Задачи и полномочия органов дознания
|
Введение 4
Глава 1 Понятие и задачи органов дознания в уголовном судопроизводстве Российской Федерации 7
1.1 История возникновения и развития органов дознания в России 7
1.2 Понятие и система органов дознания в современном уголовном
судопроизводстве Российской Федерации 13
1.3 Процессуальный статус дознавателя 21
Глава 2 Полномочия органов дознания 25
2.1 Полномочия органов дознания при проверке сообщения о преступлении 25
2.2 Виды решений, принимаемые органами дознания в стадии возбуждения
уголовного дела 31
2.3 Полномочия органов дознания при осуществлении расследования 40
Глава 3 Особенности контроля и надзора за деятельностью органов дознания
48
3.1 Ведомственный контроль за органами дознания 48
3.2 Прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью органов
дознания 54
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71
Глава 1 Понятие и задачи органов дознания в уголовном судопроизводстве Российской Федерации 7
1.1 История возникновения и развития органов дознания в России 7
1.2 Понятие и система органов дознания в современном уголовном
судопроизводстве Российской Федерации 13
1.3 Процессуальный статус дознавателя 21
Глава 2 Полномочия органов дознания 25
2.1 Полномочия органов дознания при проверке сообщения о преступлении 25
2.2 Виды решений, принимаемые органами дознания в стадии возбуждения
уголовного дела 31
2.3 Полномочия органов дознания при осуществлении расследования 40
Глава 3 Особенности контроля и надзора за деятельностью органов дознания
48
3.1 Ведомственный контроль за органами дознания 48
3.2 Прокурорский надзор и судебный контроль за деятельностью органов
дознания 54
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71
Правоохранительная деятельность является одной из важнейших функций государства и имеет своей целью охрану и защиту прав граждан. Для выяснения всех обстоятельств совершенных деяний и применения к виновным мер ответственности правоохранительные органы наделены осуществлением функции предварительного расследования, осуществляемой в двух формах - дознания и предварительного следствия. Подавляющее большинство преступлений расследуется в форме предварительного следствия, которое осуществляется исключительно следователями, однако, немалая доля уголовных дел расследуется и в форме дознания.
В научной литературе наиболее освещена проблема деятельности следователя, данному вопросу посвящено достаточно большое количество различных трудов, в то время как расследованию уголовных дел в форме дознания внимание уделяется значительно меньше. Представляется, что данная тема разработана недостаточно, поскольку даже те исследователи, которые посвятили свои труды осуществлению предварительного расследования в форме дознания, рассматривали лишь некоторые аспекты деятельности дознавателя, не анализируя все проблемные аспекты производства расследования в форме дознания в совокупности. Таким образом, ряд проблем в деятельности дознавателя остается не освещенным, чем и обуславливается актуальность выбранной темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Новизной данной работы является теоретический и практический анализ различных аспектов деятельности дознавателя, выявление проблем, возникающих в данной сфере и разработка путей их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления органами дознания уголовно-процессуальной деятельности.
Предметом исследования являются нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность органов дознания в рамках уголовного судопроизводства, доктринальные источники и материалы юридической практики.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретико-правовой анализ органов дознания, их полномочий и задач.
Для достижения цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение истории становления и развития органов дознания;
- анализ понятия и системы органов дознания в современном уголовном судопроизводстве Российской Федерации;
- исследование процессуального статуса дознавателя;
- анализ полномочий органов дознания при проверке сообщения о преступлении;
- исследование решений, принимаемых органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела;
- выявление особенностей осуществления расследования органами дознания;
- исследование ведомственного контроля за органами дознания,
осуществляемого начальником подразделения дознания и
начальником органа дознания;
- анализ прокурорского надзора и судебного контроля за
деятельностью органов дознания.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды процессуалистов, посвятивших свои работы различным аспектам деятельности органов дознания, анализу их полномочий и задачам, в частности, К.А. Анисимов, Е.Н. Арестова, А.Н. Артамонов, Н.А. Власова, Е.В. Горкина, Е.А. Доля, Е.С. Кудряшова, Е.А. Логинов, К.В. Минаев, А.А. Новикова, Л.В. Черепанова и др.
Методами исследования являются как частно - научные, так и общенаучные методы познания. К общенаучным методам познания относятся диалектико-материалистический и системно-структурный методы. В процессе формирования данного исследования использовались такие частно - научные методы, как логико - юридический, сравнительно - правовой и правового моделирования.
Правовой основой исследования явились нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность и полномочия органов дознания в уголовном судопроизводстве.
Эмпирическую базу исследования составили материалы практики подразделений дознания и судов по вопросам производства различных следственных действий с применением определенных методик и тактических приемов их производства.
Для достижения целей и выполнения задач исследования была определена следующая структурно-логическая схема. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, списка используемой литературы и списка используемых источников.
В научной литературе наиболее освещена проблема деятельности следователя, данному вопросу посвящено достаточно большое количество различных трудов, в то время как расследованию уголовных дел в форме дознания внимание уделяется значительно меньше. Представляется, что данная тема разработана недостаточно, поскольку даже те исследователи, которые посвятили свои труды осуществлению предварительного расследования в форме дознания, рассматривали лишь некоторые аспекты деятельности дознавателя, не анализируя все проблемные аспекты производства расследования в форме дознания в совокупности. Таким образом, ряд проблем в деятельности дознавателя остается не освещенным, чем и обуславливается актуальность выбранной темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Новизной данной работы является теоретический и практический анализ различных аспектов деятельности дознавателя, выявление проблем, возникающих в данной сфере и разработка путей их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления органами дознания уголовно-процессуальной деятельности.
Предметом исследования являются нормы действующего уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность органов дознания в рамках уголовного судопроизводства, доктринальные источники и материалы юридической практики.
Целью выпускной квалификационной работы является теоретико-правовой анализ органов дознания, их полномочий и задач.
Для достижения цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение истории становления и развития органов дознания;
- анализ понятия и системы органов дознания в современном уголовном судопроизводстве Российской Федерации;
- исследование процессуального статуса дознавателя;
- анализ полномочий органов дознания при проверке сообщения о преступлении;
- исследование решений, принимаемых органами дознания в стадии возбуждения уголовного дела;
- выявление особенностей осуществления расследования органами дознания;
- исследование ведомственного контроля за органами дознания,
осуществляемого начальником подразделения дознания и
начальником органа дознания;
- анализ прокурорского надзора и судебного контроля за
деятельностью органов дознания.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды процессуалистов, посвятивших свои работы различным аспектам деятельности органов дознания, анализу их полномочий и задачам, в частности, К.А. Анисимов, Е.Н. Арестова, А.Н. Артамонов, Н.А. Власова, Е.В. Горкина, Е.А. Доля, Е.С. Кудряшова, Е.А. Логинов, К.В. Минаев, А.А. Новикова, Л.В. Черепанова и др.
Методами исследования являются как частно - научные, так и общенаучные методы познания. К общенаучным методам познания относятся диалектико-материалистический и системно-структурный методы. В процессе формирования данного исследования использовались такие частно - научные методы, как логико - юридический, сравнительно - правовой и правового моделирования.
Правовой основой исследования явились нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность и полномочия органов дознания в уголовном судопроизводстве.
Эмпирическую базу исследования составили материалы практики подразделений дознания и судов по вопросам производства различных следственных действий с применением определенных методик и тактических приемов их производства.
Для достижения целей и выполнения задач исследования была определена следующая структурно-логическая схема. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, списка используемой литературы и списка используемых источников.
Задачи, поставленные при написании выпускной квалификационной работы, решены полностью.
а) Так, анализируя историю возникновения и развития органов дознания, был сделан вывод о том, что дознание как вид правоприменительной деятельности сформировалось в ходе судебной реформы 1864 г. в виде дознания по делам местных установлений, и эволюционируя вместе с правовой системой, этот вид правоприменительной деятельности существует в современном уголовном процессе как предварительное расследование преступлений небольшой и средней тяжести в полном объеме.
б) В настоящее время органом дознания действующее уголовно-процессуальное законодательство признает государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Такое понятие как «орган дознания» подлежит исключению из УПК РФ, в связи с чем, необходимо внести следующие изменения в УПК РФ:
1) исключить п. 24 из ст. 5 УПК РФ;
2) переименовать начальника органа дознания в начальника правоохранительного органа и предусмотреть его право поручения производства проверки сообщения о преступлении, отдельных следственных действий и иных полномочий дознавателей любому подчиненному сотруднику;
3) внести изменения в ст. 157 УПК РФ, закрепив в ней право производства неотложных следственных действий любого сотрудника правоохранительного органа по указанию его начальника;
4) внести изменения в п. 19 ст. 5 УПК РФ, указав, что неотложными следственными действиями являются следственные действия, осуществляемые в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, любым сотрудником правоохранительного органа по указанию начальника правоохранительного органа по любому виду преступления.
в) Процессуальный статус дознавателя - это совокупность, установленная нормами уголовно-процессуального права, таких элементов, как полномочия дознавателя; задачи; функции; процессуальная самостоятельность гарантии законности и обоснованности деятельности; ответственность. Основной обязанностью дознавателя является осуществление расследования уголовных дел с соблюдением всех требований уголовно-процессуального законодательства, все остальные обязанности направлены на обеспечение этой, главной обязанности.
г) Производя проверку сообщения о преступлении, дознаватель вправе производить ряд следственных действий, перечень которых является исчерпывающим. При этом, уголовно - процессуальное законодательство, регламентирующее деятельность дознавателя на современном этапе, является несовершенным, вследствие чего, требуется внести ряд изменений, в частности, предусмотреть возможность производства выемки до возбуждения уголовного дела, заменив ей термин «изъятие», а также предусмотрев возможность ознакомления с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта заинтересованных лиц.
д) В стадии возбуждения уголовного дела дознаватель может принять решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче сообщения по подследственности. В целях совершенствования деятельности дознавателя в данной стадии предлагается внести ряд изменений в соответствующие нормы УПК РФ, в частности, предусмотрев конкретный срок предоставления прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела и соответствующих материалов, оговорив при этом в качестве исключения выходные и праздничные дни; установить срок, в течение которого прокурором может быть отменено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного дознавателем, а также предусмотреть, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела должно выноситься должностным лицом, к компетенции которого относится рассмотрение соответствующих сообщений о преступлении.
е) Дознание по уголовному делу может производиться в общем порядке или в сокращенной форме. Наибольшее количество проблем возникает при окончании уголовного дела с обвинительным актом, в связи с чем, представляется целесообразным исключить его в том виде, в котором он существует, заменив процессуальным документом, схожим с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, не утверждаемым прокурором.
ж) Ведомственный контроль за дознанием осуществляют начальник органа дознания и начальник органа дознания. Необходимо сократить полномочия в сфере контроля за производством дознания у начальника органа дознания, расширив при этом полномочия начальника подразделения дознания, наделив последнего полномочиями, аналогичными руководителю следственного органа при контроле за производством предварительного следствия.
з) Круг полномочий прокурора по надзору за производством дознания достаточно широк, при этом, весь данный круг имеет своей направленностью своевременное выявление нарушений и принятие мер по их устранению. Видится необходимым ввести в УПК РФ норму под названием «Вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением либо обвинительным актом», включив в нее конкретный перечень оснований, позволяющий сделать вывод о качественности или некачественности расследования. Поскольку, в настоящее время прокурору предоставлено практически неограниченное ничем право возвращения для производства дополнительного расследования практически любого уголовного дела, так как не имеется никакого перечня оснований, которые должны рассматриваться как препятствующие направлению уголовного дела в суд. Также представляется, что 10 суток - это слишком малый срок для того, чтобы провести дополнительное дознание, в особенности, когда выявляется большое количество нарушений либо таких нарушений, устранение которых требует длительного времени, например - производство судебных экспертиз, в связи с чем, видится целесообразным решить вопрос об увеличении данного срока, установив его в 30 суток.
и) Судебный контроль за дознанием, в основном, сводится к возможности рассмотрения жалоб на действия дознавателей и дача решения на производство следственных действий. Представляется, что необходимо урегулировать процедуру производства следственных действий в жилище с согласия проживающих в нем лиц. Решением вопроса может стать процессуальное закрепление письменной формы получения разрешения от жильца на производство следственных действий.
Предметом обжалования в суде могут быть такие решения дознавателя в стадии доследственной проверки, как передача сообщения по подследственности, отказ в возбуждении уголовного дела, возбуждение уголовного дела. В стадии производства дознания могут быть обжалованы любые следственные и процессуальные действия дознавателя, причиняющие вред конституционным правам гражданина.
а) Так, анализируя историю возникновения и развития органов дознания, был сделан вывод о том, что дознание как вид правоприменительной деятельности сформировалось в ходе судебной реформы 1864 г. в виде дознания по делам местных установлений, и эволюционируя вместе с правовой системой, этот вид правоприменительной деятельности существует в современном уголовном процессе как предварительное расследование преступлений небольшой и средней тяжести в полном объеме.
б) В настоящее время органом дознания действующее уголовно-процессуальное законодательство признает государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Такое понятие как «орган дознания» подлежит исключению из УПК РФ, в связи с чем, необходимо внести следующие изменения в УПК РФ:
1) исключить п. 24 из ст. 5 УПК РФ;
2) переименовать начальника органа дознания в начальника правоохранительного органа и предусмотреть его право поручения производства проверки сообщения о преступлении, отдельных следственных действий и иных полномочий дознавателей любому подчиненному сотруднику;
3) внести изменения в ст. 157 УПК РФ, закрепив в ней право производства неотложных следственных действий любого сотрудника правоохранительного органа по указанию его начальника;
4) внести изменения в п. 19 ст. 5 УПК РФ, указав, что неотложными следственными действиями являются следственные действия, осуществляемые в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, любым сотрудником правоохранительного органа по указанию начальника правоохранительного органа по любому виду преступления.
в) Процессуальный статус дознавателя - это совокупность, установленная нормами уголовно-процессуального права, таких элементов, как полномочия дознавателя; задачи; функции; процессуальная самостоятельность гарантии законности и обоснованности деятельности; ответственность. Основной обязанностью дознавателя является осуществление расследования уголовных дел с соблюдением всех требований уголовно-процессуального законодательства, все остальные обязанности направлены на обеспечение этой, главной обязанности.
г) Производя проверку сообщения о преступлении, дознаватель вправе производить ряд следственных действий, перечень которых является исчерпывающим. При этом, уголовно - процессуальное законодательство, регламентирующее деятельность дознавателя на современном этапе, является несовершенным, вследствие чего, требуется внести ряд изменений, в частности, предусмотреть возможность производства выемки до возбуждения уголовного дела, заменив ей термин «изъятие», а также предусмотрев возможность ознакомления с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта заинтересованных лиц.
д) В стадии возбуждения уголовного дела дознаватель может принять решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче сообщения по подследственности. В целях совершенствования деятельности дознавателя в данной стадии предлагается внести ряд изменений в соответствующие нормы УПК РФ, в частности, предусмотрев конкретный срок предоставления прокурору копии постановления о возбуждении уголовного дела и соответствующих материалов, оговорив при этом в качестве исключения выходные и праздничные дни; установить срок, в течение которого прокурором может быть отменено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного дознавателем, а также предусмотреть, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела должно выноситься должностным лицом, к компетенции которого относится рассмотрение соответствующих сообщений о преступлении.
е) Дознание по уголовному делу может производиться в общем порядке или в сокращенной форме. Наибольшее количество проблем возникает при окончании уголовного дела с обвинительным актом, в связи с чем, представляется целесообразным исключить его в том виде, в котором он существует, заменив процессуальным документом, схожим с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, не утверждаемым прокурором.
ж) Ведомственный контроль за дознанием осуществляют начальник органа дознания и начальник органа дознания. Необходимо сократить полномочия в сфере контроля за производством дознания у начальника органа дознания, расширив при этом полномочия начальника подразделения дознания, наделив последнего полномочиями, аналогичными руководителю следственного органа при контроле за производством предварительного следствия.
з) Круг полномочий прокурора по надзору за производством дознания достаточно широк, при этом, весь данный круг имеет своей направленностью своевременное выявление нарушений и принятие мер по их устранению. Видится необходимым ввести в УПК РФ норму под названием «Вопросы, подлежащие разрешению прокурором по делу, поступившему с обвинительным заключением либо обвинительным актом», включив в нее конкретный перечень оснований, позволяющий сделать вывод о качественности или некачественности расследования. Поскольку, в настоящее время прокурору предоставлено практически неограниченное ничем право возвращения для производства дополнительного расследования практически любого уголовного дела, так как не имеется никакого перечня оснований, которые должны рассматриваться как препятствующие направлению уголовного дела в суд. Также представляется, что 10 суток - это слишком малый срок для того, чтобы провести дополнительное дознание, в особенности, когда выявляется большое количество нарушений либо таких нарушений, устранение которых требует длительного времени, например - производство судебных экспертиз, в связи с чем, видится целесообразным решить вопрос об увеличении данного срока, установив его в 30 суток.
и) Судебный контроль за дознанием, в основном, сводится к возможности рассмотрения жалоб на действия дознавателей и дача решения на производство следственных действий. Представляется, что необходимо урегулировать процедуру производства следственных действий в жилище с согласия проживающих в нем лиц. Решением вопроса может стать процессуальное закрепление письменной формы получения разрешения от жильца на производство следственных действий.
Предметом обжалования в суде могут быть такие решения дознавателя в стадии доследственной проверки, как передача сообщения по подследственности, отказ в возбуждении уголовного дела, возбуждение уголовного дела. В стадии производства дознания могут быть обжалованы любые следственные и процессуальные действия дознавателя, причиняющие вред конституционным правам гражданина.
Подобные работы
- Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Понятие, задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Задачи и полномочия органов дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Задачи и полномочия органов дознания
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Органы дознания в уголовно-процессуальном законодательстве (Волгоградский государственный университет)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022



