Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Работа №109978

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психологического сопровождения развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 9
1.1 Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения 9
1.2 Психологическое сопровождение как условие развития памяти
у детей с нарушениями зрения 25
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психологического сопровождения развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 40
2.1 Выявление особенностей памяти детей 5-6 лет с нарушениями
зрения 40
2.2 Содержание и организация психологического сопровождения
развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения 57
2.3 Определение эффективности психологического сопровождения 74
развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения
Выводы по второй главе 82
Заключение 84
Список используемой литературы 86
Приложения 90


В современной специальной психологии и педагогике проблема развития памяти у детей с нарушениями зрения является одной из актуальных и обсуждаемых. Не подлежит сомнению, что именно память лежит в основе когнитивных способностей человека и становится одним из основных условий обучения, усвоения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности.
Среди зарубежных исследователей, изучением данного вопроса занимались такие ученые как, А. Бине, Д.Б. Бродбент, К. Бюлер, К. Готшальд, В. Келер, П. Линдслей Г. Мюллер, А. Пильцекер и др., которые рассматривали процессы памяти, её виды, индивидуальные особенности. Основное место при этом уделяется экспликации приёмов запоминания, содействующих совершенствованию производительности процесса и установления мнемической деятельности.
Среди отечественных ученых данной проблемой занимались З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов и другие.
С помощью памяти дети учатся движениям, речи и ориентировке, образуя в памяти эталоны окружающего мира, воссоздают свой опыт. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия. У детей с нарушениями зрения отмечается неточность восприятия, что влияет на непреднамеренное запоминание наглядного зрительного материала. Роль памяти при различных нарушениях зрения огромна. Это объясняется тем фактом, что слабовидящий должен запоминать столько же, сколько и зрячий. Слабовидящие дети испытывают трудности при осуществлении процессов памяти: запоминании, сохранении и воспроизведении, хотя развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям.
Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее, результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.
У детей с нарушениями зрения процессы памяти мало изучены, неполно и фрагментарно, невзирая на особенную роль памяти при зрительной патологии. Детям при зрительном дефекте нужно запоминать многое из того, что не требует запоминания у зрячих. Кроме этого информатизация жизнедеятельности общества, усложнение самой сути образования требуют от незрячих и слабовидящих совершенствование памяти (увеличения скорости запоминания, прочности удержания в памяти, запечатления большего объема информации на длительный срок).
Современное развитие тифлопсихологии и тифлопедагогики происходит не только в направлении тщательного изучения дефекта, но и в раскрытии концепции зрительного нарушения за счет разделения дошкольников с частичным поражением зрительного анализатора. На современном этапе дети с нарушениями зрения создают самую массовую и устойчиво пополняющуюся группу дошкольников (Б.В. Зейгарник, В.И. Лубовский, Л.И. Плаксина, Т.А. Подугольникова).
Актуальность исследования также состоит и в том, что, несмотря на широкий спектр работ, изучавших проблему развития памяти слепых и слабовидящих (Н.К. Корсакова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.), исследований, посвященных проблеме психологического сопровождения протекания и развития мнемических процессов у детей с патологией зрения, сегодня недостаточно. Эти обстоятельства определили выбор темы исследования: «Психологическое сопровождение развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения».
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каково содержание психологического сопровождения развития памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях дошкольной образовательной организации?
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание психологического сопровождения развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Объект исследования: развитие памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: психологическое сопровождение развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования базируется на следующих предположениях:
- развитие памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения будет эффективным при психологическом сопровождении данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации;
- психологическое сопровождение развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения предполагает: мониторинг развития мнемических процессов детей 5-6 лет с нарушениями зрения; индивидуальный подход при осуществлении сопровождения с учётом психологических особенностей каждого ребёнка с нарушениями зрения; комплексный характер сопровождения, включающий решение задач по развитию активной речи и осмысленности запоминания; использование средств абстрактности для развития опосредованного запоминания.
Задачи исследования.
1. На основе междисциплинарного анализа психологической, педагогической и тифлопедагогической литературы изучить состояние проблемы, определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выявить особенности развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
3. Определить и проверить в процессе экспериментальной работы эффективность психологического сопровождения развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Для решения данных задач в исследовании использовались методы: теоретический анализ литературы, анализ амнестических данных, эмпирические методы (наблюдение, беседа, тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки фактических данных (качественный и количественный анализ, методы математической и статистической обработки - критерий Фишера).
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, В.А. Гиляровского, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна о взаимосвязи физиологических и психологических процессов развития;
- теория системного характера нарушений мнемических процессов у детей с сенсорными, физическими и интеллектуальными дефектами Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, А.И. Зотов, А.Г. Кондратов, В.И. Лубовский, А.А. Смирнов, Л.В. Черемошкина;
- положения исследований М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой об особенностях развития памяти слепых и слабовидящих;
- положения исследований Э.С. Аветисова, Л.А. Григорян, Е.В. Замашнюк, Л.И. Плаксиной о возможностях развития памяти у дошкольников с косоглазием и амблиопией.
Экспериментальная база исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 5 «Филиппок» г.о. Тольятти. На разных этапах в экспериментальной работе участвовали 24 ребенка из них 8 девочек и 16 мальчиков 5-6 лет, из которых 14 детей без нарушений и 14 детей с нарушениями зрения.
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2016-2017гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы; исследование особенностей развития памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Второй этап - экспериментальный (2017-2018 гг.). Разработка и апробация содержания психологического сопровождения развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Третий этап - аналитико-обобщающий (2018 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- установлено и охарактеризовано влияние психологического сопровождения на развитие памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования:
- дано теоретическое обоснование содержания, направлений и методов психологического сопровождения развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов:
- по диагностике мнемических процессов детей 5-6 лет с нарушениями зрения;
- реализации в условиях дошкольной образовательной организации модели психологического сопровождения развития памяти детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Достоверность результатов исследования обеспечена проведением исследования с опорой на теоретические положения тифлопсихологии и тифлопедагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, комплексной методикой исследования, количественным и качественным их анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования рассматривались на научно-методических семинарах, отражены в отчетах по научно-исследовательской работе в каждом семестре, были представлены в выступлениях на секциях кафедры «Дошкольная педагогика и психология» в рамках проведения ежегодной научно-практической конференции «Студенчески дни науки ТГУ» (2017 г., 2018 г.) а также на научно-практических конференциях различного уровня (Всероссийских, региональных, городских). Материалы исследования нашли отражение в четырех публикациях.
Положения, выносимые на защиту.
1. Организация в условиях дошкольной образовательной организации психологического сопровождения позволяет раскрыть потенциальные возможности детей 5-6 лет с нарушениями зрения и оптимизировать процесс развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
2. Психологическое сопровождение развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения включает: мониторинг развития мнемических процессов детей 5-6 лет с нарушениями зрения; индивидуальный подход при осуществлении сопровождения с учётом психологических особенностей каждого ребёнка с нарушениями зрения; комплексный характер сопровождения, предполагающий решение задач по развитию активной речи и осмысленности запоминания; использование средств абстрактности для развития опосредованного запоминания.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и дает нам возможность сделать следующие выводы.
Рассмотренные теоретические аспекты позволяют нам говорить о том, что вопрос развития памяти старших дошкольников с амблиопией и косоглазием продолжает оставаться острым и на современном этапе тифлопедагогики и тифлопсихологии.
Опираясь на труды В.П. Зинченко, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, В.И. Лубовского, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, мы можем говорить о затруднениях и своеобразии протекания запоминания, сохранения, узнавания у детей с нарушениями зрения. Учеными отмечается уменьшение объема и скорости, а также недостаточная осмысленность запоминаемого материала.
Современные исследования Санкт-Петербургской школы тифлопсихологии выявили, что образы памяти слабовидящих при слабом подкреплении имеют тенденцию быстро угасать. Но при этом объем осязательной памяти у них также, как и слуховой, оказывается высоким. В отношении точности у дошкольников со зрительными нарушениями зрительное узнавание отстает: множество неточностей в процессе узнавания, полное не умение вычленять и характеризовать качества объекта.
Выявление особенностей памяти детей 5-6 лет со зрительными нарушениями на этапе констатирующего эксперимента позволило определить общие и индивидуальные отличительные черты уровня развития памяти у детей 5-6 лет. На данном этапе исследования определен критериально-диагностический инструментарий, представленный показателями и диагностическими методиками.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка положений гипотезы. Мы проверили эффективность психологического сопровождения развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Мы доказали, что развитие памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения протекает эффективнее, если осуществлен дифференциальный подход к каждому дошкольнику с учетом специфики зрительного нарушения; внедрены в непрерывную образовательную деятельность игровых задания и упражнения на развитие мнемической деятельности; осуществляется стимулирование у дошкольников с нарушениями зрения компенсаторных механизмов мнемической деятельности в непрерывной образовательной и в самостоятельной деятельности.
Контрольный эксперимент позволили выявить эффективность психологического сопровождения и положительную динамику в развитии памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] учебник для студентов ВУЗов / Г.С. Абрамова.- М.: Академический проект, 2001. - 672 с.
2. Аверин, В.А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста [Текст] / В.А. Аверин.- СПб.: Речь, 2000. - 160 с.
3. Аветисов, Э.С. Зрительные функции и их коррекция у детей [Текст] / Э.С. Аветисов, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшинова, .- М.: Медицина, 2005. - 872 с.
4. Аткинсон, В. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта [Текст] / В. Аткинсон, Дж. Скотт.- СПб.: Респекс, 2000.- 384 с.
5. Божович, Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович.- СПб: Изд-во «Питер Пресс», 2008.- 399 с.
6. Возрастные и индивидуальные различия памяти [Текст] / Под ред. А.А. Смирнова.- М.: Просвещение, 2001. - 300 с.
7. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Бернадская.- М.: «Школа- Пресс», 2001. - 391 с.
8. Детская психология [Текст]: учеб. пособие / Под ред.
Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.- Минск: Университетское издание, 2000.- 399 с.
9. Дубровина, И.В. Руководство практического психолога
[Текст] / И.В. Дубровина.- М.: Просвещение, 2018. - 255 с.
10. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин.- М.: Владос, 2000. - 240 с.
11. Жохов, В.П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией [Текст] / В.П. Жохов, Л.И. Плаксина и др.- М.: Просвещение, 1989. - с.21-24.
12. Зинченко, В.П. Функциональная структура зрительной памяти [Текст] / В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, Г.Г. Вучетич.- М.: Просвещение, 2000. - 272 с.
13. Зинченко, В.П. Взаимоотношение осязания и зрения у детей дошкольного возраста: Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте [Текст] / В.П. Зинченко, А.Г. Рузская.- М: Просвещение, 2011. - с.81-84.
14. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] /
П.И. Зинченко. - М.: Педагогика, 2001. - с. 465-474.
15. Ипполитов, Ф.В. Память и ее воспитание [Текст] / Ф.В. Ипполитов и др.- М.: Просвещение, 2000. - 269 с.
16. Истомина, З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте [Текст] / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 2000.- 156 с.
17. Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] / З.М. Истомина.- М.: Просвещение, 2000.- 120 с.
18. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 349 с.
19. Кулагина, И.Ю., Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина.- М.: Просвещение, 2002. - 456 с.
20. Литвак, А.Г. Практикум по тифлопсихологии [Текст] /А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина.- М.: Просвещение, 2001. - 379 с.
21. Немов Р.С. Психология [Текст] /Р.С. Немов; уч. для студ. высш. пед. учебн. Завед. Психология образования, в 3-х книгах. Кн.2,2-е изд. М.: Просвещение, 1995. - 496 с.
22. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - Калуга, 2000. - 315 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Психология памяти [Текст] / С.Л. Рубинштейн под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.- М., 2003. - 247 с.
24. Севостьянова, Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения [Текст] / Е.О. Севостьянова. - М.: ТЦ Сфера 2006. - 80 с.
25. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис,2002. - 234 с.
26. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис, 2000. - 314 с.
27. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учебное пособие Г.А. Урунтаева.- М: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
28. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция, развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М. Владос, 2001. - 276 с.
29. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с.
30. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Д.Б. Эльконина. - 4-е изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 194 с.
31. Archibald L. M. D. Short-term and Working Memory in Children with Specific Language Impairment [Text]/ Lisa M.D. Archibald; Thesis submitted for the Degree of Doctor of Philosophy University of Durham, Department of Psychology,
2006 - 300 p.
32. Patel D.R., Greydanus D.E., Omar H.A., Merrick S.M.
Neurodevelopmental Disabilities Clinical Care for Children and Young Adults [Text]/ Dilip R. Patel... [et al.]; Springer Dordrecht Heidelberg London New York Springer Science+Business Media B.V., 2011. - 491 p.
33. Seifert K., Sutton R. Educational Psychology Second Edition [Text]/ Kelvin Seifert and Rosemary Sutton; The Global Text Projeck is funded by the Jacobs Foundation, Zurich, Switzerland, 2009. - 373 p.
34. Skuse D. Child Psychology and Psychiatry: frameworks for practice [Text] / David Skuse...[et al.]; Set in 9/11 pt TimesTen by Laserwords Private Limited, Chennai, India First Impression, 2011. - 295 p.
35. Teaching Children who are Blind or Visually Impaired inside [Text] /
The committee to prepare this hand book was chaired by: Ms. G. Truitt, Ms. T.Suvak; Programming for Individual Needs Department of Education Dision of Student Support Services, February 2001. - 199 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ