Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие диалогической речи у детей младшего школьного возраста

Работа №110273

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Сущность и характеристика понятия «диалогическая речь», психолого-педагогические основы её развития 8
1.2 Формирование диалогической речи младших школьников в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1 Выявление исходного уровня развития диалогической речи младших школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса занятий по развитию диалогической речи у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения 41
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол наблюдения 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Примеры заданий для диагностики умений диалогической речи 76
ПРИЛОЖЕНИЕ В Комплекс уроков по развитию диалогической речи 80

Речь человека - это основной показатель уровня его культуры, мышления и интеллекта. Речь формируется у нас с раннего детства: сначала в виде отдельных слов; потом, при знакомстве с окружающим миром; при обучении различным дисциплинам - она становится более богатой и сложной.
Развитие диалогической речи у детей младшего школьного возраста определяется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и определяется на социально-педагогическом уровне поиском новых способов развития диалогической речи младших школьников, поэтому выбранная нами тема является актуальной.
Учебные программы, которых сегодня немалое количество, на которые опираются учителя начальной школы в процессе организации образовательного процесса, его основой считают развитие речи.
Развитие речи является важнейшим умением человека. То, насколько хорошо мы способны общаться с другими, излагать свои мысли, выстраивать диалоги, отвечать на поставленные вопросы и задавать их, уметь слышать и слушать других очень многое значит не только в период школьной жизни, но и в будущем, во взрослой.
Основные цели и задачи, на которые должна быть направлена работа современных педагогов, регламентируются Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования (далее в работе ФГОС НОО).
Нужно сказать, что это проблема во все времена привлекала к себе внимание учёных, педагогов, но, тем не менее, многие вопросы вплоть до сегодняшнего дня остаются нерешёнными. Одним из актуальных вопросов как раз таки является совершенствование диалогической речи младших школьников.
При построении общения умение строить диалог является очень важным навыком. Диалогическое общение обучающихся младшего школьного возраста в процессе решения ими различных учебных задач, выполнении заданий способствует оживлению познавательного процесса и активизации личности, её формированию, позволяет сокращать количество ошибок в письменной речи школьников [Бобровская 2003, с.48].
Современное обучение направлено на развитие не только предметных способностей, но и личностных качеств. А сегодня, в процессе обучения, ребёнок получает возможность раскрывать свои способности и лучшие стороны [Бизикова 2008, с. 112].
Для того чтобы достичь наилучших результатов в процессе обучения, необходимо задействование в активную работу всей педагогической системы, - должна наблюдаться чёткая и слаженная работа. В данном случае, сами преподаватели должны понимать цели и задачи, которые стоят перед ними и перед детьми, и уметь донести это до своих учеников.
Таким образом, совместная задача преподавателей заключается в том, чтобы развить и закрепить у учащихся младшего школьного возраста умение спровоцировать собеседника на то, чтоб он начал говорить; получить от него, при этом, необходимую информацию; правильно отвечать на высказывания собеседника, соглашаться или не соглашаться с его мнением, задавать вопросы и отвечать на них; быть зачинщиком начала диалога; поддерживать разговор и уметь правильно его закончить.
Как было уже сказано, развитием диалогической речи учащихся занимались многие учёные: В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Л. Д. Мали, Н. М. Соколов, М. С. Соловейчик, К. Д. Ушинский, В. И. Чернышев.
Несмотря на то, что многие авторы рассматривали проблему развития диалогических умений у младших школьников, возникает противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию диалогической речи и недостаточным внимание учителей начальной школы к этой проблеме. Этот вопрос подробнее рассмотрим в работе.
Проблема: на современном этапе обучения, к сожалению, мы часто видим, что уровень развития диалогической речи у школьников недостаточно высок (особенно это становится понятным на выпускных экзаменах). Следствием этого, как правило, являются неудачи в будущей жизни детей, основанные на их неумении общаться: поддерживать разговор, вступать в контакт с другими, отстаивать свою точку зрения, разрешать споры и т. д.
Целью данной работы является разработка комплекса занятий по развитию диалогической речи у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Объект исследования - процесс формирования диалогической речи у младших школьников.
Предмет исследования -формирование диалогической речи у детей, обучающихся в младших классах.
Гипотеза: мы считаем, что при организации целенаправленной работы по развитию диалогической речи можно сформировать у младших школьников умение вести диалог на высоком уровне, решая при этом многие учебные задачи и развивая мышление. Целенаправленная работа подразумевает включение в уроки по литературному чтению текстов с диалогами; приучение детей к культуре диалогической речи; создание благоприятных условий для учащихся младшей школы с целью развития у них диалогических умений.
Для того чтобы достичь поставленную цель, необходимо решить ряд следующих задач:
1) произвести анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;
2) определить основы развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста;
3) выявить исходный уровень развития диалогической речи у младших школьников школы ГБОУ СОШ с. Белозерки;
4) разработать комплекс занятий;
5) провести опытно-экспериментальную работу по развитию диалогической речи среди детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: сравнительный, описательный, эксперимент, который состоял из трёх этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе использовались анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение.
Практическая значимость: считаем, что материал данной работы может быть полезен учителям начальных классов в процессе подготовки к работе по развитию диалогической речи у детей, а так же студентам педагогических учебных заведений, планирующим работу в начальной школе.
База исследования: ГБОУ СОШ с. Белозерки.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решая задачи, поставленные перед нами в начале работы, мы в первой главе осуществили анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития диалогических умений у школьников, обучающихся в начальном звене.
В общем виде диалог как форма речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка.
В работе мы рассмотрели трактование этого термина несколькими авторами и источниками.
Если рассматривать содержательную сторону диалога, то можно сказать, что они могут значительно различаться - это зависит от установленных целей и задач, к которым идут собеседники, а также от языковой организации, языкового «наполнения» и других факторов.
Школьные программы, на наш взгляд, уделяют мало времени развитию диалогической речи у младших школьников, но, тем не менее, количество литературных источников, как методических, так и научных, представляют сегодня огромную базу для того, чтобы учитель применял на своих занятиях различные формы и методы работы.
Но в общем, можно сказать, что тот материал, который рассматривается в программах, соответствует возрастным требованиям учеников: на первом этапе даётся понятие «диалог».
Потом, по мере формирования у учеников навыков монологической речи, накопления ими опыта общения, развиваются у них навыки и диалогической речи. В этот период, как мы уже говорили в работе, должна наблюдаться слаженная деятельность всех участников учебного процесса.
Учителя, работающие в младшем звене, должны организовать учебный процесс так, чтобы у учеников развивались и закреплялись навыки вызывать речевую реакцию собеседника, получая при этом от него интересующую информацию, правильно реагировать на слова, сказанные другими участниками диалога, соглашаться или уметь отказаться от слов собеседника, если нужно, вступить в спор и высказать своё мнение, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором дискуссии, поддерживать и доводить её до конца.
Мы изучили разные подходы отечественных и зарубежных учёных к термину «диалогическая речь».
В данной работе мы опираемся на то, что с точки зрения развития диалогической речи необходимо большее внимание уделять умениям передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать, тактично отстаивать свою точку зрения и найти способ уйти от ссоры во время спора.
Для того, чтобы у детей были успехи в развитии диалогических умений, нужно смотивировать их общению; помочь в достижении цели речевой деятельности - воздействие на собеседника; создавать условия и средства для достижения этой цели; формировать умения оперировать способами по достижению цели, а также умений создавать «продукт» речевой деятельности, то есть содержательное умозаключение либо текст.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была проведена входная диагностика умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста.
Диагностика явилась прекрасной основой для разработки содержания и способов организации работы по развитию умений учебной диалогической речи. Экспериментальной базой исследования развития умений диалогической речи у школьников является ГБОУ СОШ с. Белозерки.
С целью проверки рабочей гипотезы нами была организована экспериментальная работа, которая проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
С целью диагностирования умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения результатов констатирующего этапа экспериментальной работы нами разработана система критериев.
Эксперимент проводился в двух группах. Участниками эксперимента стали ученики 3-го класса (А и Б).
Один класс стал контрольной группой, в которой мы сами занятия не проводили, а лишь оценивали уже сформированные у них умения строить диалог.
Вторая группа - экспериментальная, где мы проводили разработанные уроки. По итогу, результаты обоих групп мы сравнили.
При выявлении уровня умений диалогической речи у младших школьников произведён анализ каждого из критериев.
В работе нами представлены диаграммы по каждому из критериев, в количественном и процентном соотношении.
Сначала мы сравнили результаты в обоих группах ещё до проведения занятий, затем - после. В работе мы использовали различные упражнения, формирующие различные умения.
Таким образом, был сделан вывод о том, что полученные результаты свидетельствуют о необходимости специально организованной работы с данной группой школьников по развитию умений диалогической речи.
Это помогает детям адаптироваться к основной школьной нагрузке.
В процессе работы над развитием умений диалогической речи были представлены разработки уроков в приложении В по формированию диалогической речи у детей, обучающихся в начальном звене.
Разработанная нами модель определяет комплексный подход работы по трём блокам: работа с детьми, педагогическая среда и работа с родителями, о каждой из которых мы подробно сказали в работе.
Если работа будет осуществляться во всех трёх направлениях, тогда можно ожидать высоких результатов по итогу занятий.
После проведённой нами работы по предложенной модели, направленной на формирование диалогических умений с детьми, обучающимися в начальном звене, показатели стали выше.
Таким образом, экспериментальное исследование, которое было проведено для того, чтобы проверить выдвинутую гипотезу, показало, что за весь период занятий со школьниками уровень развития диалогических умений у детей наблюдается выше, нежели было ранее. Таким образом, наша рабочая гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.
Итак, можно сделать вывод, что развитие диалогических умений - сложная работа и для учителя и для учеников. Умение говорить - важно для человека. Говорить важно не только в период школьной жизни, а и за её пределами. Если человек умеет слушать других, адекватно реагировать на критику со сторону, тактично выразить своё мнение, даже если оно отличается от чужого, начать и закончить разговор, ему будет гораздо проще устроить свою взрослую жизнь исправиться с рядом проблем.


1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам); Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с
2. Архипова Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе; Е. В. Архипова Начальная школа. - 2000. - №4. - С.35-39.
3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре; О. А. Бизикова. М. : Скрипторий 2003, 2008. - 136 с.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.. Академия, 2002.- 423 с.
5. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника; Г. В. Бобровская Начальная школа. - 2003. - №4. - С.47-51.
6. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов; Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - С-Пб.: Питер, 2000. - 298 с.
7. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения; Т. Г. Винокур. - М.: Знание, 2009. - 228 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь; Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2001. - 115 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи; А. Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2003. - 198 с.
10. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация: Учебник О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
11. Гречко В.А. Теория языкознания: учебное пособие; В.А. Гречко. - Москва: Высшая школа, 2007 - 375 с.
12. Дань Ли. Коммуникативная компетенция - основа формирования профессиональных качеств личности будущего преподавателя Ли Дань; Вестник РУДН, сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2007 - №2. - С. 62 - 67
13. Жеребило Т.А. Словарь лингвистических терминов; Т.А. Жеребило. - Изд. 2-е.испр. и доп. - Назрань: Пилигрим, 2010 - 344 с. с95
14. Запорожец И. В. Культура речи; И. В. Запорожец; Начальная школа. - 2003. - №5. - С. 38-39.
15. Зиновьева Т.И. Профессиональная компетенция учителя начальных классов в области обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности; Т.И. Зиновьева, Е.Г. Бегунова, Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». - Москва, 2010 - № 4 (14). - С. 31 - 47.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ