Исследование сформированности познавательных универсальных учебных действий у второклассников на уроках русского языка (Методика обучения и воспитания, Нижневартовский Государственный Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБОУ «Средняя школа №5» (г. Нижневартовск).
Выборка: 20 детей, обучающихся во втором классе (8 лет).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 5
1.1 Общая характеристика познавательных универсальных учебных действий 5
1.2 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 9
1.3 Методика формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 22
Выводы по 2 главе 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
База исследования: МБОУ «Средняя школа №5» (г. Нижневартовск).
Выборка: 20 детей, обучающихся во втором классе (8 лет).
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 5
1.1 Общая характеристика познавательных универсальных учебных действий 5
1.2 Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 9
1.3 Методика формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 15
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 Экспериментальное исследование сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ результатов исследования 22
Выводы по 2 главе 25
Заключение 27
Список использованных источников 29
Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников представляет собой актуальную проблему в настоящее время, поскольку именно с их помощью осуществляется самостоятельное успешное усвоение новых знаний, умений и компетентностей, в том числе и организация усвоения, другими словами, умение учиться. Среди задач общеобразовательных учреждений следует выделить формирование необходимых условий с целью развития личности учеников, развитие активной позиции и способностей школьников. Совокупность традиционных и инновационных приемов обучения сможет повысить эффективность развития познавательной сферы детей.
Изучением проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста занимались отечественные педагоги А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Д.С. Елисеева, И.И. Минниахметова С.В. Морозова и др. Возможности организации деятельности по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка рассматривались в работах Е.В. Быченковой, Ж.В. Кирилловой, Н.М. Конышевой, А.А. Луганской, С.А. Матвеевой и др.
Педагогика и психология в настоящее время накопили достаточное количества материала, который характеризуется своим разноообразием научных направлений в исследовании проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий и дает возможность обобщить и пересмотреть имеющиеся теоретические подходы. Однако, проблемы в этой непростой сфере все же остались. Следует подчеркнуть, что вместе с огромным количеством научного и практического материала и признанием важности формирования познавательных универсальных учебных действий, имеется проблема недостаточного применения на практике дидактического потенциала компонентов проблемного обучения детей младшего школьного возраста в процессе формирования разных видов познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: изучение сформированности познавательных универсальных учебных действий у второклассников.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику познавательных универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Раскрыть методы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
4. Исследовать сформированность познавательных универсальных учебных действий у второклассников
5. Сформулировать выводы на основание проведенного исследования.
Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия и их развитие.
Предмет исследования: сформированность познавательных универсальных учебных действий у второклассников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение теоретической информации.
2. Организационные: сравнительный, комплексный.
3. Эмпирические: наблюдение; психодиагностические методы - тестовые задания, беседа, констатирующий эксперимент; количественные методы - количественный анализ результатов.
4. Интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Изучением проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста занимались отечественные педагоги А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, Д.С. Елисеева, И.И. Минниахметова С.В. Морозова и др. Возможности организации деятельности по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка рассматривались в работах Е.В. Быченковой, Ж.В. Кирилловой, Н.М. Конышевой, А.А. Луганской, С.А. Матвеевой и др.
Педагогика и психология в настоящее время накопили достаточное количества материала, который характеризуется своим разноообразием научных направлений в исследовании проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий и дает возможность обобщить и пересмотреть имеющиеся теоретические подходы. Однако, проблемы в этой непростой сфере все же остались. Следует подчеркнуть, что вместе с огромным количеством научного и практического материала и признанием важности формирования познавательных универсальных учебных действий, имеется проблема недостаточного применения на практике дидактического потенциала компонентов проблемного обучения детей младшего школьного возраста в процессе формирования разных видов познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследования: изучение сформированности познавательных универсальных учебных действий у второклассников.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику познавательных универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Раскрыть методы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
4. Исследовать сформированность познавательных универсальных учебных действий у второклассников
5. Сформулировать выводы на основание проведенного исследования.
Объект исследования: познавательные универсальные учебные действия и их развитие.
Предмет исследования: сформированность познавательных универсальных учебных действий у второклассников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение теоретической информации.
2. Организационные: сравнительный, комплексный.
3. Эмпирические: наблюдение; психодиагностические методы - тестовые задания, беседа, констатирующий эксперимент; количественные методы - количественный анализ результатов.
4. Интерпретационные: качественный анализ и обсуждение результатов, формулирование обобщающих выводов.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы.
Среди целей начального образования следует выделить в качестве одной из наиболее главных формирование универсальных учебных действий, которые позволяют развивать у детей умение учиться, а также способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность обобщенных действий обучающегося, а кроме того, взаимосвязанных с ними умений и навыков учебной деятельности, которые позволяют развивать способности субъектов к самостоятельному овладению новыми знаниями, умениями и компетентностями, к осознанному и активному усвоению нового общественного опыта. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Развитие универсальных учебных действий представляет собой очень важную и нужную задачу. В это понятие входит как формирование разнообразных психологических процессов, которые необходимы человеку, так и развитие способностей к решению любых жизненных задач, применяя имеющиеся знания и умения, а это, в свою очередь, обеспечивает воспитание компетентного человека. Познавательные действия, кроме того, представляют собой значимый ресурс повышения эффективности и влияют не только на качество самой деятельности и коммуникации, но и на самооценку, смыслообразование и самоопределение школьников.
Значимыми условиями повышения развивающего потенциала образовательных программ являются организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм, проблемного обучения, индивидуально-дифференцированного подхода, информационно-коммуникативных технологий.
С целью исследования сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №5» города Нижневартовска 1-3 марта 2023 года. В исследовании принимали участие 20 детей, обучающихся во втором классе. Всем детям на момент исследования было 8 лет.
Результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что у большинства младших школьников преобладает средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, который проявляется в том, что такие дети неустойчиво ориентируются на речевую действительность, верно называют слова в предложении, но без предлогов и союзов, не сразу определяют, какая буква в словах отсутствует, затрудняются сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов, с трудом находят наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв, допускают ошибки при определении лишнего слова в ряду.
Все это говорит о недостаточной работе по формированию познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. На уроках русского языка есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.
Универсальные учебные действия детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность обобщенных действий обучающегося, а кроме того, взаимосвязанных с ними умений и навыков учебной деятельности, которые позволяют развивать способности субъектов к самостоятельному овладению новыми знаниями, умениями и компетентностями, к осознанному и активному усвоению нового общественного опыта. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Развитие универсальных учебных действий представляет собой очень важную и нужную задачу. В это понятие входит как формирование разнообразных психологических процессов, которые необходимы человеку, так и развитие способностей к решению любых жизненных задач, применяя имеющиеся знания и умения, а это, в свою очередь, обеспечивает воспитание компетентного человека. Познавательные действия, кроме того, представляют собой значимый ресурс повышения эффективности и влияют не только на качество самой деятельности и коммуникации, но и на самооценку, смыслообразование и самоопределение школьников.
Значимыми условиями повышения развивающего потенциала образовательных программ являются организация учебного сотрудничества и совместной учебной деятельности, использование проектных форм, проблемного обучения, индивидуально-дифференцированного подхода, информационно-коммуникативных технологий.
С целью исследования сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №5» города Нижневартовска 1-3 марта 2023 года. В исследовании принимали участие 20 детей, обучающихся во втором классе. Всем детям на момент исследования было 8 лет.
Результаты экспериментального исследования позволяют сделать вывод о том, что у большинства младших школьников преобладает средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, который проявляется в том, что такие дети неустойчиво ориентируются на речевую действительность, верно называют слова в предложении, но без предлогов и союзов, не сразу определяют, какая буква в словах отсутствует, затрудняются сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов, с трудом находят наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв, допускают ошибки при определении лишнего слова в ряду.
Все это говорит о недостаточной работе по формированию познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. На уроках русского языка есть возможность эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.



