Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследователей по проблеме
формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Характеристика знаково-символической деятельности в процессе
формирования представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 15
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе знаково-символической деятельности 21
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о природе у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 21
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня представлений о природе в процессе знаково-символической деятельности 35
2.3 Выявление динамики сформированности представлений о природе у
детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 44
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 59
Аннотация. Введение.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования представлений о природе у детей 67 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе знаковосимволической деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: формирование представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе в процессе знаково-символической деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень сформированности представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе знаково-символической деятельности и определить ее эффективность.
Основные выводы, касающихся теоретических и экспериментальных аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня позволили установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления.
Опираясь на исследования О.А. Соломенниковой, мы определили показатели сформированности представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и отобрали диагностические задания.
Результаты, полученные в процессе проведения констатирующего этапа позволили сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о природе у детей с общим недоразвитием речи III уровня, невысокие.
Анализ результатов констатирующего этапа, свидетельствует о том, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня не достаточно сформированы представления о временах года, о мире животных и растениях, о природных явлениях и неживой природе.
На основе результатов констатирующего этапа, а также исследований в области формирования представлений о природе, в процессе знаковосимволической деятельности, нами было разработано и апробировано содержание работы по формированию представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня:
- разработали и поэтапно внедрили комплекс дидактических игр на освоение знаково-символической деятельности (подготовительный, основной, заключительный этапы);
- обогатили познавательный центр знаками-символами,
дидактическими играми, мнемотаблицами;
- разработали и апробировали формы работы с родителями.
В результате проведенного эксперимента у детей экспериментальной группы произошли положительные изменения. Повысился интерес к миру природы, к дидактическим играм со знаковой символикой и к знаковосимволической деятельности в целом. Расширился активный словарный запас детей, улучшилось умение составлять описательный рассказ, составлять и задавать вопросы. Дети совместно с родителями стали пополнять копилку знаковой символики и применять ее в играх, чаще стали посещать леса и парк с целью наблюдения за природой.
Таким образом, поставленная в исследовании цель о теоретическом обосновании и экспериментальном доказательстве о возможности формирования представлений о природе у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе знаково-символической деятельности достигнута, поставленные задачи решены.