Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 компенсирующего вида» (г Барнаул).
Выборка: 20 детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли 10 детей с ОНР III уровня, в контрольную группу вошли 10 детей с нормой в речи все дети в возрасте 6 лет.
Введение 3
1 Теоретическое изучение готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5
1.1 Понятие о готовности к обучению грамоте 5
1.2 Общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение 8
1.3 Особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи 12
2 Изучение готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 19
2.1 Цель и задачи исследования 19
2.2 Диагностика готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
В современном мире отмечается резкое увеличение речевой патологии из-за огромного количества биологических и социальных причин. Популярным речевым расстройством среди детей старшего дошкольного возраста оказывается общее недоразвитие речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) причисляются к отдельной группе детей дошкольного возраста с неполноценными предпосылками к обучению чтению и письму. Несмотря на достаточную логопедическую поддержку детей с общим недоразвитием речи до поступления в общеобразовательное учреждение, у них возникают трудности во время обучения в школе. Исходя из этого, детей с ОНР относят к группе риска по склонности возникновения у них нарушений письма и чтения.
Проблемы готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи привлекают внимание исследователей: А.А. Докшиной, А.Н. Корнева, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Н.В. Нижегородцевой, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной и других педагогов. В соответствие с научными разработками данных исследователей, у дошкольников с общим недоразвитием речи нарушены предпосылки готовности к овладению грамотой, что описывает потребность их формирования, коррекции и вырабатывания у данных категории детей.
Объект исследования: готовность к обучению грамоте старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников.
Цель исследования: изучить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников.
Гипотеза исследования: готовность к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свои особенности – это недостаточно развитое звукопроизношение, звуковой анализ, синтез, фонематический слух и восприятие.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «готовность к обучению грамоте»;
2. Рассмотреть общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение;
3. Выявить особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи;
4. Провести диагностику готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Организационные методы: изучение специальной, методической, обобщение, синтез.
2. Эмпирические методы: наблюдение, экспериментальное изучение, психодиагностическое изучение.
3. Количественно-качественные методы обработки данных.
Практическая значимость: подобранные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности логопедами, работающими с данной категорией лиц.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников. Данная цель предполагала последовательное решение задач.
Раскрыто понятие «готовность к обучению грамоте». Готовность к обучению грамоте дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс создания условий для подготовки к овладению письмом и чтением. Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте, являющаяся важнейшим компонентом непрерывного образования в период детства. Задача готовности к обучению грамоте дошкольников заключается в том, чтобы помочь дошкольнику осознать единицы языка и речи, научиться разграничивать эти единицы на основе их существенных признаков, соотносить единицы устной речи со способами их передачи на письме, хотя бы самыми простыми, с помощью фишек, полосок бумаги. Подготовка к обучению грамоте является важнейшим компонентом языкового образования в дошкольном детстве, поэтому в содержании программ ДОУ заложены задачи: сформировать у дошкольников представление об основных единицах языка и речи: звуке, слоге, слове, предложении.
Рассмотрено общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение. При общем недоразвитии речи у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы (словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы и произношение звуков), вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном слухе и относительно сохраненном интеллекте. Выделяют три уровня речевого недоразвития, который отражает типичное состояние компонентов языковой сферы у детей с ОНР. Первый уровень речевого недоразвития речи. У детей данного уровня, речевые средства общения почти отсутствуют или очень ограничены. Активный словарь у детей состоит из маленького количества используемых слов, а также звукоподражаний и звуковых комплексов. Второй уровень речевого недоразвития речи. Данный уровень характеризуется более высокой речевой деятельностью ребенка. В общении детей наблюдается использование постоянного, но искаженного и ограниченного запаса слов. Дети данного уровня могут использовать местоимения, а иногда применять союзы, простые предлоги в простых значениях. Третий уровень недоразвития речи характеризуется достаточной фразовой речью, но недоразвитием фонетики, лексики, грамматики. В целом, обладая полноценными возможностями освоения мыслительных операций, соответствующих возрасту, у детей с ОНР наблюдается отставание в развитие логического мышления. Кроме всего прочего, дети заметно отстают в развитие двигательной сферы.
Выявлены особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют подготовкой к овладению звуковым и морфологическим анализом слова эти нарушения возникают из-за недоразвития всех компонентов языка: лексико-грамматического и фонетико-фонематического.
Для диагностики готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи были выделены показатели и подобраны диагностические задания. Анализ данных констатирующего эксперимента позволяет сделать следующий вывод: недостаточно развитое звукопроизношение тормозит процесс развития фонематического слуха, что приводит к нарушению фонематического восприятия, а это в свою очередь, ведет к трудностям готовности к обучению грамоте детей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтвердилась.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. / Е. Ф. Архипова – Москва: Астрель, 2015. –140 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 2000. – 400 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
3. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев, – Москва: Просвещение, 2015. – 242 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
4. Беккер, К. П. Логопедия / К. П. Беккер – Москва: Наука, 2013. –178 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова – Москва: ВЛАДОС, 2015. –170 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений. / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2016. –160 с. – ISBN 978-5-534- 02989-5. – Текст : непосредственный.
7. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская – Москва : АСТ: Астрель, 2012. –190 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова – Москва: Просвещение: 2012. –178 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
9. Ванюхина, Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий / Г.А. Ванюхина – Текст: непосредственный // Логопед. – №3. – 2018. – С. 5-59.
10. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. Санкт-Петербург: «Речь», 2016. – 130 с. – ISBN 978-5-534- 02989-5. – Текст : непосредственный.
11. Журова, Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л.Е. Журова. –Москва : Вентана-Граф, 2015. – 138 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
12. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев – Москва : Наука, 2012. – 160 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
13. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А.Каше. – Москва: Просвещение, 2015. – 207 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
14. Лопатина, Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. /Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова – Москва, Просвещение, 2016 – 150 с. – ISBN 978-5-534- 02989-5. – Текст : непосредственный.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. / Р. Е.Левина, – Москва: Наука, 2017. –176 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
16. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 306 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
17. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. Санкт-Петербург : Питер, 2014. –156 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
18. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева – Ростов на Дону: Феникс, 2016. –176 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
19. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина – Москва: Просвещение, 2014. –176 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
20. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. Москва: Мозаика – Синтез, 2015. –96 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
21. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников – Москва: Институт Психотерапии, 2016. – 256 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
22. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б.Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина Москва: Просвещение, 2015. –176 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
23. Флерова, Ж. М. Логопедия. / Ж. М. Флерова – Изд. 4–е. Ростов на Дону : Феникс, 2016. –190 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
24. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Педагогика, – 2014. – 145 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
25. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Владос – 2016. –156 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
26. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев – Москва: Просвещение, 2015. –170 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
27. Хамидулина, Р.М. Обучение грамоте. Подготовка к школе / Р.М. Хамидулина. – Москва : «Экзамен», 2019. – 243 с. – ISBN 978-5-7695-7053-7. – Текст: непосредственный.
28. Шаховская, С. Н. Логопедия. Методическое наследие / С. Н. Шаховская, Т. В. Волосовец, Л. Г. Парамонова Москва: ВЛАДОС, 2015. –190 с. – ISBN 978-5-534- 02989-5. – Текст : непосредственный.