Введение 4
Глава 1. Теоретическое изучение гендерных особенностей личностного восприятия времени и перспектив будущего 7
1.1 Отечественные и зарубежные подходы к изучению особенностей
личностного восприятия времени 7
1.2 Отечественные и зарубежные теории личностного видения
будущего 15
1.3 Особенности гендерного восприятия времени и перспектив
будущего 20
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей личностного восприятия времени и перспектив будущего 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Анализ результатов исследования гендерных особенностей личностного
восприятия времени и перспектив будущего 26
2.3 Рекомендации педагогам для развития временной перспективы в
юношеском возрасте 34
Выводы по второй главе 36
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Проблема восприятия времени всегда привлекала внимание многих исследователей. В наше время она также сохранила свою актуальность.
Под восприятием времени, обычно понимают отражение последовательности и длительности каких-либо событий мозгом. Статус самостоятельного предмета исследования проблема восприятия времени получила с середины ХХ века. В связи с напряженным ритмом жизни в социуме в настоящее время она также приобретает актуальность.
Такие факторы как получение профессии, меняющийся социально-психологический профиль жизненных задач, необходимость меняться, старение полученных знаний за счет роста информации, это все делают проблему психологии времени как никогда актуальной.
Взаимосвязь активности человека с особенностями восприятия времени не единожды подтверждалась эмпирическими исследованиями, находя весьма интересные методические решения.
Г.В. Гегель говорил о том, что выпав из социального времени, человек чувствует опустошение своего личностного времени, что в итоге приводит к ощущению несчастья.
Восприятие времени человеком изучалось и осуществлялось как на длительных периодах, так и на коротких, таких как, час, минута.
Также важно отметить, что многие аспекты, выбранной нами, проблемы остаются малоизучены. Многие исследователи отмечают взаимосвязь личностных особенностей (возраст, пол, темперамент, уровень тревожности и другие) с восприятием времени. Но психофизиологические механизмы и причины данной взаимосвязи практически не изучены.
Проблемой личностного восприятия времени и перспектив будущего занимались такие исследователи как: Р. Берне, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.Л. Рубинштейн, П. Фресс, Б.И. Цуканов, Д.Г. Элькин, У. Джемс, Ж. Делёз, Ю.К. Стрелков, К.А. Абульханова-Славская, В.И. Ковалева, Л. Кублицкене, В.Ф. Серенкова и многие другие отечественные и зарубежные исследователи.
Целью исследования является выявления гендерных особенностей личностного восприятия времени и перспектив будущего.
Объектом исследования является личностное восприятие времени и перспектив будущего.
Предмет исследования гендерные особенности в личностном восприятии времени и перспектив будущего у студентов.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что в личностном восприятии времени и перспектив будущего будут прослеживаться гендерные особенности: у девушек ориентация на позитивное прошлое, в то время как юношей на перспективное будущее.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить гендерные особенности личностного восприятия времени и перспектив будущего у студентов.
3. Провести сравнительный анализ и интерпретацию результатов исследования.
4. Разработать рекомендации для студентов по развитию временной перспективы.
Методологическую основу исследования составили:
Принцип единства психики и деятельности (Б.Г. Ананьев, Б.М.Теплов, К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); Принцип системного подхода к изучению личности и деятельности; общетеоретические положения общей и социальной психологии личности (Б.Г. Ананьев, Д.Н. Завалишина, К.А. Альбуханова-Славская, В.В. Знаков, Е.А. Климов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн); Принцип биографического подхода к изучению личности (А.А. Кроник и Е.И. Головаха).
Методы и методики исследования:
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам восприятия времени, гендерных различий в восприятии времени и перспектив будущего; эмпирические методы: тестовый опросный метод: Методика изучения временной перспективы Ж. Зимбардо «Опросник временной перспективы»; анкетный опросный метод: А.А. Кроник, Е.И. Головаха «Оценка пятилетних интервалов»; использовались методы количественного, качественного описательного анализа.
Практическая значимость исследования
Данное исследование может представлять практическую значимость в области психологии управления, т. к. разработка способов и приемов организации времени строится с учетом личностного, индивидуального восприятия времени, при этом необходимо принимать во внимание гендерные и возрастные особенности индивида.
Исследование проводилось на базе Тольяттинского Государственного Университета.
Выборка исследования составляет 40 человек: студенты (20 юношей и 20 девушек) Тольяттинского государственного Университета, Гуманитарно-педагогического института. Мы выбрали одинаковое количество девушек и юношей: 11 девушек и 9 юношей на 2 и 4 курсе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части (представленной 3-мя параграфами), эмпирического исследования (II глава содержит 5 таблиц, 5 рисунков, а также интерпретацию полученных результатов), выводов (по первой и второй главам), заключения. Список используемой литературы представлен 48 источниками.
Проанализировав отечественную и зарубежную литературу и изучив, таким образом, теоретический материал по выбранной нами теме, мы сделали выводы:
Восприятие времени - это отражение последовательности и длительности каких-либо событий мозгом.
Временная перспектива представляет собой все представлений человека о его психологическом прошлом и будущем, которые одновременно существуют в данный момент времени. Время является неким мерилом жизни человека. Оно и объективно и индивидуально
Немецкий психолог и ученый Курт Левин давал свою трактовку термина временная перспектива. Он считал, что она является совокупностью человеческих взглядов, на психологическое будущее, прошлое, существующих в данный момент времени [22].
В восприятии времени мы различаем: составляющее его чувственную основу непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью; собственно восприятие времени, развивающееся на этой чувственной органической основе.
В собственно восприятии времени мы различаем: восприятие временной длительности ; восприятие временной последовательности.
Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты.
Характерной особенностью времени является его необратимость.
Курт Левин считал, что восприятие человеком настоящего связано с его ожиданиями, намерениями и представлениями о прошлом и будущем [22]. Он полагал, что будущее это некое пространство мотивации, которое обусловливает поведение человека, его выбор целей и стратегий.
Особое значение образу будущего придавал также Дж. Келли. Он считал, что люди ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. В отечественной психологии на роль будущего в развитии личности обратил внимание Л.С. Выготский.
В ходе эмпирического исследования мы выявили гендерные различия в восприятии времени и перспектив будущего юношей и девушек 2 и 4 курсов.
Действительно существуют различия в восприятии времени у девушек и юношей. Они заключаются в следующем. У девушек прошлое является значимым временным аспектом, которое, ассоциируется у них с приятными или наоборот негативными воспоминаниями и жизненными событиями. Направленность лишь в прошлое говорит об эмоциональной нестабильности и неустойчивость, страхе перед будущим. Выявленная тенденция к завышению психологического возраста, говорит нам, о неумении ставить цели, и планировать будущее.
У юношей же оно связано в большей степени с негативными событиями. Наблюдается направленность на перспективное будущее. Также по результатам видно, что ориентация на будущее в определенности планов и надежд связана с социальной и личностной зрелостью юношей. Психологический возраст меньше календарного. Юноши не торопятся воплощать планы и цели в жизнь, так как считают, что времени еще достаточно.
В целом мы увидели тенденцию завышения (у девушек) и занижения (у юношей) психологического возраста, что говорит нам недостаточной сформированности жизненных взглядов на будущее и его перспективы.
Подводя итоги исследования, важно отметить, что формирование временной перспективы является важной и неотъемлемой частью становления личности человека. Еще в раннем возрасте, зарождается отношение к прошлому, настоящему, будущему, проходя ряд таких этапов, как: интериоризация норм и правил, усвоение социокультурного опыта. Также по полученным результатам и теоретическому исследованию, можно сказать, что, несомненно, гендерные различия в восприятии времени существуют. Прежде всего, связано это, с природными, полоролевыми, социальными факторами развития полов.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] /
К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. — С. 126- 149.
2. Абульханова-Славская, К.А., Березина, Т.Н. Время личности - время жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина. - СПб., 2001. - 304 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] /
A. Адлер. - М.: Прогресс, 1995. - 51.
4. Арестова, О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности [Текст] / О.Н. Арестова. - М., 1999.— С. 64-75.
5. Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности [Текст] / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - М., 2007. - №4.
6. Асеев, В.Г. Значимость и временная стратегия поведения [Текст] /
B. Г. Асеев // Психологический журнал. - М., 1981. Т.2. - С. 58-70.
7. Белинская, Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность [Текст] / Е.П. Белинская // Мир психологии.- М., 1999. - С.74¬79.
8. Болотова, А.К. Психология времени в межличностных отношениях. [Текст] / А.К. Болотова. - М., 1997.- С.19-26.
9. Болотова, А.К., Бекренев, В.Д. Время и личность. Временные измерения феноменов личности [Текст] / А.К. Болотова, В.Д. Бекренев. - М., 2007.- С.61-78.
10. Гинзбург, М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников: Сб. науч. тр.
[Текст] / Под ред. М.Р. Гинзбурга, Л.А. Радзиховского. - М.: АПН СССР, 1987. - С. 18-22.
11. Головаха, Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984.- С. 207.
12. Гуревич, А.Я. Представление о времени в средневековой. История и психология [Текст] / А.Я. Гуревич. - М., 1971.- С. 52-70.
13. Дмитриев, А.С. Физиологические основы восприятия. Успехи современной биологии [Текст] / А.С. Дмитриев. - М.,1964. - Т. 57. - С.41.
14. Зейгарник, Б.В. Теория личности Курта Левина [Текст] /
Б.В. Зейгарник. - М., 1981. - С. 60.
15. Зимбардо, Ф., Бойд, Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь [Текст] / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - СПб. : Речь. - 2010. - С. 352
16. Иванченко, Г.В. Представления студентов выпускных курсов о возможном: региональные и гендерные различия [Текст] / Г.В. Иванченко. - М.,2008. - С.32-63.
17. Ковалев, В. И. Особенности личностной организации времени жизни. Гуманистические проблемы психологической теории [Текст] / В.И. Ковалев. - М., 1995. - С. 179-184.
18. Козловская, Т.Н. Обучение студентов навыкам планирования времени [Текст] / Т.Н. Козловская // Психология в вузе. - М., 2007. - С.37-45.
19. Кроник, А. А. Каузометрия: Методы самопознания,
психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути [Текст] / А.А. Кроник,
Р.А. Ахмеров. - М., 2008. - С. 294.
20. Кроник, А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции [Текст] /
А.А. Кроник. - М., 1994. - С. 171.
21. Кублицкене, Л. Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности [Текст] / Л.Ю. Кублицкене. - М., 1995. - С. 185¬192.
22. Левин, К. Динамическая психология [Текст] / К. Левин. - М., 2001. -
С.32.
23. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент». Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса [Текст] / К. Левин. - М.: Изд-во МГУ, 1980. С. - 131-145.
24. Леонтьев, Д.А. Шелобанова, Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев,
Е.В. Шелобанова - М.,2001. - С. 57-65.
25. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст] / Е.Ю. Мандрикова. - М., 2008. Т.29. №4. - С.54-63.
26. Митина, Л.М. Восприятие времени в зависимости от сложной деятельности // Сенсорные и сенсомоторные процессы [Текст] /
Л.М. Митина. - М., 1972.- С. 89.
27. Муздыбаев, К. Переживание времени в период кризисов [Текст] / К. Муздыбаев - М., 2000. -С. 15-22.
28. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] /
Ж. Нюттен. Под ред. Д.А. Леонтьева. — М.: - Смысл, - 2004. — С. 45¬57.
29. Петровский, В.А. Основы теоретической психологии [Текст] / А.В. Петровский. — М., 1998. -С.61-70.
30. Разгоняева, Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего [Текст] / Е.В. Разгоняева. - Барнаул, 2004. - С.102.
31. Серенкова, В. Ф. Типологические особенности планирования личностного времени [Текст] / В.Ф. Серенкова // Гуманистические проблемы психологической теории. - М., 1995. - С. 192-204 .
32. Серкин, В.П. Бланк семантического дифференциала для оценки представлений о времени. Психологическая диагностика [Текст] /
В.П. Серкин. — М., 2007. №5. - С.30-35.
33. Серкин, В.П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира [Текст] / В.П. Серкин. — М., 2006. - С.11-19.
34. Сырцова, А., Митина, О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности [Текст] / А. Сырцова, О.В. Митина. — М., 2008. - С.41-53.
35. Сырцова, А., Соколова, Е.Т., Митина, О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе [Текст] / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологическая диагностика.- М., 2007.- №5. - С.85-105.
36. Украинец, В.Н. Жизненные перспективы личности [Текст] /
В.Н. Украинец // Жизненный путь личности. Под ред. Л.В. Сохань. - Киев, 1987. - С. 217-225.
37. Франк, Л.К. Временная перспектива. Журнал по социальной психологии [Текст] / Л.К. Франк. - М., №4. 1939. - С. 293-312.
38. Франкл, В. Человек в поисках смысла жизни [Текст] / В. Франкл / Под ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990.- С. 226.
39. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 2001.- С. 608.
40. Цуканов, Б.И. Качество «внутренних часов» и проблема интеллекта [Текст] / Б.И. Цуканов. - М., 1991. - Т. 12. -С.59.
41. Цуканов, Б.И. Фактор времени и природа темперамента [Текст] / Б.И. Цуканов. - М., 1988. - С.44-49.
42. Элькин, Д.Г. Восприятие времени. [Текст] / Л.Г. Элькин. - М., 1962
.- С. 97.
43. Янчук, В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход: монография [Текст] / В.А. Янчук. - Минск, 2000. - С. 416.
44. Boniwell, I., &Zimbardo, P. (2004). Balancing time perspective in pursuit of optimal functioning / I. Boniwell, P. Zimbardo In P. A. Linley and S. Joseph (Eds.) Positive Psychology in Practice - (pp. 165-179) - New Jersey: John Wiley & Sons.
45. Boyd, J. N. Time perspective, heath, and risk taking / J. N. Boyd,
P. G. Zimbardo // Understanding Behavior in the Context of Time / A. Strathman, J. Joireman (eds.). - Mahwah, 2005. - P. 85-108
46. Harber, K. D. Participant self-selection biases as a function of individual differences in time perspective / K. D. Harber, P. G. Zimbardo, J. N. Boyd // Basic And Applied Social Psychology. - 2003. - Vol. 25 (3). - Р. 255¬264.
47. Miller, R. B. A Model of future-oriented motivation and self¬regulation /
R. B. Miller, S. J. Brickman // Educational Psychology Review. - 2004. - Vol. 16, № 1. - Р. 9-33.
48. Placing motivation and future time perspective theory in a temporal perspective / J. Simons [et al.] // Educational Psychology Review. - 2004. - Vol. 16, № 2. - Р. 121-139.