Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование компьютерных технологий для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы

Работа №94034

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы101
Год сдачи2022
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 10
1.1. Понятие «память» как научный феномен 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умственной отсталостью начальных классов школы 17
1.3. Особенности памяти у обучающихся с умственной
отсталостью в начальных классах школы 20
ГЛАВА 2. Программа педагогической диагностики уровня сформированности памяти у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 24
2.1. Характеристика базы исследования и контингента
обучающихся, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования 25
2.2. Описание диагностического инструментария включенную в
программу педагогической диагностики уровня сформированности памяти у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы 26
2.3. Анализ полученных результатов 28
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 33
3.1. Обзор нормативно-правовых актов о цифровизации в
Российской Федерации. Реализуемые цифровые технологии в системе образования обучающихся с умственной отсталостью 33
3.2. Составление плана коррекционной работы по развитию памяти обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в
начальных классах школы посредством компьютерных технологий.. 60
3.3. Методические рекомендации педагогам по формированию памяти у обучающихся с умственной отсталостью в начальных
классах с использованием компьютерных технологий 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98

Проблема исследования. В настоящее время в специальной педагогике большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями. Разрабатываются организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих обучающихся к учебной и трудовой деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество. Память обучающихся с умственной отсталостью и ее развитие выступает достаточно острой проблемой в современном образовании.
Актуальность темы. Актуальность данной темы определяется необходимостью непрерывного роста памяти ребенка в детстве, что отражено в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В настоящее время, как отмечается в общих учебных стандартах, основная задача учебного учреждения - формирование и развитие у обучающихся умения учиться, то есть формирование и развитие учебных действий, основой которых является развитие памяти.
Память в качестве процесса - это многоаспектная категория, и есть множество различных подходов к ее исследованию. Вариативностью исследований в исследовании памяти является различие ее определений. В психологии концепция памяти рассматривается как процесс формирования и сохранения прошлых опытов человека, что позволяет вновь использовать ее в действиях. Память связана с прошлым человека и его будущим, является важнейшей когнитивной функцией, основанной на развитии и обучении. Некоторые наблюдения и исследования свидетельствуют о том, что для младших школьников до сих пор сложно различать мнемонию. Таким образом, для эффективной работы памяти нужно научиться пользоваться различными техниками развития памяти.
Изучение особенностей памяти обучающихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью является в настоящее время важной педагогической задачей, так как память это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Одним из незаменимых условий для развития способностей обучающихся младшего школьного возраста является зрительная память. Впечатления, которые ребенок получает об окружающем мире, посредством зрения закрепляются в его сознании и способствуют обогащению жизненного опыта. Обучающиеся младшего школьного возраста значительно лучше запоминают предметы и изображения предметов. Зрительная память является важным психическим процессом, который дает основу развитию сложных форм наблюдения.
Развитие познавательного процесса у обучающихся с умственной отсталостью зависит от многих факторов, включая то, как наглядно и удобно воспринимается учебное пособие. Применение электронного учебного материала на занятиях и уроках не только ознакомляет обучающихся с миром предмета, но еще и способствуют развитию его информационной компетенции и коррекции познавательных процессов.
Обучающимся с умственной отсталостью требуется намного больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку для усвоения ориентирования в окружающем мире, для понимания разных действий, а также для того, чтобы выделить и зафиксировать характеристики отдельных предметов. Важным видом деятельности в младшей школе является игра. В процессе игры обучающийся участвует не только в контакте с окружающими людьми, в использовании предметов по своему назначению, а и в психическом развитии. Чтобы не пропустить сентиментальный период образования памяти, необходимо вовлечь обучающихся в различные дидактические игры, которые направлены на повышение объемов, точности запоминания и его скорости. В ходе игры нужно создавать яркие впечатления о памяти, обучать обучающегося связывать предмет с чем-либо иным. Дидактическая компьютерная игра позволяет обеспечить необходимые повторения на разных материалах, сохраняя эмоционально позитивное отношение к задаче.
Степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. Память ребенка формируется в активной деятельности, которая на данном возрастном этапе является ведущей. В младшем школьном возрасте дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти. «Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы младшего школьника, - писал Л. С. Выготский, - является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется, прежде всего, тем, что в центре сознания становится память. Памяти в школьном возрасте принадлежит доминирующая роль» [11, с. 13]. Различные точки зрения по роли специальной подготовки обучающихся с нарушениями умственного развития, рекомендации представлены в отечественных исследованиях и практиках о формировании навыков чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных категорий (Аксенова А.К., Алтухова Т.А., Бгажнокова И.М., Воронкова В.В., Галунчикова Н.Г., Гнездилов М.Ф., Гончарова Е.Л., Граборов А.И., Жигорева М.В., Забрамная С.Д., Занков Л.В., Ипполитова М.В., Капланская Е.И., Коломыткина И.В., Комарова С.В., Лалаева Р.И., Лаврентьева Н.Б., Левина Р.С., Крылова Н.А., Маллер А.Р., Морозова Т.И., Никольская О.С., Нуриева Л.Г., Плаксина Л.И., Петрова В.Г., Соколянский И.А., Стребелева Е.А., Чиркина Г.В., Шишкова М.И. и другие).
Объект исследования - память у обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы.
Предмет исследования - процесс развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы с использованием компьютерных технологий.
Цель исследования - развитие памяти у обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы с использованием компьютерных технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью.
2. Составить перспективный план по развитию памяти у обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы посредством компьютерных технологий.
3. Составить методические рекомендации педагогам по формированию памяти у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах с использованием компьютерных технологий.
Гипотеза исследования: развитие памяти у обучающихся с умственной отсталостью будет эффективней, если:
- занятия будут проводиться по направлениям, определенным в соответствии с критериями развития зрительной памяти - на развитие объема зрительной памяти, скорости запоминания, точности воспроизведения и длительности сохранения материала;
- будет обеспечено постепенное усложнение заданий, за счет количества запоминаемых объектов, сокращения времени, отводимого на запоминание;
- в процессе занятий будут применяться компьютерные технологии и приемы, способствующие активизации логического запоминания, повышению интереса к мнемической деятельности;
- в работе с обучающимися применить составленную программу по развитию зрительной памяти обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью с использованием компьютерных дидактических игр.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, качественный и количественный анализ полученных данных, эксперимент.
Методологические основы:
- положение Л. С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций. Оно позволяет считать развитие ребенка постепенным вхождением в культуру человека через освоение закрепляемых в ней средств воздействия на мир и его самого. На основе этого его психическое состояние становится сознательным и произвольным, возникает способность саморегуляции;
- положение А. Н. Леонтьева об интериоризации внешних мнемических средств, в котором намечается путь формирования произвольной мемориальной памяти как «вращивания» внешних инструментов и приемов памяти, перехода от опоры внешних стимулов к опоре внутренних действий. В свете этого положения произвольные памяти рассматриваются как продукт культурно-социального развития;
- учение П. Я. Гальперина о поэтапном формировании внутренних умственных действий, устанавливающее генетические связи идеального психического действия с материальными действиями. Эта теория создает психологические основания для педагогической подготовки сам процесс формирования мыслительных действий;
- положение Л. А. Венгера о роли наглядного моделирования в формировании приёмов опосредования и в развитии общих умственных способностей. Реальные модели считаются источником формирования внутреннего мысленного моделирования, с помощью которого ребенок представляет действительность;
- положение С. Л. Рубинштейна о развитии психики, сознания в деятельности, которое свидетельствует о том, что психическое развитие требует специально организованной деятельности;
- положение А. В. Запорожца об амплификации, то есть обогащении детского развития. Обучение не ускорит его, но расширяет именно возможности в школьной сфере жизни. При этом освоена широкая номенклатура задач, в первую очередь характерная для младших школьных видов деятельности. А взрослая помогает ребенку найти культурный способ решения таких проблем. Описанный подход позволяет определить оптимальный способ взаимодействия ребенка со взрослым в целях развития.
Экспериментальная база исследования. Для исследования уровней памяти обучающихся с умственной отсталостью в эксперименте задействованы обучающиеся третьего класса государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Красноуфимская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы». Контингент данной образовательной организации обучающиеся с интеллектуальными нарушениями. В ГБОУ СО «Красноуфимская школа» обучение проходит по двум этапам 1-4 классы - первый этап и 5-9 классы - второй этап. Всего в школе обучается 101 человек. Для обучающихся 1-5 классов предусмотрена группа продленного дня по заявлению законного представителя. В эксперименте участвуют обучающиеся третьего класса с легкой умственной отсталостью, возраст 10-11 лет.
Структура исследования: введение, три главы, заключение, список источников литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретические аспекты и проведя исследование, можем сделать следующие выводы:
1. Память - когнитивный процесс, который отвечает за запоминание, забывания, сохранения и воспроизведения информации. Память - это основа сознательно функционирующей личности, необходимая для приобретения, усвоения, сохранения, транслирования знаний и формирования навыков.
2. Изучением механизмов памяти занимались многие известные психологи: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. П. Нечаев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов и др.
3. У обучающихся с умственной отсталостью начальной школы память следует подчинять цели - запоминать и хранить информацию. Обучающийся с умственной отсталостью должен понимать и выполнять инструкции взрослого, учиться пользоваться полученным опытом.
4. Основной вид запоминания у обучающихся с умственной отсталостью - непроизвольное запоминание, которое лучше формируется в игровой деятельности. Внимание произвольное формируется по требованию педагога и требует волевых усилий со стороны обучающихся.
5. При проведении эмпирического исследования мы учли возрастные и психические особенности обучающихся с нарушениями интеллекта.
6. По результатам исследования было выявлено, что у обучающихся экспериментальной группы параметры слуховой и зрительной памяти имеют низкие показатели и требуют развития и коррекции.
7. В заключении были даны рекомендации педагогам и родителям для развития всех качеств памяти для обучающихся с умственной отсталостью.
8. К основным принципам использования цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций относятся следующие принципы:
- принцип интерактивности. Он предполагает возможность постоянного интерактивного общения всех участников образовательного процесса с диагностикой ошибок и обратной связью;
- принцип связи обучения с жизнью, который предполагает определение целей и конкретных результатов образовательной деятельности с интеграцией теоретического и практического обучения;
- принцип доступности, систематичности и последовательности. За
счет использования информационно-образовательной среды, которая предполагает разностороннее представление обучающемуся
образовательного контента, переходов от простого к сложному и от сложного к простому, а от общего к частному и от частного к общему;
- принцип наглядности. Это возможность эффективно использовать учебные материалы нового поколения, которые содержат цифровые образовательные ресурсы и элементы визуализации, моделирования и имитации процессов и явлений, и задействовать в учебном процессе различные способы восприятия такие, как зрительный, слуховой и моторный;
- принцип гибкости учебного процесса заключает предоставление всем участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное время, а именно осваивать образовательные программы по месту жительства;
- принцип активной познавательной деятельности. Во время всего учебного процесса происходит вовлечение каждого обучающегося в активную познавательную деятельность;
- принцип индивидуализации. Это освоение знаний и навыков обучающимся самостоятельно за счет дифференциации процесса обучения, самоконтроль и самокоррекция учебной деятельности, даже при увеличении объема информации, изучаемой обучающимся;
- принцип координации предполагает организацию и координацию педагогическими работниками учебного процесса за счет автоматизирования административных процессов обучения;
- принцип персонализации предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий за счет мониторинга учебных достижений, личностного и профессионального развития обучающихся;
- принцип интерактивности представляет собой организацию учебной деятельности на основе очной и дистанционной коммуникации, в том числе индивидуальной и командной работы;
- принцип включенного оценивания подразумевает обеспечение объективности и прозрачности учебного процесса, в частности оценки выполнения различных заданий;
- принцип обзорности формирует целостную картину изучаемой области знаний за счет разносторонности учебных материалов, предлагаемых для изучения.
Используемые цифровых технологий в обучении и воспитании обучающихся общеобразовательных организаций активно воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения.
9. Применение цифровых технологий образовательной организацией в обучении и воспитании обучающихся обуславливается в конкретных случаях условиями самих организаций, а именно:
- образовательными программами;
- нормативной базой образовательной организации (локальные нормативные акты, которые регламентируют особенности и порядок реализации образовательных программ, применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);
- материально-технической базой (электронные образовательные и информационные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий соответствующих технологических средств и обеспечение освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся);
- уровнем кадрового потенциала организации (наличие у административных работников и педагогических кадров соответствующего основного и дополнительного профессионального образования; методическое сопровождение педагогических работников образовательных организаций, которые используют электронное обучение и дистанционные технологии).
10. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при процессе изучения образовательной программы может быть реализовано в следующих случаях:
- расширение контингента обучающихся за счет организации учебной деятельности для новых обучающихся и для обучающихся, у которых нет возможности посещать образовательные организации регулярно или временно, находясь в другом населенном пункте;
- реализация дистанционных программ дополнительного образования, в том числе факультативов и внеурочной деятельности;
- дистанционная поддержка образования одаренных обучающихся, в частности организация викторин, конкурсов и олимпиад;
- организация профильного обучения с использованием дистанционных технологий в образовании;
- организация дистанционного контроля знаний обучающихся;
- организация дистанционного экстерната для обучающихся;
- организация дистанционного обучения в малокомплектных образовательных учреждениях при наличии дефицита педагогических кадров;
- организация дистанционных учебных занятий для обучающихся, пропускающих занятия по причинам болезни, в частности для обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Следует отметить, что использование электронного обучения и дистанционных технологий при реализации образовательной программы может быть реализовано по независящим причинам, в том числе для обеспечения продолжения образовательного процесса в условиях введения в организации карантина или при невозможном посещении учебных занятий из-за неблагоприятных погодных условий.
12. В обучении и воспитании обучающихся в общеобразовательных организациях использование цифровых технологий осуществляется в следующих видах деятельности:
- в учебной деятельности;
- внеурочной деятельности;
- исследовательской деятельности;
- проектной деятельности;
- при измерении, контроле и оценке результатов образования;
- административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы и органами управления.
Таким образом, задачи решены, цель работы достигнута.



1. Бебриш, Э. П. Некоторые особенности физического развития умственно отсталых учащихся / Э. П. Бебриш // Дефектология. - 1976. - № 4.
- С. 42-43.
2. Блейхер, В. М. Толковый словарь психологических терминов / В. М. Блейхер, И. В. Крук. - Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. - 441 с.
3. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2 т. Т. 2 / П. П. Блонский. - Москва : Педагогика, 1979. - 400 с.
4. Брезе, Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах : монография / Б. Брезе ; пер. с немец. А. Н. Зуева.
- Москва : Медицина, 1981. - 239 с.
5. Вайзман, Н. П. Психомоторика обучающихся олигофренов / Н. П. Вайзман. - М. : Педагогика, 1976. - 39 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонением в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 13 с.
7. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение обучающихся во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. - М. : Школа Пресс, 1994. - 74 с.
8. Выготский, Л. С. Память и её развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1979. - 161 с.
9. Галкина, В. А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью / В. А. Галкина // Образование и наука. - 2015. - № 2 (121). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-samokontrolya-v-protsesse-obucheniya-u-mladshih-shkolnikov-s-legkoy-umstvennoy-otstalostyu(дата обращения: 09.01.2022).
10. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. - М. : Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
11. Губин, Н. Глоссарий психологических терминов / Н. Губин. - М. : Наука, 1999. - 313 с.
12. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М. : ООО Издательство «АСТ», 2001. - 324 с.
13. Григонис, А. В. Особенности произвольного и непроизвольного запоминания учебного материала у младших школьников с проблемами развития / А. В. Григонис // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 2. - C. 95-98.
14. Дмитриев, A. A. О некоторых проблемах интегрированного обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями /
A. А. Дмитриев // Дефектология. - 2005. - № 4. - С. 89-95.
15. Долгова, В. И. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, Д. А. Сметанина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 111-115.
16. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе : монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. - М. : Издательство «Перо», 2015. - 200 с.
17. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии развития / Т. В. Егорова // Педагогика. - 1973. - № 6. - С. 20-26.
18. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития обучающихся / С. Д. Забрамная. - М. : Владос, 1995. - 111 с.
19. Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. - М. : Академия, 1995. - 346 с.
20. Информатика : учебно-методическое пособие / авт.-сост.
B. И. Лебедев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 116 с.
21. Информатика / сост. И. П. Хвостова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2016. - 178 с.
22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя /
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под. ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2010. - 152 с.
23. Кожалиева, Ч. Б. О возрастной динамике образа «я» у умственно отсталых подростков / Ч. Б. Кожалиева // Дефектология. - 1997. - № 4. -
С. 36-43.
24. Кузнецов, А. С. Общая методика обучения информатике : учебное пособие / А. С. Кузнецов, Т. Б. Захарова, А. С. Захаров. - Москва : Прометей, 2016. - 300 с
25. Леонтьев, А. Н. Психология памяти / А. Н. Леонтьев - М., 1979. - 166 с.
26. Лизина, М. С. Специфика произвольной памяти у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / М. С. Лизина, Н. А. Пешкова // Молодой ученый. - 2020. - № 24 (314). - С. 489-491.
27. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов ребенка / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. - М. : Владос, 2006. - 478 с.
28. Ляпидевский, С. С. Клиника олигофрении / Б. И. Шостак, С. С. Ляпидевский. - М. : Просвещение, 1973. - 136 с.
29. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. - 304 с.
30. Матасов, Ю. Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников : дис. ... д-ра псих. наук / Ю. Т. Матасов. - СПб., 1997. - 332 с.
31. Мирский, С. Л. Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Л. Мирский. - Москва, 1967. - 18 с.
32. Методика обучения и воспитания информатике : учебное пособие / авт.-сост. Г. И. Шевченко, Т. А. Куликова, А. А. Рыбакова ; Министерство образования и науки РФ [и др.]. - Ставрополь : СКФУ, 2017. - 172 с.
33. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
34. Норман, Д. Память и научение / Д. Норман. - М. : Мир, 1985. - 160 с.
35. Певзнер, М. С. Обучающиеся-олигофрены / М. С. Певзнер. - М. : АПН РСФСР, 1959. - 486 с.
36. Петрова, В. Г. Кто они, обучающиеся с отклонениями в развитии? / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Флинта, 1998. - 104 с.
37. Петровский, А. В. Общая психология : словарь /
A. В. Петровский. - М. : ПЕР-СЭ, 2005. - 251 с.
38. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность обучающихся-олигофренов / В. Г. Петрова. - М. : Просвещение, 1968. - 158 с.
39. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников /
B. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
40. Процко, Т. А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью / Т. А. Процко. - Мн. : Издательский центр «Академия» 2006. - 125 с.
41. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - СПб. : ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
42. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /
C. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - 302 с.
43. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1983. - 260 с.
44. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики
патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.
45. Тушко, Т. А. Информатика / Т. А. Тушко, Т. М. Пестунова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск : СФУ, 2017. - 204 с.
46. Тригер, Р. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития / Р. Тригер // Дефектология. - 1985. - № 5. - С. 7-14.
47. Уронова, Т. Ю. Активизация мыслительной деятельности школьников / Т. Ю. Уронова // Начальная школа. - 2005. - № 12. - С. 57-62.
48. Худин, В. А. Диагностика детского развития, методы исследования / В. А. Худин. - Киев : Педагогика-Пресс, 1992. - 92 с.
49. Шипицына, Л. М. Социальная и педагогическая интеграция: проблемы сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка / Л. М. Шипицына // Дефектология. - 2001. - С. 15-19.
50. Эллис, Н. Умственно отсталый ребёнок / Н. Эллис. - М. : Издательский центр «Академия» 2010. - 186 с.
51. Эльконин, Б. Д. Психология развития / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ