Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Особенности государственной службы в органах и организациях прокуратуры РФ 7
1.1 Понятие службы в органах и организациях прокуратуры 7
1.2 Система органов Прокуратуры РФ 18
1.3 Функции Прокуратуры РФ 24
Глава 2 Прохождение службы в органах и организациях прокуратуры РФ 32
2.1 Порядок поступления на государственную службу в органы Прокуратуры РФ 32
2.2 Прекращение государственной службы в органах прокуратуры РФ 38
Глава 3 Анализ отдельных видов прокурорского надзора РФ как основного вида деятельности 41
3.1 Прокурорский надзор за исполнением законов 41
3.2 Прокурорский надзор за соблюдение прав и свобод человека 45
3.3 Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами 46
3.4 Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности 48
3.5 Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания 50
3.6 Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия 52
3.7 Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительно характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу 54
Глава 4 Проблемы регулирования государственной службы в органах и организациях прокуратуры РФ 60
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 71
Российская Федерация представляет собой уникальное государство, которое является самым протяженным и самым сложным по своему устройству во всем мире. Естественно, большие территории подразумевают и необходимость большого развитого разветвленного аппарата управления, посредством которого возможно было бы осуществлять эффективное управление государством. В свою очередь, для оценки как раз той самой эффективности осуществления работы государственного аппарата необходимо грамотное и слаженное устройство работы органов прокуратуры для проверки качества реализации и обеспечения законности и правопорядка.
Актуальность темы исследования обусловлена весьма важным и значимым для науки вопросом определения статуса и роли прокуратуры в государственном механизме защиты прав граждан, поскольку права и свободы человека и гражданина на конституционном уровне признаны высшей ценностью. Проведение такого исследования позволит оценить эффективность законодательства Российской Федерации о прокуратуре, действующую в настоящее время практику реализации законодательных актов органов прокуратуры и, в конечном итоге, более четко раскрыть сущность правового статуса органов прокуратуры, как одного из основных инструментов укрепления законности и защиты прав и свобод граждан РФ.
Следовательно, выявление роли прокуратуры в государственном механизме обеспечения и защиты прав и свобод граждан имеет свою научно - теоретическую и практическую значимость.
В связи с неоднозначностью новых законодательных установлений, разностью их восприятия в среде юридической общественности, в т.ч. практическими работниками правоохранительных органов, региональных органов государственной власти, местного самоуправления и учеными, мной был предпринята попытка научного исследования проблемных вопросов отдельных отраслей деятельности прокуратуры в государственном аппарате России.
Указанные проблемные и дискуссионные вопросы призвали интерес в отечественной юридической науке. Весомый вклад в развитие теоретических основ деятельности российской прокуратуры внесли российские исследователи В. И. Басков, В. Г. Бессарабов, В. П. Божьев А. Д. Бойков, Ю. Е. Винокуров, О. В. Гладышева, В. Г. Даев, Ф. М. Кобзарев, Б. В. Коробейников, В. Д. Ломовский, М. Н. Маршунов, В. М. Савицкий, В. А. Семенцов, А. Ф. Смирнов, В. Г. Ульянов, А. Г. Халиулин, В. Б. Ястребов и другие.
Объектом работы являются отношения, которые складываются при прохождении государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации. Предметом выступают правовые нормы, регламентирующие прохождение государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации, а также практика их применения. Целью исследования является комплексное исследование деятельности прокуратуры в отраслевом государственно-правовом регулировании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть определение понятия прокуратуры РФ в рамках государственной службы;
• Охарактеризовать структуру, систему органов и организаций прокуратуры;
• Проанализировать особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры РФ;
• Выявить особенности и место прокурорского надзора как особые служебные полномочия прокуроров;
• Определить основные проблемы правового регулирования службы в органах прокуратуры и пути их решения.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы теоретические разработки в области общей теории права, государственного, уголовного, гражданского, административного права и других смежных отраслей права.
Нормативную базу исследования составили нормативные правовые акты, как действующие, так и утратившие силу, в первую очередь Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные конституционные и федеральные законы, в том числе в сфере уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и административного права, законодательство об оперативно-розыскной деятельности; нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ; приказы, указания Генерального прокурора Российской Федерации.
Методологической основой для проводимого исследования послужили общенаучные и специальные методы познания, например, как анализ, синтез, системный, социологический (интервьюирование), историко-юридический, сравнительно-правовой, аксиоматический, метод анализа документов и т.д. Применение подобных методов познания в совокупности с последними достижениями юридической, философской и социологической мысли позволило проанализировать с различных ракурсов восприятия историю становления прокуратуры, ее формирования и деятельности в настоящее время.
Использовалась литература, в которой систематизированы, представлены правовые документы, рассматривающие вопросы права и законности, даются соответствующие комментарии.
Вышеназванные цели и задачи предопределили структуру представленного исследования, которое включает в себя введение, 4 главы, состоящие в свою очередь параграфов и заключения. Работу завершает список используемых источников и литературы. Общий объем работы составляет 78 листов.
Государственная служба в органах прокуратуры РФ - это особая разновидность государственной правоохранительной службы.
Государственная служба в органах прокуратуры РФ, являясь разновидностью государственной правоохранительной службы, подчиняется основным принципам государственной службы: принцип законности; принцип приоритетности прав и свобод человека и гражданина; принцип равного доступа к государственной службы; принцип единства правовых и организационных основ государственной службы; принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы; принцип открытости государственной службы; принцип профессионализма и компетентности государственной службы; принцип государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность государственных органов и должностных лиц.
Основные положения, которые определяют правовой статус сотрудников прокуратуры РФ, закреплены в Федеральном законе «О прокуратуре РФ». Данный закон определяет права и обязанности сотрудников прокуратуры РФ, а также запреты и ограничения, которые действуют в отношении них.
Государственная служба в органах прокуратуры РФ организуется на основании подхода, который предполагает единство правовых и организационных основ государственной службы. Поэтому Прокуратура РФ - это централизованная совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющая взаимосвязанные задачи и функции. На основании принципа единства правовых и организационных основ государственной службы организуется также работа областных, городских и районных прокуратур. Данный вывод подтверждается результатами анализа структуры Прокуратуры Самарской области, Прокуратуры г.о. Тольятти и Прокуратуры Центрального района.
Функции прокуратуры в нашей стране обширны. Сотрудники органов прокуратуры реализуют задачи, в том числе посредством прокурорского контроля и надзора, во многих сферах.
Порядок поступления на службу в органы прокуратуры РФ, её прохождение, испытательный срок, условия и порядок проведения аттестации, присвоение классных чинов определены в законе.
Поступление на службу в органы прокуратуры РФ представляет собой регулируемую правовыми актами процедуру оценки профессиональных способностей гражданина, который претендует на должность государственной гражданской службы, а также необходимый перечень документов данного субъекта, на основе результатов которых оформляются служебные правоотношения между государственными органами и кадрами, претендующих на соответствующую должность. Данная процедура организуется на основании принципа открытости государственной службы, который не исключает наличие требований, предъявляемых к возрасту, гражданству, владению государственным языком и образованию, а также иных требований, связанных с поступлением на государственную службу.
Федеральный закон детально регламентирует процедуру прекращения службы в органах прокуратуры РФ. Под прекращением государственной службы понимается временное или постоянное прекращение профессиональной должности по обеспечению исполнению полномочий государственных органов, то есть оставление государственным служащим государственной должности. Прекращение службы возможно только по основаниям, установленным законодательством о госслужбе и законодательством в трудовой сфере.
Государственная служба в оврагах прокуратуры может быть прекращена:
• смертью сотрудника прокуратуры РФ;
• увольнением сотрудника прокуратуры РФ, которое может инициировано работодателем (прокуратурой), сотрудником прокуратуры РФ или обеими сторонами;
• выходом на пенсию сотрудника прокуратуры РФ.
Анализ нормативно-правовых актов, которые регламентируют деятельность органов прокуратуры РФ, показывает, что основными направлениями прокурорского надзора являются:
• надзор за исполнением законов, предметом которого является соблюдение законодательства РФ государственными и муниципальными органами, юридическими и физическими лицами, а также соответствие издаваемых государственными и муниципальными органами правовых актов (в том числе, нормативных) законодательству нашего государства;
• надзор за соблюдение прав и свобод человека, предмет которого опирается на положения международного права и Конституции РФ;
• надзор за исполнением законов судебными приставами, предметом которого является деятельность сотрудников ФССП, реализуемая при проведении исполнительного производства, деятельность сотрудников ФССП, направленная на обеспечение установленного порядка деятельности судов;
• надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Эта деятельность сотрудников органов прокуратуры имеет особую важность, поскольку прокурорскому надзору отдана особая, значимая роль в системе мер, направленных на обеспечения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
• надзор за процессуальной деятельностью органов дознания;
• надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия:
• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительно характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
Изучив правоприменительную практику, связанную с проведением прокурорского надзора, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты, которые регламентируют прокурорский надзор, нуждаются в дальнейшем улучшении и совершенствовании. Должна быть улучшена и практика применения правовых норм, регламентирующих прокурорский надзор.
Анализ правоприменительной практики и научной юридической литературы показал, что законодательство РФ, которое регламентируют деятельность органов прокуратуры РФ, не совершенно. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что законодатель постоянно вносит в него изменения, которые не всегда оправданы и корректны.
Изучив научную юридическую литературу, посвященную работе органов прокуратуры РФ, можно сделать вывод, что законодательство, которое регламентирует деятельность органов прокуратуры РФ может быть улучшено. По нашему мнению, законодательство РФ, которое регламентирует деятельность органов прокуратуры РФ, должно быть улучшено, если законодатель включит самостоятельным элементом в систему государственной службы службу в органах прокуратуры. Целесообразно также разделить на две отдельные нормы ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре», которая предусматривает аттестацию и присвоение классных чинов. В улучшении нуждаются положения, связанные с социальным обеспечением сотрудников органов прокуратуры РФ (например, положения, связанные с предоставлением отпусков).
1. Бессарабов, В. Г. Координация российской прокурорской деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) / В. Г. Бессарабов // Российское право. - 2013. - № 3. - С. 23 - 25.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 25.04.2020 г.).
3. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Основные направления деятельности на современном этапе // Режим доступа: URL: http://genproc.gov.ru/about/ (дата обращения: 25.04.2020 г.).
4. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Калинин В.Н. Прокурорский надзор. Учебник для юридических ВУЗов - М.: Эксмо, 2009. - 493 с.
5. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2010. - 376 с.
6. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/1305321/ (дата обращения: 25.04.2020 г.).
7. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями) // Текст справочника приводится по официальному изданию Министерства труда и социального развития РФ «Библиотека журнала «Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации» - 4-е издание, дополненное, - Москва, 2002 г. // Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/180422/#ixzz61D3bf7sI (дата обращения 01.05.2020).
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.05.2020).
9. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения 01.05.2020).
10. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными 1955 г. Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года // Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/prison.shtml (дата обращения 01.05.2020).
11. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учеб. Для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 1999. - 592 с.
12. О применении предостережения о недопустимости нарушения закона: указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 // Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120362/ (дата обращения 01.05.2020).
13. Осокин Р.Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации (основные функции, принципы) // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 9. - С. 199-203.
14. Попов Л.Л., Студеникина М.С. Административное прав России: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2019 - 704 с.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» // Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40695/ (дата обращения 01.05.2020).
...