Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7
лет представлений о животных родного края 8
1.2 Характеристика художественной литературы природоведческого содержания как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края 14
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о животных родного края 21
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей
6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания... 39
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей 6-7
лет представлений о животных родного края 57
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 75
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на
констатирующем этапе 76
Приложение В Тематический план работы 78
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на
контрольном этапе 84
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Для развития дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на его чувства и сознание, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Проблему формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии живых существ и их влияния на развитие интеллекта ребенка подробно исследовала С.Н. Николаева. Большинство работ С.Н. Николаевой посвящено особенностям формирования у детей дошкольного возраста представлений о многообразии животного мира. Исследования по формированию знаний о многообразии животного мира проводились А.М. Федотовой. Результаты исследования показали, что знания дошкольников о многообразии животного мира включают как конкретные, так и обобщенные представления, но они неравномерны. Более правильные о внешнем виде, среде обитания, способах передвижения и недостаточно четкие о способах добывании пищи, защите от врагов, приспособленностей к сезонным изменениям.
Изучению различных аспектов формирования у дошкольников представлений о животных посвятили свои исследования Н.Н. Авдеева, Г.В. Васюкова, Н.Н. Вересов, Т.В. Потапова, Л.С. Римашевская, И.С. Телегина, Е.Ф. Терентьева, В.А. Шишкина.
Важным методом формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края является слово, которое связано, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседу. Для формирования у детей представлений о животных, в системе экологической работы с детьми, используют художественную литературу природоведческого содержания.
Однако, несмотря на наличие исследований по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края, остается недостаточно изученной специфика использования художественной литературы природоведческого содержания в этом процессе.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края и недостаточным использованием художественной литературы природоведческого содержания в этой работе.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности художественной литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края ?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Предмет исследования: художественная литература природоведческого содержания как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания будет возможен, если:
- подобраны литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в соответствии с принципами региональности, вариативности, соответствия возрасту дошкольников;
- обогащен книжный центр произведениями природоведческого содержания о животных родного края;
- включены литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
2. Выявить уровень сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания.
4. Оценить динамику уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края .
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов детской деятельности; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных: качественный и
количественный анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концептуальные положения Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н. Николаевой, А.М. Федотовой, Л.С. Игнаткиной об особенностях развития у детей дошкольного возраста естественнонаучных знаний о природе;
- теоретические положения об экологическом воспитании детей Н.А. Рыжовой, О.А. Соломенниковой, В.А. Ашиковой, Н.Н. Кондратьевой, Е.Ф. Терентьевой.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ № 10 СП «Детский сад №17» г. Сызрани. В исследовании приняли участие 40 дошкольников 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности художественной литературы природоведческого содержания в формировании у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций .
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц и 2 рисунка.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
В дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные представления об отдельных видах животных родного края, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Положительное влияние на этот процесс оказывает художественная литература природоведческого содержания, когда ребенок в процессе прослушивания произведения, бесед по произведениям, усваивает слова- термины, накапливает знания о новых видах животных родного края.
На основе исследований О.А. Соломенниковой были определены показатели выявления уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о животных родного края. Для изучения выделенных показателей, был осуществлен подбор диагностических заданий и проведен констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе в экспериментальной группе низкий уровень сформированности представлений о животных родного края продемонстрировали 7 детей (35%), средний уровень сформированности представлений о животных родного края показали 10 детей (50%), высокий уровень сформированности представлений о животных родного края выявлен у 3 детей (15%). В контрольной группе низкий уровень сформированности представлений о животных родного края показали 6 детей (30%), средний уровень сформированности представлений о животных родного края показали 10 детей (50%), высокий уровень выявлен у 4 детей (20%).
Далее мы предположили, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания будет возможен, если:
- подобраны литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в соответствии с принципами региональности, вариативности, соответствия возрасту дошкольников;
- обогащен книжный центр произведениями природоведческого содержания о животных родного края;
- включены литературные произведения природоведческого содержания о животных родного края в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах.
При подборе литературных произведений мы ориентировались на наиболее распространенных обитателей леса, лесостепи и степи Самарской области. Также были подобраны произведения о животных, занесенных в Красную Книгу Самарской области. Подбор литературы и ознакомление детей с животными климатических зон Самарской области осуществлялось по трем направлениям в соответствии с обитанием животных в конкретной климатической зоне.
Работа по ознакомлению детей с животными родного края посредством литературы природоведческого содержания осуществлялось в ходе совместной деятельности детей и педагога по чтению художественной литературы в режимных моментах во второй половине дня.
В результате проведения контрольного среза была выявлена динамика уровня сформированности представлений о животных родного края. Количество детей с низким уровнем сформированности представлений о животных родного края уменьшилось на 25%. Количество детей со средним уровнем сформированности представлений о животных родного края повысилось на 5%. Количество детей с высоким уровнем сформированности представлений о животных родного края повысилось на 20%.
Таким образом, разработанное нами содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о животных родного края посредством художественной литературы природоведческого содержания является эффективным, что подтверждает гипотезу. Задачи исследования решены, цель - достигнута.
1. Бойко Н. А. Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы) // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2. С. 7-11.
2. Бурлакова Т. В., Авдеева А. Н., Рыбянцова Е. К. Решение интегративных задач в процессе чтения литературы экологического содержания и изготовления самодельной книги // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 48-53.
3. Будникова Т. А., Дунаева Е. С. Формирование знаний о животных у
детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). Казань : Молодой ученый, 2020. С. 6-10. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15699/(дата обращения: 09.03.2022).
4. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного отношения к природе //Дошкольное воспитание. 1981. №11. С. 24-27.
5. Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. М. : Прометей, 2013. 254 с.
6. Герасимова Л. А., Маринина Н. В., Богатырева А. В., Барышева Н. В. Художественная литература как средство экологического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2020. № 1 (28). С. 4-7.
7. Ельникова К. М. Роль литературы в ознакомлении детей с природой // Дошкольное воспитание. 1979. № 6. С. 23-25.
8. Жигулина М. С., Ларичева П. Д. Как чтение художественной литературы влияет на экологическое воспитание дошкольников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 5. С. 72¬74.
9. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. М. : ТЦ Сфера, 2015. 288 с.
10. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М. :Просвещение, 1982. 184 с.
11. Игнаткина Л. С. Содержание знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста. М. : Педагогика, 2016. 121 с.
12. Линкова Н. М., Головатюк Л.В., Гурина Е. М. Сказки и рассказы об охраняемых животных Самарской области для детей дошкольного возраста. Тольятти. 97 с.
13. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы, методы деятельности. Волгоград : Учитель, 2019. 260 с.
14. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Для работы с детьми 3-7 лет. М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. 112 с.
15. Нисканен Л. Г. Теория и методика экологического образования детей. М. : МГПУ, 2002. 168 с.
16. Никитина М. Л. Художественная литература в формировании экологического сознания [Электронный ресурс] // Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции : сб. науч. тр. по материалам V Междунар. науч.-практ. конф. Саранск, 2018. С. 133-136. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/17 068/13 5.pdf?sequence=1 (дата обращения: 10.02.2022).
17. Параняк Л. С. Чтение произведений детской литературы как способ экологического образования дошкольников // На путях к новой школе. 2015. № 3. С. 105-107.
18. Ремзиевна А. З. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством произведений о природе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 4. С. 28-30.
19. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2001. 432 с.
20. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 112 с.
21. Силаева О. М. Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №4. С. 51-54.
22. Свитко Э. И. Роль художественной литературы в экологическом
воспитании дошкольников [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : LXX студ. Междунар. науч. - практ. конф. Новосибирск, 2018. № 10 (70). С. 56-60. URL:
https://sibac.info/archive/guman/10(70).pdf page=57 (дата обращения:
10.02.2022).
23. Терентьева Е. Ф., Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Нижний Новгород, 2001. С. 34-36.
24. Терентьева Л. И. Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 1. С. 46-55.
25. Тагиева Л. Б. Художественная литература как средство экологического образования старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2016. № 1. С. 14-16.
26. Федотова А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста : Межвузовский сборник научных трудов. Пермь : ПЕНИ, 1990. 134 с.
27. Цыглакова Е. А. Формирование экологической культуры детей средствами русской художественной литературы [Электронный ресурс] // Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 2019. С. 351-355. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38938480 (дата обращения: 10.02.2022).
28. Черноусова С. Н. Детская книга в экологическом воспитании дошкольников // Экологическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования: проблемы, инновации, перспективы. Омск, 2021. С. 27-30.