Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Устаревшая лексика в составе фразеологизмов (Русский язык основы языкознания)

Работа №110382

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы27
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА КАК ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА 4
1.1. Характеристика устаревших слов как пассивной лексики 4
1.2. Устаревшие слова в составе фразеологизмов 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ С УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 13
2.1. Анализ УМК «Школа России», с точки зрения работы с устаревшей лексикой в начальной школе 13
2.2. Методические рекомендации по работе с устаревшей лексикой на уроке русского языка в начальной школе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Актуальность работы обусловлена тем, что преподавание устаревшей лексики не входит в обязательную программу русского языка в школе, в свою очередь, следует отметить, что знание истории языка, исторических процессов происходящих в нем, является очень важным. Понимание устаревших слов и фразеологизмов с элементами устаревшей лексики, значительным образом способствует обогащению словарного запаса учеников, повышает культуру их речи и облегчает знакомство и понимание произведений художественной литературы.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе был проведен анализ УМК «Школа России», на предмет изучения устаревшей лексики в начальной школе и были предложены методические рекомендации по обучению данной темы.
Целью исследования является исследование специфики преподавания устаревшей лексики в начальной школе.
Объектом исследования является устаревшая лексика в составе фразеологизмов.
Предметом исследования методика преподавания устаревшей лексики в начальной школе.
Задачи:
 рассмотреть понятие и виды устаревшей лексики;
 рассмотреть устаревшую лексику в составе фразеологизмов;
 провести анализ умк, на предмет преподавания устаревшей лексики в начальной школе;
 предложить методические рекомендации по преподаванию устаревшей лексики в начальной школе.
Материалом исследования выступила УМК «Школа России»
Теоретическая значимость состоит в том, что в данной работе были использованы труды таких ученых, как: О.Н. Емельянова, И.С. Куликова, Е.В. Лесных, Ф.П. Филин, Н.М. Шанский и т.д.
Практическая значимость состоит в том, что материалы курсовой работы могут быть использованы теми, кто интересуется данной темой, то есть: филологами, лингвистами, преподавателями, студентами, учениками. Структура работы: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение данного исследования можно сделать следующие выводы.
В первой главе данной работы были рассмотрены понятия устаревшей лексики и фразеологизмов.
Было отмечено, что устаревание лексики происходит двумя образами.
В первом случае слова устаревают ввиду исторических процессов, в ходе которых происходит исчезновения явлений или предметов обозначающих данные слова, как пример: горница, баклуши, светлица.
Во втором случае, слова становятся устаревшими, в результате появления им замены, как: десница-правая рука, зеница-ресницы и т.д.
В первом случае, слова переходят в разряд историзмов, во втором – архаизмов.
Фразеологизмы современного русского языка, которые содержат в себе элементы архаизмов, занимают довольно большое пространство в русском языке.
Структурирование и систематизация фразеологизмов значительным образом упорядочивает общее представление о языке, помогает понять его масштабность, а так же на основе прежнего словарного состава, узнать историю русского языка.
Относительно анализа УМК «Школа России», можно отметить, что освещение устаревшей лексики и устаревшей лексики в составе фразеологизмов имеет отрывочный, поверхностный и фрагментарный характер, упражнения с элементами устаревшей лексики имеются в учебнике, но данные упражнения находятся в составе других тем.
На «страничках для любознательных», устаревшая лексика рассматривается только с точки зрения лексического значения и происхождения слова, теоретический материал по устаревшей лексике, практически отсутствует.
В качестве положительного момента, можно отметить наличие словарей фразеологизмов, в котором содержатся фразеологизмы с устаревшей лексикой.
В качестве методических рекомендаций по преподаванию устаревшей лексики в начальной школе были предложены: введение в программу начальных классов полноценного изучения понятия устаревшей лексики и ее использования в составе фразеологизмов, в которой будут освещены аспекты не только касающиеся лексических значений устаревших слов, но так же и теоретический материал, позволяющий учащимся выработать умение отличать историзмы от архаизмов и находить элементы устаревшей лексики в составе фразеологизмов, в разнообразных текстах и определять их значение.
Использование в преподавании устаревшей лексики в начальных классах, сравнительно-исторического метода и работу со словарем.
Таким образом, будет решаться большое количество задач направленных на улучшение качества и расширение словарного запаса учащихся, обогащения их языка и улучшение понимания литературных художественных текстов.



1. Аркадьева, Т.Г. Словарь русских историзмов /Т.Г. Аркадьева, М.И. Васильева, В.П. Проничев, Т.Г. Шарри. – М.: Высшая школа, 2005. – 228 с.
2. Бодрова, А. Аринкино утро. URL: https://libking.ru/books/child-/child-prose/318883-anna-bodrova-arinkino-utro.html#book (дата обращения: 30.01.2023).
3. Викисловарь. Горница. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki(дата обращения: 30.01.2023).
4. Емельянова, О.Н. Устаревшая лексика в системе языка (по материалам толковых словарей современного русского языка). // Экология языка и коммуникативная практика.2015.№ 2. – С. 48–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustarevshaya-leksika-v-sisteme-yazyka-po-materialam-tolkovyh-slovarey-sovremennogo-russkogo-yazyka (дата обращения: 30.01.2023).
5. Емец, Д. Дракончин Пыхалка. Приключения в сказочной стране. URL: https://www.chitai-gorod.ru/product/drakonchik-pyhalka-priklyucheniya-v-skazochnoy-strane-2702396 (дата обращения: 30.01.2023).
6. История русского языка застывшая в идиомах./ Л.Н. Федосеева, Т.Е. Алексеева.//Слово. Словесность. Словесник. 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48797194(дата обращения: 30.01.2023).
7. Куликова, И.С. Введение в языкознание: учебник для вузов./ И. С.Куликова, Д.В. Салмина. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 369 с.
8. Лесных, Е.В. К проблеме классификации устаревшей лексики русского языка. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 2. – C.174. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-klassifikatsii-ustarevshey-leksiki-russkogo-yazyka (дата обращения: 30.01.2023).
9. Лексико-семантические архаизмы русского языка./ И. Олуди, Э.У. Ньебучи. URL: https://elib.gsmu.by/bitstream/handle/GomSMU/4563/603-604.pdf?sequence=1&isAllowed=y#:~:text= (дата обращения: 30.01.2023).
10. Лексические и фонетические архаизмы в составе русских фразеологизмов. URL: https://articlekz.com/article/6489#:~:text (дата обращения: 30.01.2023).
11. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
12. Программа «Школы России» (ФГОС). URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii.html (дата обращения: 5.01.2023)
13. Русский язык. 1 класс : учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе.// Канакина В. П., Горецкий В. Г. 5-е изд. - М. : Просвещение, 2014. – 143с.
14. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 7-е изд. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
15. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 7-е изд. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
16. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2-е изд. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
17. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
18. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
19. Филин, Ф.П. Изучение русского языка на современном этапе./ Русская речь. URL: https://www.russkayarech.ru/ru/archive/1976-1/3-17 (дата обращения: 30.01.2023).
20. Фразеологизм как функциональная единица в школьном курсе русского языка. URL: https://studwood.net/984933/literatura/frazeologizm_funktsionalnaya_edinitsa_shkolnom_kurse_russkogo_yazyka?ysclid=ldkoc2oyk3596645200 (дата обращения: 30.01.2023).
21. Шанский, Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. – М.: Рус. яз.,1987. – 121 с.
22. Шанский, Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» В 3 ч. 4 . 1 . Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография /Н. М. Шанский, В. В. Иванов. 2-е изд., испр. и доп.— М.:, Просвещение, 1987. – 315 c. URL: https://scicenter.online/yazyik-russkiy-scicenter/sovremennyiy-russkiy-yazyik-ucheb-dlya870.html(дата обращения: 30.01.2023).
23. Шанский, Н.М. устаревшие слова в лексике современного литературного языка. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/riash/28_755 (дата обращения: 30.01.2023)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ