Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности

Работа №110211

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы63
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности 8
1.1 Сущностные характеристики творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста 8
1.2 Особенности развития творческого восприятия музыки младшими школьниками посредством игровой деятельности 16
Глава 2 Опытно-исследовательская работа по развитию творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности 25
2.1 Диагностика уровня развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста 25
2.2 Разработка и реализация игровых приёмов по развитию творческого восприятия музыки младшими школьниками 40
2.3 Контрольный эксперимент 44
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Цветовой набор 59
Приложение Б Композиторы, сказки и иллюстрации 60
Приложение В Картины русских художников 62

В настоящее время в системе образования произошло ряд изменений, в результате которых активность, творческое развитие, раскрытие индивидуальности школьника имеет огромное значение в обучении, нежели пассивное потребление знаний, а также выполнение учебных заданий. Федеральный Государственный стандарт начального основного общего образования для роста творческих способностей, потенциала ребенка, его саморазвития предполагает учет индивидуальных способностей и разнообразие организационных форм в обучении [35].
В истории зарубежной науки творческую природу ребенка стремились постичь такие ученые, как Дж. Брунер, Бергсон, Лейбниц, Дж. Гилфорд, Э.Торренс и другие. А если говорить об отечественной науке, то данной проблемой занимались такие исследователи как Б.В. Асафьев, Л.Г. Дмитриева, Б.Л. Яворский, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие. Данные исследователи разработали концепции развития творческой личности ребенка, его саморазвитие, подходы в развитии музыкально-творческих навыков и музыкального восприятия детей.
В психологии восприятие музыки, её слушание определяют как одно из основных видов деятельности в музыкальном искусстве, которое должно воспитываться и прививаться с ранних лет. Степень восприятия музыки при слушании прямо пропорциональна не только музыкальной подготовленности, но и общей культуры человека. С точки зрения философии, к специфике музыкальных восприятий относят такое понятие, как эстетическое созерцание, которое выражается в целенаправленном восприятии музыки как художественная ценность, при сопровождении духовно-эмоциональных переживаний. В педагогике музыкальное восприятие определяется как познание и оценка музыкального произведения на эмоциональном и сенсорно-интеллектуальном уровне.
В современном мире в связи с пассивной позицией, как родителей, так и педагогов не используется в должной мере музыка как фактор воспитания и не считается действенным видом искусства в духовном и творческом развитии личности ребенка. Также этому способствует и интенсивное использование музыки в массовой коммуникации развлекательного характера лишь в фоновом рекламном режиме.
Приобщение детей к восприятию музыкальных произведений способствует формированию эмоциональной сферы, эстетического взгляда, творческого восприятия действительности. Не стоит забывать, что в раннем возрасте высоко стремление к доброму, красивому и необычному. Именно в этот период легко пробуждаются положительные эмоции, что в следствии ведёт и к развитию творческого вкуса, чувства красоты и гармонии.
На сегодняшний момент, современное образование предусматривает применение игровых технологий в обучении школьников, но, к сожалению, используются они не так часто, активно и объемно, как следовало бы. Проблема использования игровой деятельности музыкально-педагогическом процессе разработана пока недостаточно, поскольку разрозненные педагогические исследования и разработки методик не позволяют полноценно использовать игры в музыкальной педагогике и развития музыкального восприятия в частности. Основными средствами в игровой методике обучения выступают различные виды искусств: музыка, литература, рисование, танцы и многие другие. Все виды искусств совместно эффективны в развитии детей для раскрытия творческих способностей и реализации знаний, умений и навыков в становлении ребенка как культурной, нравственной, высокоморальной и духовной личности.
Проблема исследования: каково содержание педагогической работы, направленной на развитие творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности?
Психологические основы, сущность и способы развития восприятия музыки исследованы в работах таких ученых, как Э.Б. Абдулина, Л.А. Безбородова, В.К. Белобородова, Н.А. Ветлугина, Д.А. Добринских и др.
Проблемой развития творческого восприятия музыки у детей младшего школьного возраста и игровых технологий в обучении музыки занимались такие ученые, как Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик- Пашаев и др.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Развитие творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности».
Цель: разработать и доказать эффективность приемов для игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста, направленных на развитие творческого восприятия музыки.
Объект: процесс музыкального воспитания детей младшего школьного возраста в ходе игровой деятельности.
Предмет: приемы развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности.
Гипотеза: развитие творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности будет наиболее эффективно, если:
• разработать игровые приемы с использованием музыкальных произведений, побуждающие ассоциативные процессы и активизирующих творческую деятельность обучающихся;
• применять различные приемы, формы и виды музыкально-дидактических игр;
• включать в процесс обучения музыкально-дидактические игры, направленные на развитие творческого восприятия музыки ;
• на занятиях создается положительный и благоприятный эмоциональный фон.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения проблемы развития творческого восприятия музыки и эффективности игровых технологий в обучении.
2. Выявить уровень развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать на практике приемы созданий игровых ситуаций и музыкально-дидактических игр, направленные на развитие творческого восприятия музыки.
4. Выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Методы научного исследования: изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Новизна исследования состоит в том, что развитие творческого восприятия музыки детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности проводилось во внеурочной деятельности с использованием приёмов музыкально-дидактических игр, направленных на познание учащимися музыкальных произведений и дальнейшее выражение своих эмоций и ассоциативных чувств движениями, художественными и литературными произведениями, а также в виде театральной постановки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами в качестве методического материала для внеурочной деятельности в начальной школе. Возможность использования предложенных приемов для развития творческой деятельности детей младшего школьного возраста на уроках музыки, рисования и литературного чтения.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка используемой литературы и приложений. В работе были использованы 40 источников и 3 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного в соответствии с поставленными задачами теоретического и эмпирического исследования проблемы развития творческого восприятия музыки у детей младшего школьного возраста в процессе игровой деятельности были сформулированы следующие выводы.
Благоприятным периодом для развития восприятия музыки является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте ярко ощущается единство музыки и движения.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил взять за основу исследование понятие Е. В. Назайкинского, где музыкальное восприятие «есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен».
Многие отечественные исследователи данной проблемы (Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев) определяют, что на развитие их художественно-образного мышления, на активизацию эмоционально-мыслительных процессов, обогащение жизненного, художественный и музыкальный опыта учащихся благоприятно воздействует развитие творческого восприятия музыки у детей младшего школьного возраста. А музыкально-дидактические игры, как средство развития творческого восприятия музыки, способствует возникновению музыкальных потребностей, которые создают ценностные музыкальные ориентиры и идеалы, а также становлению музыкальной культуры ребенка, как необходимого условия формирования гармонично развитой личности.
Экспериментальное исследование мы проводили на базе МБУ «Школа №58» г.о. Тольятти. В экспериментальной и контрольной группах участвовали учащиеся 4-х классов, в каждой группе по 29 человек.
Среди факторов, влияющих на определение степени развития творческого восприятия музыки, следует отметить уровень развития главных составляющих ее структуры. Нами определены следующие компоненты творческого восприятия музыки: когнитивный, мотивационный, креативный и содержательный. Кроме того мы выделили показатели для выделения уровня развития данных составляющих творческого восприятия музыки.
В результате диагностики исходного уровня развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста на констатирующем этапе мы пришли к выводу, что у большинства учащихся средний и низкий уровень творческого восприятия музыки в экспериментальной группе значительно хуже, чем у участников контрольной группы.
С целью целенаправленного развития творческого восприятия музыки детьми младшего школьного возраста с участниками экспериментальной группы были разработаны и проведены во внеурочное время приёмы игровой деятельности.
В результате проведенной нашей работы на формирующем этапе эксперимента, показатель высокого уровня экспериментальной группы вырос на 14%. Средний уровень был на констатирующем этапе 10% и на контрольном остался без изменений. Показатель низкого уровня понизился с 35% до 21%. При этом результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента в контрольной группе изменились незначительно.
Положительная динамика от констатирующего к контрольному этапу исследования говорит также об эффективности разработанных и апробированных на практике игровых приёмов с использованием музыкальных произведений, активизирующих творческую деятельность обучающихся.
Таким образом, цель нашего исследования - разработать и доказать эффективность приемов для игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста, направленных на развитие творческого восприятия музыки - достигнута, задачи исследования решены. А гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение.


1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 2008. 112 с.
2. Аврамкова И.С. Игровые технологии и их роль в развитии творческого потенциала учащихся в процессе музыкальной деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. №193. С. 7 - 15.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещения, 1983. 222 с.
4. Асафьев Б.В. О музыкально - творческих навыках у детей : Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. Л. : Музыка, 1973. 144 с.
5. Безбородова Л.А. Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие для студентов музыкального факультета педагогических вузов. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
6. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. 1978. №13. С. 147.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение, 1968. 415 с.
8. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. 384 с.
9. Виноградов Л.В. Система общего музыкального воспитания. М. : Начальная школа, 2014. 25 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. : Издательство Академии пед. наук, 1960. 500 с.
11. Выготский Л.С. Словарь. М. : Смысл, 2004. 119 с.
12. Готсдинер А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. 1980. №1. С. 10 - 28.
13. Григорьев А.Ф. История музыкального образования. Ставрополь: Ставролит, 2015. 164 с.
14. Григорьев А.Ф. Концертмейстерское мастерство: интеграция теории и практики. - Ставрополь : Ставролит, 2007. 144 с.
15. Данько И.А. Слушание музыки как вид деятельности младших школьников на уроках музыки // Культура и искусство в педагогическом пространстве поликультурного региона: материалы вузовской науч. - практ. конф. Ставрополь : Изд-во Ставролит, 2019. С. 32 - 35.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ