Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Работа №110498

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 8
1.1 Особенности формирования алгоритмических умений
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 8
1.2 Характеристика конструирования как средства формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 28
2.1. Выявление уровня сформированности алгоритмических
умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 28
2.2. Содержание и организация работы по формированию
алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования 39
2.3. Оценка динамики уровня сформированности
алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 51
Заключение 60
Список используемой литературы 61
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Демонстрационный материал к диагностическому заданию 1 «Последовательность действий?» (Л.В. Воронина) 66
Приложение В Результаты исследования на этапе констатации 67
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 68


Актуальность исследования заключается в том, что сегодня дети живут в мире, в котором постоянно нарастают разнообразные потоки информации. Система образования должна соответствовать современному миру и научить ребенка умению ориентироваться в быстро изменяющемся мире информации.
Результативным методом введения ребенка в мир информации являются алгоритмические умения, которые могут помочь дошкольникам с задержкой психического развития не только подготовиться к школе, но и ориентироваться в социуме.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает ряд довольно обстоятельных требований к интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, одним из которых является формирование у детей общих предпосылок учебной деятельности. В связи с этим нас заинтересовала проблема формирования у дошкольников алгоритмических умений.
Для формирования алгоритмических умений у детей с задержкой психического развития можно использовать конструктивную деятельность. Конструирование содействует формированию умения планировать свою деятельность, при этом, ребенок, выстраивая алгоритмы, учится правильно выполнять назначенный порядок действий. Сегодня конструирование завоевывает значительную популярность в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования и недостаточной разработанностью данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности конструирования в формировании алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Формирование алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Объект исследования: процесс формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: конструирование как средство формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: процесс формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами и атрибутами, вызывающими интерес детей к конструированию и выполнению алгоритмов;
- реализована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, включающая подготовительный, основной и закрепляющий этапы.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
2. Выявить уровень сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
- исследования особенностей психического развития детей 5-6 лет с задержкой психического развития Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Стрекаловой, У.В. Ульенковой;
- исследования в области формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития (Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова, З.П. Шаяхметова, С.Д. Язвинская);
- исследования возможностей конструирования в формировании логического мышления, алгоритмических умений (А.И. Берг, В.П. Беспалько, Д.Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, А.Г. Молибог, И.П. Радченко, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына).
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 18» СП ДС «Альтаир» г. о. Тольятти. В эксперименте приняли участие 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены показатели и дана качественная характеристика уровней сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития; разработка и обоснование содержания работы с использованием конструирования составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что комплекс диагностических заданий, поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, направленная на формирование алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития может использоваться учителями- дефектологами и педагогами дошкольных образовательных организаций в работе с данной категорией детей.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (46 наименований), 4 приложений. Для иллюстрации текста используется 2 рисунка и 12 таблиц. Основной текст работы изложен на 64 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научных и методических источников дал возможность определить вероятность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования. Материалом для исследования послужили работы таких известных ученых, как Л.В. Воронина, Н.Я. Виленкин, Н.Я. Дробышев, Е.А. Утюмова.
Изучив и проанализировав теоретические основы рассматриваемого вопроса, установили показатели сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Провели экспериментальное исследования уровня сформированности алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, которое было организовано на базе МБУ «Школа № 18» СП ДС «Альтаир» г. Тольятти с участием 20 детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей преобладает низкий уровень сформированности алгоритмических умений.
Содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования, содержало: обогащение развивающей предметно-пространственной среды соответствующими атрибутами, вызывающими интерес детей к конструированию и выполнению алгоритмов; реализована поэтапная работа в совместной деятельности педагога и детей в режимные моменты с применением конструирования, включающая подготовительный, основной и закрепляющий этапы. Работа составлена при учете возраста дошкольников, основного нарушения и методических рекомендаций по использованию конструирования Л.В. Ворониной, Е.А. Утюмовой, З.П. Шаяхметовой.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе решены. Возможность формирования алгоритмических умений у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством конструирования доказана.



1. Аникеева Н. П. Дети с ЗПР, проблемы и развитие в ДОО. М. : Логос, 2019. 396 с.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М. : НЦ ЭНАС, 2020. 136 с.
3. Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология 2019. №1 С. 16-24.
4. Виленкин Н. Я., Дробышев Н. Я. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики // Начальная школа. 2020. № 12. С. 34-37.
5. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2018. № 1. С. 74-85.
6. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Современные технологии математического образования дошкольников. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2018. 282 с.
7. Воронина Л. В. Инновации в содержании математического образования. М. : Логос, 2019. 290 с.
8. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста. М. : Логос, 2018. 287 с.
9. Воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф. А. Сохина. М. : Логос, 2020. 123 с.
10. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : Логос, 2019. 314 с.
11. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М. : Логос, 2020. С. 236-277.
12. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 2019. № 1.С. 26-31.
13. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2020. № 1. С. 22-33.
14. Дети с временными задержками развития / Под ред.
Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М. : АСТ, 2011. 208 с.
15. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. Ростов н/Д : Феникс, 2020. 157 с.
16. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М. : Экс, 2020. 273 с.
17. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. СПб. : Питер, 2019. 287 с.
18. Копаев А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления // Информационные технологии в общеобразовательной школе. 2020. № 6. С. 6-11.
19. Кузин В. С. Психология. М. : АГАР, 2019. 364 с.
20. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики. М. : Академия, 2020. 624 с.
21. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. 2019. № 1. С. 3-15.
22. Лубовский В. И., Переслени Л. И. Дети с задержкой психического развития. М. : Логос, 2019. 163 с.
23. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: клиническая и нейропсихологическая диагностика. М. : Академия, 2019. 184 с.
24. Мухина В. С. Психология дошкольника. М. : Академия,
2019. 239 с.
25. Немов Р. С. Психология. М. : Инкос, 2018. 606 с.
26. Недоспасова В. А. Учимся рассуждать : Пособие по дошкольному воспитанию. Тольятти : Центр медиаобразования, 2020. 63 с.
27. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. М. : Академия, 2018. 464 с.
28. Подласый И. П. Педагогика. М. : ВЛАДОС, 2020. 412 с.
29. Понамарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М. : Академия, 2020. 264 с.
30. Прозорова М. Изучение дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2020. № 2. С. 66-69.
31. Развитие детей с ЗПР : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. М. : Апрель Пресс, 2018. 176 с.
32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер,
2018. 720 с.
33. Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / Под ред. Т. Г. Неретиной. М. : Баласс, 2020. 240 с.
34. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В. Диагностика психического развития детей. М. : МГ1П1У, 2018. 128 с.
35. Утюмова Е. А. Условия формирования алгоритмических умений у детей дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2019. № 3. С. 94-112.
36. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. М. : Академия, 2020. 303 с.
37. Царева С. Е. Методика преподавания математики в начальной школе. М. : Академия, 2019. 496 с.
38. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М. : Логос,
2019. 320 с.
39. Шаяхметова З. П. Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе ТИКО-конструирования // Вопросы дошкольной педагогики. 2021. № 2. С. 41-46.
40. Шматко Н. Б. Дети с отклонениями в развитии : Метод, пособие для педагогов и воспитателей, массовых и спецучреждений и родителей. М. : Экспо, 2019. 256 с.
41. Щетинина В. В. Определение модели формирования познавательной активности дошкольников посредством поисковой деятельности. Тольятти : Гуманитарный институт ТГУ, 2018. C. 184-189.
42. Эльконин Д. Б. Избранное: Период детства. М. : Логос,
2020. 318 с.
43. Язвинская С. Д. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени. М. : Академия, 2019. 234 с.
44. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления дошкольников. М. : АСТ, 2020. 240 с.
45. Яковенко В. Д. Математика для дошкольников. Ростов н/Д : Феникс, 2019. 223 с.
46. Яковенко В. Д. Формирование математических представлений у дошкольников. Ростов н/Д : Феникс, 2018. 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ