Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №112399

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы79
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития диалогической речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности 10
1.1 Теоретический анализ проблемы развития диалогической
речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня ... 10
1.2 Роль игровой деятельности в развитии диалогической речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 18
Глава 2 Экспериментальное исследование развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности 24
2.1 Выявление уровня развития диалогической речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности 38
2.3 Динамика уровня развития диалогической речи
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 56
Заключение 65
Список используемой литературы 68
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 71
Приложение Б Протокол диагностического задания 1 «Ответь на вопрос» 72
Приложение В Протокол диагностического задания 2 «Задай вопрос» .. 73
Приложение Г Протокол диагностического задания 3 «Речевой этикет» 74
Приложение Д Протокол диагностического задания 4 «Реплицирование» 75
Приложение Е Протокол диагностического задания 5 «Составь диалог» 76
Приложение Ж Протокол результатов констатирующего эксперимента 77
Приложение И Тематика и направления игровой деятельности 78
Приложение К Протокол результатов контрольного эксперимента 79

Проблема развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи является одной из актуальных в современной логопедии, так как развитая диалогическая речь является важным средством социализации и общения.
Проблема развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня привлекает к себе пристальное внимание специалистов в области педагогики и психологии. Прогрессивные веяния в становлении образовательной практики и психологической науки направляют новейшие задачи в ее исследовании. Одна из таких задач - это развитие диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности. Весь воспитательный процесс в дошкольном учреждении строиться на игровой деятельности, ведь именно данная деятельность, ведущая в дошкольном возрасте.
Значимость игровой деятельности у детей 5-6 лет определена тем, что игра требует от детей действий во внутреннем, воображаемом плане, тем самым, формируется план представлений, и тем самым дети, взявшие на себя роль, могут согласовывать свою точку зрения с точкой зрения других играющих детей. Так, на основе этих действий у ребёнка происходит переход к диалогической речи, ведь в социальных отношениях дети усваивают социальные роли. Начальным этапом для развития диалогической речи в игре, является совместная деятельность.
Л.С. Выготский отмечал, что смысл игры заключается в развитии всех способностей и задатков ребёнка, ведь игра учит, изменяет, воспитывает, игра ведёт за собой развитие и создаёт зону ближайшего развития. При всём этом создать зону для ближайшего развития поможет полноценная игровая деятельность. Но когда игровая деятельность не сформирована у ребёнка, то она не может полноценно способствовать становлению психических качеств ребёнка, а также приобретению умений и навыков, в том числе и развития диалогической речи.
Многие авторы подмечают, что у многих детей дошкольного возраста имеются различия в уровне развития речи. Задача по развитию диалогической речи является одной из главных задач всего речевого развития детей с общим недоразвитием речи. В своих работах Ф.А. Сохин подметил, что диалогическая речь вбирает в себя все достижения детей дошкольного возраста в освоении звуковой стороны речи, грамматического строя речи, словарного состава, а также в овладении родным языком.
Формирование правильной диалогической речи, а также ее последовательность и осознание, есть главное условие развития речи у детей с общим недоразвитием речи, а также подготовки таких детей дальнейшему школьному обучению. Так считают В.П. Глухов, Е.А. Смирнова, О.С. Ушакова.
Авторы Ю.Ф. Гаркуша, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева, отмечают, что развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста оказывает существенное влияние на дальнейшее психическое развитие детей. У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений развитие психических процессов задерживается и коммуникативные навыки не формируются. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит, не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности.
В практике работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня по развитию диалогической речи применяют различные методы и приёмы (разговор воспитателя с детьми, метод словесных поручений, совместная деятельность, обобщающие беседы, чтение литературных произведений). Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, игры- драматизации, подвижные игры). В данном исследовании средством развития диалогической речи будет игровая деятельность. Развитие диалогической речи у ребёнка будет проходить наиболее эффективно в процессе игровой деятельности, так как именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Вопросы теории и методики игры описаны рядом исследователей (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин).
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволил нам определить противоречие между необходимостью развития диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием игровой деятельности для развития данного процесса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей 5¬6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности игровой деятельности в развитии диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: игровая деятельность, способствующая развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: уровень развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности повысится, если:
- подобрать комплекс сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, инициирующих детей вступать в диалог со сверстниками и способствующих формированию показателей диалогической речи детей;
- обогатить совместно с детьми развивающую предметно-пространственную среду игровыми материалами и атрибутами для организации игровой деятельности;
- организовать с детьми игровую деятельность в рамках совместной деятельности детей и педагога по трем направлениям развития диалогической речи.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности.
2. Выявить уровень развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности.
4. Выявить динамику уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, обобщение опыта;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов: количественный качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования в области развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Е.М. Мастюкова, И.С. Назметдинова, Т.Б. Филичева, А.В. Чулкова);
- исследования в области изучения игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности; определены показатели и уровни развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано содержание работы по развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности, может быть использовано в работе воспитателей и учителей- логопедов дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 23 «Волжские капельки» городского округа Тольятти. В исследовании принимали участие 14 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), 9 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ позволил нам рассмотреть возможность развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игровой деятельности. Материалом для исследования послужили работы таких известных ученых, как Л.С. Выготский, Ю.Ф. Гаркуша Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова. С.А. Миронова Т.Б. Филичева.
Изучив теоретические основы исследуемой проблемы, основываясь на исследования Р.Е. Левиной, И.С. Назметдиновой, Т.Б. Филичевой, А.В. Чулковой мы определили показатели уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с показателями мы подобрали диагностические задания.
Экспериментальная работа проведена на базе МБУ детский сад № 23 «Волжские капельки» городского округа Тольятти. В ней принимали участие 14 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет, которые были распределены на контрольную и экспериментальную группы по 7 человек.
На этапе констатирующего эксперимента результаты показали, что у 43% детей в ГК и 57% детей в ЭГ был диагностирован низкий уровень развития диалогической речи. Результаты свидетельствовали, что необходимо организовать работу по повышению уровня развития у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня диалогической речи. Формирующая работа осуществлялась с детьми экспериментальной группы.
В формирующей части экспериментального исследования было реализовано содержание работы в соответствии с гипотезой: уровень развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе игровой деятельности повысится, если:
- подобрать комплекс сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, инициирующих детей вступать в диалог со сверстниками и способствующих формированию показателей диалогической речи детей;
- обогатить совместно с детьми развивающую предметно-пространственную среду игровыми материалами и атрибутами для организации игровой деятельности;
- организовать с детьми игровую деятельность в рамках совместной деятельности детей и педагога по трем направлениям развития диалогической речи.
Организация работы по развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня проходила в три этапа.
На первом этапе мы подобрали комплекс игр для развития показателей диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
На втором этапе мы пополнили развивающую предметно-пространственную среду игровыми материалами и атрибутами для организации игровой деятельности.
На третьем этапе мы организовали совместную деятельность педагога и детей, в ходе которой был реализован комплекс сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, способствующих формированию показателей диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В завершении экспериментальной работы нами был проведён контрольный срез для выявления результативности проведённой работы по развитию диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня посредством игровой деятельности.
Сравнительный анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня на этапе контрольного эксперимента показал следующую динамику в ЭГ группе:
- количество детей, условно отнесенных к высокому уровню, выросло на 57%;
- количество детей условно отнесенных к среднему уровню, снизилось на 14%;
- количество детей, условно отнесенных к низкому уровню, снизилось на 43%.
Анализ сравнительных результатов исследования уровня развития диалогической речи детей 5-6 лет с ОНР III уровня контрольной группы показал, что существенных изменений не произошло.
Таким образом, после проведения контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента смогли справиться с предложенными диагностическими заданиями. Они стали лучше понимать задания и активно их выполнять. Тем самым, произошла положительная динамика уровня развития диалогической речи в целом. Дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня овладели такими умениями, как задавать вопросы и отвечать на вопросы, у них повысился уровень сформированности умений речевого этикета, умения реплицировать и умения составлять диалог.
Можно сказать о том, что проведённая работа посредством организации игровой деятельности на этапе формирующего эксперимента, дала положительную динамику в развитии диалогической речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III.
Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей. Ростов н/Д. : Феникс, 2015. 45 с.
2. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников. М. : Изд. центр Академия, 2006. 158 с.
3. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольная педагогика. 2001. № 5. С. 78.
4. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // СДО.
2017. № 2 (74). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/esli-u-rebenka-obschee-
nedorazvitie-rechi (дата обращения: 22.02.2020).
5. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи : речь и речевое общение детей : методическое пособие для воспитателей : [для работы с детьми 3-7 лет]. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 292 с.
6. Бартош Н. Н. К вопросу о развитии диалогической речи //
Молодой ученый. 2016. № 6 (110). С. 737-739. URL:
https:ZZmoluch.ru/archive/110/26934/(дата обращения: 02.03.2020).
7. Галеева Е. В., Бартош Н. Н. Педагогические условия развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2016. № 2 (15). URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/pedagogicheskie-usloviya-
razvitiya-dialogicheskoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата
обращения: 05.04.2020).
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2006. 224 с.
9. Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2014. 368 с.
10. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2001. 317с.
11. Ивченко Е. П. Игры в коррекционной работе // Дошкольная педагогика. 2014. № 1. С. 46-50.
12. Комарова Т. В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития дошкольников. // Молодой ученый. 2018. № 34 (220). С. 102-106. URL: https://moluch.ru/archive/220/52419/(дата обращения: 27.02.2020).
13. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск : Изд-во БГУ, 1983. 190 с.
14. Лалаева Р. И. Логатопсихология. М. : Владос, 2011. 287 с.
15. Левина Р. Е. Нарушения речи у детей. М. : АРКТИ, 2005. 224 с.
16. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М. : Педагогика, 2001. 303 с.
17. Лурия А. Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2002. № 4. С. 47-53.
18. Назметдинова И. С. Развитие диалогической речи младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. М., 2002. 17 с.
19. Неймер Ю. Л. Психологический словарь. Ростов н/Д. : Феникс,
2013. 352 с.
20. Полухина О. П., Тарасова И. А. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития личности детей в детском образовательном учреждении // Территория науки. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/syuzhetno- rolevaya-igra-kak-faktor-razvitiya-lichnosti-detey-v-detskom-obrazovatelnom- uchrezhdenii(дата обращения: 30.01.2020).
21. Развитие общения дошкольников со сверстниками / М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева [и др.]; под ред. А. Г. Рузской. М. : Педагогика, 2002. 215 с.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер,
2014. 720 с.
23. Сековец Л. С. Коррекция нарушений речи у дошкольников. М. : АРКТИ, 2006. 368 с.
24. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М. : Академия, 2012. 256 с.
25. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей. М. : Классикс- стиль, 2003. 160 с.
26. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников : учебно-методическое пособие. М. : Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та. 223 с.
27. Сухомлинский В. А О воспитании. М. : Политиздат, 2001. 270 с
28. Филичева Т. Б. Коррекции нарушения речи. М. : Просвещение, 2016. 207 с.
29. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Волгоград : Перемена, 2002. 88 с.
30. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М. : Изд- во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 115 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ