Особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи (Алтайский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 компенсирующего вида» (г Барнаул).
Выборка: 20 детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли 10 детей с ОНР III уровня, в контрольную группу вошли 10 детей с нормой в речи все дети в возрасте 6 лет.
Введение 3
1 Теоретическое изучение готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5
1.1 Понятие о готовности к обучению грамоте 5
1.2 Общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение 8
1.3 Особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи 12
2 Изучение готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 19
2.1 Цель и задачи исследования 19
2.2 Диагностика готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 компенсирующего вида» (г Барнаул).
Выборка: 20 детей дошкольного возраста. В экспериментальную группу вошли 10 детей с ОНР III уровня, в контрольную группу вошли 10 детей с нормой в речи все дети в возрасте 6 лет.
Введение 3
1 Теоретическое изучение готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 5
1.1 Понятие о готовности к обучению грамоте 5
1.2 Общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение 8
1.3 Особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи 12
2 Изучение готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи 19
2.1 Цель и задачи исследования 19
2.2 Диагностика готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 26
Заключение 33
Список использованных источников 35
В современном мире отмечается резкое увеличение речевой патологии из-за огромного количества биологических и социальных причин. Популярным речевым расстройством среди детей старшего дошкольного возраста оказывается общее недоразвитие речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи (далее ОНР) причисляются к отдельной группе детей дошкольного возраста с неполноценными предпосылками к обучению чтению и письму. Несмотря на достаточную логопедическую поддержку детей с общим недоразвитием речи до поступления в общеобразовательное учреждение, у них возникают трудности во время обучения в школе. Исходя из этого, детей с ОНР относят к группе риска по склонности возникновения у них нарушений письма и чтения.
Проблемы готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи привлекают внимание исследователей: А.А. Докшиной, А.Н. Корнева, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Н.В. Нижегородцевой, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной и других педагогов. В соответствие с научными разработками данных исследователей, у дошкольников с общим недоразвитием речи нарушены предпосылки готовности к овладению грамотой, что описывает потребность их формирования, коррекции и вырабатывания у данных категории детей.
Объект исследования: готовность к обучению грамоте старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников.
Цель исследования: изучить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников.
Гипотеза исследования: готовность к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свои особенности – это недостаточно развитое звукопроизношение, звуковой анализ, синтез, фонематический слух и восприятие.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «готовность к обучению грамоте»;
2. Рассмотреть общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение;
3. Выявить особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи;
4. Провести диагностику готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Организационные методы: изучение специальной, методической, обобщение, синтез.
2. Эмпирические методы: наблюдение, экспериментальное изучение, психодиагностическое изучение.
3. Количественно-качественные методы обработки данных.
Практическая значимость: подобранные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности логопедами, работающими с данной категорией лиц.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проблемы готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи привлекают внимание исследователей: А.А. Докшиной, А.Н. Корнева, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Н.В. Нижегородцевой, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркиной и других педагогов. В соответствие с научными разработками данных исследователей, у дошкольников с общим недоразвитием речи нарушены предпосылки готовности к овладению грамотой, что описывает потребность их формирования, коррекции и вырабатывания у данных категории детей.
Объект исследования: готовность к обучению грамоте старших дошкольников.
Предмет исследования: особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников.
Цель исследования: изучить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников.
Гипотеза исследования: готовность к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет свои особенности – это недостаточно развитое звукопроизношение, звуковой анализ, синтез, фонематический слух и восприятие.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «готовность к обучению грамоте»;
2. Рассмотреть общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение;
3. Выявить особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи;
4. Провести диагностику готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Организационные методы: изучение специальной, методической, обобщение, синтез.
2. Эмпирические методы: наблюдение, экспериментальное изучение, психодиагностическое изучение.
3. Количественно-качественные методы обработки данных.
Практическая значимость: подобранные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности логопедами, работающими с данной категорией лиц.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, в начале исследования автором ставилась цель изучить особенности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников. Данная цель предполагала последовательное решение задач.
Раскрыто понятие «готовность к обучению грамоте». Готовность к обучению грамоте дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс создания условий для подготовки к овладению письмом и чтением. Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте, являющаяся важнейшим компонентом непрерывного образования в период детства. Задача готовности к обучению грамоте дошкольников заключается в том, чтобы помочь дошкольнику осознать единицы языка и речи, научиться разграничивать эти единицы на основе их существенных признаков, соотносить единицы устной речи со способами их передачи на письме, хотя бы самыми простыми, с помощью фишек, полосок бумаги. Подготовка к обучению грамоте является важнейшим компонентом языкового образования в дошкольном детстве, поэтому в содержании программ ДОУ заложены задачи: сформировать у дошкольников представление об основных единицах языка и речи: звуке, слоге, слове, предложении.
Рассмотрено общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение. При общем недоразвитии речи у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы (словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы и произношение звуков), вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном слухе и относительно сохраненном интеллекте. Выделяют три уровня речевого недоразвития, который отражает типичное состояние компонентов языковой сферы у детей с ОНР. Первый уровень речевого недоразвития речи. У детей данного уровня, речевые средства общения почти отсутствуют или очень ограничены. Активный словарь у детей состоит из маленького количества используемых слов, а также звукоподражаний и звуковых комплексов. Второй уровень речевого недоразвития речи. Данный уровень характеризуется более высокой речевой деятельностью ребенка. В общении детей наблюдается использование постоянного, но искаженного и ограниченного запаса слов. Дети данного уровня могут использовать местоимения, а иногда применять союзы, простые предлоги в простых значениях. Третий уровень недоразвития речи характеризуется достаточной фразовой речью, но недоразвитием фонетики, лексики, грамматики. В целом, обладая полноценными возможностями освоения мыслительных операций, соответствующих возрасту, у детей с ОНР наблюдается отставание в развитие логического мышления. Кроме всего прочего, дети заметно отстают в развитие двигательной сферы.
Выявлены особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют подготовкой к овладению звуковым и морфологическим анализом слова эти нарушения возникают из-за недоразвития всех компонентов языка: лексико-грамматического и фонетико-фонематического.
Для диагностики готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи были выделены показатели и подобраны диагностические задания. Анализ данных констатирующего эксперимента позволяет сделать следующий вывод: недостаточно развитое звукопроизношение тормозит процесс развития фонематического слуха, что приводит к нарушению фонематического восприятия, а это в свою очередь, ведет к трудностям готовности к обучению грамоте детей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтвердилась.
Раскрыто понятие «готовность к обучению грамоте». Готовность к обучению грамоте дошкольников – это целенаправленный, систематический процесс создания условий для подготовки к овладению письмом и чтением. Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте, являющаяся важнейшим компонентом непрерывного образования в период детства. Задача готовности к обучению грамоте дошкольников заключается в том, чтобы помочь дошкольнику осознать единицы языка и речи, научиться разграничивать эти единицы на основе их существенных признаков, соотносить единицы устной речи со способами их передачи на письме, хотя бы самыми простыми, с помощью фишек, полосок бумаги. Подготовка к обучению грамоте является важнейшим компонентом языкового образования в дошкольном детстве, поэтому в содержании программ ДОУ заложены задачи: сформировать у дошкольников представление об основных единицах языка и речи: звуке, слоге, слове, предложении.
Рассмотрено общее недоразвитие речи как сложное речевое нарушение. При общем недоразвитии речи у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы (словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, фонематические процессы и произношение звуков), вследствие дефектов восприятия и произношения фонем при нормальном слухе и относительно сохраненном интеллекте. Выделяют три уровня речевого недоразвития, который отражает типичное состояние компонентов языковой сферы у детей с ОНР. Первый уровень речевого недоразвития речи. У детей данного уровня, речевые средства общения почти отсутствуют или очень ограничены. Активный словарь у детей состоит из маленького количества используемых слов, а также звукоподражаний и звуковых комплексов. Второй уровень речевого недоразвития речи. Данный уровень характеризуется более высокой речевой деятельностью ребенка. В общении детей наблюдается использование постоянного, но искаженного и ограниченного запаса слов. Дети данного уровня могут использовать местоимения, а иногда применять союзы, простые предлоги в простых значениях. Третий уровень недоразвития речи характеризуется достаточной фразовой речью, но недоразвитием фонетики, лексики, грамматики. В целом, обладая полноценными возможностями освоения мыслительных операций, соответствующих возрасту, у детей с ОНР наблюдается отставание в развитие логического мышления. Кроме всего прочего, дети заметно отстают в развитие двигательной сферы.
Выявлены особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нормой и общим недоразвитием речи. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют подготовкой к овладению звуковым и морфологическим анализом слова эти нарушения возникают из-за недоразвития всех компонентов языка: лексико-грамматического и фонетико-фонематического.
Для диагностики готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи были выделены показатели и подобраны диагностические задания. Анализ данных констатирующего эксперимента позволяет сделать следующий вывод: недостаточно развитое звукопроизношение тормозит процесс развития фонематического слуха, что приводит к нарушению фонематического восприятия, а это в свою очередь, ведет к трудностям готовности к обучению грамоте детей.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Сформированность готовности к обучению письму у старших дошкольников с ОНР (Специальное дефектологическое образование, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР с использованием дидактических игр (Фонетико-фонематическое нарушение речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020



