Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы проектирования системы управления изменениями в современной образовательной организации 10
1.1 Анализ состояния системы управления изменениями в современной образовательной организации 10
1.2 Концептуальные основы системы управления изменениями в современной образовательной организации 17
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации инновационной системы управления изменениями в современной образовательной организации и экспериментальная проверка на примере МБУ «Школа №16» 35
2.1 Традиционные системы управления в современной образовательной организации на примере МБУ «Школа №16» 35
2.2 Проектирование инновационной системы управления и ее внедрение в практику работы МБУ «Школа №16» 50
2.3 Анализ эффективности новой системы управления изменениями в современной образовательной организации 59
Выводы по второй главе 67
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложения 78
Актуальность исследования. В настоящее время в России также, как и в большинстве высокоразвитых стран осуществляется масштабная модернизация системы образования. Опыт реформирования сложных организаций социальной сферы (образования, здравоохранения, социального обеспечения) во всем мире показал, что такие организации являются высоко резистентными по отношению к проводимым реформам.
Воздействие на сложные организации социальной сферы традиционными административными методами, также, как и увеличение текущего финансирования не приносят ожидаемых результатов. Распространение рыночных механизмов в сфере образования имеет ряд ограничений и не позволяет в короткие сроки повысить эффективность ее функционирования. В этих условиях выбор системы управления изменениями в образовательной организации оказывается таким же важным, как само содержание реформы.
В условиях реформирования системы начального и общего образования школы решают как традиционные, так и новые задачи по обеспечению адаптации работников и обучающихся к изменяющейся социально-экономической ситуации, организации функционирования образовательного процесса для достижения результатов образования, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта и необходимого для этого уровня мотивации обучающихся к учебной деятельности, освоения инноваций, способствующих развитию образовательного процесса [24]. Решение этих задач предъявляет новые, повышенные требования к системам управления и профессиональной компетентности руководителей.
Актуальность исследования на организационно-управленческом уровне заключается в необходимости создания определения правильного вектора развития, который основывается на проектировании системы управления изменениями в современной образовательной организации.
Применение новых эффективных методик управления организационными изменениями в системе менеджмента, направленных на комплексное развитие образовательной организации, является одним из главных средств повышения конкурентоспособности и обеспечения успешной деятельности. Совершенствование управления изменениями в образовательной организации позволит разработать пути повышения эффективности государственного сектора экономики, планировать переход на инновационные пути развития, использовать механизмы ответственного финансового менеджмента.
Таким образом, можно выделить ряд противоречий между:
• потребностями общества, а вместе с тем и российского образования в новой системе управления современной образовательной организацией и традиционными формами управления, тормозящими развитие образовательной организации на социально-педагогическом уровне;
• потребностью в оптимизации образовательного процесса и недостаточной разработанностью условий, средств и технологий управления данным процессом на научно-методическом уровне;
• необходимостью концептуального обоснования процесса управления изменениями в образовательной организации и недостаточной научной разработанностью данного аспекта на научно-теоретическом уровне.
Выделенные противоречия определили проблему исследования: какой должна быть система управления изменениями в современной образовательной организации.
Объект исследования: изменения, происходящие в современной образовательной организации в условиях динамично растущих потребностей общества и личности.
Предмет исследования: система управления изменениями в современной образовательной организации на примере МБУ «Школа №16».
Цель исследования: обосновать и разработать систему управления изменениями в современной образовательной организации.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс проектирования позволит создать систему управления изменениями, способствующую эффективной реализации инноваций в современной образовательной организации, если этот процесс будет представлен несколькими этапами: разработка концепции, планирование, организация и апробация.
Задачи исследования:
1) провести анализ системы управления в образовательной организации как объекта проектирования;
2) провести анализ действующих систем управления образовательной организации и выявить возможности для проектирования новых систем управления;
3) разработать инновационную систему управления в образовательной организации;
4) экспериментально проверить инновационную систему управления в образовательной организации.
Теоретической основой исследования явились:
- концептуальные подходы к рассмотрению понятия и содержания управления в образовательной организации (П.И. Пидкасистый, В.П. Шипунов, Е.Н. Кишкель, А.М. Бандурка и др.);
- основы теорий управления организационными изменениями, в том числе процессы планирования и реализации изменений является предметом научных исследований зарубежных (К. Левина, Ф. Котлера, Л.Е. Грейнера, Л. Бергера, П. Друкера, Р. Катель, Ф. Хмель, Дж. Дональдсон) и отечественных ученых (Г.В. Осовской, А. Виханского, Н.Н. Ермошенко, М.Д. Кондратьева, В.А. Кулика, И.И. Мазура, Е.А. Панченко, В.А. Сластенина, В.А. Розановой, В.И. Загвязинского, Ю.А. Конаржевского, М.М. Поташника, Г.Н. Серикова и др.);
- основополагающими теоретическими идеями в построении системы управления изменениями в образовательной организации стали идеи Шухарта-Деминга о цикличности постоянного улучшения бизнес-процесса и Матрица управления временем Дуайта Эйзенхауэра.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового управленческого опыта по проблемам внедрения педагогических инноваций, сравнительный анализ моделей управления изменениями в образовательной организации, методы теоретического моделирования, проектирования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы; эмпирические - эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, математикостатистические методы обработки результатов исследования.
База исследования: МБУ «Школа №16 имени Н.Ф. Семизорова» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 24 сотрудника организации.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2017 по 2019 гг.
На первом этапе (2017 - 20018 гг.) осуществлялся теоретический анализ нормативных документов, научной и методической литературы по проблемам управления изменениями в образовательной организации; обоснована актуальность проблемы исследования, разработан понятийный аппарат и сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (2018 - 2019 гг.) была осуществлена проверка основных положений гипотезы в процессе опытно-экспериментальной работы, проведен ряд исследований по анализу и изучению структуры и содержания процесса управления изменениями в образовательной организации; выявлены возможности ресурсов образовательной организации; разработана и внедрена система управления изменениями в образовательной организации; определены организационные условия реализации данной системы; прошла апробацию технология проектирования системы управления изменениями в образовательной организации.
На третьем этапе (2019 г.) проводилась систематизация и обобщение научных результатов; уточнялись теоретические выводы; готовились к публикации материалы с результатами исследования. Подводились итоги исследования, оформлялся текст работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• выявлен и обоснован комплекс организационных условий, представленных технологией планирования, организации и контроля изменений в образовательной организации , осуществляемой посредством нетрадиционных методов и управленческих решений;
• разработана инновационная система управления в образовательной организации;
• определен диагностический инструментарий оценки эффективности реализации системы управления изменениями в образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: расширены теоретические представления об особенностях и условиях управления изменениями в образовательной организации;
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана система управления изменениями в образовательной организации и ее содержание как программно-методическое обеспечение этого процесса. Подобран диагностический инструментарий, который может быть использован для выявления эффективности реализации системы управления изменениями в образовательной организации. Универсальный характер полученных результатов и выводов исследования позволяет использовать их в процессе управления изменениями в современной образовательной организации.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных теоретических положений, использованием современных достижений науки; применением комплекса методов исследования, адекватных его предмету, объекту, цели, задачам исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через анализ темы исследования, анализ основных положений, через обсуждение основных этапов исследования, публикацию статей, тезисов, участия в конференциях, посредством участия в работе методического объединения МБУ «Школа №16», г.о. Тольятти.
Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях, а также опубликованы в научном журнале. По теме диссертации имеется 4 публикации.
К личному вкладу автора относится участие в теоретических изысканиях и опытно-экспериментальной работе, подтвержденной результатами экспериментальной работы.
Структура и объем исследования. Структура и объем диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы состоящий из 53 источников, 4 приложений. Текст содержит 11 таблиц и 15 рисунков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Управление изменениями - это процесс, обусловленный факторами внешней и внутренней среды, включающей инициирование изменений: определение необходимости изменений, их планирование, формирование системы мотивации изменений, контроль, регулирование изменений и их завершающее внедрения.
2. Эффективность любой школьной организации во многом зависит от способности школьного администратора создавать, направлять, поддерживать и работать целенаправленно посредством скоординированных совместных человеческих усилий.
3. Разработанная и апробированная система управления изменениями в современной образовательной организации характеризуется цикличностью процессов, целостностью и открытостью; отражает функции планирования, организации и контроля изменений, содержит технологии, методы и управленческие решения, способствующие преодолению сопротивления изменениям и образованию единой команды, нацеленной на общешкольный результат.
4. Основным условием эффективного управления изменениями в образовательной организации является создание синергии между сотрудниками и максимизация организационной эффективности, производительности и компетентности, которые обеспечат достижение поставленной организацией цели.
Проблема проектирования новой системы управления изменениями в образовательной организации достаточно актуальна в последнее время. Требования современного общества приводят к непрерывной модернизации сферы образования, которая на практике не располагает необходимыми управленческими ресурсами. Как показывает практика, традиционные, устоявшиеся в образовательных организациях консервативные взгляды на управление образованием в целом и на инновации в частности, тормозят этот процесс. На социально-педагогическом, научно-методическом и научно-теоретическом уровнях тем самым возникает ряд противоречий, определивших проблему данного исследования.
Изучением данной проблемы занимались многие теоретики и практики, однако по сей день не существует единого мнения относительно технологии проектирования эффективной системы управления изменениями в образовательной организации. Однако, обобщая полученные в ходе теоретического исследования данные можно выделить несколько основополагающих концептуальных положений:
• управление как процесс является непрерывным и динамичным;
• задействованы людские и материальные ресурсы;
• ориентация на достижение поставленных целей;
• действия взаимосвязаны по координации, планированию, руководству и контролю.
Анализ традиционных моделей управления образованием показал, что в современных условиях непрерывной модернизации образования в целом они являются устаревшими. Данное положение подтверждается результатами констатирующей части эмпирического исследования, проведённого в рамках данной работы. Так, в современной образовательной организации отмечается неготовность персонала к изменениям, укоренелость традиционных подходов в управлении и общая тенденция к консерватизму, что не способствует процессу внедрения инноваций. Таким образом, остро встаёт необходимость в проектировании новой системы управления изменениями в образовательной организации.
Так как в настоящее время наблюдается тенденция к переносу рыночных отношений и на социальную сферу, в частности сферу образования, в проектировании новой системы управления за основу были взяты идеи Шухарта-Деминга о цикличности постоянного улучшения бизнес- процесса, которые были адаптированы для образовательной организации. Так, в данной системе просматривается круговой цикл процессов, названных Шухартом-Демингом: внедряй, планируй, проверяй, делай. Таким образом, основополагающим принципом в спроектированной в рамках данного исследования системы управления являлись непрерывность и цикличность процессов. Реализация данного принципа обеспечивала соблюдение главного условия: изменения не прекращаются, они набирают обороты.
В результате апробации спроектированной системы были получены результаты, свидетельствующие о её эффективности. В частности, наблюдается развитие лидерских качеств и их повышение в среднем в 2 раза; повышение уровня сформированности подкомпетенций качеств у сотрудников практически в 1,5 раза и в 0,5 раза повышение функционально- ролевых качеств у каждого члена команды. Кроме того, что подтверждается результатами проведённых диагностическими исследований, в процессе апробации представленной в исследовании системы удалось преодолеть сопротивление членов команды изменениям в организации. Таким образом, положенная в основу спроектированной системы управления концепция цикличности процессов планирования, организации и контроля с применением технологий декомпозиции целеполагания в условиях меритократии и поддержки инициативных сотрудников действительно положительно влияет на командообразование, а значит и на эффективность внедрения изменений.
Таким образом, цель исследования: обосновать и разработать систему управления изменениями в современной образовательной организации - достигнута, а гипотеза, согласно которой процесс проектирования позволит создать систему управления изменениями, способствующую эффективной реализации инноваций в современной образовательной организации, если он будет представлен несколькими этапами: разработка концепции, планирование, организация и апробация - нашла своё подтверждение.
Выводы, сделанные в результате данного исследования, вносят определённый вклад в развитие теории и практики проектирования новых систем управления изменениями в современных образовательных организациях.
1. Андреева, И.Н. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента [Текст] / И.Н. Андреева. - СПб. : БХВ - Петербург, 2012. - 416 с.
2. Ансофф, Н. Стратегическое управление [Текст] / Н. Ансофф. - М.: Экономика, 2014. - 276 с.
3. Ашмарина, С.И. Управление изменениями [Текст] : учеб. пособие / С.И. Ашмарина, Б.Н. Герасимов. - М. : Рид Групп, 2011. - 208 с.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Учебник [Текст] / Т.Ю. Базаров - М. : Academia, 2014. 224 с.
5. Балашов, А.И. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.И. Балашов, И.Д. Котляров, А.Г. Санина. - СПб. : Питер, 2012. - 320 с.
6. Бизюкова, И.В. Кадры управления: подбор и оценка [Текст] : учебное пособие / И.В. Бизюкова. - М. : ОАО «Издательство «Экономика», 2015. - 150 с.
7. Блинов, О.А. Управление изменениями: учебник для бакалавров [Текст] / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова,- М. : «Дашков и К», 2014. - 304 с.
8. Бовин, А.А. Управление инновациями в организации : учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» [Текст] / А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. — 3-е изд., стер. - М. : Издательство «Омега-Л», 2009. - 415 с.
9. Божко, Л.М. Организационные изменения и организационное развитие: взаимосвязь категорий [Текст] / Л.М. Божко. // Вестник ТГЭУ. - 2013. - №3. - С. 79-91.
10. Божко, Л.М. Понятие организационных изменений [Текст] / Л.М. Божко. // Вестник ОмГУ. - 2014. - №1. - С. 77-84.
11. Бражников, М.А. Управление изменениями: базовый курс: учеб. пособие [Текст] / М.А. Бражников, И.В. Хорина. - Самара : Самар. гос. техн. ун-т, 2015. - 238 с.
12. Бухбиндер, Р.Г. Организационные изменения: проблема сопротивления персонала и пути ее решения [Текст] // Вестник ОмГУ. - 2010. - №4.- С. 35-43.
13. Бушуева, А.А. Совершенствование подсистемы управления развитием персонала: организация обучения персонала [Электронный ресурс] // Инновационное развитие современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции - Уфа : РИО МЦИИ Омега Сайнс, 2015. - С. 97-98.
14. Веснин, В.Р. Менеджмент. 2-е издание [Текст] / В.Р. Веснин. - М. : ТК Велби, 2015. - 370 с.
15. Вучкович-Стадник, А.А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения [Текст] / А.А. Вучкович- Стадник - М.: Эксмо, 2015. 192 с.
...