Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1. Сущность понятия «читательские интересы» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников 7
1.2. Современные требования к уровню сформированности
читательского интереса у младших школьников 16
1.3. Приемы эффективного формирования читательского
интереса у младших школьников 22
Выводы к 1главе 32
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников читательского интереса на уроках литературного чтения 34
2.1. Выявление начального уровня сформированности
читательского интереса у младших школьников 34
2.2. Реализация приемов, способствующих формированию
читательского интереса у младших школьников, на уроках литературного чтения 44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у учащихся опытно - экспериментального класса 50
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 67
Актуальность данной работы будет обуславливаться тем, что в современным мире, не смотря на быстро развивающиеся информационные технологии, где книга остается источником знаний, собеседником и наставником, как для взрослого, так и для ребенка. Но под гнетом медиакультур меняется статус и круг чтения. Это и позволило ученым в сфере исследования процесса чтения Е.И. Голубевой [13], Н.Н. Сметанниковой [59], В.П. Чудиновой [72] говорить о " проблемах чтения", о смене модели чтения. Сейчас можно говорить о том, что дети стали читать по-другому и совершенно другие книги. В число их книг чаще всего детективы, комиксы, развлекательная литература. Чаще учащиеся стали обращаться в библиотеку за поиском учебной информации, нежели для поиска литературы "для души". Ученые называют такое восприятие текста мозаично-клиповым, при котором читающий пользуется в своем воображении беспорядочным набором постоянно сменяющих друг друга картинок, не видя и не имея представления об общей картине художественного произведения. Как нам представляется, и это лишь объективное отражение реальности, современные дети в своих предпочтениях даже близко не могут вообразить себя заинтересованным каким-либо литературным произведением, не отдавая себе отчета в том, что предпочитаемые ими «гаджеты», зачастую являются, так или иначе, ограничителями творческого мышления, представляя собой схематичные виды и ряды действий, губительно отражающиеся на чутком и слишком восприимчивом детском мышлении. Телевидение так же играет роль «упростителя» в развитии мыслительных процессов подрастающего поколения, можно сказать, на сегодняшний момент, практически отсутствует в семьях, воспитывающих маленьких детей ежевечерние чтения сказок, рассказов, занимательных историй. Того замечательного чтива, которое еще пару десятков лет назад по вечерам, с нетерпением ожидал практически каждый ребенок в каждой, среднестатистической семье. В современных реалиях ребенок 6-10 лет скорее предпочтет занимательный дорогостоящий гаджет обычной бумажной книге и не усмотрит в этом ничего предосудительного. В связи с этим ряд исследователей в настоящее время видят реальную угрозу родной речи: ведь из -за указанных выше изменений в поведении младших школьников можно говорить о падении общей культуры ребенка, низком уровне грамотности речи, искажении, примитивизации упрощении родного языка в общении. [17].
Читательская грамотность обучающихся в образовательных учреждениях нашей страны, о которой можно судить по степени осознания и понимания прочитанного отрывка какого-либо литературного произведения, брать из него всю необходимую информацию, имеет крайне низкие показатели.
С введением ФГОС НОО перед современным образовательным процессом ставятся совершенно иные цели, а именно: дать возможность обучающемуся принимать в процессе обучения самостоятельные решения, нести за них ответственность и владеть обобщающими способами учебной деятельности. [66, с.15-16]. Данный навык не представляет возможным
сформироваться при отсутствии четко оформленного читательского интереса.
Многие современные педагоги, психологи, исследователи, заинтересованные в формировании ребенка как достойного гражданина своей страны, понимают всю остроту, необходимость и актуальность назревшей проблемы формирования у ребенка читательского интереса. Речь идет о том, что в процессе чтения активно происходит формирование личности, а также таких важных процессов высшей нервной деятельности как мышление, память, внимание, воображение. Читательский интерес понимается и воспринимается нами как один из важных критериев воспитания грамотного человека.
Исследования показывают, что именно младший школьный возраст является сензетивным периодом для возникновения положительного отношения к литературе и чтению. Потому что в вышеуказанном периоде происходит ознакомление ребенка с чтение, определяется, каким будет у будущего читателя отношение к книге. Читательские интересы, по нашему мнению, являются основными показателями формирующейся личности и ее интересов и наклонностей, в связи с этим можно говорить о формировании читательского интереса как о основополагающем векторе развития личности и рассматривать данную проблему не только со стороны психологии, психологии и методологии, но и в связи с различного рода проблем социальной направленности.
Нами были изучены и рассмотрены работы многих исследователей обративших внимание на важность формирования читательского интереса. Во многих исследованиях речь идет о необходимости выявления реальных образовательных возможностях детей младшего школьного возраста, тем не менее, по нашему мнению, проблеме формирования читательского интереса у младших школьников уделено недостаточно внимания. В связи с этим явно прослеживается тема для исследования и проблема: важности и необходимости наличия определенных педагогических условий при работе по формированию читательского интереса у младших школьников
Объект исследования: является процесс формирования читательских интересов у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: апробировать приемы направленные на формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основу определения «читательский интерес».
2. Доказать отбор методов эффективного формирования читательского интереса у младших школьников.
3. При помощи эксперимента проверить эффективность приемов формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: читательский интерес детей младшего школьного возраста может быть сформирован при наличии следующих условий:
- расширение круга чтения обучающихся в начальной школе;
-регулярное использование в учебно-воспитательном процессе дифференцированного подхода на уроках литературного чтения.
Методы исследования: в процессе нашего изыскания нами был использован комплекс взаимодополняемых методов исследования среди которых:
- теоретические: анализ и синтез и научных работ по проблеме формирования читательского интереса;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение опытно -
экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, анализ результатов.
Методологическая основа исследования: труды К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, М.И. Омороковой, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П Чудиновой.
Читательские интересы - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, литературного или художественного произведения, которое обозначает определенную степень значимости и эмоциональной привлекательности, в условиях соответствия его потребностям как читателя. Читательский интерес - это факт выбора из всего разнообразия литературных источников одного произведения, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Организация условий для эффективного формирования читательских интересов:
- Необходимый индивидуальный подход к интересам детей в первом - четвертом классах общеобразовательного обучения.
- Расширение круга чтения младших школьников.
- Регулярное задействование в процессе обучения и воспитания дифференцированных подходов, меняющих организацию работы по формированию интереса к чтению у учащихся начальной школы.
В результате наших исследований, их результаты позволяют нам сделать следующие выводы:
- в процессе формирования читательского интереса у младших школьников приходит понимание огромного значения данного процесса в учебно-воспитательном процессе и для развития личности школьника в целом Доказано в процессе исследований безусловное влияние читательского интереса на дальнейшее развитие личностной активности на уроках в процессе ознакомления с литературными произведениями;
- параллельно с повышением уровня читательских интересов запускается процесс изменения их самих в плане углубления, расширения и развития. У детей из класса, участвовавших в экспериментальной группе, явно наметился процесс углубления читательского интереса;
- происходит процесс заметного роста такого показателя как устойчивость читательского интереса на уроках литературного чтения через широко применяемые приемы с элементами игры. Так же были замечены проявления устойчивости, не только в рамках учебных занятий, но и так же вне их, что послужило расширению ситуаций с самостоятельным принятием решений;
- происходит процесс воздействия читательских интересов на познавательную активность, мотивируя процесс учебной деятельности;
- следует также отметить, что рассматривая основные показатели читательского интереса, нами был замечен его довольно низкий уровень у учащихся контрольной группы;
- отсюда можно сделать вывод, о влиянии различных условий развития читательского интереса. В качестве таких условий мы выделяем дифференцированный подход к методам обучения, формирование положительного микроклимата и др.
В результате, выдвинутая нами гипотеза исследования находит свое подтверждение. Потому что в действительности, невозможно переоценить важнейшую роль в развитии читательского интереса младших школьников которую играет опора на читательскую активность учащихся, а также положительный микроклимат обучения, добрый эмоциональный настрой УВП и благоприятный психологический климат.
Педагог, привлекая себе в помощь разнообразные методические приемы обязан при этом учесть особенности формирования читательского интереса у младших школьников и использовать интересные формы работы, понимая при этом необходимость предоставления учащимся определенной доли самостоятельности с постепенного перехода на ее увеличение.
В ходе экспериментов нами было замечено, что при использовании инновационных форм и методов работы, а также при проведении урока в нетрадиционной форме, у учащихся повышался интерес к его содержанию и соответственно повышались результаты самих учащихся, по сравнению с исходными данными. Этот факт дает возможность с уверенностью утверждать о необходимости более частого применения обновленных форм занятий с использованием дополнительных ресурсов и материалов, а также об изменении подхода к самой форме урока для повышения его результативности.
Невозможно переоценить главенствующую роль педагога в обогащении читательского интереса детей на занятиях по литературному чтению. От отношения к данному предмету самого педагога зависит результативность его деятельности.
По итогам нашего исследования можно с уверенностью утверждать, что данная работа не является завершенной и требует повышенного внимания к затронутой нами проблеме, а также дальнейших разработок и экспериментов. Тем не менее, трудно не согласиться с тем, что полученные результаты очень эффективно могут и должны быть использованы при решении подобных задач. Необходимо продолжать работу в выбранном направлении и направить усилия на создание и разработку программы, или комплекса программ по проблемам формирования устойчивого интереса к чтению у детей младшего школьного возраста, в связи с огромной степенью влияния данной проблемы на полноценное становление личности.
В итоге, результаты наших экспериментов позволяют утверждать тезис о том, что формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста происходит в результате целенаправленной, грамотно организованной работы, проходящей в четко выстроенной системе на уроках литературного чтения.
Можно говорить о том, что с помощью опытно-экспериментальной части нашего исследования гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась
1. Алексеева М.Ю., Матвеева Е.И. Оценки уровня навыков и приемов по литературному чтению 3 класс /М.Ю. Алексеева, Е.И.Матвеева. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.-96 с.
2. Антонова Е.С. Как воспитать интерес к художественному слову в процессе воспитания // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 27-28.
3. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс/ М.В. Бойкина Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2012.- 96 с.
4. Болотова, А.И. Рабочая тетрадь как средство развития познавательной самостоятельности при обучении математике младшего школьника: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 /Болотова Алена Ивановна.- Москва, 2012.- 24 с.
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.Тетрадь по литературному чтению. 3-й класс/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. - М.: Баласс, 2009. - 112 с.
6. Бушнина Е.И. Формирование читательских интересов у младших школьников. Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.
7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А.Вербицкий, О.Г. Ларионова. -М.: Логос, 2009. -336 с.
8. Воюшина М.П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография /М.П. Воюшина. -Санкт-Петербург: Сударыня,2007. - 320 с.
9. Воюшина М.П. Учебники нового поколения по литературному чтению/М.П.Воюшина //Вестник Герценовского университета.- 2007. -№ 7. - С. 52-55.
10. Выготский Л.С. Генезис культурных форм поведения // Семейный арх. Л.С. Выготского, 1928..-Собрание сочинений: в 6-и т. Т.2 /Лев Семенович Выготский.-М.: Педагогика, 1982.- С.395-416.
11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО, - 2004. - 512с
12. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен образования: автореф. дис. докторапед. наук: 13.00.01/ Галактионова Татьяна Гелиевна.-СПб, 2008, -39 с.
13. Голубева Е.И. Поддержка семейного чтения - общая задачас пециалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. - Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm
14. Гончарова Е.Л. Безумное чтение у младших школьников: Кто виноват? и Что делать? - М.: 2009. -40 с.
15. Давыдов В.В. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.
М.: Педагогика, 1986/В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992, -116с.
16. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности/ А.Я. Данилюк,
А.М.Кондаков, В.А. Тишков. -М.: Просвещение, 2009.- 39 с.
17. Джежелей О.В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс. Программа для общеобразовательных учреждений/О.В. Джежелей. - М.: Дрофа, 2010. - 64 с
18. Икрамова С.А. Выразительное чтение в развитии речи школьников начальных классов: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02/ Икрамова Саврия Аслоновна. - Душанбе, 2010. -24 c.
19. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в
образовании/Д.С.Ермаков// Педагогика.-2011.-№ 4. -С.8-15.
20. Ефимов, В.Ф. Компетентность как обновленное свойство индивидуальности учащегося/ В.Ф. Ефимов//Начальная школа. -2012. -№ 2. -С. 11-18.
21. Ефросинина Л.А. Художественное чтение в начальной школе: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2-х ч./Л.А. Ефросинина. -М.: Вентана-Граф, 2012. - 416 с.
22. Ефросинина Л.А.Литературное чтение: Зкласс: рабочая тетрадь №1/Л.А. Ефросинина. -М.: Вентана-Граф, 2012. -112 с.
23. Ефросинина Л.А. Учебная хрестоматия. /Л.А. Ефросинина. -М.: Вентана-Граф, 2012. -112 с.
24. Ефросинина, Л.А. Важнейшие условия формирования универсальных учебных действий. Начальная школа.2012.№ 2. - С.11-18.
25. Жесткова Е.А. Творческие задания для формирования читательской компетенции в начальной школе // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С.17-20.
26. Жесткова Е.А. Концепции истории и вопросы сюжетосложения. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2014. №4.
27. Ильин Г.Л. Современное мышление: от логики к аналогии / Г.Л. Ильин//Народное образование.-2011. -№ 5. -С. 149-156.
28. Кац,Э.Э. Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Э.Э. Кац "Литературное чтение" (в 2-х частях): 3-й класс/Э.Э. Кац. -М.: АСТ: Астрель, 2012. -32 с.
29. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. -М.: Просвещение, 2011.-32 с.
30. Коти Т.Ю. Творческая тетрадь. ФГОС. 3 класс/Т.Ю. Коти. - М.: Просвещение, 2011. -64 с.
31. Коханова В.А., Жигалова М.П., Колышева Е.Ю., Михайлова Н.С. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие /Под ред.
В.А. Кохановой. - М.: Наука, 2011. -248 с.
32. КрыловаО.Н. Чтение. Формирование направленной работы с литературным источником: 4 класс/ О.Н. Крылова.-М.: Издательство "Экзамен", 2012. -109с.
33. Кубасова О.В. Выразительное чтение. Пособие для студентов. Методические рекомендации./ О.В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, -208 с.
34. Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Образовательный холдинг "Школа - вуз": пути интеграции // Инициативы ХХ1века. 2012. № 3. С. 63-65.
35. Маранцман Е.К. Труд читателя. Начальное образование. Том 2. Выпуск 1. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. -СПб.: Издательство ВВМ, 2011. -С.80-85.
36. Матюхина М.В. Мотивация учения в начальной школе/М.В. Матюхина. - М.: Педагогика,1984. - 143 с.
37. Развитие речи на уроках русского языка. Книга для учителя/Н.Е. Богуславская, В.И Капинос, А.Ю. Купалова/ Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1991. -240 с.
38. Молдавская Н.Д. Внеурочное литературное развитие школьников в процессе обучения/Н.Д. Молдавская. - М.: Педагогика,1976. -224с.
39. Моргун, В.Ф. Психолого- педагогическая типология игр на основе теории личности./ В.Ф. Моргун//Школьные технологии.-2013. -№ 4. -С. 78¬80.
40. Национальная программа поддержки и развития чтения.
41. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Воспитание читательских качеств у детей младшего школьного возраста. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11¬13.
42. Новосельцева Т.А. , Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе - журнал "Начальная школа" №1 2013
43. Оморокова М.И. Формирование умения чтения в начальной школе. Методическое пособие для учителя/М.И. Оморокова.-М.: АРКТИ, 1999. - 160с.
44. Орлова Э.А. Рекомендации по реализации национальной
программы развития чтения /Э.А. Орлова.- М.: МЦБС, 2008. -72с.
45. Осмоловская, И.М., Петрова,Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у детей в начальной школе/И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова//Начальная школа. -2012. -№ 10.-С.13 -17.
46. Оценка результатов в начальной школе. Система заданий в 3-х ч. Ч.1/М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.; Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. -215 с.
47. Повшедная Ф.В. Народный учитель. // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 1. С. 526-527.
48. Планирование результатов начального образования/Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. -120 с.
49. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В.Егоркина и др. Под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. -176с.
50. Литературное чтение. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- М.: Просвещение,2011. -400с.
51. Программа "Чтение: планирование и работа". Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - С. 19-21.
52. Романовская З.И. Литературное чтение. Живое слово /З.И. Романовская. -М.: Педагогика, 1982. -128 с.
53. Рыжкова Т.В. Проектирование уроков литературы. Учебное пособие/Т.В. Рыжкова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. -381 с.
54. Савенков, А.И. Основы исследовательского подхода к обучению/ А.И.Савенков // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 54-61.
55. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?. - М.: Просвещение. -1991. - С. 44-65.
56. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
57. Светловская Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. -М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 288 с.
58. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением/ Н.Н. Светловская Т.С. Пиче-Оол.-М.: Аркти, 2007. -54 с.
59. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. / Недетские проблемы детского чтения.
60. Смирнов С.А., Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика. Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2004, 512 с.
61. Соболева О.В. Психологическое понимание текста школьниками на начальном этапе обучения: дис. ... д-ра псих.наук: 19.00.07 / Соболева Ольга Владимировна. -Курск, 2010. -304 с.
62. Столыпина, Н.В. Тарабуева М.В. Анализ литературного произведения как способ формирования литературного вкуса [Электронный ресурс] / Н.В. Столыпина М.В. Тарабуева // Начальная школа плюс: до и после. -2011. -№ 1.
63. Теория и практика филологического образования школьников: учеб. пособие/Урал. гос. пед. ун-т; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В.Плотникова, В.А. Шуритенкова.-М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 272 с.
64. Рекомендации учителю по успешному чтению: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др. - М. Просвещение, 2011. -88с.
65. Как научиться успешному чтению. Портфель читателя. 4 класс: пособие для учащихся / Т.Г.Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова,
С.Г. Жук.-М.: Просвещение, 2011. -40 с.
66. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2010.-31 с.
67. Филиппова Л.В. Работа над формированем коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 11. 2014. С.800-803.
68. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.
69. Философский словарь юного читателя (под ред. И.Т. Фролова).-М.: Республика, 2001. - С. 289.
70. Хуторской А.В. Метапредметный компонент нового образовательного стандарта : как с ним работать / А.В. Хуторской //Школьные технологии. -2012.-№ 4. -С.36-47.
71. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие/А.В. Хуторской. - М.: Издательство "Эйдос"; Издательство Института образования человека, 2012. -63 с.
72. Чудинова В.П. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии // Дети и культура/Отв. Ред. Б.Ю. Сорочкин. - М.: КомКнига, 2007. С.131-164.
73. Чуносова Л. Стратегия развития интереса к чтению: материал мастер-класса // Школьная библиотека. 2007. № 4. С. 12-16.
74. Чумак К.Ю. Конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции // Начальная школа + до и после. 2013. №8. С. 82 - 85.
75. Цукерерман Г.А. . Самооценка. Презентация и обсуждение международной программы PISA-2009
76. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 224с.