Рассмотрение дел об административных правонарушениях на примере Балтийской таможни
|
Введение 8
Глава 1. Правовое регулирование административных правонарушений в таможенном деле 12
1.1. Административные правонарушения: понятие, состав 12
1.2.Общая характеристика правонарушений закрепленной главой 16 КоАП 23
1.3 Таможенные органы как субъекты административного расследования. 40
Глава 2.Рассмотрение дел об административных правонарушениях Балтийской таможни 52
2.1 Анализ практики возбуждения дел об административных
правонарушениях отделом административных расследований Балтийской таможни 52
2.2 Анализ практики обжалования постановлений Балтийской таможни ... 61
Заключение 80
Список нормативно- правовых актов и литературы 80
Приложение А 92
Глава 1. Правовое регулирование административных правонарушений в таможенном деле 12
1.1. Административные правонарушения: понятие, состав 12
1.2.Общая характеристика правонарушений закрепленной главой 16 КоАП 23
1.3 Таможенные органы как субъекты административного расследования. 40
Глава 2.Рассмотрение дел об административных правонарушениях Балтийской таможни 52
2.1 Анализ практики возбуждения дел об административных
правонарушениях отделом административных расследований Балтийской таможни 52
2.2 Анализ практики обжалования постановлений Балтийской таможни ... 61
Заключение 80
Список нормативно- правовых актов и литературы 80
Приложение А 92
Актуальность темы. Борьба с правонарушениями в области таможенного дела составляет правоохранительную функцию таможни, выполняя которую таможенные органы поддерживают порядок во внешнеэкономической сфере и контролируют выполнение субъектами внешнеэкономических отношений своих обязанностей перед государством.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерацию характеризуется с одной стороны, отказом от монополии внешней торговли и ее либерализацией, с другой стороны- ростом числа нарушений. Основная функция по пресечению административных правонарушений в таможенном деле возлагается на Федеральную таможенную службу России.
Создана система структурных подразделений таможенных органов, специализирующихся в области борьбы с таможенными правонарушениями, наиболее отвечающая требованиям времени.
Актуальность проблемы очевидна, так как борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела необходима. Правонарушения в сфере таможенного дела подрывают экономическую безопасность страны, что напрямую сказывается, как на бюджете региона, так и страны в целом. Это и недополучение таможенных платежей, занижение таможенной стоимости, поступление контрафактной продукции и многое другое.
С каждым днем лица, совершающие такие правонарушения, применяют все более изощренные способы их совершения, сокрытия с применением новейших научно-технических разработок. Это затрудняет выявление таких правонарушений, а в дальнейшем и их раскрытие. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого толкования правоприменительной практики приводит к значительному количеству прекращенных дел об административных правонарушениях. Поэтому формирование теоретической базы на ряду с практическим потенциалом позволит избежать ошибок, обеспечить дальнейшее совершенствование борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, обеспечение и соблюдение законности при применении форм и методов организации борьбы с правонарушениями в области таможенного дела.
Целью работы является выявление наиболее распространенных административных правонарушений в сфере таможенного дела.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить особенности административных правонарушений в области таможенного дела на основе изучения и анализа законодательства Российской Федерации;
2. Выявить и проанализировать статус подразделений таможенных органов, как субъектов административного расследования и их должностных лиц как участников производства по делам об административных правонарушениях;
3. Проанализировать практику возбуждения и обжалования постановлений по делам по административных правонарушениях в Балтийской таможне;
4. Выявить проблемы, сопутствующие возбуждению дел об административных правонарушениях и обжалованию решений и постановлений Балтийской таможни;
5. Предложить механизмы решения выявленных проблем.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между правонарушителем и таможенным органом.
Предметом исследования является правонарушения, рассматриваемые на примере Балтийской таможни.
Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых: А.Б. Агапов, А.П.Алехин, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Дмитриев, А.Е.Лунев, Л.Л.Попов, А.Н. Сиротский.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Таможенного союза, другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты, нормативноправовые акты ФТС России.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций для участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов по практике возбуждения и обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.
Научная новизна дипломной работы заключается в рассмотрении реального состояния деятельности Балтийской таможни, выявлении проблем и недостатков, как в отношении таможенного органа, так и в отношении участника ВЭД, поиске путей их решения.
Методами исследования работы являются: логический метод (при изложении всего материала, формулировании выводов); статистический метод (в процессе анализа и обобщения результатов судебной практики Балтийской таможни); метод системного анализа (при определении места понятия административного правонарушения в системе законодательства об административной ответственности).
Структура ВКР подчинена целям и задачам исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативноправовых актов и литературы и приложений. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава содержит два параграфа.
Во введении обозначены цели и задачи дипломной работы, актуальность темы, практическая значимость. Также показаны методы исследования и состояние изученности темы.
В первой главе рассмотрено правовое регулирование административных правонарушений в таможенном деле.
Вторая глава является практической частью дипломной работы и включает в себя анализ практики возбуждения и обжалования постановлений Балтийской таможней, выявление проблем по которым было возбуждено и обжаловано наибольшее количество дел.
В заключении подводятся итоги по рассмотрению дел об административных правонарушениях Балтийской таможни и решение выявленных проблем будет направлено на минимизацию инициирования процедур обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, а также на строгое соблюдение законодательства в таможенной сфере всеми участниками.
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерацию характеризуется с одной стороны, отказом от монополии внешней торговли и ее либерализацией, с другой стороны- ростом числа нарушений. Основная функция по пресечению административных правонарушений в таможенном деле возлагается на Федеральную таможенную службу России.
Создана система структурных подразделений таможенных органов, специализирующихся в области борьбы с таможенными правонарушениями, наиболее отвечающая требованиям времени.
Актуальность проблемы очевидна, так как борьба с правонарушениями в сфере таможенного дела необходима. Правонарушения в сфере таможенного дела подрывают экономическую безопасность страны, что напрямую сказывается, как на бюджете региона, так и страны в целом. Это и недополучение таможенных платежей, занижение таможенной стоимости, поступление контрафактной продукции и многое другое.
С каждым днем лица, совершающие такие правонарушения, применяют все более изощренные способы их совершения, сокрытия с применением новейших научно-технических разработок. Это затрудняет выявление таких правонарушений, а в дальнейшем и их раскрытие. Несовершенство нормативной базы, отсутствие единого толкования правоприменительной практики приводит к значительному количеству прекращенных дел об административных правонарушениях. Поэтому формирование теоретической базы на ряду с практическим потенциалом позволит избежать ошибок, обеспечить дальнейшее совершенствование борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, обеспечение и соблюдение законности при применении форм и методов организации борьбы с правонарушениями в области таможенного дела.
Целью работы является выявление наиболее распространенных административных правонарушений в сфере таможенного дела.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Определить особенности административных правонарушений в области таможенного дела на основе изучения и анализа законодательства Российской Федерации;
2. Выявить и проанализировать статус подразделений таможенных органов, как субъектов административного расследования и их должностных лиц как участников производства по делам об административных правонарушениях;
3. Проанализировать практику возбуждения и обжалования постановлений по делам по административных правонарушениях в Балтийской таможне;
4. Выявить проблемы, сопутствующие возбуждению дел об административных правонарушениях и обжалованию решений и постановлений Балтийской таможни;
5. Предложить механизмы решения выявленных проблем.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие между правонарушителем и таможенным органом.
Предметом исследования является правонарушения, рассматриваемые на примере Балтийской таможни.
Теоретическую основу работы составляют труды российских ученых: А.Б. Агапов, А.П.Алехин, Д.Н. Бахрах, Ю.А. Дмитриев, А.Е.Лунев, Л.Л.Попов, А.Н. Сиротский.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Таможенного союза, другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты, нормативноправовые акты ФТС России.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций для участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов по практике возбуждения и обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.
Научная новизна дипломной работы заключается в рассмотрении реального состояния деятельности Балтийской таможни, выявлении проблем и недостатков, как в отношении таможенного органа, так и в отношении участника ВЭД, поиске путей их решения.
Методами исследования работы являются: логический метод (при изложении всего материала, формулировании выводов); статистический метод (в процессе анализа и обобщения результатов судебной практики Балтийской таможни); метод системного анализа (при определении места понятия административного правонарушения в системе законодательства об административной ответственности).
Структура ВКР подчинена целям и задачам исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативноправовых актов и литературы и приложений. Первая глава состоит из трех параграфов, вторая глава содержит два параграфа.
Во введении обозначены цели и задачи дипломной работы, актуальность темы, практическая значимость. Также показаны методы исследования и состояние изученности темы.
В первой главе рассмотрено правовое регулирование административных правонарушений в таможенном деле.
Вторая глава является практической частью дипломной работы и включает в себя анализ практики возбуждения и обжалования постановлений Балтийской таможней, выявление проблем по которым было возбуждено и обжаловано наибольшее количество дел.
В заключении подводятся итоги по рассмотрению дел об административных правонарушениях Балтийской таможни и решение выявленных проблем будет направлено на минимизацию инициирования процедур обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, а также на строгое соблюдение законодательства в таможенной сфере всеми участниками.
В законодательном порядке правоприменительная практика таможенных органов Российской Федерации регламентируется КоАП РФ. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Глава 16 КоАП РФ содержит 24 статьи, которые относятся к юрисдикции таможенных органов. Представлена классификация видов нарушений таможенных правил, которая имеет большое значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, т.к. помогает выявить качественные особенности каждого конкретного состава.
Таможенные органы являются непосредственными субъектами административного расследования. Законодательство предъявляет особые требования к организации и проведению административного расследования таможенными органами, поэтому представляется необходимым анализ и совершенствование современного организационного обеспечения данного процесса.
За годы практического применения Кодекс был существенно модернизирован и адаптирован к современным экономическим и общественно-политическим обстоятельствам, однако статистические данные показывают рост различных нарушений в области таможенного дела, что доказывает необходимость в дальнейшем совершенствовать Кодекс и усилить контроль над его соблюдением. Важным этапом совершенствования законодательства могло бы стать включение в КоАП РФ положений о контрольных полномочиях вышестоящих органов и должностных лиц по отношению к лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях. В ином случае контрольные полномочия вышестоящих органов останутся ограниченны пересмотром постановлений по делам об административных правонарушениях по жалобам лиц, привлекаемых к ответственности без детальной законодательной регламентации.
На основании собранных во второй главе данных, основными правонарушениями, расследуемыми Балтийской таможней, являются:
- Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
- Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- Нарушение режима зоны таможенного контроля.
Таким образом, практика показывает, что участники внешнеэкономической деятельности не в полной мере ознакомлены с таможенным законодательством и положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам административной ответственности за таможенные правонарушения. Для снижения количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях стоит обратить внимание участников ВЭД на вступивший в силу Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16.2, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» , в соответствии с которым декларант либо таможенный представитель освобождается от административной ответственности в случае самостоятельного выявления нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров, позволил снизить административную нагрузку на бизнес.
В ходе анализа материалов обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях Балтийской таможни был выделен ряд проблем:
1) Проблема излишне поданных жалоб во вторую и третью инстанцию обжалования
2) Проблема таможенного контроля в форме «проверки документов и сведений»
3) Проблема с классификацией по коду ТН ВЭД
Анализ материалов судебной практики, связанной с деятельностью Балтийской таможни по вопросам идентификации и классификации товаров, свидетельствует о том, что в регионе ее деятельности в 70 - 90% случаев суды принимают решения не в пользу таможни.
Основными причинами признания незаконными указанных решений таможенных органов являются:
1. Недостаточное, по мнению судов, обоснование таможенными органами классификации товара в конкретной подсубпозиции ТН ВЭД ТС;
2. Различный подход судов и таможенных органов к определению основного предназначения (свойства) товара, имеющего определяющее значение для его правильной классификации;
3. Предпочтение судом результатов судебной или иной экспертизы результатам таможенной экспертизы.
Для решения выявленных проблем предлагается ввести следующие механизмы:
По проблеме подачи излишнего количества жалоб:
1. Рекомендовать таможенным органам проводить проверку документов и сведений по более строгим стандартам, использовать только достоверные сведения, которые могут быть подтверждены в суде, чтобы исключить вынесение постановлений, которые будут легко подлежать обжалованию
2. Рекомендовать таможенным органам всегда подавать жалобу на решение судебных инстанций при недобросовестном исполнении законных предписаний юридическим лицом. В этом случае суд встанет на сторону таможни и удовлетворит ее жалобу.
3. Рекомендовать таможенным органам не обжаловать решения судебных инстанций, связанные со сменой кода ТН ВЭД, при добросовестном отношении правонарушителя к ликвидации нарушения, при недостаточности сведений и доказательств, которые могли бы помочь выиграть дело в пользу таможенных органов, при ошибке декларанта в качественных характеристиках товара (если данное действие не повлекло за собой неуплату пошлин и платежей), так как практически во всех случаях подобные жалобы таможни остались без удовлетворения.
4. Усилить контроль над хранением и движением арестованных товаров с целью актуализации информации и сведений о них, а так же исключения использования недостоверных данных при ведении дела.
Для решения проблемы, связанной с недостаточностью эффективностью таможенного контроля при проверке документов и сведений предлагается:
1. Провести тренировочные процессы обучения среди должностных лиц таможенных органов по вопросам проверки и анализа документов с целью:
А. Избежать проведения излишних товароведческих экспертиз и не возбуждения дел из-за заявления недостоверных качественных признаков, которые не ведут к уменьшению суммы или неуплате таможенных платежей.
Б. Замотивировать декларантов к добровольному контакту с таможенными органами для быстрейшего разрешения споров, и добровольной оплаты пошлин и прочих платежей
2. Ввести штатную должность «инспектор по проверке документов и сведений», в обязанности которого будет входить только анализ документов и сопоставление информации. Это позволит более точно определить необходимость возбуждения дела и перспективы его успешного завершения.
3. Разработать автоматизированное программное обеспечение, с заданными параметрами проверки типовой документации, возможностью сканирования и введения документов для определения соответствия нормам.
Для решения проблемы с классификацией по коду ТН ВЭД ТС необходимо разработать новый методологический подход к классификации и идентификации товаров в ТН ВЭД ТС. Следует постоянно совершенствовать механизм управления идентификацией, чтобы адаптироваться к появлению новых видов и моделей товаров.
Подводя итог, можно заявить, что решение выявленных проблем будет направлено на минимизацию инициирования процедур обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, а также на строгое соблюдение законодательства в таможенной сфере всеми участниками.
Глава 16 КоАП РФ содержит 24 статьи, которые относятся к юрисдикции таможенных органов. Представлена классификация видов нарушений таможенных правил, которая имеет большое значение для совершенствования правоприменительной деятельности таможенных органов, т.к. помогает выявить качественные особенности каждого конкретного состава.
Таможенные органы являются непосредственными субъектами административного расследования. Законодательство предъявляет особые требования к организации и проведению административного расследования таможенными органами, поэтому представляется необходимым анализ и совершенствование современного организационного обеспечения данного процесса.
За годы практического применения Кодекс был существенно модернизирован и адаптирован к современным экономическим и общественно-политическим обстоятельствам, однако статистические данные показывают рост различных нарушений в области таможенного дела, что доказывает необходимость в дальнейшем совершенствовать Кодекс и усилить контроль над его соблюдением. Важным этапом совершенствования законодательства могло бы стать включение в КоАП РФ положений о контрольных полномочиях вышестоящих органов и должностных лиц по отношению к лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях. В ином случае контрольные полномочия вышестоящих органов останутся ограниченны пересмотром постановлений по делам об административных правонарушениях по жалобам лиц, привлекаемых к ответственности без детальной законодательной регламентации.
На основании собранных во второй главе данных, основными правонарушениями, расследуемыми Балтийской таможней, являются:
- Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
- Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- Нарушение режима зоны таможенного контроля.
Таким образом, практика показывает, что участники внешнеэкономической деятельности не в полной мере ознакомлены с таможенным законодательством и положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам административной ответственности за таможенные правонарушения. Для снижения количества возбуждаемых дел об административных правонарушениях стоит обратить внимание участников ВЭД на вступивший в силу Федеральный закон от 12 февраля 2015 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16.2, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» , в соответствии с которым декларант либо таможенный представитель освобождается от административной ответственности в случае самостоятельного выявления нарушений, допущенных при таможенном декларировании товаров, позволил снизить административную нагрузку на бизнес.
В ходе анализа материалов обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях Балтийской таможни был выделен ряд проблем:
1) Проблема излишне поданных жалоб во вторую и третью инстанцию обжалования
2) Проблема таможенного контроля в форме «проверки документов и сведений»
3) Проблема с классификацией по коду ТН ВЭД
Анализ материалов судебной практики, связанной с деятельностью Балтийской таможни по вопросам идентификации и классификации товаров, свидетельствует о том, что в регионе ее деятельности в 70 - 90% случаев суды принимают решения не в пользу таможни.
Основными причинами признания незаконными указанных решений таможенных органов являются:
1. Недостаточное, по мнению судов, обоснование таможенными органами классификации товара в конкретной подсубпозиции ТН ВЭД ТС;
2. Различный подход судов и таможенных органов к определению основного предназначения (свойства) товара, имеющего определяющее значение для его правильной классификации;
3. Предпочтение судом результатов судебной или иной экспертизы результатам таможенной экспертизы.
Для решения выявленных проблем предлагается ввести следующие механизмы:
По проблеме подачи излишнего количества жалоб:
1. Рекомендовать таможенным органам проводить проверку документов и сведений по более строгим стандартам, использовать только достоверные сведения, которые могут быть подтверждены в суде, чтобы исключить вынесение постановлений, которые будут легко подлежать обжалованию
2. Рекомендовать таможенным органам всегда подавать жалобу на решение судебных инстанций при недобросовестном исполнении законных предписаний юридическим лицом. В этом случае суд встанет на сторону таможни и удовлетворит ее жалобу.
3. Рекомендовать таможенным органам не обжаловать решения судебных инстанций, связанные со сменой кода ТН ВЭД, при добросовестном отношении правонарушителя к ликвидации нарушения, при недостаточности сведений и доказательств, которые могли бы помочь выиграть дело в пользу таможенных органов, при ошибке декларанта в качественных характеристиках товара (если данное действие не повлекло за собой неуплату пошлин и платежей), так как практически во всех случаях подобные жалобы таможни остались без удовлетворения.
4. Усилить контроль над хранением и движением арестованных товаров с целью актуализации информации и сведений о них, а так же исключения использования недостоверных данных при ведении дела.
Для решения проблемы, связанной с недостаточностью эффективностью таможенного контроля при проверке документов и сведений предлагается:
1. Провести тренировочные процессы обучения среди должностных лиц таможенных органов по вопросам проверки и анализа документов с целью:
А. Избежать проведения излишних товароведческих экспертиз и не возбуждения дел из-за заявления недостоверных качественных признаков, которые не ведут к уменьшению суммы или неуплате таможенных платежей.
Б. Замотивировать декларантов к добровольному контакту с таможенными органами для быстрейшего разрешения споров, и добровольной оплаты пошлин и прочих платежей
2. Ввести штатную должность «инспектор по проверке документов и сведений», в обязанности которого будет входить только анализ документов и сопоставление информации. Это позволит более точно определить необходимость возбуждения дела и перспективы его успешного завершения.
3. Разработать автоматизированное программное обеспечение, с заданными параметрами проверки типовой документации, возможностью сканирования и введения документов для определения соответствия нормам.
Для решения проблемы с классификацией по коду ТН ВЭД ТС необходимо разработать новый методологический подход к классификации и идентификации товаров в ТН ВЭД ТС. Следует постоянно совершенствовать механизм управления идентификацией, чтобы адаптироваться к появлению новых видов и моделей товаров.
Подводя итог, можно заявить, что решение выявленных проблем будет направлено на минимизацию инициирования процедур обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, а также на строгое соблюдение законодательства в таможенной сфере всеми участниками.
Подобные работы
- Роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности РФ
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016



