Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взяточничество: уголовно-правовой и криминологический аспект

Работа №109818

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Становление ответственности за взяточничество в уголовном праве России 8
1.1 Ответственность за взяточничество в дореволюционный период 8
1.2 Ответственность за взяточничество в советский период 16
1.3 Ответственность за взяточничество в постсоветский и новейший периоды 21
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика взяточничества по УК РФ 33
2.1 Понятие взяточничества в современном уголовном праве России 33
2.2 Анализ составов взяточнических преступлений по УК РФ 42
Глава 3 Криминологическая характеристика взяточничества в современной России 58
3.1 Состояние проблемы взяточничества в современной России 58
3.2 Причины существования и стабильности взяточничества в современной России 62
3.3 Меры противодействия взяточничеству 69
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 81

Актуальность темы исследования. Коррупция по своей прямой этимологии обозначает «подкуп». Проблема коррупции возведена в ранг глобальных проблем и на ее разрешение положено много сил и средств, она является предметом решения не только в рамках многих государств, но и в рамках глобального управления.
Такая распространенность свидетельствует о том, что данная проблема носит закоренелый характер, не только не «лечится», но приобретает все более заостренный характер, с огромной скоростью распространяется повсюду. Пожалуй, в настоящее время очень трудно назвать отрасль или сферу, где не было бы коррупции вообще. Это объясняется, в частности, тем, что коррупция - явление очень многогранное. Она имеет столько форм и мутаций, что порой бывает очень сложно проследить за ней и установить факт коррупции. А активная борьба с ней и введение все более жестких мер юридической ответственности еще более способствует тому, что она модифицируется во все более новые и новые формы.
При этом наиболее распространенным проявлением коррупции является взяточничество. При этом коррупция - наиболее широкое понятие, которое включает в себя в принципе все преступления, так или иначе связанные со взяточничеством, в частности, с дачей взятки.
Понятия коррупции и взяточничества всегда является очень тесно связанным с такими понятиями как государственная служба, властные полномочия и государственный аппарат, бюрократия. Так как по большей степени коррупция проявляется именно в структуре властного управления, хотя и не обязательно в составе государственного аппарата, коррупция свободно может проявляться и в организациях, носящих частную форму собственности. Однако большую опасность представляет коррупция именно в структуре государственно-управленческой организации. Коррупция - это злоупотребление должностных лиц присущими им властными полномочиями, использование их в своих личных целях для собственной выгоды, обогащения. Такое злоупотребление не только является противоречащим праву, перечеркивающим его, но и грубым нарушением моральных, этических норм.
Серьезным тормозом процесса административной модернизации России является взяточничество и другие формы проявления коррупции. Президент РФ Владимир Путин неоднократно подчеркивал необходимость борьбы с коррупцией, которая уничтожает ресурс национального развития [46]; [47].
Сегодня в России проблема взяточничества приобрела поистине масштабы национальной угрозы. С каждым годом число фактов взяточничества увеличивается.
Согласно социологическим исследованиям, объем коррупционного рынка в России составляет от 30 до 40 млрд. долларов. Незаконные поборы в области медицинского обслуживания составляют около 600 млн. долларов, при поступлении в вузы - 500 млн. долларов, сотрудниками ГИБДД - 368 млн. долларов, судьями - 274 млн. долларов. По оценкам экспертов, коррупционная составляющая в стоимости одного квадратного метра возводимого жилья составляет до 40% [59]. В ежегодном мировом рейтинге по итогам 2021 г. Россия по уровню коррумпированности заняла 136 место из 180 [60]. Если в 2010 г. в России было выявлено 7047 преступлений, связанных со взяточничеством, то в 2020 г. - уже 14012 таких преступлений [45]. Средний размер взятки по стране составляет сегодня 69 тыс. руб. [44]
В докладе Генпрокурора России о состоянии и укреплении законности и правопорядка в Российской Федерации по итогам 2019 г. было отмечено, что выявлено свыше 312 тыс. коррупционных правонарушений (рост на 38%), однако число поставленных на учет преступлений коррупционной направленности третий год подряд снижается (около 38 тыс.), заметно сократились факты регистрации получения взяток (на 10%), коммерческого подкупа (на 11%). В целом правоохранительными органами выявлено почти на 3 тыс. преступлений коррупционной направленности меньше, чем в 2018 г. [44].
Однако, специалисты отмечают, что и эти цифры далеки от реальности в связи с чрезвычайно высокой латентностью взяточничества.
Во многом взяточничеству в России способствуют недостатки действующего законодательства и отсутствие действенной эффективной государственной политики противодействия такому негативному явлению как взяточничество. Так, например, эксперты секретариата Управления ООН по наркотикам и преступности отмечают, что российское законодательство не в полной мере соответствует Конвенции ООН против коррупции, прежде всего, в вопросах уголовной ответственности за взяточничество, о чем был подготовлен и передан России предварительный отчет [21].
Целью исследования является всесторонний комплексный анализ проблем уголовно-правовой и криминологической характеристик взяточничества как негативного социально-правового явления.
Задачи исследования:
• проанализировать историю становления уголовной ответственности за взяточничество в России;
• проанализировать современное понятие и признаки взяточничества по УК РФ;
• проанализировать общие тенденции современной антикоррупционной государственной политики в России;
• проанализировать вопросы квалификации взяточнических преступлений;
• проанализировать криминологические характеристики взяточничества в современной России.
Объектом исследования является взяточничество как уголовно-правовая и криминологическая категория.
Предметом исследования выступают нормы антикоррупционного и уголовного законодательства, положения криминологии, социологии и статистики, данные социологических исследований и официальной статистики.
Методологию исследования составили общенаучные и частно­научные методы - сравнительный, исторический, сопоставительный, универсальный диалектический, формально-логический, социологический и др.
Теоретическую основу составили работы по праву, а также по смежным отраслям знаний - социологии, истории, госуправлению. Были использованы труды таких авторов, как А.И. Долгова, В.В. Лунеев, Ю.М. Антонян, А.В. Грошев, Б.В. Волженкин, М.Г. Миненок, Б.В. Здравомыслов, П.С. Яни и других, а также ученых Самарской области: В.К. Дуюнов, Р.В. Закомолдин, А.Н. Сквозников, О.Ю. Якимов.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, памятники отечественного права, действующее уголовное и антикоррупционное законодательство России, постановления Пленума Верховного Суда РФ, акты международного права.
Практическую основу работы составили данные социологических исследований ВЦИОМ, данные официальной статистики Росстата, Генпрокуратуры РФ, МВД РФ, Верховного Суда РФ.
Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Понятия коррупции и взяточничества всегда является очень тесно связанным с такими понятиями как государственная служба, властные полномочия и государственный аппарат, бюрократия. Так как по большей степени коррупция проявляется именно в структуре властного управления, хотя и не обязательно в составе государственного аппарата, коррупция свободно может проявляться и в организациях, носящих частную форму собственности. Однако большую опасность представляет коррупция именно в структуре государственно-управленческой организации. Коррупция - это злоупотребление должностных лиц присущими им властными полномочиями, использование их в своих личных целях для собственной выгоды, обогащения. Такое злоупотребление не только является противоречащим праву, перечеркивающим его, но и грубым нарушением моральных, этических норм.
При этом коррупция - наиболее широкое понятие, которое включает в себя в принципе все преступления, так или иначе связанные со взяточничеством.
Наиболее распространенным проявлением коррупции является взяточничество. При этом коррупция - наиболее широкое понятие, которое включает в себя в принципе все преступления, так или иначе связанные со взяточничеством.
В данной работе мы попытались порассуждать над некоторыми вопросами.
Во-первых, выяснили кого следует считать субъектом получения взятки.
Во-вторых, проанализировали проблему предмета взятки, в частности что считать услугами имущественного характера. Стоит сказать, что решение этого вопроса является приоритетным. Услуги имущественного характера следует трактовать широко как любые имущественные выгоды. Таким образом, мы относим к эту виду предмета взятки услуги, стоимость которых можно установить с учетом цен, сформированных на рынке.
Далее поднят наболевший вопрос разграничения взяточничества от мошенничества, посредничества коммерческому подкупу, дачи взятки. Здесь мы рассуждаем о схожести и разграничений этих преступлений.
Также мы в работе определили общие проблемы квалификации взяточничества. Нельзя не отметить, что на данном этапе мер, предпринимаемых государством недостаточно для того, что полностью побороть коррупцию или хотя бы только одну из ее форм- взяточничество и взять контроль над одним из самых опасных видов преступной деятельности.
Общепризнанно, что коррупционные проявления способны оказать наибольшее дестабилизирующее воздействие как на отдельные государственные механизмы, так и на государство в целом. Скрытность и массовость коррупционных проявлений влияют на состояние политической жизни, экономики, существенно снижают уровень жизни широких слоев населения.
Сегодня серьезным тормозом процесса модернизации и реформирования российского государства на современном этапе является, в частности, взяточничество. В России проблема взяточничества сегодня приобрела поистине масштабы национальной угрозы. С каждым годом число фактов взяточничества увеличивается, суммы взяток являются более чем особо крупными и исчисляются десятками миллионов, а ущерб казне - миллиардами.
В силу сложности законотворческой деятельности некоторые положения законодательства, направленные на противодействие взяточничеству, недостаточно полно отражают нужды общества и государства, что вызывает необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, направленного на противодействие коррупции в целом и взяточничества в частности.
Вместе с тем, не смотря на все предпринимаемые руководством страны шаги, международные эксперты указывают на недостатки национального, в том числе уголовного, законодательства в части противодействия коррупции.
Так, например, экспертами Управления ООН по наркотикам и преступности был подготовлен отчет о несоответствии российского законодательства международным антикоррупционным стандартам. Экспертами был высказан ряд замечаний и сформулированы предложения об изменении и дополнении УК РФ. В частности, были отмечены следующие моменты:
• Необходимо введение уголовной ответственности за приготовление к получению взятки. Так, сегодня ненаказуемо приготовление к получению взятки до 25 тыс. руб. (ч. 1 ст. 290), даче взятки за законные действия до 150 тыс. руб. (чч. 1 и 2 ст. 291), подкупу свидетеля (ч. 1 ст. 309). Следует либо сделать для данных составов исключение, распространив на них действие ч. 2 ст. 30 УК, либо поднять их санкции до уровня тяжких преступлений.
• Следует признавать приговоры зарубежных судов, вынесенные в отношении граждан России.
• Необходимо выделить в структуре Следственного комитета России отдельную группу следователей по делам о преступлениях коррупционной направленности.
• Необходимо считать коррупцией торговлю инсайдом и сговор на торгах, даже без участия в таких действиях государственных служащих.
• Необходимо предусмотреть уголовную ответственность за торговлю влиянием (лоббизм)
Вместе с тем, российские эксперты отмечают, что одним только совершенствованием законодательства в России невозможно серьезно изменить ситуацию с коррупцией и взяточничество в плане их снижения. Помимо этого, требуется политическая воля и целый комплекс иных мероприятий.
Несомненно, взяточничество оказывает разлагающее влияние на все стороны жизнедеятельности общества и государства. Так, к экономическим последствиям взяточничества следует отнести: расширение сферы теневой экономики, утрату государством финансовых и правовых рычагов управления экономикой, нарушение механизмов рыночной конкуренции, замедление темпов появления эффективных частных собственников, повышение цен на товары и услуги, утрата доверия к власти рыночными агентами и др. Политическими последствиями взяточничества являются: уменьшение доверия к власти, отчуждение власти от общества, падение престижа страны на международной арене, увеличение рисков демократического развития. Социальные последствия взяточничества сводятся к тому, что происходит дискредитация права и закона, закрепляется имущественное расслоение населения, укрепляется организованная преступность, увеличивается социальная напряженность. Все это позволяет рассматривать взяточничество в качестве одной из существенных и реальных угроз национальной безопасности России, преодоление которой требует активизации и напряжения всех защитных сил, средств и механизмов государства и общества.
На наш взгляд, наиболее эффективными в борьбе со взяточничеством могли бы стать следующие меры:
• недопущение распространения психологии вседозволенности и безнаказанности;
• профилактика крайних проявлений деформации правосознания - правового нигилизма и правового цинизма;
• усиление внимания к созданию соответствующей законодательной базы, ее антикоррупционности;
• усиление эффективности кадровой политики на государственной службе, практиковать ротацию кадров;
• ужесточение наказания и обеспечение неотвратимости ответственности за взяточничество, усиление роли публичной превенции;
• усиление воспитания профессиональной нравственности, укрепление осознания необходимости справедливого управления и самодисциплины;
• усиление регламентации компетенции, полномочий и функций государственных служащих, сокращение «усмотрительные» полномочия, четкая регламентация и детализация модели поведения (схемы принятия решений) в каждом конкретном случае;
• обеспечение прозрачности как доходов, так и расходов государственных служащих, а также их близких родственников.
Кроме того, высокая результативность деятельности по выявлению случаев взяточничества и привлечению виновных к ответственности, как и широкая огласка результатов такой деятельности, формируя в общественном сознании представление о неотвратимости наказания за каждое совершенное преступление, также является эффективным средством предупреждения коррупционных и взяточнических преступлений.
Безусловно, борьба с коррупцией и взяточничеством не может сводиться только к привлечению к ответственности лиц, виновных в таких преступлениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов. Она должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, сориентированных не менее чем на среднесрочную перспективу и осуществляемых множеством субъектов антикоррупционной деятельности.
Все это обусловливает острую необходимость решения проблемы противодействия коррупции и взяточничеству программно-целевым методом, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов антикоррупционной деятельности.


1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Государственная политика РФ в сфере противодействия преступлениям коррупционной направленности. // Российская юстиция. 2015. № 5. С. 24-28.
2. Бабанин В.А., Сбоев Б.К. Ответственность за взяточничество. // Законодательство и экономика. 2004. № 3. С. 24-39.
3. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2010. 540 с.
4. Букалерова Л.А., Фортуна К.А. К вопросу о наказаниях за коррупционные и служебные подлоги. // Административное и муниципальное право. 2012. № 6. С. 17-25.
5. Волженкин Б.В. Взяточничество в истории советского уголовного законодательства (1918-1927 гг.). // Правоведение. 1993. № 2. С. 61.
6. Волженкин Б.В. Служебные преступления. М. : Юрист, 2000. 368 с.
7. Волколупова В.А., Сенцов А.С. Компаративистские аспекты противодействия взяточничеству в странах Европы с наименьшим уровнем восприятия коррупции. // Вестник Волгоградской Академии МВД России. 2014. № 4(31). С. 37-42.
8. Воронин Ю.А. Борьба с коррупционной преступностью в системе государственной и муниципальной службы. // Чиновникъ. 2006. № 2. С. 42-58.
9. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление. М. : Омега- Л, 2005. 506 с.
10. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря.
11. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
12. Григорьева Е.О., Петренко Н.И. История российской коррупции. // Марийский юридический вестник. 2015. № 1. С. 157-158.
13. Грошев А.В. Ответственность за взяточничество. // Законность. 2008. № 6. С. 42-46.
14. Жабский В.А., Гладких О.С. Терминологическое значение понятий «взятка» и «подкуп», используемых в уголовном законодательстве России. // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 62-64.
15. Закомолдин Р.В. Служебные преступления: учеб. пособ. Самара : Изд. СаГА, 2013. 162 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ