ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА 10
1.1. Теоретические основы становления и классификации спортивного
туризма 10
1.2. Основные подходы и принципы развития физических способностей
учеников начальных классов средствами спортивного туризма 21
1.3. Основы методики и методологии физического воспитания в спортивном
туризме 26
Выводы по первой главе 43
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА 45
2.1. Организация эксперимента физического воспитания учеников начальных
классов средствами спортивного туризма 45
2.2. Методика физического воспитания учеников начальных классов
средствами спортивного туризма 46
Выводы по второй главе 56
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 58
3.1. Диагностика уровня подготовки туристов 8-9 лет для преодоления
индивидуальной дистанции 58
3.2. Влияние экспериментальной методики технической подготовки
преодоления индивидуальной дистанции 60
Выводы по третьей главе 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
Приложение А. Показатели тестирования исходного уровня развития технической подготовки в экспериментальной и контрольной группах 72
Приложение Б. Показатели исходного уровня физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах 73
Приложение В. Показатели тестирования уровня технической подготовки в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента 74
Приложение Г. Показатели уровня физической подготовленности в экспериментальной и контрольной группах после эксперимента 75
В соответствии с Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории нашей страны, физическое воспитание детей и подростков школьного возраста представляет собой задачу государственной важности, от успеха решения которой зависит стабильное и полноценное развитие общества.
Однако, как показывает практика, уроки физкультуры в рамках школьной программы обеспечивают лишь минимальную норму двигательной активности для детского организма. Для полноценного восполнения потребностей подрастающего организма в двигательной активности рекомендуется использовать внеурочные формы занятий спортом. Одним из таких форм внеурочной деятельности является спортивный туризм.
Вопросами физического воспитания в рамках образовательной программы посредством спортивного туризма в разные исторические периоды нашей страны занимались многие практикующие педагоги и методисты.
В частности, проблемам использования средств спортивного туризма в воспитательной работе посвящены научные труды, таких российских педагогов, как: В.Г. Цыганкова, П.И. Истомина, И.Л. Беккера, С.А. Сергеевой и других.
Возможности активизации двигательного режима у детей и подростков в природных условиях освещаются в работах, таких авторов, как Т.И. Осокина, Е.Н. Вавилова и Г.В. Шалыгина. В трудах таких авторов, как А.А. Остапец, М.А. Рунова, Г.В. Шалыгина и Н.И. Бочарова поднимаются такие важные вопросы, как практическое применение различных форм туризма для полноценного физического развития учащихся начальной школы.
Примечательно, что большинство советских и российских авторов сходятся во мнение о том, что туризм, применяемый в качестве одной из форм спортивного развития школьников, позволяет вырабатывать определенные личностные качества, формировать характер и жизненную позицию у детей и подростков.
Наиболее часто, на практике применяются такие формы спортивного туризма, как: прогулка и экскурсии, которые могут проводиться в воспитательных и образовательных целях. Несмотря на свою эффективность и доступность, спортивный туризм пока еще не смог занять должное место в системе современного физического воспитания подрастающего поколения.
Между тем, выступая в качестве составного элемента физического воспитания школьников спортивный туризм способен решать специальные общепедагогические и образовательные задачи, содействовать эстетическому, патриотическому, морально-нравственному и трудовому воспитанию. Дети, активно участвующие в различных туристических мероприятиях бережно относятся к живой природе, имеют активную жизненную позицию.
В настоящее время туризм получил широкое распространение в качестве средства организации активного отдыха, способствующего укреплению здоровья, гармоничному развитию личности и повышению культурного уровня.
Актуальность исследования определяется недостаточностью проработки вопроса применения средств спортивного туризма в образовательном процессе.
Анализ литературных данных, выявил противоречия между:
- возрастающими требованиями государства и общества в здоровом населении ведущем здоровый образ жизни и отсутствии навыков у подрастающего поколения самосохранительного поведения;
- потребностью в формировании здорового образа жизни через физическое воспитание и недостаточно разработанной методикой физического воспитания средствами спортивного туризма.
Объект исследования: процесс физического воспитания учеников начальных классов средствами спортивного туризма.
Предмет исследования: методика проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов.
В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что применение средств спортивного туризма, в процессе физического воспитания учеников начальных классов, будет эффективно влиять на их физическую подготовленность.
Цель исследования: разработать методику проведения занятий по спортивному туризму с учениками начальных классов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретико-методологические основы становления и
классификации спортивного туризма.
- Разработать методику физического воспитания учеников начальных классов средствами спортивного туризма.
- Провести диагностику уровня подготовки туристов 8-9 лет для преодоления индивидуальной дистанции.
- Экспериментально апробировать методику физического воспитания учеников начальных классов средствами спортивного туризма.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические методы: изучение научной литературы по исследуемой проблеме и документов с целью конкретизации основных теоретических и методических положений, анализ, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования.
- Эмпирические методы: сбор научных фактов, психолого-педагогическое наблюдение и эксперимент - метод моделирования, метод экспертных оценок, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
- Статистические методы: методы математической статистики, t-критерий Стьюдента.
Исследование проводилось в четыре этапа.
На первом этапе - констатирующем - проводились исследования проблем: организации учебно-тренировочного процесса юных туристов, теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы, а также диссертационных работ по исследуемой проблеме с целью определения методологических основ, определения цели, объекта, предмета исследования, формировалась гипотеза и задачи исследования. Составлен план опытно-экспериментальной работы, определены методы исследования.
На втором этапе разрабатывалась программа опытно-экспериментальной проверки гипотезы исследования.
На третьем этапе проводились: опытно-экспериментальная работа, анализ результативности организации учебно-тренировочного процесса юных туристов, обработка полученных результатов, уточнение теоретических и экспериментальных выводов.
На четвертом, заключительном этапе обобщались результаты исследования, формулировались научные выводы.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением методов исследования, адекватных поставленным целям, задачам, объекту, предмету исследования, завершенностью экспериментальной работы по исследуемой теме.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснованы методологические подходы физического воспитания средствами спортивного туризма;
- разработана методика физического воспитания средствами спортивного туризма;
- разработаны рекомендации применения экспериментальной методики.
Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования обеспечивается:
- согласованностью с фундаментальными положениями философии, психологии и педагогики;
- комплексной методикой проведённого эксперимента, адекватной цели, задачам и логике исследования;
- анализом и синтезом фактического материала, полученного в ходе исследования;
- подтверждением основных положений и воспроизводимостью результатов исследования, полученных в экспериментальной работе.
База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №5 пгт. Печенга Мурманской области. Педагогический эксперимент проходил с начала октября 2019 года по конец января 2020 года. В качестве испытуемых в эксперименте участвовало 20 девочек, в возрасте от 8 до 9 лет, по 10 человек на экспериментальную и контрольную группу.
Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Общие и специальные задачи, принципы физического воспитания детей и подростков регламентируются федеральными государственными образовательными стандартами, в соответствии с которыми физическое воспитание рассматривается в качестве важного компонента педагогического процесса, реализуемого в образовательных учреждениях различного уровня.
Ключевой целью физического воспитания является подготовленность каждого члена общества к плодотворный и результативной трудовой, а также иным видам деятельности, развитие индивидуальных способностей, заложенных в каждом человеке природой, формирование духовных и нравственных качеств личности.
Как показывают многочисленные исследования, спортивный туризм демонстрирует высокую эффективность в процессе развития таких физических качеств индивида, как сила, выносливость ловкость, координация и быстрота.
В настоящее время в нашей стране действует целая серия специальных нормативных актов, посвященных регламентации отношений между участниками спортивного туризма.
Перед началом исследования было проведено тестирование, которое позволило выявить уровень физической и технической подготовленности юных туристов. Тестирование выполнялось на основании специальных разработанных тестов, после небольшой разминки, длительностью 10-15 минут.
Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №5 пгт. Печенга Мурманской области с начала октября 2019 года по конец января 2020 года. В качестве испытуемых в эксперименте участвовало 20 девочек, в возрасте от 8 до 9 лет, по 10 человек на экспериментальную и контрольную группу.
Педагогический эксперимент выполнялся в три этапа.
1. Предварительный. На протяжении этого этапа осуществлялся сбор необходимой информации, а также её последующее анализ для выявления индивидуальных особенностей спортсменов-туристов.
2. Основной. В течение данного этапа были сформированы контрольная и экспериментальные группы.
3. Заключительный этап. На этом этапе выполнялась обобщение полученной информации, оценивалась эффективности педагогического эксперимента.
В рамках эксперимента была проведена работа с учениками начальных классов в возрасте 8-9 лет, с целью обучения их преодолению туристической дистанции первой категории сложности.
Тестирование показало, что исходный уровень физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента не имеет существенных отличий.
Проведенный педагогический эксперимент наглядно продемонстрировал эффективность обучающей методики, разработанной автором. По результатам эксперимента было установлено, что у всех участников экспериментальной группы уровень физической и технической подготовки вырос в среднем на 22,2%. Результаты в контрольной группе улучшились на 10,2% благодаря физиологическим особенностям учеников.
Результаты, полученные по результатам проведенного эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что методика обучения учеников начальных классов прохождению индивидуальной дистанции, является успешной и продуктивной.
Полученные в ходе эксперимента результаты позволили подтвердить гипотезу, которая была выдвинута автором настоящей работы, согласно которой применение разработанной автором настоящей исследовательской работы обучающей методики, позволяет значительно повысить уровень физической и технической подготовки учеников начальных классов.
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Абуков, А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в РФ / А.Х. Абуков. - М.: Профиздат, 2017. - 173 с.
3. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов и /Д: Феникс, 2016. - 332с.
4. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме / А.И. Аппенянский. - М.: Советский спорт, 2016. - 94 с.
5. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2015. - 193 с.
6. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. - М.: Советский спорт, 2018. - 182 с.
7. Бабушкин, Г.Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена: монография / Т.Д. Бабушкин, К.В. Диких. - Омск: СибГУФК,
2017. - 240 с.
8. Барчук, И.С. Методы научных исследований в туризме / И.С. Барчук, - М.: Академия, 2018. - 194 с.
9. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2016. - 340 с.
10. Беляков, Л.В. Основы тренировки в ориентировании на местности / Л.В. Беляков, А.Д. Ганюшкин, А.Л. Моисеенков.- Смоленск,
2017. - 74 с.
11. Беляшов, В.Г. Приемы формирования познавательной активности младшего школьника в физкультурно-спортивной деятельности / В.Г. Беляшов, Н.В. Колесникова // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №11. - С. 324.
12. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом Герда, 2018. - 167 с.
13. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 672 с.
14. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2017. - 242 с.
15. Буйлин, Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Ю.Ф. Буйлин. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 98 с.
16. Варламов, В.Г. Физическая подготовка туристов - пешеходников / В.Г. Варламов. - М.: «Турист», 2018. - 137 с.
17. Волков, Н.И. Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта / Н.И. Волков.- М., 2014. - 348 с.
18. Воробьев, А.Н. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев.- М., 2016. - 159 с.
19. Гилмор, Г. Бег к вершинам мастерства / Г. Гилмор, А. Лидьярд.- М., 2018. - 167 с.
20. Гиренко, Г.Т. Туризм как средство оздоровления / Г.Т. Гиренко. - Киев: 2016. - 82 с.
21. Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения /Н.Н. Гордеева// Педагогика. - 2015. - № 2. - 32-38 с.
22. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М.: Нолидж, 2016. - 113 с.
23. Долженко, Г.П. Основы туризма / Г.П. Долженко. - М.-Ростов на/Д: МарТ, 2017. - 246 с.
24. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2015. - 384 с.
25. Зорина, Г.И. Основы туристской деятельности / Г.И. Зорина, Е.И. Ильина, Е.В. Мошняга. - М.: Советский спорт, 2016. - 217 с.
26. Зубков, С.А. Пути преодоления трудностей в ориентировании на местности при подготовке юных спортсменов / С.А. Зубков. - М., 2017. - 173с.
Т1. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер,
2016. - 352с.
28. Ильина, Е.И. Основы туристской деятельности / Е.И. Ильина. - М.: Проспект, 2016. - 254 с.
29. Киреева, Ю.А. Основы туризма / Ю.А. Киреева - М.: Советский спорт, 2018. - 115 с.
30. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм. - М.:
ФЦДЮТиК, 2016. - 151 с.
31. Константинов, Ю.С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей. - М.: Советский спорт, 2015. - 82 с.
32. Кузнецова, Ю. В. Труды академии туризма. Выпуск 5. / Под ред. Ю. В. Кузнецова, А. Т. Кириллова, Г.А. Карповой, Н. Н. Воскобойниковой, Е. В. Масловой. - СПб.: Невский Фонд, 2017. - 148 с.
33. Курилова, В.И. Туризм: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Физ. Культура» / В.И. Курилова. - М.: Посвящение ,
2018. - 56 с.
34. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет
общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. 2014, № 4. - 2-6 с.
35. Махов, И.И. Туризм на уроках физической культуры / И.И. Махов. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2017. - 91 с.
36. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта / под ред. С.Д. Неверковича; рец.: Е.Д. Никитина, Я.К. Коблев. - М.: Академия,
2018. - 358 с.
31. Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая. - 20е изд. - Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2017. - 180 с.
38. Пасечный, П.С. Основы организации и управления самодеятельным туризмом / П.С. Пасечный. - М.: «Турист», 2017. - 247 с.
39. Руськина, Е.Н. Экспериментальное исследование возможности формирования психологической безопасности субъектов спортивной деятельности / Е.Н. Руськина // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - №3. - С.92-94.
40. Рыльский, С.В. Методика обучения преодоления естественных и искусственных препятствий в спортивном туризме: автореф. дис., канд. пед. наук / С.В. Рыльский. - Белгород.2016. - 20 с.
41. Рыльский, С.В. Об унификации тренировочного процесса студентов, занимающихся пешеходным туризмом, в условиях пересеченной местности / С.В. Рыльский // Теория и практика физической культуры. - 2015. - №2. - С.27-28.
42. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии / Ю.Г. Сапронов. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 168 с.
43. Сенин, В. С. Введение в туризм: Учебное пособие / В. С. Сенин. - М.: Просвещение-АСТ, 2017. - 125 с.
44. Соловьев, В.О. Туризм в России / В.О. Соловьев, А.П. Голиков. - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2016. - 69 с.
45. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
46. Туризм и спорт: коллективная монография / под ред. В.Л. Мутко, В.А. Таймазова, Е.И. Богданова; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лезгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2018. - 415с.
47. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2018. - 314 с.
48. Яковлев, Б.П. Интеллектуально-мыслительная деятельность спортсмена: пути формирования / Б.П. Яковлев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С.86-89.