Аннотация 2
Введение 4
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1 Понятие и специфика патриотического воспитания младших школьников 6
1.2 Сущность, содержание, методы и особенности патриотического воспитания в начальной школе 27
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 34
2.1. Исследование сформированности патриотизма у младших школьников 34
2.2. Комплекс занятий, направленный на формирование патриотизма 44
2.3 Описание и анализ результатов исследования сформированности у детей младшего школьного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемой литературы 56
Проблема устранения несоответствия между высоким уровнем требований к патриотическому воспитанию учащихся начальной школы и практикой, при которой данной проблематике не уделяется достаточного внимания, в силу ограничения временных рамок классно-урочной системы, является актуальной.
На сегодняшний день существует противоречие: между объективной необходимостью проведения более объемной практической работы по патриотическому воспитанию учащихся в процессе внеучебной деятельности и недостаточным вниманием к этому вопросу в начальной школе.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания учащихся начальной школы во внеучебной деятельности.
Предмет исследования: влияние составленного комплекса занятий «Юный патриот Яр-Сале» на процесс патриотического воспитания учащихся начальной школы во внеучебной деятельности.
Цель исследования: Теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная работа патриотического воспитания учащихся начальной школы в процессе внеучебной деятельности.
Для реализации поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть психолого-педагогические особенности возраста учащихся начальной школы, требующие их учета в организации процесса патриотического воспитания во внеучебной деятельности;
3) составить и апробировать через опытно-экспериментальную работу комплекс занятий «Юный патриот Яр-Сале», направленный на патриотическое воспитание учащихся начальной школы в процессе внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: если в процесс внеучебной деятельности по патриотическому воспитанию внедрить составленный комплекс занятий «Юный патриот Яр-Сале», то следует ожидать эффективного повышения сформированности патриотизма у младших школьников.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы;
• наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование;
• опытно-поисковое исследование.
Элемент новизны исследования состоит в составлении комплекса занятий «Юный патриот Яр-Сале», направленного на патриотическое воспитание учащихся начальной школы в процессе внеучебной деятельности.
В основу работы положены труды В.И.Андреева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, Л.М. Гореловой, Т.М. Масловой, Я.В. Макарчук, Т.Б.Табардановой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что составленный нами комплекс занятий «Юный патриот Яр-Сале», направленный на патриотическое воспитание учащихся начальной школы в процессе внеучебной деятельности может быть использован в работе учителями начальных классов, а также студентами во время педагогической практики.
Апробация исследования проводилась с учащимися 3 «Б» (контрольная группа) и 3 «В» (экспериментальная группа) классов школы села Яр-Сале, ЯНАО, РФ.
Положение, выносимое на защиту: составленный и апробированный комплекс занятий «Юный патриот Яр-Сале» направлен на патриотическое воспитание учащихся начальной школы в процессе внеучебной деятельности.
В первой части выпускной квалификационной работы теоретическое изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что отдельные направления поставленной нами проблемы находили своё отражение в психолого-педагогической литературе. Вместе с тем выяснилось, что проблема патриотического воспитания учащихся начальной школы в процессе внеучебной деятельности требует специального изучения. Мы осветили взгляды на основные понятия и их сущность, изучили и проанализировали психолого-педагогические и методические основы патриотического воспитания учащихся начальной школы в процессе внеучебной деятельности, выявили содержание работы по патриотическому воспитанию этой возрастной группы. Изученное в первой части нашей работы нашло подтверждение в практической части.
Во второй части нашей работы была описана опытно-экспериментальная работа по изучению влияния комплекса занятий «Юный патриот Яр-Сале», который был составлен и апробирован в процессе внеучебной деятельности. Результаты этого исследования и подбор комплекса занятий, могут быть использованы во внеучебной деятельности учителей начальных классов.
Исходя из проведенной опытно-экспериментальной работы, мы подтвердили выдвинутую гипотезу: если в процесс внеучебной деятельности по патриотическому воспитанию внедрить составленный комплекс занятий «Юный патриот Яр-Сале», то следует ожидать эффективного повышения сформированности патриотизма у младших школьников. Поставленные перед исследованием задачи реализованы.
Сделанные выводы вводят нас в круг нерешенных проблем, изучение которых диктуется растущими потребностями теории и практики начального образования. Перспективными направлениями дальнейших изысканий, на наш взгляд, могут стать следующее: авторская разработка комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы в процессе внеучебной деятельности и ее внедрение в процесс обучения, воспитания и развития.