Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов в школе с углубленным изучением предметов

Работа №110699

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы методического обеспечения развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов в школе с углубленным изучением предметов 14
1.1 Естественнонаучные компетенции как нормы образовательного стандарта 14
1.2 Концептуальные подходы к изучению естественнонаучных дисциплин 21
1.3 Характеристика методического обеспечения развития естественнонаучных компетенций на основе методики блочно-событийного погружения 32
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов путем внедрения в учебный процесс методического обеспечения 40
2.1 Выявление уровня развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов в школе с углубленным изучением предметов 40
2.2 Разработка и апробация методического обеспечения: методики блочно-событийных погружений 52
2.3 Оценка динамики изменения уровня развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов 60
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Анкета определения уровня развития познавательного интереса обучающегося (по Пашневу Б.К.) 78
Приложение Б Результаты диагностической методики 1 «Анкета определения уровня развития познавательного интереса школьника» (экспериментальная группа) 81
Приложение В Результаты диагностической методики 1 «Анкета определения уровня развития познавательного интереса школьника» (контрольная группа) 82
Приложение Г Анкета определения уровня сформированности экологической культуры (по Полещук Ю.А.) 83
Приложение Д Результаты диагностической методики 3 «Анкета определения уровня сформированности экологической культуры» (экспериментальная группа) 84
Приложение Е Результаты диагностической методики 3 «Анкета определения уровня сформированности экологической культуры» (контрольная группа) 85
Приложение Ж Тематическое содержание раздела, согласно рабочей программе по биологии для 5 класса 86
Приложение И Пример блочно-событийного погружения для использования на уроках биологии в 5 классах 87

Актуальность исследования. В течение всей своей жизни человек проходит этапы взросления и становления. В современных реалиях школа развивает в нас не только способность усваивать учебный материал образовательных программ, но и творчески мыслить, быть инициативными, уметь принимать самостоятельные решения, а также быть исполнительными и трудолюбивыми. Формирование данных качеств продолжается в течении всей жизни человека, в рамках современной тенденции непрерывного образования.
Одной из приоритетных целей современного образования является всестороннее развитие и воспитание личности в гармонии с окружающей действительностью, а также формирование у обучающихся мотивации к обучению, развитие речевых, читательских, вычислительных, экологических умений, а также навыков здорового образа жизни. Накопленный опыт формирует основные жизненные компетенции школьника, необходимые для конструктивной учебы, результативного труда и успешной жизни в современном обществе.
Компетенция, согласно федеральному государственному образовательному стандарту - «это способность осваивать новые знания, умения и навыки, и изменять собственные личностные качества для успешной деятельности в определенной научной области. Компетенции рассматриваются как современные нормы качества образования и представляют собой систему критериев и показателей, которые заложены в каждом предмете, изучаемом в основной школьной программе. Они представляют собой сочетания качеств, отношений и умений обучающегося, позволяющие ему самостоятельно достигать поставленных целей».
Выделяют три составляющие компетенции:
• знание как понимание;
• знание как действие;
• знание как позиция.
Две последних компетенции и отображают деятельностную направленность образования, которая позволяет применить все полученные знания на практике.
Компетенция, по определению Лайла и Сайна Спенсеров, это базовое качество индивидуума, определяющее наилучшее выполнение им некоторых работ или действие в определенных ситуациях. То есть, компетентная модель обучения - это деятельностно-ориентированная подготовка обучающегося, нацеленная на практическое использование предлагаемых знаний.
К настоящему времени в современной российской школе в обучении предметам естественнонаучного цикла возник ряд серьезных проблем, которые обусловили необходимость проведения широкого научно-педагогического, содержательного и методического усовершенствования уровня преподавания предметов. Принятие нового закона об образовании в Российской Федерации в 2013 году только усилило этот запрос со стороны государства и общества.
По мнению педагогического сообщества в числе предметных компетенций естественнонаучная является одной из ключевых и значимых компетенций, которой, соответственно, должен обладать каждый обучающийся в результате освоения предметов естественнонаучного цикла.
К естественнонаучным компетенциям относят:
• научное объяснение явлений;
• понимание структуры и компонентов естественнонаучного исследования;
• интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Естественнонаучные компетенции обучающегося - это важный социально значимый результат образования, на котором базируется формирование научного мировоззрения личности. В конечном счете полученные знания и умения отражают уровень культуры общества, его способность к научному и технологическому процессу.
Целью естественнонаучного образования в современных реалиях является развитие у обучающихся с помощью различных педагогических средств и путем внедрения инновационных методик системы естественнонаучных знаний и способности использовать полученные знания в практической, научной и исследовательской деятельности, а так же создании представления о естественнонаучной картине мира, формировании экологического мышления и всесторонних знаний ученика.
Современные исследователи (И.Ю. Алексашина, В.И. Голубцова, В.А. Игнатова, М.В. Кларин, В.А. Львовский, H.H. Моисеев, А.И. Песин, A.B. Хуторской, Е.В. Чудинова, М.В. Шептуховский) считают, что «содержательное поле естественнонаучного образования должно являться базой для научного миропонимания и формирования умений и навыков познания окружающего мира, а естественнонаучные компетенции рассматривают как основу общего образования.
От уровня сформированности компетенций в школе, в том числе естественнонаучных, зависит успешность обучения ребенка, а также формирование таких качеств как стремление к познанию, трудолюбие и упорство, что способствует достижению больших успехов в жизни и работе. Следует отметить, что меняются не только требования к обучающимся, но и требования к образовательному процессу. Поэтому, чтобы сформировать у детей мышление нового уровня, необходимо, прежде всего, чтобы педагог начал мыслить по-новому, понимая, что традиционный урок практически исчерпал свои возможности и нужно постоянно прибегать к модификации образовательной деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития структур мышления учащихся, позволяющих формировать естественнонаучные компетенции именно в школьном возрасте, и разработки педагогических средств, обеспечивающих их формирование.
На основе выше сказанного, выявляются противоречия между:
• требованиями к уровню знаний обучающихся по предметам естественнонаучного цикла в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и низким уровнем развития естественнонаучных компетенций в современной российской школе;
• интенсивным усложнением содержания естественнонаучного образования и отсутствием эффективных средств, методов и технологий развития естественнонаучных компетенций как способа его усвоения;
• объективной потребностью в комплексном использовании имеющихся ресурсов образовательной организации, направленных на развитие естественнонаучных компетенций обучающихся, и отсутствием научно разработанного методического обеспечения развития естественнонаучных знаний.
Проблема исследования: каким должно быть методическое обеспечение развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов.
Актуальность рассматриваемого вопроса, противоречие и проблема определили выбор темы исследования: «Методическое обеспечение развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов в школе с углубленным изучением предметов».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать методическое обеспечение развития естественнонаучных компетенции у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов.
Объект исследования - процесс развития естественнонаучных компетенций у обучающихся.
Предмет исследования - методическое обеспечение развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов при изучении биологии.
Гипотеза исследования - уровень развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов повысится, если будет:
• уточнено содержание понятия «естественнонаучные компетенции» у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов;
• определены компоненты и показатели естественнонаучных компетенций;
• разработано методическое обеспечение, представленное спроектированной методикой блочно-событийных погружений, используемой на уроках биологии.
Задачи исследования.
1. На основе теоретического анализа уточнить содержание понятия «естественнонаучные компетенции» у обучающихся 5 классов.
2. Выявить уровень развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов.
3. Разработать и обосновать систему компонентов и показателей оценки эффективности развития естественнонаучных компетенций.
4. Спроектировать методику блочно-событийных погружений, позволяющую повысить привлекательность учебного процесса и уровень знаний по предмету.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности методического обеспечения развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов.
Теоретико-методологическая основа исследования
• концептуальные основы компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, A.M. Новиков, Ю.Г. Татур, М.А. Чошанов и другие ученые);
• теория деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и другие ученые);
• теоретико-методологические подходы в преподавании естествознания (И.Ю. Алексашина, Д.Н. Кайгородов, И.И. Полянский, В.Г. Разумовский, Э.Б. Финкельштейн, Е.В. Чудинова, М.В. Шептуховский).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования:
• теоретические (анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы, интернет-источников по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта);
• эмпирические (беседа, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
База проведения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41». В исследовании принимали участие ученики 5 «Б» и 5 «Г» класса в количестве 56 человек.
Организация и этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2020 - январь 2021 гг.). В течение данного времени была определена теоретическая база исследования, происходило изучение трудов отечественных и зарубежных ученых, анализ литературы, научных статей и интернет-источников, формулирование гипотезы, накопление эмпирического материала и определение концептуально-теоретических основ исследования.
На втором - экспериментальном этапе - (январь 2021 - январь 2022 гг.) велась работа по разработке и апробации методического обеспечения развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (январь 2022 - апрель 2022 гг.) был посвящен систематизации и обобщению полученных результатов, уточнению положений и выводов, результатов исследования, текстовому оформлению диссертации, автореферата.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• уточнено понятие «естественнонаучные компетенции» у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов;
• обоснована система компонентов и показателей естественнонаучных компетенций;
• разработано методическое обеспечение, содержащее методику блочно-событийных погружений, направленную на повышение уровня развития естественнонаучных компетенций обучающихся;
• методика блочно-событийных погружений меняет архитектуру и содержание учебной деятельности, что позволяет сместить акцент от урочного и тематического планирования к определенному блоку часов, включенных в конкретное событие.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений педагогической науки о развитии естественнонаучных компетенций у обучающихся. Дополнены современные представления о ключевых и естественнонаучных компетенциях обучающихся школы. Углублена теория и сформулированы основные принципы методики блочно-событийных погружений, которая направлена на развитие естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное методическое обеспечение развития естественнонаучных компетенций, представленное методикой блочно-событийных погружений, может быть использовано педагогами биологии в 5 классах. Так же методика блочно-событийных погружений может быть расширена и дополнена необходимым материалом для обучающихся среднего и старшего звена, и быть реализована на предметах не только естественнонаучного, но и гуманитарного или эстетического цикла. Разработанная методика рекомендована для использования в системе повышения квалификации педагогических работников.
Достоверность и обоснованность результатов исследования основных принципов и выводов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы с опорой на концептуальные научные подходы в системе основного общего образования, педагогики в целом и психологии; интерактивностью и релевантностью методов исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного исследования; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в создании и реализации исследования состоит в выявлении теоретического и практического обоснования данной проблемы, а также в разработке и апробации методики, направленной на развитие естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов.
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на заседании кафедры дошкольной педагогике, прикладной психологии Тольяттинского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 3 статьи:
• «Развитие естественнонаучной компетентности в школе» Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сборник научных статьей. Выпуск 16 / под. Ред. О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, А.А. Ошкиной. - Тольятти: НаукоПолис, 2020. 530 С.
• Шадрина Ю.С., Непрокина И.В. «Разработка новых методов обучения для школ с углубленным изучением отдельных предметов» Материалы международной конференции «Наука и инновации 2021: направления и приоритеты развития», 10 ноября 2021 года. Мельбурн, Австралия: Изд-во Инфинити, 2021. 68 С.
• «Новые подходы к изучению естественнонаучных дисциплин» Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сборник научных статьей. Выпуск 17 / под. Ред. О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Козловой, А.А. Ошкиной. - Тольятти: НаукоПолис, 2021. 653 С.
На защиту выносятся следующие положения.
1 «Естественнонаучные компетенции» у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов это комплекс основополагающих естественнонаучных терминов, представлений, знаний, умений и навыков, оценочных суждений и жизненного опыта, которые позволяют формулировать подтвержденные и осознанные суждения об объектах и явлениях живой природы и проявляются в процессе активной самостоятельной, практической, исследовательской и природоохранной деятельности школьника.
2 Естественнонаучные компетенции представлены компонентами: когнитивный, деятельностный и ценностный. Деятельностный компонент представляет собой познавательную и творческую активность обучающихся, умение осуществлять поисково-исследовательскую, практическую и природоохранную деятельность. Когнитивный компонент проявляется в целостных предметных знаниях, соответствующих федеральному государственному образовательному стандарту и современному состоянию развития наук о природе и знаний по биологии. Ценностный компонент представляет собой проявление ответственного отношения к природе и природоохранным практикам.
3 Методическое обеспечение, представленное методикой блочно-событийных погружений, направлено на развитие естественнонаучных компетенций обучающихся 5 классов, позволило сместить акцент от урочного и тематического планирования к определенному блоку часов, включенных в конкретное событие. Каждое событие имеет три взаимосвязанных вектора в своей структуре: мотивационное начало (стартовый акцент), продуктивная деятельность (основная часть события, насыщенная комплексом интерактивных и увлекательных уроков, на которых обучающееся выступают в роли деятеля) и аналитическое завершение (заключительная часть, наполненная обратной связью, эмоциями, предложениями и рефлексией участников образовательного процесса). Учебный материал имеет определенный порядок конкретных действий, где каждый раздел, шаг и требование сопровождается научной аргументацией. Таким образом, привычная архитектура урока сменяется неординарной, интригующей и осмысленной работой обучающихся, каждый этап которой требует от ученика глубокое осмысление ситуации, индивидуальное участие, а также работу в команде.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 5 рисунков, 10 таблиц, списка используемой литературы (51 источник), 8 приложений. Основной текст работы изложен на 90 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования было установлено, что проблема развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов является актуальной в педагогической теории и практике муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического исследования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития структур мышления учащихся, позволяющих формировать естественнонаучные компетенции именно в школьном возрасте, и выявления педагогических условий, обеспечивающих их формирование.
Проблема исследования заключалась в том, чтобы узнать каким должно быть методическое обеспечение развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов. Таким образом, магистерская диссертация посвящена методическому обеспечению развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов в школе с углубленным изучением предметов.
Также в исследовании были решены поставленные задачи: на основе теоретического анализа было уточнено содержание понятия «естественнонаучные компетенции» у обучающихся 5 классов, выявлен уровень развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов, разработана и обоснована система компонентов и показателей оценки эффективности развития естественнонаучных компетенций, спроектирована методика блочно-событийных погружений, осуществлена экспериментальная проверка эффективности методического обеспечения развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов.
В процессе исследования доказано, что основными компонентами и показателями методического обеспечения являются: целостные предметные знания, познавательная и творческой активность, умение осуществлять поисково-исследовательскую, практическую и природоохранную деятельность, умение делать выводы и обобщения, положительные ценностные ориентации к объектам живой природы и ответственное отношение к природе, людям и труду.
На формирующем этапе эксперимента было разработано и реализовано методическое обеспечение - методика блочно-событийных погружений, цель которой заключалась в развитии естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов. Данный метод содержит множество ярких акцентов, которые наполняют урок новыми красками и вовлекают обучающихся в учебный процесс.
Проведенное исследование доказывает результативность методического обеспечения - методики блочно-событийных погружений, при внедрении в образовательный процесс которой повышается уровень развития естественнонаучных компетенций у обучающихся 5 классов. Учитывая все аспекты, влияющие на уровень развития естественнонаучных компетенций обучающихся, описанные в исследовательской работе, разработанная методика позволяет повышать не только уровень развития естественнонаучных компетенций, но и формирует у обучающихся мотивацию к обучению, развитие речевых, читательских и экологических умений.
Гипотеза исследования, базирующая на том, что уровень развития естественнонаучных компетенций обучающихся 5 классов школы с углубленным изучением предметов, будет повышен, если будут реализованы педагогические условия. Цель исследования достигнута. Задачи решены.
Так как исследование считается успешным, дальнейшая реализация методического обеспечения - методики блочно-событийных погружений в условиях общеобразовательного учреждения будет продолжаться, а дальнейшие исследования могут быть посвящены обучающимся среднего и старшего звена, и могут быть реализованы на предметах не только естественнонаучного, но и гуманитарного или эстетического цикла.


1. Актуальные проблемы экологического образования и воспитания: сборник статей / под ред. Н. К. Катович. Минск: НИО, 2015. 143 с.
2. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - № 4. - 2015. - С. 19-27.
3. Аниськин, С. В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. В. Аниськин; Самарский гос. ун-т. - Самара, 2016. - 25 с.
4. Батраева Е.С. Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в условиях дополнительного образования / Е. С. Батраева, О. С. Казайкина // Молодой ученый. — 2017. — № 10. — С. 49.
5. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2017. -352с.
6. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 2020. 113 с.
7. Буровский А.М. Философия основания экологического образования / А.М. Буровский // Философия экологического образования / под. Общ. Ред. И.К. Лисеева. - М., 2018. - С. 255-286.
8. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 2016. 155 с.
9. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.
10. Гринечко Е.Д. Современные тенденции формирования экологической компетентности старших подростков в педагогической теории и практике // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 88-93.
11. Дерябо С. П., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2019. 480 с.
12. Дорошенко В. А. Компетенции как нормы образовательного стандарта / В. А. Дорошенко // История науки и техники в современной системе знаний: Первая ежегодная конференция кафедры истории науки и техники, 8 февраля 2018. — Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2011. — С. 39-44.
13. Доценко И.Б., Попова Е.В. Аспекты современной дидактики // Ученые записки ИСГЗ. 2016. № 1 (14). С. 196-203.
14. Дубинина, А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования / А. В. Дубинина. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Международная научная конференция Пермь: Меркурий, 2013. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4115/ (дата обращения: 05.12.2021).
15. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. Извести УрО РАО. 2015, - №3 (33). - С. 27-34.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ