Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ИГР

Работа №111605

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр 10
1.1 Особенности формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Квест-игры как средство формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр 24
2.1 Выявление уровня сформированности алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Организация и содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр 41
2.3 Динамика уровня сформированности алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 59
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение А Характеристика выборки исследования 71
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 72
Приложение В Конспекты квест-игр для формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с ОНР III уровня 77
Приложение Г Стимульный материал к квест-играм 89
Приложение Д Содержание квест-игр, направленных на формирование алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 91
Приложение Ж Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 93

Актуальность исследования. В концепции модернизации образования сформулированы определенные требования к дошкольным образовательным учреждениям. Современному обществу необходимы образованные, всесторонне развитые личности, с нестандартным взглядом на решение проблем. Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением стоит основная задача повышения качества образования, эффективности использования специальных методик и современных образовательных технологий.
Особое внимание уделено формированию у дошкольников алгоритмических умений, а, следовательно, и формированию предпосылок к учебной деятельности. Так как алгоритм, это последовательность операций, при соблюдении последовательности выполнения которых, возможно решить определенные задачи, то освоение алгоритма обеспечивает возможность решения аналогичных задач.
В своих научных трудах А.А. Столяр представляет алгоритм, как предписание действий понятных и точных, порядка их выполнения для достижения решения любой задачи из определенного класса однотипных задач.
В настоящее время увеличился процент детей с речевой патологией, с сопутствующими специфическими нарушениями. Основываясь на многочисленных исследованиях Л.С. Выготского, А.В. Копаева, М.П. Лапчика, С.Е. Царевой, С.Д. Язвинской, можно заключить, что трудности в формировании алгоритмических умений объясняются наличием специфических особенностей, свойственных детям с речевыми нарушениями.
По нашему мнению, особое внимание следуют уделить формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. В научных статьях достаточно часто описываются возможности использования игр с правилами, с целью формирования у данной категории детей алгоритмических умений.
Одним из эффективных способов всестороннего развития личности являются игровые средства и приёмы. Более качественно усвоение информации осуществляется через самостоятельное ее добывание. Другими словами, поиск, или «quest» является на сегодняшний день универсальной игровой технологией, реализующая целый ряд задач, способствующих формированию и алгоритмических умений дошкольников.
Исходя из анализа научной литературы по проблеме исследования, можно сделать вывод, что внедрение квест-технологии, объединяющей в себе идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, командного взаимодействия детей при выполнении серии определенных заданий, смоделированных с учётом заданного сюжета, способствует формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Следовательно, алгоритм квест-игры выстраивается в логике от постановки проблемы до возможных путей её решения.
Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием квест-игр для реализации данного процесса.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности квест-игр в формировании алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игры.
Объектом исследования является процесс формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: квест-игры как средство формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования базируется на предположении, о том, что формирование алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игры будет успешным, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда соответствующими атрибутами для использования их в разнообразных сюжетах квест-игр;
• подобраны задания для квест-игр в соответствии с показателями алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• вовлечены родители в психокоррекционный процесс по формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игры.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические подходы к формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
2) выявить уровень сформированности алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием III уровня;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр;
4) оценить результаты работы по формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, тестирование, психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, обработка фактического материала исследования, представленного в виде диаграмм и таблиц).
Теоретической основой исследования явились:
• исследования особенностей формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (Л.С. Выготский, А.В. Копаев, М.П. Лапчик, Р.Е. Левина, А.А. Столяр, Е.А. Утюмова, С.Е. Царева, С.Д. Язвинская);
• исследования роли квест-игры в формировании алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (В.Л. Николаевна, О.В. Сапрыкина).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей квест-игр в формировании алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях, показателях и уровнях сформированности алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; разработка и обоснование содержания работы с использованием квест-игр составит основу для научных представлений о содержании и средствах формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты, методы диагностики, задания для квест-игр, стимульный материал могут быть использованы для построения работы по формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 49 «Весёлые нотки» г. о. Тольятти. В исследовании приняли участие 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 источника), 6 приложений. Текст проиллюстрирован 13 таблицами и 4 рисунками. Объем бакалаврской работы - 70 с.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ источников позволил нам рассматривать возможность формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр. Материалом для исследования послужили работы таких известных ученых, как Л.С. Выготский, А.В. Копаев, С.П. Костюкова, М.П. Лапчик, Р.Е. Левина, Н.М. Полякова, А.А. Столяр, С.Е. Царева, С.Д. Язвинская.
Изучив теоретические основы исследуемой проблемы, мы определили показатели сформированности алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. С учетом полученных данных нами было проведено экспериментальное изучение уровня сформированности алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, которое было организовано на базе МБОУ № 49 «Весёлые нотки» г. о. Тольятти с участием 10 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей преобладает низкий уровень сформированности алгоритмических умений.
Содержание работы по формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игр, включало: обогащение развивающей предметно-пространственной среды соответствующими атрибутами для использования их в разнообразных сюжетах квест-игр; подбор заданий для квест-игр в соответствии с показателями алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; вовлечение родителей в психокоррекционный процесс по формированию алгоритмических умений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством квест-игры.
Содержание работы было составлено с учетом возраста, и возможностей детей, а также на основе исследований и методических рекомендаций по применению квест-игр С.П. Костюковой, А.А. Ошкиной, Н.М. Поляковой.
Квест-игры для формирования алгоритмических умений включались в совместную деятельность педагога и детей 6-7 лет с ОНР III уровня, детские развлекательные мероприятия и праздники, элементы, некоторые проблемные задания квестов рекомендовано включать в непрерывную образовательную деятельность детей.
В квест-игре естественным образом комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, активизируется взаимодействие с семьями воспитанников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи, поставленные в работе, решены. Возможность формирования алгоритмических умений у детей 6-7 лет с ОНР III уровня посредством квест-игр доказана.


1. Венгер Л. А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. [Электронный ресурс] http s: //works .doklad. ru/view/0 del LXuNmLQ/all. html (дата обращения: 13.01.2020)
2. Венгер Л. А. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое руководство. Часть 2. М. : Генезис, 2001. 128 с.
3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М. : Просвещение, 2000. 368 с.
4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология : учеб. пособие для пед. Училищ. М. : Просвещение, 1988. 336 с.
5. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1. С. 74-84.
6. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ. М. : Юрайт, 2020. 231 с.
7. Гуткина Н. И Психологическая готовность к школе. [Электронный ресурс] http://pedlib.rU/Books/1/0204/index.shtml (дата обращения: 18.02.2020).
8. Давыдов В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте: Вопросы психологии №1. М. : Издательство «Книголюб», 2008. 22 с.
9. Копаев А. В. О практическом значении алгоритмического стиля мышления.// Информационные технологии в общеобразовательной школе. 2003. №6. С. 6-11.
10. Костюкова С. П. Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2019. № 2 (240). С. 355­358. URL: https://moluch.ru/archive/240/55469/ (дата обращения: 08.04.2020).
11. Лапчик М. П., Семакин Е. К. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М. : Академия, 2003. 624 с.
12. Михайленко Н. Я., Короткова И. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М. : Акад. Проект, 2002. 160 с.
13. Пономарёва В. С., Вареницина Г. Г., Мишарина О. М. Квест-игры по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста: электронное методическое пособие. Тольятти: НИЦ «НаукоПолис», 2019. 82 с.
14. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2001.
15. Утюмова Е. А. Алгоритмическая подготовка детей в контексте современных требований к дошкольному образованию. Екатеринбург, 2015. С. 219-240.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ