Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Проектирование современной станции технического обслуживания автомобилей с комплексом административных и вспомогательных помещений 10
1.1 Основные перспективные характеристики предприятия 10
1.2 Определение максимального контингента автомобилей, на сервисное обслуживание и ремонт которых может претендовать СТО 10
1.3 Расчет суммарного годового объема работ по всем подразделениям автоцентра 12
1.4 Определение перечня основных и вспомогательных постов в производственных подразделениях автосервиса 13
1.4.1 Расчет величины мощности автоцентра по отдельным работам и специализированным участкам 14
1.4.2 Расчет величины мощности вспомогательных подразделений автоцентра 19
1.4.3 Определение параметров зоны хранения и стоянки транспортных средств 21
1.5 Формирование штатов работников выполняющих основные и вспомогательные функции 22
1.5.1 Формирование штатов работников выполняющих основные функции 22
1.5.2 Формирование штатов работников выполняющих вспомогательные и руководящие функции 24
1.6 Предварительный расчет метража участков и цехов автоцентра 26
1.7 Характеристика предприятия как объекта проектирования 30
1.8 Детальная проработка участка ремонта и обкатки восстановленных ДВС 31
1.8.1 Определение функционального назначения подразделения автосервиса 31
1.8.2 Формирование спектра услуг подразделения автосервиса 32
1.8.3 Формирование табеля штатов работников подразделения и трудового распорядка 32
1.8.4 Комплектование подразделения современным технологическим оборудованием 34
1.8.5 Определение финального метража производственного подразделения автоцентра расчетным и графическим методами 34
2 Комплектация производственного подразделения предприятия основным технологическим оборудованием 36
2.1 Особенности конструкции и описание принципа действия технологического оборудования 36
2.2 Ранжирование характеристик и параметров оборудования по их степени значимости в рамках заданных условий эксплуатации 39
2.3 Оценка имеющихся на рынке наиболее перспективных предложений автосервисного оборудования 40
2.4 Подбор оптимального по характеристикам технологического оборудования 43
3 Разработка инструктивно-технологической карты последовательности действий по ТО и Р 48
3.1 Характеристика возможных неисправностей ДВС 48
3.2 Причины возникновения неисправностей ДВС 50
3.3 Основные принципы обкатки ДВС 52
3.4 Составление инструктивно-технологической карты 54
4 Безопасность и экологичность подразделения автосервиса 55
4.1 Характеристика технологического участка 55
4.2 Выявление имеющихся профессиональных рисков для подразделения автосервиса 57
4.3 Определения мероприятий и технических средств по повышению уровня безопасности выполняемых на участке технологических процессов 59
4.4 Организационно-технические мероприятия для повышения пожарной безопасности участка автосервиса 63
4.4.1 Выявление возможных рисков возникновения пожара в подразделении автосервиса 63
4.4.2 Составление перечня средств повышения пожарной безопасности в подразделении автосервиса 63
4.5 Составление перечня мероприятий и правил повышения экологической безопасности в подразделении автосервиса 65
5 Производственная эффективность подразделения автосервиса 68
5.1 Платежи за сырьевые ресурсы, покупные изделия и полуфабрикаты 68
5.2 Коммунальные платежи предприятия 68
5.2.1 Платежи за электроэнергию 68
5.2.2 Платежи за отопление и за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение 70
5.2.3 Платежи за пользование средствами связи и интернетом 70
5.3 Расчет амортизационных платежей подразделения 70
5.4 Оплата труда наемных работников 71
5.5 Прочие годовые расходы подразделения автосервиса 72
5.6 Вычисление средней цены нормо-часа работ для клиентов в производственном подразделении автосервиса 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
Российский авторынок растёт второй год подряд. Стабилизация экономики в стране, рост цены на нефть, относительно устойчивый курс валют, значительный отложенный спрос, государственные меры поддержки привели к восстановлению авторынка и созданию позитивного настроя в авторитейле.
ТОП-10 производителей возглавляет группа Renault-Nissan-Mitsubishi, реализовавшая за 2018 год 648 795 автомобилей, что соответствует доле рынка 36%. Лидером среди моделей впервые за последние годы стала LADA Vesta, показав самую высокую в ТОП-20 рыночную динамику (+40,2%). За 2018 год было реализовано 108 364 экземпляра LADA Vesta. Далее с объемом продаж в 106 325 штук (+13,5%) следует также отечественная модель LADA Granta. Положительную динамику продаж показывают и остальные автомобили модельного ряда Волжского автозавода.
В последние годы руководство ПАО «АВТОВАЗ» уделяет значительное внимание развитию и реформированию сервисно-сбытовой сети автоцентров, формированию единых принципов торговли, ремонта и обслуживания автомобилей LADA. При этом городе ощущается острая нехватка квалифицированных кадров как в сфере фирменного сервиса, так и в сфере автомобильного инжиниринга.
Уже несколько лет в Тольяттинском государственном университете действует совместная с ПАО «АВТОВАЗ» программа целевой подготовки студентов. Целевая подготовка предполагает получение студентами дополнительных знаний по отдельному учебному плану для более эффективной адаптации на рабочем месте. На протяжении целевой подготовки студенты получают доплату от работодателя к основной стипендии в размере 1500 руб. ежемесячно. Обязательным условием отношений между работодателем и студентом, обучающимся в рамках целевой подготовки, является обязательство студента отработать на предприятии после окончания обучения не менее 3-х лет.
При этом выпускники ВУЗа получают интересную работу, возможность профессионального развития и построения карьеры в инжиниринговом центре ПАО «АВТОВАЗ» (г.Тольятти) - одном из основных технических центров группы RENAULT с современным обеспечением для проектирования и разработки автомобилей и собственным уникальным испытательным комплексом.
Для подготовки грамотного специалиста в любой области необходима современная лабораторная база для проведения всех видов практических работ. Также необходимо закрепление полученных знаний во время длительных производственных и технологических практик, которые в обязательном порядке предусмотрены рабочим учебным планом по профилю «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Автомобили и автомобильный сервис».
Организация практики на сервисных предприятиях города сопряжена с некоторыми трудностями:
• ограниченное число предприятий-партнеров ВУЗа в городе, при довольно значительном контингенте обучающихся по направлениям подготовки на кафедре «Проектирование и эксплуатация автомобилей»;
• из-за внутренних ограничений по распространению информации студентам не могут предоставить необходимые для написания отчета или бакалаврской работы нормативные документы;
• незаинтересованность предприятий брать на практику неопытных студентов и нести ответственность за выполненные ими сервисные работы;
• низкий квалификационный уровень работников части сервисных предприятий, у которых не почерпнуть необходимых знаний;
• устаревшее технологическое оснащение части автосервисов.
В рамках бакалаврской работы предлагается решить проблему недостатка баз практики за счет организации при ВУЗе небольшой студенческой СТО автомобилей. Анализ показал, что имеются значительные производственные площади кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобилей», на которых возможна организация СТО.
При этом работая на СТО студенты получат необходимые практические навыки, а ВУЗ - коммерческий эффект, который позволит обновить технологическую базу и закутить новое оборудование.
На защиту выносится проект реконструкции производственных и вспомогательных помещений кафедры «ПЭА» ТГУ для организации малой студенческой СТО. Применяя стандартизированные методики, расчетным путем определены: мощность СТО и отдельных подразделений, количество специализированных рабочих постов, предварительный метраж участков и цехов автоцентра, параметры зоны хранения и стоянки транспортных средств. На основании требований фирменных стандартов автосервиса LADA, а также действующей нормативной документации в области строительства зданий и сооружений, выполнены архитектурно-планировочные решения главного корпуса и основных участков автоцентра.
Подробно проработан участок восстановления и обкатки автомобильных ДВС. В рамках подраздела работы сформирован перечень основных производственных операций и основных технологических процессов на участке автосервиса согласно действующему прейскуранту работ и услуг; утвержден график работы; составлено штанное расписание подразделения; проведено комплектование подразделения современным технологическим оборудованием; определен финальный метраж производственного подразделения автоцентра расчетным и графическим методами. Выполненный чертеж подразделения позволит в кратчайшие сроки закончить реконструкцию выделенных под участок помещении.
Разработка нового технологического оборудования в ходе работы была признана нецелесообразной, поскольку на рынке имеется достаточное количество автосервисного оборудования, подходящего как по цене, так и по характеристикам.
Оценка совокупности показателей оборудования проведенная в рамках проекта двумя независимыми методами показала сходные результаты. Как площадь циклограммы, так и суммарная оценка качества по всем показателям максимальны у оборудования - стенд КС-276-032. Рекомендуем его в качестве основного для закупки в производственное подразделение.
В технологическом разделе на основе знаний конструкции агрегата, последовательности действий при его обслуживании диагностировании и ремонте составлена инструктивно-технологическая карта техпроцесса «Обкатка легкового ДВС на стенде». Соблюдение работниками прописанной пошаговой последовательности технологических операций позволит повысить общий уровень качества услуг автосервиса.
В предпоследнем разделе «Безопасность и экологичность подразделения автосервиса» определены мероприятия и технических средства по повышению уровня безопасности выполняемых на участке технологических процессов и снижению имеющихся профессиональных рисков. На основе теоретически возможных рисков возникновения пожара составлен перечень мероприятий и средств повышения пожарной безопасности в подразделении автосервиса. Оценены экологические риски производства, предусмотрены мероприятия для повышения экологической безопасности в подразделении автосервиса.
Расчетным путем доказана производственная эффективность проекта бакалавра и его конкурентные преимущества автосервиса в условиях рыночной экономики. В последнем разделе сравнивается определенная с учетом уровня рентабельности цена нормо-часа работ на участке автосервиса со средней по региону или городу.
Минимальная с учетом заданного уровня рентабельности цена нормо-часа работ в подразделении автосервиса определена в 405 руб., в дальнейшем возможно повышение стоимости услуг с учетом конъюнктуры рынка. Маркетинговый анализ стоимости нормо-часа работ на фирменных автосервисах LADA, территориально расположенных в районах по соседству с нашим предприятием, показал что предложенная ценовая политика позволит создать стабильный спрос на услуги автосервиса, в том числе за счет привлечения клиентов других автосервисов.
1. Автомобилизация как индикатор инновационного развития региона: коллективная монография / В. Г. Доронкин [и др.] ; РГНФ ; ТГУ ; ИЭВБ РАН. - Тольятти : Кассандра, 2017. - 230 с.
2. Развитие инновационной деятельности на автомобильном транспорте : монография / В. П. Бычков, С. С. Морковина, А. М. Букреев [и др. ; научный редактор В. П. Бычков] . - Воронеж : ФГБОУ ВО "ВГЛТУ", 2018. - 307 с.
3. Епишкин, В.Е. Проектирование станций технического обслуживания автомобилей: учеб. пособие / В.Е. Епишкин, А.П. Караченцев, В.Г. Остапец. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 285 с.
4. Системы, технология и организация сервисных услуг на предприятиях автосервиса : расчет производственной программы на предприятиях автосервиса : методические указания к практической работе / [составитель В. И. Марусина]. - Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т, 2017. - 18 с.
5. Зубарев, Н.А. Станции технического обслуживания автомобилей : учеб. пособие для студентов-заочников / Н. А. Зубарев. - Челябинск : ЧПИ, 1984. - 37 с.
6. Агеев, Е.В. Проектирование предприятий автомобильного транспорта : учебное пособие / Е. В. Агеев ; Минобрнауки, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Юго-Западный гос. ун-т" (ЮЗГУ). - Курск : Юго-Западный гос. ун-т, 2012. - 207 с.
7. Епишкин, В.Е. Выпускная квалификационная работа бакалавра: учебно-методическое пособие / В.Е. Епишкин, И.В. Турбин. - Тольятти : ТГУ, 2019. - 200 с.
8. Щеглов, В.А. Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей : краткий курс лекций / В. А. Щеглов. - Калининград : Изд-во БГАРФ, 2018. - 128 с.
9. Правила оформление выпускных квалификационных работ: учебно-методическое пособие / И.Ю. Амирджанова [и др.]. - Тольятти : ТГУ, 2019. - 145 с.
10. Жуков, А.И. Проектирование структуры парка пассажирского транспорта: учеб. пособие / А.И. Жуков, А.И. Рощин. - М. : МАДИ, 2017. - 76 с.
11. Штефан, Ю.В. Проектирование современного технологического оборудования: курс лекций / Ю.В. Штефан, В.А. Зорин, А.Ф. Синельников. - М. : МАДИ, 2018. - 120 с.
12. Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонта машин: мет. указ. к курс. работе по курсу «Основы технологии производства и ремонта» / А.Ф. Синельников, Е.А. Косенко, В.А. Зорин. - М. : МАДИ, 2017. - 104 с.
13. Тищенко, Ю.А. Проектирование технологического оборудования авто- транспортных предприятий: учеб. пособие / Ю.А. Тищенко, Н.Т. Власов. - Томск : Изд-во ТГАСУ, 2009. - 205 с.
14. Малкин, В.С. Устройство и эксплуатация технологического оборудования предприятий автомобильного транспорта: учебно-методическое пособие к курсовому проекту бакалавров направления подготовки 190600.62 (23.03.03) «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство" / В. С. Малкин; ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2015. - 65 с.
15. Основные правила выполнения технических чертежей: учеб. пособие / О.А. Оганесов [и др.]; под ред. О.А. Оганесова. - М. : МАДИ, 2017. - 136 с.
...