Объект исследования - ЗАО «Алейскзернопродукт им. С. Н. Старовойтова» (Алтайский край, г. Алейск).
Проведен анализ деятельности за 2018-2020 годы.
Есть приложение.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Введение 4
1 Инновационный стратегический менеджмент 6
1.1 Понятие и сущность стратегического управления 6
1.2 Стратегическое управление в инновационной деятельности предприятия 7
2 Бизнес-диагностика предприятия (на примере ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С. Н. Старовойтова) 12
2.1 Анализ исходного состояния предприятия 12
2.2 Анализ отрасли и конкуренции 19
2.3 Диагностика внешней среды предприятия 22
2.4 Описание конкурентной среды 23
2.5 Проведение комплексного SWOT-анализа и выявление стратегических проблем компании 26
3 Разработка стратегии для ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С. Н. Старовойтова 27
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А 34
Глобализация бизнеса, быстрые изменения потребительского спроса, сокращение жизненного цикла товаров вынуждают предприятия не только проводить анализ и оценку внешней среды и прогнозировать ее изменение в будущем, но и создавать такую систему стратегического управления, которая бы создала и поддерживала равновесие между средой и результатами деятельности предприятия. В этой связи задача эффективного руководства предприятия решается по-разному, но в основе этого процесса лежат действия управленцев по созданию и реализации конкурентного преимущества путем выбора эффективных стратегий развития.
Таким образом, в условиях усложнения внешней среды менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ее изменениям, приобретая все новые и трансформируя имеющиеся качества, одним из которых и являются методы инновационного менеджмента.
Стратегия задает определенные рамки, позволяющие выявить и оценить изменения внешних и внутренних условий развития системы и обусловленные этими изменениями потребности в ее совершенствовании. Стратегия в качестве средства для достижения перспективных целей делает акцент на прогноз поведения внешней среды и в этой связи анализ возможностей функционирования и развития предприятия. Стратегия адаптивна к изменениям внешней среды и мобилизует ресурсы предприятия, направляя их на достижение поставленных целей.
Целью курсовой работы является совершенствование стратегического менеджмента на предприятии пищевой промышленности.
Основные задачи работы:
− изучение теоретических аспектов стратегического планирования и управления;
− проведение анализа внешней и внутренней среды исследуемого предприятия;
− разработка стратегии развития исследуемого предприятия.
Объектом работы является ЗАО «Алейскзернопродукт» имени С. Н. Старовойтова.
Предметом курсовой работы является стратегический менеджмент ЗАО «Алейскзернопродукт» имени С. Н. Старовойтова.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов: А.А. Томпсона, А.Дж. Стрикленда, А.Скотта, В.К. Фальцмана, П.А. Костромина, О.Р. Верховской, О.П. Савичева, П.И. Юхименко.
Методологической базой исследования послужили методы стратегического анализа: метод SWOT-анализа, PEST-анализа, матричный метод, а также графический, аналитический, вертикальный и горизонтальный методы анализа.
Работа состоит из 3 глав. В первой главе представлены теоретические сведения о сущности стратегического планирования и управления, основных элементах и процессе поэтапного стратегического планирования. Во второй главе получены результаты анализа бизнес-диагностики предприятия ЗАО «Алейскзернопродукт» имени С. Н. Старовойтова и выделены основные проблемы. В третьей главе предложены мероприятия по устранению проблем путем стратегического планирования.
До сих пор не существует общепринятой классификации видов стратегий инновационного развития предприятия. Не существует общепринятого толкования экономической категории «стратегическое управление инновационным развитием предприятия», потому что существует множество научных подходов к ее определению, что обусловлено ракурсом научного взгляда авторов и задачам исследования.
Разнообразие подходов к определению стратегического управления предприятием раскрывает многоаспектность этого сложного управленческого процесса. Выяснено, что ученые выбирают соответствующие подходы к определение стратегического управления инновационным развитием в зависимости от объекта и предмета исследования. Однако все исследованные толкования можно представить определенными блоками или их вариативностью через: мониторинг, анализ и оценку факторов конкурентной среды, их влияние на деятельность предприятия в перспективе; определение долгосрочных целей предприятия и путей их достижения; деятельность по обоснованию выбора и реализации стратегии. Разнообразие подходов к определению стратегического управления, наличие большого количества инновационных стратегий подчеркивает его сложность и непредвиденность.
Концепция стратегического управления включает в себя непрерывный процесс планирования, мониторинга, анализа и оценки всего, что необходимо организации для достижения ее целей и задач. Инновации, которые быстро развиваются, динамичные технологии и постоянно меняющиеся ожидания клиентов заставляют организации думать и принимать стратегические решения, чтобы оставаться успешными.
Проведенное исследование научных источников относительно определения сущности экономической категории «управление инновационным развитием», обусловливает ее сочетание со «стратегическим управлением предприятием», которые легли в основу формулировки авторского определения стратегического управления инновационным развитием.
Стратегическое управление инновационным развитием предприятия рассматривается как процесс, содержащий поиск и мониторинг информационного возмущения конкурентной среды, идентификацию конкурентных угроз и возможностей, оценку их влияния на инновационную деятельность предприятия, преобразование конкурентных угроз и возможностей в конкурентные преимущества (инновационный потенциал), формирование конкурентоспособной стратегии инновационного развития предприятия.
ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова - это мощный агропромышленный комплекс с полным технологическим циклом по выращиванию и переработке зерна, производству и упаковке продукции.
В 2018-2020 гг. деятельность ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С.Н. Старовойтова была прибыльной и рентабельной, однако, произошло значительное снижение показателя чистой прибыли.
Предприятие реализует продукцию преимущественно на рынке Алтайского края. При сбыте продукции предприятие использует посредников, а также реализует продукцию через сеть региональных представительств. При этом большая часть продукции (67 %) реализуется через оптовые компании.
Розничную торговлю ЗАО «Алейскзернопродукт» осуществляет в собственном магазине под названием «Фирменный», а также реализуют напрямую в торговые сети.
Миссия предприятия – обеспечить населения Алтайского края продуктами питания из качественного сырья.
Цель – повысить объем продаж на 12% ежегодно в течение 3 лет.
Предприятию следует выбрать стратегию расширения рынка.
В качестве мероприятий в рамках предусмотренной стратегии, следует разработать эффективную сбытовую политику.
Когда проведены все рассмотренные в работе мероприятия необходимо удержать всех завоеванных и постоянных клиентов. Выгоды и подарки несомненно, удержат существующих клиентов и привлекут новых.
1. Александрова, Е. Н. Теоретические аспекты стратегического планирования маркетинга в современных компаниях в России [Текст] / Е. Н. Александрова, А. А. Ташу // Экономика: теория и практика. – 2019. - № 1. – С. 55-58.
2. Балыбердин, В. А. Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента [Текст] / В. А. Балыбердин, А. М. Белевцев, Г. П. Бендерский. – 2-е изд. – М: Дашков и К, 2019. – 240 c.
3. Бекбусинова, Г. К. Разработка стратегии и стратегическое планирование в компании [Текст] / Г. К. Бекбусинова, Л. С, Абдыгалиева, Б. Б. Аипова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2020. - №. 3(123). - С. 90-98.
4. Гарькуша, В. Н. Стратегическое управление развитием предприятия: этапы и их последовательность [Текст] / В. Н. Гарькуша, С. А. Черноусова, И. И. Сальникова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2021. - т. 14. - №. 4. - С. 102-111.
5. Глотова, Е. А. Стратегическое управление: анализ концепций [Текст] / Е. А. Глотова, В. В. Глотова // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2021. - №. 1(97). - С. 59-69.
6. Гунина, И. А. Стратегическое планирование в компании в условиях современности [Текст] / И. А. Гунина // Качество в производственных и социально-экономических системах. Сборник научных трудов 9-й Международной научно-технической конференции. В 2-х томах. Курск, 2021. - С. 147-149.
7. ЗАО «Алейскзернопродукт» им. С. Н. Старовойтова [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Электрон. текст. дан. – Алейск, 1932-2023. – http://azpaley.ru/. – Загл. с экрана.
8. Зубова, Е. В. Теоретические основы системы маркетингового планирования [Текст] / Е. В. Зубова // Фундаментальные и прикладные исследования. – 2019. - №7. – С. 120-124.
9. Короткий, С. В. Инновационный менеджмент [Текст] : учебное пособие / С. В. Короткий. – Саратов: Вузовское образование, 2020. – 241 c.
10. Платонов, В. Н. Организация и технология сбытовой деятельности [Текст] : учебное пособие / В. Н. Платонов. – СПб.: БГЭУ, 2022. – 320 с.
11. Лубянская, Э. Б. Сущность и содержание стратегического управления инновационными проектами предприятия [Текст] / Э. Б. Лубянская // Экономинфо. – 2019. - т. 16. - № 1. - С. 22- 26.
12. Никитина, Д. В. Стратегическое управление предприятием в условиях устойчивого развития [Текст] / Д. В. Никитина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. - № 61-7. - С. 17-20.
13. Попова, И. В. Особенности и проблемы стратегического управления инновационным развитием высокотехнологичных предприятий [Текст] / И. В. Попова, И. В. Казьмина, Н. В. Рогов // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. - № 8(140). - С. 118-129.
14. Семенченко, Е. Н. Маркетинговая среда как платформа инновационного развития организации [Текст] / Е. Н. Семенченко // Белгородский экономический вестник. – 2020. – №2 (74). – С. 103-111.
15. Сорока, В. Н. Этапы формирования модели стратегического маркетинга на предприятии АПК [Текст] / В. Н. Сорока, Т. В. Сорока, Т. В. Горбачева // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019. - № 4 (7). – С. 26.
16. Чукавин, И. Ю. Эволюция подходов к управлению инновациями [Текст] / И. Ю. Чукавин, А. А. Бокова, В. И. Юхимец, В. С. Александрова, А. А. Минасян // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2021. - № 6-1. - С. 115-119.
17. Шевченко, М. Н. Роль маркетинга в стратегическом управлении предприятием [Текст] / М. Н. Шевченко, Е. В. Курипченко // Современная экономика, актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2019. – С. 46-49.