Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 4-5 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций

Работа №109938

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
78
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития у детей 4-5 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по
проблеме развития у детей 4-5 лет эмоциональной сферы 8
1.2 Игры-драматизации как средство развития у детей 4-5 лет
эмоциональной сферы 18
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 4-5 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций 23
2.1 Выявление у детей 4-5 лет уровня развития
эмоциональной сферы 23
2.2 Организация и содержание работы по развитию у детей
4-5 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций... 34
2.3 Динамика уровня развития у детей 4-5 лет
эмоциональной сферы 41
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Результаты исследования на констатирующем этапе 54
Приложение Б Комплекс игр-драматизаций 55
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 56

Эмоции - важная сфера в жизни человека, которую необходимо развивать с дошкольного возраста, поскольку они затрагивают все виды деятельности. Эмоции дошкольника - это реакция на окружающую его среду обитания, в которой присутствуют факторы, влияющие на эмоциональное развитие ребенка: меняющееся общество, давящее на гибкую психику, обостряющее чувствительность, повышающее тревожность, большой объем информации.
Эмоции - это способ выразить свою реакцию как на из ряда вон выходящие события, так и на повседневную действительность. Зачастую ребенку сложно выразить свои эмоции, что приводит к появлению агрессии. Агрессия, в свою очередь, осложняет процесс социализации, так как эмоция - это оценка действия, непосредственно происходящего в данный момент.
Детям очень важно знать и понимать эмоциональные состояния другого человека. Уметь отображать эмоции при помощи мимики, пантомимики, чтобы окружающие могли точно видеть их эмоциональное состояние и понимали, как себя вести, чтобы избежать в дальнейшем конфликта.
Проблема эмоциональной сферы детей дошкольного возраста была описана в работах многих психологов, как отечественных, так и зарубежных: П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона и многих других.
Весь воспитательный процесс в детском саду построен на игре, так как именно таким путем дошкольнику будет проще воспринимать информацию, которую пытается донести до ребенка педагог. Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий.
В играх-драматизациях дети берут на себя роль актера, что способствует развитию навыков и умений при помощи поз, мимики и движений выражать эмоциональные состояния, присущие героям, которых они показывают. Так же эти игры влияют и на развитие других психических процессов: образность мышления, речь, восприятие.
Важность игр-драматизаций в развитии эмоциональной сферы дошкольников подчеркивали Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, Т.А. Куликова.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта было выявлено противоречие между необходимостью развития у детей 4-5 лет эмоциональной сферы и недостаточным применением игр-драматизаций в данном процессе.
Для разрешения данного противоречия в теории и практике современного дошкольного образования была сформулирована проблема исследования: каковы возможности игр-драматизаций как средства развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 4-5 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет посредством игр-драматизаций.
Объект исследования: процесс развития у детей 4-5 лет эмоциональной сферы.
Предмет исследования: развитие у детей 4-5 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей 4-5 лет посредством игр-драматизаций будет возможно, если:
- подобраны сказки, раскрывающие многообразие и проявление эмоций человека;
- проведена подготовительная работа по знакомству и проигрыванию эмоций в этюдах;
- включены в совместную деятельность педагога и детей игры- драматизации, направленные на развитие показателей эмоциональной сферы детей 4-5 лет.
Задачи исследования.
1. Раскрыть и охарактеризовать процесс развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет посредством игр-драматизаций.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет.
3. Определить и реализовать содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей 4-5 лет посредством игр-драматизаций.
4. Выявить динамику уровня развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические положения А.В. Запорожца, Л.П. Стрелковой,
Б.М. Теплова о развитии эмоциональной сферы у детей 4-5 лет;
- теоретические положения М.И. Лисиной, В.С. Мухиной об
особенностях развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет;
- теоретические положения Л.В. Артемовой, Р.И. Жуковской,
Е.О. Смирновой, Л.П. Стрелковой, В.М. Холмогоровой об
использовании игр-драматизаций в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. МАДОУ детский сад №1 «Берёзка» г. Светлогорск, Калининградская область. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 4-5 лет.
Новизна исследования: состоит в разработанном комплексе игр- драматизаций, направленном на развитие эмоциональной сферы у детей 4-5 лет.
Теоретическая значимость исследования: обоснованы возможности игр-драматизаций в развитии эмоциональной сферы у детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс игр-драматизаций может быть использован педагогами и педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с развитием эмоциональной сферы детей 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (24 наименования), 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 14 таблиц. Основной текст работы изложен на 53 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоции - это неотъемлемая составляющая жизни как ребёнка, так и взрослого. Они помогают в социализации и адаптации в окружающем мире, благодаря их проявлению.
Для того, чтобы ребёнку было проще понять эмоции в различных ситуациях, можно использовать специализированные виды деятельности - игры-драматизации, где он сможет сам «прожить» эмоции, примерив на себя роль персонажа.
Игры-драматизации помогают детям 4-5 лет в развитии эмоциональной сферы, так как у них начинает проявляться более широкий спектр чувств: радуется, грустит, удивляется, сердится, чего-то боится.
После определения показателей по выявлению уровня развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет, были подобраны диагностические методики и проведён констатирующий этап эксперимента.
На этом этапе выявлялся уровень развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет. По полученным данным диагностического исследования видно, что экспериментальной группе низкий уровень был выявлен у 4 детей (40%), средний уровень у 4 детей (40%) и высокий уровень был выявлен у 2 детей (20%). В контрольной группе низкий уровень был выявлен у 2 детей (20%), средний уровень у 5 детей (50%) и высокий уровень у 3 детей (30%). У большинства детей уровень эмоциональной сферы развит недостаточно: недопонимание некоторых эмоций и сложности в их проявлении.
После полученных результатов была определена специально организованная работа, способствующая развитию эмоциональной сферы у детей 4-5 лет: подбор эффективных игр-драматизаций, грамотно проведённая подготовительная работа.
Работа по развитию эмоциональной сферы у детей 4-5 лет посредством игр-драматизаций осуществлялась в несколько этапов:
- подбор и составление комплекса игр, подходящих для детей 4-5 лет, состоящей из 9 игр-драматизаций;
- проведение ознакомительной работы детей с художественными произведениями, героями, их эмоциональными состояниями;
- проведение игр в совместной деятельности детей и педагога.
В результате контрольного среза по выявлению уровня развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет, была выявлена следующая динамика:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 30%;
- количество детей со средним уровнем не изменилось;
- количество детей с высоким уровнем выросло на 30%.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование игр- драматизаций, в которых дети знакомились с эмоциями персонажей, в роли которых они будут представлены и в дальнейшем смогут проявлять их в своей самостоятельной деятельности, способствовало положительной динамике уровня развития эмоциональной сферы у детей 4-5 лет.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.



1. Анохин П. К. Психология эмоций. М. : Издательство Московского университета, 2001. 288 с.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : Просвещение, 1991. 127 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2010. 464 с.
4. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М.: государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. 30 с.
5. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М.: АПН РСФСР, 1983. 319 с.
6. Зеньковский B. B. Психология детства. М.: Просвещение, 2006. 336 с.
7. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 175 с.
8. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М. : Айрис-пресс, 2006. 160 с.
9. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М. : Политизда, 2001. 272 с.
10. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2014. 464 с.
11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2014. 783 с.
12. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. [Электронный ресурс] URL: https://studylib.ru/doc/3666014/e-mocional._noe- razvitie-doshkol._nikov.-kosheleva(дата обращения: 05.03.2022).
13. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Я.: Академия развитие, 1996. 208 с.
14. Левыкина Л. В., Крейзо Н. А., Чиркова С. С. Создание условий развития общения детей дошкольного возраста в контексте современных требований // Развитие современного образования: теории, методика и практика. М.: Просвещение, 2015. 183 с.
15. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. СПб. : Питер, 2010. 410 с.
16. Люблинская А. А. Детская психология. [Электронный ресурс] URL: http://www.detskiysad.ru/ped/psihologiya.html(дата обращения 12.03.2022).
17. Минаева В. М. Развитие Эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. : АРКТИ, 2001. 48 с.
18. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2013. 496 с.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2010. 820 с.
20. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 2003. №8. С. 73-77.
21. Урунтаева Г. А. Детская психология. М.: Академия, 2013. 366 с.
22. Шмаков С. А. Игры учащихся - как феномен культуры. М.: Просвещение, 1991. 238 с.
23. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Академия, 2007. 384 с.
24. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Наука, 1999. 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ