ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 8
1.1 Особенности формирования алгоритмических умений
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика конструирования как средства формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 28
2.1. Выявление уровня сформированности алгоритмических
умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 28
2.2. Содержание и организация работы по формированию
алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 39
2.3. Оценка динамики уровня сформированности
алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 51
Заключение 60
Список используемой литературы 61
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Демонстрационный материал к диагностическому заданию 1 «Последовательность действий?» (Л.В. Воронина) 66
Приложение В Результаты исследования на этапе констатации 67
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 68
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 8
1.1 Особенности формирования алгоритмических умений
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика конструирования как средства формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 28
2.1. Выявление уровня сформированности алгоритмических
умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 28
2.2. Содержание и организация работы по формированию
алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 39
2.3. Оценка динамики уровня сформированности
алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 51
Заключение 60
Список используемой литературы 61
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Демонстрационный материал к диагностическому заданию 1 «Последовательность действий?» (Л.В. Воронина) 66
Приложение В Результаты исследования на этапе констатации 67
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 68
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня дети живут в мире, в котором постоянно нарастают разнообразные потоки информации. Система образования должна соответствовать современному миру и научить ребенка умению ориентироваться в быстро изменяющемся мире информации.
Результативным методом введения ребенка в мир информации являются алгоритмические умения, которые могут помочь дошкольникам с задержкой психического развития не только подготовиться к школе, но и ориентироваться в социуме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд довольно обстоятельных требований к интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, одним из которых является формирование у детей общих предпосылок учебной деятельности. В связи с этим нас заинтересовала проблема формирования у дошкольников алгоритмических умений.
Для формирования алгоритмических умений у детей с задержкой психического развития можно использовать конструктивную деятельность. Конструирование содействует формированию умения планировать свою деятельность, при этом, ребенок, выстраивая алгоритмы, учится правильно выполнять назначенный порядок действий. Сегодня конструирование завоевывает значительную популярность в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования и недостаточной разработанностью данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности конструирования в формировании алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Объект исследования: процесс формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: конструирование как средство формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: процесс формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, вызывающими интерес детей к конструированию и выполнению алгоритмов;
- реализована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, включающая подготовительный, основной и закрепляющий этапы.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
2. Выявить уровень сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
- исследования особенностей психического развития детей 5-6 лет с задержкой психического развития Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой;
- исследования в области формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова, З.П. Шаяхметова, С.Д. Язвинская);
- исследования возможностей конструирования в формировании логического мышления, алгоритмических умений (А.И. Берг, В.П. Беспалько, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, А.Г. Молибог, И.П. Радченко, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына).
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 18» СП ДС «Альтаир» г. о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; разработка и обоснование содержания работы с использованием конструирования составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что комплекс диагностических заданий, поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, направленная на формирование алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития может использоваться учителями- дефектологами и педагогами дошкольных образовательных организаций в работе с данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 2 рисунка и 12 таблиц. Основной текст работы изложен на 64 страницах.
Результативным методом введения ребенка в мир информации являются алгоритмические умения, которые могут помочь дошкольникам с задержкой психического развития не только подготовиться к школе, но и ориентироваться в социуме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд довольно обстоятельных требований к интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, одним из которых является формирование у детей общих предпосылок учебной деятельности. В связи с этим нас заинтересовала проблема формирования у дошкольников алгоритмических умений.
Для формирования алгоритмических умений у детей с задержкой психического развития можно использовать конструктивную деятельность. Конструирование содействует формированию умения планировать свою деятельность, при этом, ребенок, выстраивая алгоритмы, учится правильно выполнять назначенный порядок действий. Сегодня конструирование завоевывает значительную популярность в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования и недостаточной разработанностью данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности конструирования в формировании алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Объект исследования: процесс формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: конструирование как средство формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: процесс формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, вызывающими интерес детей к конструированию и выполнению алгоритмов;
- реализована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, включающая подготовительный, основной и закрепляющий этапы.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
2. Выявить уровень сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
- исследования особенностей психического развития детей 5-6 лет с задержкой психического развития Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой;
- исследования в области формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова, З.П. Шаяхметова, С.Д. Язвинская);
- исследования возможностей конструирования в формировании логического мышления, алгоритмических умений (А.И. Берг, В.П. Беспалько, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, А.Г. Молибог, И.П. Радченко, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына).
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 18» СП ДС «Альтаир» г. о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; разработка и обоснование содержания работы с использованием конструирования составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что комплекс диагностических заданий, поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, направленная на формирование алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития может использоваться учителями- дефектологами и педагогами дошкольных образовательных организаций в работе с данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 2 рисунка и 12 таблиц. Основной текст работы изложен на 64 страницах.
Анализ научных и методических источников дал возможность определить вероятность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования. Материалом для исследования послужили работы таких известных ученых, как Л.В. Воронина, Н.Я. Виленкин, Н.Я. Дробышев, Е.А. Утюмова.
Изучив и проанализировав теоретические основы рассматриваемого вопроса, установили показатели сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Провели экспериментальное исследования уровня сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которое было организовано на базе МБУ «Школа № 18» СП ДС «Альтаир» г. Тольятти с участием 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей преобладает низкий уровень сформированности алгоритмических умений.
Содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования, содержало: обогащение развивающей предметно-пространственной среды соответствующими атрибутами, вызывающими интерес детей к конструированию и выполнению алгоритмов; реализована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, включающая подготовительный, основной и закрепляющий этапы. Работа составлена при учете возраста дошкольников, основного нарушения и методических рекомендаций по использованию конструирования Л.В. Ворониной, Е.А. Утюмовой, З.П. Шаяхметовой.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе решены. Возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования доказана.
Изучив и проанализировав теоретические основы рассматриваемого вопроса, установили показатели сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Провели экспериментальное исследования уровня сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которое было организовано на базе МБУ «Школа № 18» СП ДС «Альтаир» г. Тольятти с участием 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей преобладает низкий уровень сформированности алгоритмических умений.
Содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования, содержало: обогащение развивающей предметно-пространственной среды соответствующими атрибутами, вызывающими интерес детей к конструированию и выполнению алгоритмов; реализована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, включающая подготовительный, основной и закрепляющий этапы. Работа составлена при учете возраста дошкольников, основного нарушения и методических рекомендаций по использованию конструирования Л.В. Ворониной, Е.А. Утюмовой, З.П. Шаяхметовой.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе решены. Возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования доказана.



