Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1. Сущность понятия «читательские интересы» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников 7
1.2. Современные требования к уровню сформированности
читательского интереса у младших школьников 16
1.3. Приемы эффективного формирования читательского
интереса у младших школьников 22
Выводы к 1главе 32
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников читательского интереса на уроках литературного чтения 34
2.1. Выявление начального уровня сформированности
читательского интереса у младших школьников 34
2.2. Реализация приемов, способствующих формированию
читательского интереса у младших школьников, на уроках литературного чтения 44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у учащихся опытно - экспериментального класса 50
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 67
Глава 1. Теоретические основы формирования читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1. Сущность понятия «читательские интересы» в контексте формирования читательской самостоятельности у младших школьников 7
1.2. Современные требования к уровню сформированности
читательского интереса у младших школьников 16
1.3. Приемы эффективного формирования читательского
интереса у младших школьников 22
Выводы к 1главе 32
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников читательского интереса на уроках литературного чтения 34
2.1. Выявление начального уровня сформированности
читательского интереса у младших школьников 34
2.2. Реализация приемов, способствующих формированию
читательского интереса у младших школьников, на уроках литературного чтения 44
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у учащихся опытно - экспериментального класса 50
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 67
Актуальность данной работы будет обуславливаться тем, что в современным мире, не смотря на быстро развивающиеся информационные технологии, где книга остается источником знаний, собеседником и наставником, как для взрослого, так и для ребенка. Но под гнетом медиакультур меняется статус и круг чтения. Это и позволило ученым в сфере исследования процесса чтения Е.И. Голубевой [13], Н.Н. Сметанниковой [59], В.П. Чудиновой [72] говорить о " проблемах чтения", о смене модели чтения. Сейчас можно говорить о том, что дети стали читать по-другому и совершенно другие книги. В число их книг чаще всего детективы, комиксы, развлекательная литература. Чаще учащиеся стали обращаться в библиотеку за поиском учебной информации, нежели для поиска литературы "для души". Ученые называют такое восприятие текста мозаично-клиповым, при котором читающий пользуется в своем воображении беспорядочным набором постоянно сменяющих друг друга картинок, не видя и не имея представления об общей картине художественного произведения. Как нам представляется, и это лишь объективное отражение реальности, современные дети в своих предпочтениях даже близко не могут вообразить себя заинтересованным каким-либо литературным произведением, не отдавая себе отчета в том, что предпочитаемые ими «гаджеты», зачастую являются, так или иначе, ограничителями творческого мышления, представляя собой схематичные виды и ряды действий, губительно отражающиеся на чутком и слишком восприимчивом детском мышлении. Телевидение так же играет роль «упростителя» в развитии мыслительных процессов подрастающего поколения, можно сказать, на сегодняшний момент, практически отсутствует в семьях, воспитывающих маленьких детей ежевечерние чтения сказок, рассказов, занимательных историй. Того замечательного чтива, которое еще пару десятков лет назад по вечерам, с нетерпением ожидал практически каждый ребенок в каждой, среднестатистической семье. В современных реалиях ребенок 6-10 лет скорее предпочтет занимательный дорогостоящий гаджет обычной бумажной книге и не усмотрит в этом ничего предосудительного. В связи с этим ряд исследователей в настоящее время видят реальную угрозу родной речи: ведь из -за указанных выше изменений в поведении младших школьников можно говорить о падении общей культуры ребенка, низком уровне грамотности речи, искажении, примитивизации упрощении родного языка в общении. [17].
Читательская грамотность обучающихся в образовательных учреждениях нашей страны, о которой можно судить по степени осознания и понимания прочитанного отрывка какого-либо литературного произведения, брать из него всю необходимую информацию, имеет крайне низкие показатели.
С введением ФГОС НОО перед современным образовательным процессом ставятся совершенно иные цели, а именно: дать возможность обучающемуся принимать в процессе обучения самостоятельные решения, нести за них ответственность и владеть обобщающими способами учебной деятельности. [66, с.15-16]. Данный навык не представляет возможным
сформироваться при отсутствии четко оформленного читательского интереса.
Многие современные педагоги, психологи, исследователи, заинтересованные в формировании ребенка как достойного гражданина своей страны, понимают всю остроту, необходимость и актуальность назревшей проблемы формирования у ребенка читательского интереса. Речь идет о том, что в процессе чтения активно происходит формирование личности, а также таких важных процессов высшей нервной деятельности как мышление, память, внимание, воображение. Читательский интерес понимается и воспринимается нами как один из важных критериев воспитания грамотного человека.
Исследования показывают, что именно младший школьный возраст является сензетивным периодом для возникновения положительного отношения к литературе и чтению. Потому что в вышеуказанном периоде происходит ознакомление ребенка с чтение, определяется, каким будет у будущего читателя отношение к книге. Читательские интересы, по нашему мнению, являются основными показателями формирующейся личности и ее интересов и наклонностей, в связи с этим можно говорить о формировании читательского интереса как о основополагающем векторе развития личности и рассматривать данную проблему не только со стороны психологии, психологии и методологии, но и в связи с различного рода проблем социальной направленности.
Нами были изучены и рассмотрены работы многих исследователей обративших внимание на важность формирования читательского интереса. Во многих исследованиях речь идет о необходимости выявления реальных образовательных возможностях детей младшего школьного возраста, тем не менее, по нашему мнению, проблеме формирования читательского интереса у младших школьников уделено недостаточно внимания. В связи с этим явно прослеживается тема для исследования и проблема: важности и необходимости наличия определенных педагогических условий при работе по формированию читательского интереса у младших школьников
Объект исследования: является процесс формирования читательских интересов у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: апробировать приемы направленные на формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основу определения «читательский интерес».
2. Доказать отбор методов эффективного формирования читательского интереса у младших школьников.
3. При помощи эксперимента проверить эффективность приемов формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: читательский интерес детей младшего школьного возраста может быть сформирован при наличии следующих условий:
- расширение круга чтения обучающихся в начальной школе;
-регулярное использование в учебно-воспитательном процессе дифференцированного подхода на уроках литературного чтения.
Методы исследования: в процессе нашего изыскания нами был использован комплекс взаимодополняемых методов исследования среди которых:
- теоретические: анализ и синтез и научных работ по проблеме формирования читательского интереса;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение опытно -
экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, анализ результатов.
Методологическая основа исследования: труды К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, М.И. Омороковой, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П Чудиновой.
Читательская грамотность обучающихся в образовательных учреждениях нашей страны, о которой можно судить по степени осознания и понимания прочитанного отрывка какого-либо литературного произведения, брать из него всю необходимую информацию, имеет крайне низкие показатели.
С введением ФГОС НОО перед современным образовательным процессом ставятся совершенно иные цели, а именно: дать возможность обучающемуся принимать в процессе обучения самостоятельные решения, нести за них ответственность и владеть обобщающими способами учебной деятельности. [66, с.15-16]. Данный навык не представляет возможным
сформироваться при отсутствии четко оформленного читательского интереса.
Многие современные педагоги, психологи, исследователи, заинтересованные в формировании ребенка как достойного гражданина своей страны, понимают всю остроту, необходимость и актуальность назревшей проблемы формирования у ребенка читательского интереса. Речь идет о том, что в процессе чтения активно происходит формирование личности, а также таких важных процессов высшей нервной деятельности как мышление, память, внимание, воображение. Читательский интерес понимается и воспринимается нами как один из важных критериев воспитания грамотного человека.
Исследования показывают, что именно младший школьный возраст является сензетивным периодом для возникновения положительного отношения к литературе и чтению. Потому что в вышеуказанном периоде происходит ознакомление ребенка с чтение, определяется, каким будет у будущего читателя отношение к книге. Читательские интересы, по нашему мнению, являются основными показателями формирующейся личности и ее интересов и наклонностей, в связи с этим можно говорить о формировании читательского интереса как о основополагающем векторе развития личности и рассматривать данную проблему не только со стороны психологии, психологии и методологии, но и в связи с различного рода проблем социальной направленности.
Нами были изучены и рассмотрены работы многих исследователей обративших внимание на важность формирования читательского интереса. Во многих исследованиях речь идет о необходимости выявления реальных образовательных возможностях детей младшего школьного возраста, тем не менее, по нашему мнению, проблеме формирования читательского интереса у младших школьников уделено недостаточно внимания. В связи с этим явно прослеживается тема для исследования и проблема: важности и необходимости наличия определенных педагогических условий при работе по формированию читательского интереса у младших школьников
Объект исследования: является процесс формирования читательских интересов у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические приемы, направленные на формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Решение этой проблемы составляет цель исследования: апробировать приемы направленные на формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основу определения «читательский интерес».
2. Доказать отбор методов эффективного формирования читательского интереса у младших школьников.
3. При помощи эксперимента проверить эффективность приемов формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: читательский интерес детей младшего школьного возраста может быть сформирован при наличии следующих условий:
- расширение круга чтения обучающихся в начальной школе;
-регулярное использование в учебно-воспитательном процессе дифференцированного подхода на уроках литературного чтения.
Методы исследования: в процессе нашего изыскания нами был использован комплекс взаимодополняемых методов исследования среди которых:
- теоретические: анализ и синтез и научных работ по проблеме формирования читательского интереса;
- эмпирические: анкетирование, наблюдение опытно -
экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольные этапы, анализ результатов.
Методологическая основа исследования: труды К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, М.И. Омороковой, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей, В.П Чудиновой.
Читательские интересы - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, литературного или художественного произведения, которое обозначает определенную степень значимости и эмоциональной привлекательности, в условиях соответствия его потребностям как читателя. Читательский интерес - это факт выбора из всего разнообразия литературных источников одного произведения, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Организация условий для эффективного формирования читательских интересов:
- Необходимый индивидуальный подход к интересам детей в первом - четвертом классах общеобразовательного обучения.
- Расширение круга чтения младших школьников.
- Регулярное задействование в процессе обучения и воспитания дифференцированных подходов, меняющих организацию работы по формированию интереса к чтению у учащихся начальной школы.
В результате наших исследований, их результаты позволяют нам сделать следующие выводы:
- в процессе формирования читательского интереса у младших школьников приходит понимание огромного значения данного процесса в учебно-воспитательном процессе и для развития личности школьника в целом Доказано в процессе исследований безусловное влияние читательского интереса на дальнейшее развитие личностной активности на уроках в процессе ознакомления с литературными произведениями;
- параллельно с повышением уровня читательских интересов запускается процесс изменения их самих в плане углубления, расширения и развития. У детей из класса, участвовавших в экспериментальной группе, явно наметился процесс углубления читательского интереса;
- происходит процесс заметного роста такого показателя как устойчивость читательского интереса на уроках литературного чтения через широко применяемые приемы с элементами игры. Так же были замечены проявления устойчивости, не только в рамках учебных занятий, но и так же вне их, что послужило расширению ситуаций с самостоятельным принятием решений;
- происходит процесс воздействия читательских интересов на познавательную активность, мотивируя процесс учебной деятельности;
- следует также отметить, что рассматривая основные показатели читательского интереса, нами был замечен его довольно низкий уровень у учащихся контрольной группы;
- отсюда можно сделать вывод, о влиянии различных условий развития читательского интереса. В качестве таких условий мы выделяем дифференцированный подход к методам обучения, формирование положительного микроклимата и др.
В результате, выдвинутая нами гипотеза исследования находит свое подтверждение. Потому что в действительности, невозможно переоценить важнейшую роль в развитии читательского интереса младших школьников которую играет опора на читательскую активность учащихся, а также положительный микроклимат обучения, добрый эмоциональный настрой УВП и благоприятный психологический климат.
Педагог, привлекая себе в помощь разнообразные методические приемы обязан при этом учесть особенности формирования читательского интереса у младших школьников и использовать интересные формы работы, понимая при этом необходимость предоставления учащимся определенной доли самостоятельности с постепенного перехода на ее увеличение.
В ходе экспериментов нами было замечено, что при использовании инновационных форм и методов работы, а также при проведении урока в нетрадиционной форме, у учащихся повышался интерес к его содержанию и соответственно повышались результаты самих учащихся, по сравнению с исходными данными. Этот факт дает возможность с уверенностью утверждать о необходимости более частого применения обновленных форм занятий с использованием дополнительных ресурсов и материалов, а также об изменении подхода к самой форме урока для повышения его результативности.
Невозможно переоценить главенствующую роль педагога в обогащении читательского интереса детей на занятиях по литературному чтению. От отношения к данному предмету самого педагога зависит результативность его деятельности.
По итогам нашего исследования можно с уверенностью утверждать, что данная работа не является завершенной и требует повышенного внимания к затронутой нами проблеме, а также дальнейших разработок и экспериментов. Тем не менее, трудно не согласиться с тем, что полученные результаты очень эффективно могут и должны быть использованы при решении подобных задач. Необходимо продолжать работу в выбранном направлении и направить усилия на создание и разработку программы, или комплекса программ по проблемам формирования устойчивого интереса к чтению у детей младшего школьного возраста, в связи с огромной степенью влияния данной проблемы на полноценное становление личности.
В итоге, результаты наших экспериментов позволяют утверждать тезис о том, что формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста происходит в результате целенаправленной, грамотно организованной работы, проходящей в четко выстроенной системе на уроках литературного чтения.
Можно говорить о том, что с помощью опытно-экспериментальной части нашего исследования гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась
Организация условий для эффективного формирования читательских интересов:
- Необходимый индивидуальный подход к интересам детей в первом - четвертом классах общеобразовательного обучения.
- Расширение круга чтения младших школьников.
- Регулярное задействование в процессе обучения и воспитания дифференцированных подходов, меняющих организацию работы по формированию интереса к чтению у учащихся начальной школы.
В результате наших исследований, их результаты позволяют нам сделать следующие выводы:
- в процессе формирования читательского интереса у младших школьников приходит понимание огромного значения данного процесса в учебно-воспитательном процессе и для развития личности школьника в целом Доказано в процессе исследований безусловное влияние читательского интереса на дальнейшее развитие личностной активности на уроках в процессе ознакомления с литературными произведениями;
- параллельно с повышением уровня читательских интересов запускается процесс изменения их самих в плане углубления, расширения и развития. У детей из класса, участвовавших в экспериментальной группе, явно наметился процесс углубления читательского интереса;
- происходит процесс заметного роста такого показателя как устойчивость читательского интереса на уроках литературного чтения через широко применяемые приемы с элементами игры. Так же были замечены проявления устойчивости, не только в рамках учебных занятий, но и так же вне их, что послужило расширению ситуаций с самостоятельным принятием решений;
- происходит процесс воздействия читательских интересов на познавательную активность, мотивируя процесс учебной деятельности;
- следует также отметить, что рассматривая основные показатели читательского интереса, нами был замечен его довольно низкий уровень у учащихся контрольной группы;
- отсюда можно сделать вывод, о влиянии различных условий развития читательского интереса. В качестве таких условий мы выделяем дифференцированный подход к методам обучения, формирование положительного микроклимата и др.
В результате, выдвинутая нами гипотеза исследования находит свое подтверждение. Потому что в действительности, невозможно переоценить важнейшую роль в развитии читательского интереса младших школьников которую играет опора на читательскую активность учащихся, а также положительный микроклимат обучения, добрый эмоциональный настрой УВП и благоприятный психологический климат.
Педагог, привлекая себе в помощь разнообразные методические приемы обязан при этом учесть особенности формирования читательского интереса у младших школьников и использовать интересные формы работы, понимая при этом необходимость предоставления учащимся определенной доли самостоятельности с постепенного перехода на ее увеличение.
В ходе экспериментов нами было замечено, что при использовании инновационных форм и методов работы, а также при проведении урока в нетрадиционной форме, у учащихся повышался интерес к его содержанию и соответственно повышались результаты самих учащихся, по сравнению с исходными данными. Этот факт дает возможность с уверенностью утверждать о необходимости более частого применения обновленных форм занятий с использованием дополнительных ресурсов и материалов, а также об изменении подхода к самой форме урока для повышения его результативности.
Невозможно переоценить главенствующую роль педагога в обогащении читательского интереса детей на занятиях по литературному чтению. От отношения к данному предмету самого педагога зависит результативность его деятельности.
По итогам нашего исследования можно с уверенностью утверждать, что данная работа не является завершенной и требует повышенного внимания к затронутой нами проблеме, а также дальнейших разработок и экспериментов. Тем не менее, трудно не согласиться с тем, что полученные результаты очень эффективно могут и должны быть использованы при решении подобных задач. Необходимо продолжать работу в выбранном направлении и направить усилия на создание и разработку программы, или комплекса программ по проблемам формирования устойчивого интереса к чтению у детей младшего школьного возраста, в связи с огромной степенью влияния данной проблемы на полноценное становление личности.
В итоге, результаты наших экспериментов позволяют утверждать тезис о том, что формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста происходит в результате целенаправленной, грамотно организованной работы, проходящей в четко выстроенной системе на уроках литературного чтения.
Можно говорить о том, что с помощью опытно-экспериментальной части нашего исследования гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась
Подобные работы
- Теоретические основы формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения (Волгодонский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Формирование мотивации у младших школьников на уроках литературного чтения (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения (Детская литература с методикой преподавания с практикумом по выразительному чтению, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Роль учителя в формировании читательского интереса младших
школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



