Введение 3
Глава 1 Методологические аспекты исследования инновационного имиджа политических партий 7
1.1 Теоретические основы анализа развития информационного общества .... 7
1.2 Инновационный имидж политической партии как стратегический
национальный приоритет России 12
Глава 2 Социально-политическое восприятие партий 19
2.1 Анализ политического имиджа партий и политических движений 20
2.2 Представления избирателей о роли политического имиджа 33
Заключение 39
Список используемой литературы и источников 43
Приложения 48
Приложение А Программа эмпирического исследования: «Оценка имиджа политических партий группами населения (сравнение по возрасту)» 48
Приложение Б Анкета
Приложение В Метод Стефенсона Тема: «Формирование имиджа политических партий в условиях трансформации политических институтов» 57
Приложение Г Таблицы распределений 59
Приложение Д Таблица данных 68
Актуальность темы исследования. Политические партии являются неотъемлемой частью жизни любой общественной формации, зачастую они задают темп жизни общества, формируя различные политические движения так или иначе поддерживаемые той или иной партией, таким способом создается определенный контингент людей, которые являются приверженцами той или иной партии. В условиях конкурентной борьбы возникает необходимость создать и поддерживать определенный имидж политической партии. Актуальность данной темы в современное время приобретает новый масштаб, в следствие тех простых исторических процессов, как изменение социальных институтов. Современный темп жизни позволяет однозначно сказать, что сейчас социальные институты могут также быстро меняться или дополняться, как, впрочем, и любое философское учение, либо идеология, тем самым встает остро вопрос - а как же ведут себя в этих условиях неповоротливые и консервативные политические партии? Пытаются ли они создать новый политический имидж? Данное исследование призвано изучить и показать данную проблематику несколько с иной точки зрения, тем самым подчеркнув, что в этой проблематике еще много неизученных аспектов, с которыми придется считаться в будущем.
Стоит отметить, что в Стратегии развития России до 2030 года нет ни слова о развитии политического потенциала, тем более не сказано ничего об имиджмейкинге политических партий. Это не значит, что этому вопросу не уделяют время, скорее всего этот вопрос стоит особо остро в политическом дискурсе России. Именно поэтому данный вопрос стоит осветить максимально подробно.
Целью бакалаврской работы является изучение инновационного политического имиджа партий и политических лидеров как основ создания успешной политической среды в ближайшем будущем.
Объектом бакалаврской работы является имидж политической партии.
Степень научной разработанности темы. Рассмотрением вопросов, связанных с изучением имиджмейкинга и тем, которые стали своеобразным началом в изучении имиджмейкинга занимались такие ученые как К. Маркс, М. Дюверже, В.Н. Амелин, а также П. Бурдье и Ф. Гоулд. В настоящее время темой имиджа политических партий и политиков активно занимаются различные социологические и статистические центры. Различные трактовки имиджа партий упоминались в работах Г.И. Марченко и И.А. Носкова («Имидж в политике»), Ш. М. Мунчаева и В. М. Устинова («Политическая история России. От самодержавия до падения советской власти»), а также Г.Г. Почепцова («Имидж: от фараонов до президентов»).
Предметом исследования является особенности имиджа политической партии как стратегического национального приоритета в информационном обществе.
Гипотеза исследования. В современном обществе инновационный политический имидж увеличивает свое значение в восприятии политического дискурса разными социальными группами населения, а зачастую и в целом замещает любые идеологические и экономические теории, которыми руководствуются партии и лидеры. Современное понимание того, как должен выглядеть позитивный имидж партии и политического лидера не совсем ясен, тем самым не происходит развитие политической сферы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятия: «имидж», «политический имидж», «инновационный имидж политический партии» в социологии, а также выделить факторы, влияющие на восприятие и формирование электоратом политического имиджа;
2) рассмотреть и проанализировать зарубежные и отечественные традиции изучения «политического имиджа»;
3) выявить и раскрыть особенности социально-политического восприятия политических лидеров;
4) изучить представления избирателей о роли имиджа политической партии.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
1) Информационный подход (В.И. Верховин) - направление в котором
информация постепенно превращается в полноценный продукт, информационный подход подходит для осмысления понятий общественного производства и социальной жизни в целом.
2) Инновационный подход (Ю.А. Карпова) - связан с тем, что в современном мире изучение инноваций является одним из факторов, при которых формируется политический имидж в политическом дискурсе в целом.
3) Стратегический подход (П. Ансар) - в данном подходе акцентируется внимание на изучение долгосрочной перспективы тех или иных подходов к формированию политического имиджа.
4) Сценарный подход (Л.И. Абалкин, А.С. Ахременко) - направление в котором прогнозирование социальных и политических процессов формирует концептуальность некоторых стратегических планов.
5) Политический подход (Н.С. Федоркин) - специфичный социологический подход к изучению структуры властных отношений, а также изучение взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти.
Методы исследования.
Анкетный опрос, проведенный с помощью веб-анкетирования, метод Стефенсона.
Эмпирическая база исследования: анкетный опрос с использованием методики Н. И. Лапина «Политический портрет партий и лидеров», N = 200 респондентов, дифференцированных по возрастному признаку (100 человек в возрасте 18-25 лет и 100 человек в возрасте 26-35 лет). Метод Стефенсона N = 10 человек.
Структура бакалаврской работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список используемой литературы и источников.
В заключение следует отметить важные вещи, которые касаются самого имиджа партий. За ним стоят не абстрактные величины, а вполне живые люди, которые и являются гарантом формирования имиджа, и ни одно СМИ не сможет повлиять на мнение человека, если он сам не будет готов принять его, эта особенность психологии человека напрямую используется имиджмейкерами, которые зачастую могут поднять шум вокруг самой безликой партии, и даже отталкивающая идеология при грамотной подаче вдруг станет популярной.
Определенный парадокс заключается в том, что несмотря на относительную современность изучения вопроса о формировании имиджа политических партий в современное время изучением данных феноменов занимаются не так часто. В основном имидж становится предметом обсуждения, а не изучения, а многим имеющиеся тенденции являются само собой разумеющимися, и не подвергаются никаким сомнениям, а значит и изучению не подлежат. Однако считать так попросту глупо, особенно в современное время, когда появились новые свободные площадки в интернете, которые по мнению многих отражают объективные процессы. Но многие и не подозревают, что с новыми методами доставки информации через интернет или какие-либо еще площадки улучшились и возможности по ведению пропаганды. И политические партии столкнулись с тем же. У партий уже давно появилась возможность вести более эффективную пропаганду.
Однако есть и откровенные аутсайдеры, которые до сих пор не могут приспособиться к быстроизменяющимся тенденциям в политике. Пожалуй, современные оппозиционные партии как раз представляют когорту этих аутсайдеров. Опросы респондентов привели к неутешительным выводам о том, что системная оппозиция постепенно выпадает из общей политической повестки. Исследования и статистика не подвластны никаким субъективным мнениям и показывают только сухие факты. И, факты, к сожалению, для большей части современных системных партий не самые благоприятные, все больше можно заметить то, что молодежь откровенно отворачивается от этих партий, они становятся заложниками электората более возрастных групп населения. Устаревание взглядов очень сильно дополняют как всё большая ориентация на консервативные взгляды, а также бессменность политических лидеров. В заключение можно сказать, что в перспективе все существующие ныне партии вообще вполне могут исчезнуть с горизонта политической жизни в России.
В заключение можно отметить, что, несмотря на все особенности, имидж партий все-таки является частью не только российской, но и мировой практики формирования имиджа, ведь это по сути наглядный пример определенных процессов, тем самым формируя определенные новые теории в изучении политического имиджа партий. На сегодня все очевиднее становится мысль о том, что существует потребность в формировании куда более свежей политической мысли, которая будет отражать интересы куда больших слоев населения, и сможет удовлетворить те потребности населения, которые назрели в связи с последними политическими событиями, которые нашли отражение в общественном сознании.
На политический имидж главным образом влияют такие факторы, как использование современных способов донесения информации, использование интернет СМИ и социальных сетей. На данный момент самый верный способ создать положительный политический имидж - это заручиться поддержкой молодежи, а именно стараться использовать всем понятные инфоповоды для своих целей в рамках так называемого хайпа. Как показывает практика, большая часть успешных партий внесистемной оппозиции поднимается исключительно за счет формирования имиджа вокруг понятных только молодежи инфоповодов, тем самым сближая себя с потенциальным электоратом.
Таким образом, инновационный имидж политической партии рассматривается как стратегический национальный приоритет в информационном обществе.
1. Аглиетта Орлеан. Деньги между насилием и доверием / Аглиетта Орлеан. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. - 368 с.
2. Амелин В.Н. Социология политики: Спецкурс / Амелин В.Н. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 183 с.
3. Быков И. А. Политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования. / Быков И. А. - СПб.: ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013. - 200 с.
4. Волкова Я.А. Теоретический анализ основ и особенностей информационного общества [Электронный ресурс] / Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/teoreticheskiy-analiz-osnov-i-osobennostey- informatsionnogo-obschestva(02.05.2020)
5. Гаджиев Ханлар Аляр Оглы Политические институты: институциональный и неоинституциональный подход // Власть. 2015. №7. - C.134-140.
6. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1995. С. 158-171.
7. Дзялошинский И. М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты. / Дзялошинский И. М. - М.: НИУ ВШЭ, 2012.
8. Ди Маджио П.Дж., Пауэлл У.В. 2010. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях (пер. с англ. Г.Б. Юдина). // Экономическая социология. Т. 11. № 1. С. 34-56.
9. Дубин Б. Модельные институты и символический порядок:
элементарные формы социальности в современном российском обществе // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные
перемены. 2002. №1. С. 14-19.
10. Дюверже М. Политические институты и конституционное право. // Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 2. Зарубежная политическая мысль. XX в. М. 1997.
11. Жак Аттали. Линии горизонта. / Жак Аттали. - P., 1990.
12. Зазыкина Е.В. Политический PR: символы. / Зазыкина Е.В. - М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2003. - 128 с.
13. Захарова С.Е. Психологические особенности имиджа ведущих политических партий Российской Федерации. - М., 2001. - 225 с.
14. Зубаревич Н. В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zubarevich-n-v- krupnyy-biznes-v-regionah-rossii-territorialnye-strategii-razvitiya-i-sotsialnye- interesy-analiticheskiy-doklad(10.05.2020)
15. И. Валлерстайн Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация. / И. Валлерстайн - М.: Ленанд, 2008. - 304 с.
16. И. Валлерстайн Конец знакомого мира. Социология XXI века (сборник) / Валлерстайн И. - М.: Логос, 2003. - 368 с.
17. Институт социологии Российской академии наук [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1548&id=2658 (4.05.2020)
18. Информационно-аналитический еженедельник о деятельности политических объединений России «Партинформ» / под ред. Ю. Кор-гунюка. № 40. - М.: Партинформ, 2007.
19. Капустин Б. Г. Грядущие выборы и правила шумпетерианской демократии // Идеология и политика в посткоммунистической России. М. 2000.С. 284-285.
20. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / Кастельс М. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 609 с.
21. Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Полис. 2007. №1.
22. Кисовская Н.К. Российские партии и «западная модель» // Поли- тия. 2000. №1(15).
23. Китайцев Е. А. Деятельность политических партий в общественном мнении российских граждан // Вестн. Рос. гос. гуманит. ун-та. 2009. Сер. Социология. № 2. С. 77.
24. Коломиец В. П. Медиасоциология. Теория и практика. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2014. - 328 с.
25. Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России. / Коргунюк Ю.Г. - М.: Фонд Индем, Московский городской педагогический университет, 2007. - 544 с.
26. Красин Ю. А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Полис. 2003. № 1. С. 124-133.
27. Красин Ю. А. Судьба демократии в России // Демократия и федерализм в России. М., 2007. С. 34.
28. Левин И.Б. Партия и модернизация: российские варианты // Пролития. 2000. №1 (15).
29. Михалева Г.М. Российские партии в контексте трансформации. / Михалева Г.М. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 352 с.
30. Мусиенко К. К вопросу о классификации политических партий (опыт применения западных теоретических концептов к анализу российской партийной системы) // Власть. 2008. № 12. С. 74.
31. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики (пер. с англ. А.Н. Нестеренко). / Норт Д. М.: Фонд экономической книги «Начала». 180 с.
32. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений. / Норт Д. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 256 с.
33. Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. Политический консалтинг. / Ольшанский Д.В., Пеньков В.Ф. - СПб.: Питер, 2005. - 448 с.
34. Петухов В. В. Демократия участия и политическая трансформация России. / Петухов В. В. - М.: Academia, 2007. - 176 с.
35. Печчеи А. Человеческие качества. / Печчеи А. - М.: Прогресс, 1985. - 304 с.
36. Полтерович В.М. Трансплантация институтов // Экономическая наука в современной России. 2001. №3.
37. Поляков Л.В. Основы политического консультирования: теория и практика. / Поляков Л.В. - М.: КДУ: Изд-во МГУ, 2004. - 240 с.
38. Пшизова С.Н. Какую партийную модель воспримет наше общество // Полис. 1998. №4.
39. Радзиховский Л. Незаконченная революция // Российская газета. 2007.18 августа. С. 3.
40. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под ред. В.С. Комаровского. - М.: РАГС, 2001. - 520 с.
41. Соловьев А. И. Государство и общество в пространстве власти и политических коммуникаций. / Соловьев А. И. Ежегодник - РАПН 2013. М.: РОССПЭН, 2013. 445 с.
42. Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм. / Сорос Дж. - М.: Некоммерческий фонд "Поддержки культуры, образования и новых информационных технологий", 2001. - 464 с.
43. Степнова Л.А. Социальная мифология и проблемы современного социального мышления. — М., 1999. - 187 с.
44. Татарников Дмитрий Геннадьевич Кризис политических партий в современном обществе: к постановке проблемы // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. №1.
45. Трансформация социальных институтов в России и мире
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-sotsialnyh-institutov-v-rossii-i- mire(11.05.2020)
46. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. / Уэбстер Ф. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.
47. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. / Фукуяма Ф. -
М.: АСТ, 2007. - 576 с.
48. Холодковский К.Г. Политическая модернизация и будущее
России // Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. М.: «Российская политическая энциклопедия»
(РОССПЭН), 2004.
49. Чижов Д. В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 313—338.
50. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996. №5.