Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация культуры детства в условиях общества потребления

Работа №110788

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Детство в обществе потребления: теоретико-методологические основы 11
1.1. Культура общества потребления: методология исследования 11
1.2. Детство как социокультурный феномен в трудах зарубежных ученых 22
1.3. Культура детства как объект изучения в российской социологии 28
Глава 2. Особенности трансформации культуры детства в современном российском обществе 35
2.1. Повседневная культура детей глазами родителей 35
2.2. Медиатизированное детство в контексте общества потребления 53
Заключение 63
Список используемой литературы и источников 65
Приложение 1 70
Приложение 2 87
Приложение 3 104
Приложение 4 113

Актуальность темы исследования. Стремительное развитие общества изменяет, многие феномены прошлого времени, которые казалось, будут носить свой неизменный характер. Одним из таких феноменов является детство. В узком смысле под детством понимается особый возрастной период жизни человека, характеризующийся первичной, прежде всего семейной социализацией. В широком смысле детство определяется как сложное социальное образование, являющееся структурным элементом общества, выполняющее в нем специфические функции и взаимодействующее с обществом в целом и с отдельными его элементами1.
Таким образом, «детство - это комплекс объектов, выражающийся через действие, язык, событие, процессы, социальных институтов и социальных практик в отношении детей, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно изменяется в процессе жизнедеятельности детей, осваивающих социальность и интегрирующихся в социум»2. Данный период каждого человека характеризуется воспитанием моральных норм, усвоением ценностей, традиций, обычаев господствующей культуры. С конца XIX в., а в большей мере в начале ХХ в. ребенок начинает позиционироваться как особая культурная ценность, достояние общества, связывающего с ним свои надежды на будущий прогресс, вечное движение вперед, предельную активность и творчество.
Детство - это самый ответственный и значимый момент в жизни человека. Именно в данном возрасте у ребёнка формируется понимание «добра и зла», складываются ценностные представления о жизни.
Наиболее острой проблемой в современном обществе является факт преобладания концепции семейного детоцентризма, при которой желания, мнения и интересы ребенка являются центральной направленностью его семьи. Вторичные семейные функции модифицируются: на смену обеспечения основными благами приходит избыточное и «демонстративное потребление». На смену свободного не опосредованного общения между сверстниками приходит опосредованная коммуникация.
Каждое новое поколение детей является новой эпохой в развитии всего человечества, и именно поэтому культура детства является важной стадией в воспитании детей.
Степень научной разработанности проблемы. В области социологии детство как объект изучения стало рассматриваться сравнительно недавно в рамках социологии детства, которая появилась в конце 1980-1990-х годов ХХв. в странах Западной Европы3. Учёные постоянно задумывались и интересовались проблемами детства, но чаще всего это делали в рамках социологии воспитания, социологии образования, социологии семьи, социологии молодежи. Изучение детства признается одним из наиболее сложных направлений социальных исследований.
Установка молодого поколения на материальные ценности - одна из тех тенденций, которая обсуждалась многими философами и социологами в ХХ в., такими как: Д. Рисмен, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Н. Смелзер, Э.Фромм, В.А. Ядов и др. Проблема детства также поднимается в исследованиях современных ученых. Новая вещь и процесс покупки превращаются в самоцель сами по себе. Данному явлению способствует большое распространение рекламных роликов, плакатов, главной целью которой является - увеличение роста продаж за счет спроса на определённую продукцию. Реклама в большинстве случаи ориентирована на новые товары и услуги, что укрепляет и развивает ориентацию на материальные ценности, фетишизм и «вещизм»4.
Большое значение социокультурным факторам в процессе взросления человека придаёт М. Мид.5 Концепция М. Мид основана на трех видах культуры, которые показывают связь между разными поколениями и разное отношение к детям в зависимости от темпа общественного развития: постфигуративная, кофигуративная, префигуративная.
Автор обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складываются взаимоотношения между разными поколениями людей.
Питер и Бриджит Бергеры6 продолжают данную линию: в процессе социализации не только на социализируемого оказывается воздействие, - пишут они, - но и на социализирующих. В современном мире в отношениях между ребёнком и родителями, старшее поколение постепенно теряет свой авторитет. С взрослением ребёнок все уверенней выражает свою точку зрения, начинает протестовать, отстаивает свой взгляд на мир. Родитель не сопротивляется, а, наоборот, воспринимает поведение ребёнка, как нормальное состояние, поскольку в настоящее время ребёнок - наивысшая ценность.
Джэнет Уаско в статье «Детские виртуальные миры: поздняя коммерциализация культуры детства» утверждает: происходит коммерциализация детства с помощью новых форм медиа-сообщений и методов маркетинга. В настоящее время в эпоху современных технологий ребёнка сложно оградить от технологических новинок. На данный момент большинство детей воспринимают информацию через просмотр различных сайтов с видеохостингом. Большое количество детей, выбирая различные мультфильмы, кинофильмы обращаются к сети Интернет, где они могут найти абсолютно любой мультфильм и посмотреть его в удобное для ребёнка время.
Социокультурные аспекты развития детства также отражены в работах отечественных учёных. В своей теории И. С. Кон описывал три главные подсистемы культуры детства: детская игра; детский фольклор (художественное творчество); общение, коммуникативное поведение детей. В своё работе автор выделял, что характерная черта современного этапа развития наук о человеке, включая изучение мира детства, - все более отчетливое понимание, что ребенок - не просто объект воспитания, социализации и других внешних воздействий. Ребёнок является активным и самосознательным субъектом жизнедеятельности, у которого существует свой взгляд на мир и своя точка зрения.
Концепция социального конструирования детства С.Н. Майоровой-Щегловой7 позволяет охарактеризовать сложные взаимосвязанные процессы трансформаций детства на макро- и микросоциальном уровнях. Рассмотрение этих концепций позволяет сделать предположение, что проблема детства станет в новом веке глобальной наряду с другими важнейшими проблемами человечества.
О Трансформации и смещении образа взрослого, также говорится в концепции детства В. В. Абраменковой8, которая описывает современную ситуацию в обществе как детоцентризм. Именно ребёнок, в настоящее время, является главной ценностью у родителей. Для удовлетворения его желаний, капризам, родители готовы пойти на все. По мнению автора, ребёнок является главным заказчиком и потребителем различных благ семьи.
Гипотеза исследования. Детская повседневность и непосредственно сама культура детства претерпела значительные модификации в процессе влияния социальных институтов общества потребления и медиатизации.
Теоретико-методологическая база исследования.
Феноменологический подход (А.Шюц, П.Бергер, Т.Лукман, Б. Бергер) позволяет нам изучить детство как уникальный феномен социальной реальности, с одной стороны, и как пространство повседневной жизни детей, с другой стороны.
Социокультурный подход (П.А. Сорокин, М.Мид) позволяет нам рассмотреть развитие каждого нового поколения детей в соответствии с тем типом культуры, который доминирует на момент его первичной социализации. Внимание общественности к культуре детства, ребенку, его духовному миру постепенно становится доминантой цивилизованного развития.
Теория демонстративного потребления Т. Веблена позволяет нам рассмотреть такой эффект, при котором вещь превосходит свое значение и начинает использоваться с целью произвести впечатление на окружающих. Потребитель начинает задумываться о покупке какого-либо товара не для необходимости, а для подтверждения своего собственного статуса9.
Теория покупательского спроса Х. Лейбенстайна позволяет нам проецировать выделенные ученым эффекты на особенности потребительского поведения взрослых, совершающих покупки для своих детей.
Постмодернистская теория Ж. Бодрийара позволяет нам утверждать, что предметы потребления являются знаковыми системами. То, что мы потребляем, зачастую не являются предметами в собственном смысле слова, а лишь знаками. На основе своих суждений Ж. Бодрийар сделал выводы о том, что люди перестают различаться по своему социальному положению. Основой их различия становятся потребляемые знаки. Также, автор теории говорит о том, что через потребляемые знаки, мы взаимодействуем с другими людьми, кто потребляет схожие знаки10.
Целью данного исследования является анализ трансформации культуры детства в аспекте общества потребления. В связи с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы изучения детства в трудах представителей западной социологии;
2. Систематизировать взгляды российских социологов на культуру современного детства;
3. Проанализировать социальные представления относительно детской повседневности в России;
4. Выявить специфические особенности трансформированной культуры детства в современном российском обществе.
Объектом исследования является детство как социокультурный феномен.
Предметом исследования является трансформация культуры детства в контексте влияния социальных институтов общества потребления.
Методы исследования: анкетный опрос, контент-анализ.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=100 респондентов (лица, воспитывающие детей до 12 лет); Контент-анализ на основе популярных видеоблогов среди детской аудитории (4-12 лет). Количественная фиксация объема детской аудитории интернет-каналов и качественная интерпретация интересов и потребностей коммуникаторов (детских блоггеров).
Апробация бакалаврской работы:
1. Международная молодежная школа-конференция «Географии детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик», Владивосток, 29-31 мая 2018.
2. Всероссийский научно-методический семинар «Гражданское общество против идеологии терроризма и экстремизма - вопрос социальной и национальной безопасности», Тольятти, 23 мая 2018.
3. Международная научная конференция «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен», Самара, 15 июня 2018 г.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время стремительное развитие общества влияет на трансформацию различных стадий формирования культуры. Одной из главных и основных в стадий жизни человека является детство. Именно в детстве у человека происходит формирование мировоззрения, жизненных позиций и ценностных ориентаций. В существующем обществе потребления достаточно тяжело правильно воспитать приоритеты у ребёнка, так как он подвержен мнению и влиянию всемирной сети Интернет. Дети с малого возраста становятся популярными в Интернете, заводят свои видеоблоги, развиваются по видеороликам из всемирной сети.
Итак, в процессе написания выпускной квалификационной работы мы достигли поставленных задач. В ходе исследования мы изучили состояние и динамику изменений детской повседневности в рамках культуры российского детства на примере города Тольятти.
Нами было установлено, что большинство родителей стараются как можно больше уделять внимание своему ребёнку, не оставляя детей на воспитание своим родственникам. Также, несмотря на огромный выбор детских товаров, родители стараются покупать игрушки по мере их необходимости, не гонясь за брендами. Большинство родителей, во время исследования, указали на то, что для просмотра стараются выбирать для своего ребёнка мультфильмы со смыслом и обучающими моментами. Однако, при выборе проведения места досуга, большинство родителей предпочитают современные места времяпрепровождения (развлекательные центры, батуты, игровые площадки), нежели традиционные.
В настоящее время дети все больше подвержены влиянию медисферы. В эпоху развития высоких технологий невозможно оградить ребёнка от использования им различных гаджетов, выхода в Интернет. Именно в настоящее время ребёнок учится, воспитывается, ищет какую-либо информацию через всемирную сеть.
Несмотря на высокое развитие сети Интернет, родители предпочитают, чтобы свободное время ребёнок проводил на улице вместе со своими сверстниками. Однако, при изучении просмотров детских видеоблогов, оказалось, что достаточно большая аудитория просматривает ролики с участием детей, обзорами на детские товары и прочие. Такой высокий спрос на детские YouTube каналы свидетельствует о том, что у детей появляются кумиры среди детей-блогеров, что помогает ребёнку формировать свою культуру и ценностные ориентации.
В ходе исследования, мы также выяснили, что сами родители, создавая каналы про своих детей на YouTube прежде всего преследовали цель повышения дохода, не ориентируясь при этом на воспитание своего ребёнка тем более на просвещение тех детей, которые их смотрят. Как правило, при создании определённого контента, родители исследовали популярные темы среди детей и делали различного вида обзоры на товары, тем самым увеличивали спрос на свой канал.
Очевидно, что в эпоху общества потребления необходимо уделять особое внимание воспитанию культуры у детей. Именно нынешнее поколение является будущим продолжением и носителем ценностей предыдущего. Однако, в эпоху постфигуративной культуры достаточно сложно правильно расставить приоритеты, выстроить пирамиду ценностей у детей, поскольку в настоящее время именно дети прежде всего «воспитывают» родителей в обществе потребления. Ребёнок является связующим звеном между высоким темпом развития современного мира и родителями. Именно поэтому, чаще всего, родители теряют свой авторитет в глазах детей. В таком случае старшее поколение не может оказывать влияние на ребёнка.
Трансформация культуры детства - это неизменный процесс, который будет происходить постоянно, поскольку общество также изменяется, развивается и все его компоненты вместе с ним.


1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2008. - 500 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика о бучения языкам). Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Алексеева Т. А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева. - М.: Российская политическая энциклопедия. - 2000. - 479 с.
4. Бергер П.Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. М.: «Академический проект», 2004. - 608 с.
5. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. - Екатеринбург: «Изд-во Урал. университета», 2000. - 97 с.
6. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: «Прогресс», 1984. - 368 с.
7. Захаров Н. Л. Специфика социальной системы России / Н. Л. Захаров. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2000. - 215 с.
8. Зубанова М. А. Типология престижного потребления: субъектно-предметный подход // Вестник НГТУ. - 2013. - №1. - С. 12-18.
9. Капкан, М.В. Культура повседневности. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 110 с.
10. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон, М.: Академия, 2003. - 336 с.
11. Крикунова Ю.А. Трансформация системы массовой телекоммуникации в российском обществе: объективные и субъективные факторы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 2. - С.12-16.
12. Куруленко Е. А. О культуре детства // Вестник СамГУ. - 2012. - №5. - С. 126-130.
13. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / пер. с англ. И.Попович. В кн.: Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. B. М.Гальперина.: Теория потребительского поведения и спроса. СПб. 1999. - Т. 1. - С. 304-325.
14. Лещинский В. И., Седова Е. Е. От философии И. Канта - к «педагогике культуры»: становление философско-педагогической концепции С. И. Гессена // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2005. - №1 (7). - С. 155-166.
15. Мамычева Д.И. Детство в эпоху модернизации // «Общество. Среда. Развитие». - СПб.: Астерион, 2009. - №3. - С. 94-100.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ