художественной литературы в режимных моментах во второй половине дня.
В результате проведения контрольного среза была выявлена динамика уровня сформированности представлений о животных родного края. Количество детей с низким уровнем сформированности представлений о животных родного края уменьшилось на 25%. Количество детей со средним уровнем сформированности представлений о животных родного края повысилось на 5%. Количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о животных родного края повысилось на 20%.
Таким образом, разработанное нами содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.



