ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ
1.1.Современное представление ученых о координационных способностях
1.2.Сущность и значение координационных способностей в управлении
движениями
1.3.Возрастные особенности развития координационных способностей у
детей младшего школьного возраста
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Методы исследования
2.2.Организация исследования
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Основным путем социальной адаптации детей младшего школьного возраста является достижение оптимально возможного уровня физического развития и двигательной подготовленности.
Учеными, в числе которых Ермоленко Е.К [7], Исаев Д.Н. [8], Сермеев Б.В. [15] и другие, установлено, что задержка психического развития ребенка влечет за собой аномальное развитие двигательной сферы, отрицательно сказывается на формировании жизненно необходимых умений и навыков.
Как пишет Пyзaнoвa Б. П. [9]: «Это происходит вследствие тесной взаимосвязи органов и систем, а также сопряженного их развития. Каждый частный дефект в организме ребенка приводит к изменению других функций, вследствие чего возникают вторичные отклонения».
Анализ специальной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что одну из главных причин, затрудняющих формирование жизненно важных двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, ученые видят в недостаточном уровне развития двигательных качеств, и в особенности, координационных способностей.
Вместе с тем, анализ и обобщение работ ученых, исследующих особенности моторики и состояния координационных способностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) показало, что в настоящий момент не решено много вопросов, связанных с дальнейшим совершенствованием теории и методики коррекционной работы с данным контингентом.
В связи с выше изложенным, разработка методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами адаптивной физической культуры и определение ее эффективности представляется весьма актуальной проблемой, требующей экспериментального исследования.
Цель исследования - разработка и апробирование комплекса специально -подобранных упражнений, направленных на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Объект исследования - учебно - тренировочный процесс по адаптивному физическому воспитанию, направленный на улучшение физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) .
Предмет исследования - комплекс специально-подобранных упражнений координационной направленности и его влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1.Исследовать уровень координационных способностей и физического развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
2.Разработать комплекс специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) .
3.Оценить эффективность комплекса специальных упражнений, направленных на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) посредствам педагогического эксперимента.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:
1.Теоретический анализ и обобщение научно -методической литературы.
2.Контрольно -педагогические испытания, (тесты)
3.Педагогический эксперимент.
4.Методы математической статистики.
Практическая значимость. Коррекция двигательных нарушений является обязательным и важным направлением коррекционно-воспитательной работы школы, поскольку процесс адаптивного физического воспитания оказывает значительное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
1.Применение игрового метода адаптивного физического воспитания, модифицированного с целью достижения сопряжённого воздействия, обеспечивает определённые сдвиги в абсолютных значениях показателей КС для создания необходимых предпосылок успешного овладения программным материалом средней школы. Тестирование после окончания цикла уроков по исследуемой методике выявило положительные сдвиги во всех тестах.
2.Уроки адаптивной физической культуры способствовали значительному повышению абсолютных показателей КС в циклических локомоциях (челночный бег 3х10 м): у детей с ЗПР экспериментальной группы показатели улучшились на 13,9%, тогда как в контрольной группе прирост составил всего 2,9%.
3.Достоверно изменились результаты, определяющие уровень относительных показателей КС в ациклических локомоциях: в контрольной группе прирост не наблюдался, а в экспериментальной - 18 %.
4.Абсолютные показатели КС в баллистических движениях, с акцентом на дальность метания (метание теннисного мяча “ведущей” рукой на дальность) в экспериментальной группе выросли на 19,8 %, тогда как в контрольной - всего на 0,22 %.
5.Занятия экспериментальной группы способствовали значительному сдвигу в абсолютных показателях КС в баллистических движениях с акцентом на точность (метание теннисного мяча “ведущей” рукой на точность). Степень отклонения от центра мишени снизились на 35,1%.
В контрольной группе же выявлено снижение результатов всего на 0,1%. Такие большие изменения обусловлены невысоким исходным уровнем развития данного показателя КС у детей с ЗПР .
6.Абсолютные показатели КС в спортивно-игровых двигательных действиях (ведение мяча “ведущей” рукой в беге с изменением направления движения) в экспериментальной группе возросли на 11,2%, в контрольной же, наоборот, ухудшились на 0,2%.
1.Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 228с.
2.Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций. - М.:
Просвещение, 2013. - 2-ое изд перераб. и доп. - С.71 - 80.
3.Гужаловский А.А. Физическое воспитание школьников. - М.:
Просвещение, 2015. - изд.3-е доп. - С.24 - 35.
4.Годик М.А. Контроль соревновательных и тренировочных нагрузок. М.: Физкультура и спорт, 1980.-136с
5.Запорожец А.В. Психологическое изучение развития методики ребёнка - дошкольника-М., 1948-е. 102-112 с.
6.Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии, — М.: Физкультура и спорт» 1978.- 45с.
7.Ермоленко Е.К. Возрастная морфология. - 3-е изд. -Ростов н/Д: Феникс, 2012. - С. 12-29.
8.Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. - С-Пб.: Речь, 2007. - 428 с.
9.Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей c отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. - 4-е изд. дополн.- М.: Академия, 2011. - 489 с.
10.Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни // Физкультура в школе. - 2001, № 2. - С. 34-36.
11.Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра - Спорт, 2014. - С. 33-41.
12.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии. - М.:
Просвещение, 1992. - 95с.
13.Назаров В.П. Координационные способности у детей школьного возраста.- М.: Физкультура и спорт, 2015. - 2-ое изд. - С. 14-19.
14.Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. - 3-е изд. доп. - М.: Просвящение, 2013. - С.56-60.
15.Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств аномальных детей. - Горький, 1976. - 76 с...