Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1 Правовая природа законодательного процесса в субъектах
Российской Федерации 6
1.1 Понятие и значение законодательного процесса в субъектах Российской
Федерации 6
1.2 Принципы законодательного процесса 29
Глава 2 Реализация законодательного процесса в субъектах РФ 41
2.1 Теоретико-правовое регулирование законодательного процесса
в субъектах РФ 41
2.2 Стадии законодательного процесса: общее и особенное
в субъектах РФ 49
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 77
Глава 1 Правовая природа законодательного процесса в субъектах
Российской Федерации 6
1.1 Понятие и значение законодательного процесса в субъектах Российской
Федерации 6
1.2 Принципы законодательного процесса 29
Глава 2 Реализация законодательного процесса в субъектах РФ 41
2.1 Теоретико-правовое регулирование законодательного процесса
в субъектах РФ 41
2.2 Стадии законодательного процесса: общее и особенное
в субъектах РФ 49
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 77
В ст. 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) провозглашено, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Однако, очевидно, что некоторые из положений данной статьи являются декларативными и в большей мере носят программный характер. Одним из таких положений является то, согласно которому Россия - правовое государство.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, в первую очередь, теоретической и практической значимостью законодательного процесса. Законотворчество, как вид юридической деятельности на протяжении многих лет занимает особое место в теории государства и права, а также в конституционном праве Российской Федерации, что вполне закономерно, поскольку глубоко познать право, его сущность, социальное назначение невозможно, не обращаясь к проблемам его формирования.
В прошлом 2020 году в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации состоялось заседание круглого стола на тему «Проблемы правотворчества». Академик РАН, доктор юридических наук, профессор Т.Я. Хабриева, открывая мероприятие, отметила различные сложности, которые намечаются в современном законодательном процессе.
Цель настоящей работы - проанализировать теоретико-правовые основы и практику законодательного процесса в субъектах РФ, выявить особенности, проблемы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, внести предложения по совершенствованию реализации законодательного процесса в субъектах Федерации. Цель работы будет достигнута посредством решения задач, которые будут служить вспомогательными инструментами на пути к обозначенной цели:
- во-первых, изучить теоретико-правовые основы законодательного
процесса;
- во-вторых, определить правовое регулирование законодательного процесса на федеральном и региональном уровне;
- в-третьих, рассмотреть вопросы организации законодательного процесса в субъектах РФ;
- в-четвертых, особое внимание нужно уделить проблемам законодательного в субъектах Российской Федерации;
- в-пятых, внести предложения, которые будут направлены на совершенствование и развитие законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального округа. Для этого в рамках самостоятельной главы будут исследованы такие стадии, как правовой мониторинг, правотворческая инициатива; обсуждение, принятие и опубликование нормативного акта.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального Округа.
Предметом исследования являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие законодательный процесс в субъектах Сибирского Федерального округа.
Степень научной разработанности. Проблемные вопросы, связанные с организацией законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, вызывает определенный интерес со стороны ученых -юристов и практиков. Среди них: Авакьян С.А., Васильев Р.Ф. [16], Горшенев В.М., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Марченко О.Е. [34], Невинский В.В., Пиголкин А.С., Тихомиров Ю.А., Чиркин В.Е., Фадеев В.И. и др.
Законодательный процесс урегулирован положениями, находящимися в Конституции РФ. Более детально он закреплен в регламентах палат Федерального Собрания. Важная роль в регулировании законодательного процесса субъектов Федерации принадлежит федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184 ФЗ Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. На уровне субъектов Федерации законодательный процесс закреплен в Конституции и уставах субъектов, также более детально закреплен в соответствующих законах и регламентах законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Нормативная и эмпирическая база исследования представлена Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, относимые к теме выпускной квалификационной работы, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же решениями Конституционного Суда Российской Федерации.
Практическая и научная значимость данного исследования определяется ее новизной и содержащимися в ней выводами и предложениями по совершенствованию законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, прежде всего, субъектах РФ, которые могут быть использованы законодательными органами субъектов Российской Федерации при модернизации законодательного процесса.
В соответствии с целями, задачами, объектом и предметом исследования магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена, в первую очередь, теоретической и практической значимостью законодательного процесса. Законотворчество, как вид юридической деятельности на протяжении многих лет занимает особое место в теории государства и права, а также в конституционном праве Российской Федерации, что вполне закономерно, поскольку глубоко познать право, его сущность, социальное назначение невозможно, не обращаясь к проблемам его формирования.
В прошлом 2020 году в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации состоялось заседание круглого стола на тему «Проблемы правотворчества». Академик РАН, доктор юридических наук, профессор Т.Я. Хабриева, открывая мероприятие, отметила различные сложности, которые намечаются в современном законодательном процессе.
Цель настоящей работы - проанализировать теоретико-правовые основы и практику законодательного процесса в субъектах РФ, выявить особенности, проблемы законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, внести предложения по совершенствованию реализации законодательного процесса в субъектах Федерации. Цель работы будет достигнута посредством решения задач, которые будут служить вспомогательными инструментами на пути к обозначенной цели:
- во-первых, изучить теоретико-правовые основы законодательного
процесса;
- во-вторых, определить правовое регулирование законодательного процесса на федеральном и региональном уровне;
- в-третьих, рассмотреть вопросы организации законодательного процесса в субъектах РФ;
- в-четвертых, особое внимание нужно уделить проблемам законодательного в субъектах Российской Федерации;
- в-пятых, внести предложения, которые будут направлены на совершенствование и развитие законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального округа. Для этого в рамках самостоятельной главы будут исследованы такие стадии, как правовой мониторинг, правотворческая инициатива; обсуждение, принятие и опубликование нормативного акта.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального Округа.
Предметом исследования являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие законодательный процесс в субъектах Сибирского Федерального округа.
Степень научной разработанности. Проблемные вопросы, связанные с организацией законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, вызывает определенный интерес со стороны ученых -юристов и практиков. Среди них: Авакьян С.А., Васильев Р.Ф. [16], Горшенев В.М., Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Марченко О.Е. [34], Невинский В.В., Пиголкин А.С., Тихомиров Ю.А., Чиркин В.Е., Фадеев В.И. и др.
Законодательный процесс урегулирован положениями, находящимися в Конституции РФ. Более детально он закреплен в регламентах палат Федерального Собрания. Важная роль в регулировании законодательного процесса субъектов Федерации принадлежит федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184 ФЗ Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. На уровне субъектов Федерации законодательный процесс закреплен в Конституции и уставах субъектов, также более детально закреплен в соответствующих законах и регламентах законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Нормативная и эмпирическая база исследования представлена Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, относимые к теме выпускной квалификационной работы, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же решениями Конституционного Суда Российской Федерации.
Практическая и научная значимость данного исследования определяется ее новизной и содержащимися в ней выводами и предложениями по совершенствованию законодательного процесса в субъектах Российской Федерации, прежде всего, субъектах РФ, которые могут быть использованы законодательными органами субъектов Российской Федерации при модернизации законодательного процесса.
В соответствии с целями, задачами, объектом и предметом исследования магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Изучение теоретических источников, действующих нормативно-правовых актов, практики позволяют сделать следующие выводы:
- Следует отметить, что становление законодательного процесса в РФ, его развитие является успешным и результативным. Вслед за формированием законодательного процесса, а в ряде случаев и одновременно с ним, происходило становление законодательного процесса в субъектах РФ. Региональный законодательный процесс в современных условиях значимой составляющей функционирования правовой системы в целом.
- Рассмотренные в работе подходы к понятию законодательного процесса позволяют судить об имеющихся в научной литературе спорах к понимаю данного явления. Изучение позиций ученых позволяет заключить, что существует подмена и смешивание таких понятий как право-образование, правотворчество, законотворчество, нормотворчество и законодательный процесс, варианты соотнесения используемых при определении законодательного процесса терминов и обозначены необходимость их целевого употребления.
- Изучение о теоретико-правовых основ законодательного процесса в субъектах РФ показало, что круг источников, принятых на уровне субъектов РФ, обширней и богаче, чем на федеральном уровне. Несмотря на то, что основные проблемы несоответствия источников двух уровней уже преодолены, остаются определенные проблемы. Такими проблемами законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального округа можно считать: недостаточность регламентации законодательного процесса; переписывание федеральных законов на региональном уровне; дублирование норм без учета специфики самого субъекта Российской Федерации; снижение темпов принятия новых законов субъектов Российской Федерации. В юридической науке в настоящее время, не сложилось единого мнения касательно законов субъектов Российской Федерации воспроизведенных из федерального законодательства, эта проблема в настоящий момент еще детально не исследована, тем не менее, следует констатировать, что региональные нормативные акты более совершенны, чем федеральные.
- Рассмотрение стадий законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального округа, включено в содержание исследования. В этой связи определены стадии, условно обозначены этапы их составляющие, а также моменты начала и окончания стадий. В качестве начальной стадии законодательного процесса принято выделять стадию прогнозирования или стадию мониторинга. В настоящее время стадия прогнозирования все чаще заменяется стадией правового мониторинга. Следующей стадией необходимо определить стадию законодательной инициативы. Вместе с тем, существует потребность в том, чтобы более детально и комплексно исследовать стадию осуществления права законодательной инициативы в рамках законодательного процесса на региональном уровне.
Стадия подготовки законопроекта для рассмотрения законодательным органом представляется одной из наиболее сложных, поскольку ее реализация предполагает необходимость усилия различных субъектов, и от качества проведения подготовки к рассмотрению в значительной мере зависит последующая судьба законопроекта.
Анализ материалов, относящихся к стадии, в рамках которой производится обсуждение законопроекта, а также его принятие, позволило заключить, что кардинальные изменения данной стадии, несмотря на продолжительное развитие, не произошли. Кроме того, достаточно необходимое, по нашему мнению, закрепление и регулирование использовании интернет-технологий довольно слабо прослеживается в субъектах Сибирского Федерального округа.
Проанализированная в соответствующем разделе стадия официального опубликования и вступления в юридическую силу закона, претерпевает постоянные изменения, проявлением которых являются новые источники официального опубликования нормативно-правовых актов в субъектах РФ. В процессе изучения материалов было выявлено противоречие теоретического осмысления и практики нормативного закрепления, составляющих данную стадию.
Наличие факультативных стадий законодательного процесса на региональном уровне отличает законодательный процессах в субъектах РФ. Это стадия общественного обсуждения законопроектов, принятых на уровне субъектов. Следует также обменить, что исследователи не рассматривали факультативную стадию общественного обсуждения законопроектов ни в монографических публикациях, ни в рамках диссертационных исследований. Можно поддержать ряд ученых, которые отмечают необходимость введения такой факультативной стадии, как правовой эксперимент.
Исследование теоретико-правовых основ законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального округа позволяет внести следующие предложения:
- Для того, чтобы оптимизировать законодательный процесс в РФ, на каждом из его уровней, необходимо выработать единое понимание определений, которые с ним связаны (определений законодательного процесса, право-образования, правотворчества, нормотворчества, законотворчества). Понятия «правотворчество» и «правотворческий процесс» связаны с принятием нормативных правовых актов в целом, в то время как термины «законотворческий процесс» и «законотворчество» связаны лишь с одной разновидностью нормативных правовых актов - законами. Это позволяет сделать вывод о том, что понятие «правотворчество» шире понятия «законодательный процесс» (законотворчество) и они должны соотноситься как целое и его часть.
- Представляется целесообразным поддержать ученых, выступающих с инициативой принятия Федерального Закона «О нормативных правовых актов в Российской Федерации». Цель разрабатываемого законопроекта - сформировать порядок законодательной деятельности, законодательно определить принципы правотворчества; закрепить систему и виды нормативных актов; установить иерархическую связь между ними.
- Отсутствие перспективного планирования нормотворчества на основе планов и комплексных программ социально-экономического развития.
- Проведение правовой и научной) экспертизы, является важной составляющей законотворчества. Так, Закон Кемеровской области «О законодательной деятельности в Кемеровской области» предусматривает правовую, экономическую, финансовую, техническую, экологическую и другие экспертизы законопроекта. Законом Алтайского края «О правотворческой деятельности» предусмотрены научная, экологическая, антикоррупционная экспертизы. Не предусмотрено проведение какой-либо экспертизы законопроекта соответствующим законом Новосибирской области. Думается, что в законах субъектов Сибирского Федерального округа о правотворческой деятельности необходимо закрепить проведение не только научной, экологической, антикоррупционной экспертиз, но и общественной, правовой и экономической. В части, именно научная экспертиза позволяет в большей степени обеспечить качество законов и способствует созданию научно обоснованной системы принимаемых нормативных актов, их согласованности, а также помогает выявить возможные негативные социальные, экономические, юридические и другие последствия при реализации законов.
- Хорошим методом апробации качества принимаемого нормативно-правового акта может быть правовой эксперимент. Одним из видов правового эксперимента является «пилотный законопроект». Несомненно, что, активное внедрение правового эксперимента в различных отраслях права может способствовать эффективному законодательному процессу в субъектах РФ и появлению некоторых особых методик, присущих именно той сфере правоотношений, в которой этот эксперимент реализуется.
- Следует отметить, что становление законодательного процесса в РФ, его развитие является успешным и результативным. Вслед за формированием законодательного процесса, а в ряде случаев и одновременно с ним, происходило становление законодательного процесса в субъектах РФ. Региональный законодательный процесс в современных условиях значимой составляющей функционирования правовой системы в целом.
- Рассмотренные в работе подходы к понятию законодательного процесса позволяют судить об имеющихся в научной литературе спорах к понимаю данного явления. Изучение позиций ученых позволяет заключить, что существует подмена и смешивание таких понятий как право-образование, правотворчество, законотворчество, нормотворчество и законодательный процесс, варианты соотнесения используемых при определении законодательного процесса терминов и обозначены необходимость их целевого употребления.
- Изучение о теоретико-правовых основ законодательного процесса в субъектах РФ показало, что круг источников, принятых на уровне субъектов РФ, обширней и богаче, чем на федеральном уровне. Несмотря на то, что основные проблемы несоответствия источников двух уровней уже преодолены, остаются определенные проблемы. Такими проблемами законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального округа можно считать: недостаточность регламентации законодательного процесса; переписывание федеральных законов на региональном уровне; дублирование норм без учета специфики самого субъекта Российской Федерации; снижение темпов принятия новых законов субъектов Российской Федерации. В юридической науке в настоящее время, не сложилось единого мнения касательно законов субъектов Российской Федерации воспроизведенных из федерального законодательства, эта проблема в настоящий момент еще детально не исследована, тем не менее, следует констатировать, что региональные нормативные акты более совершенны, чем федеральные.
- Рассмотрение стадий законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального округа, включено в содержание исследования. В этой связи определены стадии, условно обозначены этапы их составляющие, а также моменты начала и окончания стадий. В качестве начальной стадии законодательного процесса принято выделять стадию прогнозирования или стадию мониторинга. В настоящее время стадия прогнозирования все чаще заменяется стадией правового мониторинга. Следующей стадией необходимо определить стадию законодательной инициативы. Вместе с тем, существует потребность в том, чтобы более детально и комплексно исследовать стадию осуществления права законодательной инициативы в рамках законодательного процесса на региональном уровне.
Стадия подготовки законопроекта для рассмотрения законодательным органом представляется одной из наиболее сложных, поскольку ее реализация предполагает необходимость усилия различных субъектов, и от качества проведения подготовки к рассмотрению в значительной мере зависит последующая судьба законопроекта.
Анализ материалов, относящихся к стадии, в рамках которой производится обсуждение законопроекта, а также его принятие, позволило заключить, что кардинальные изменения данной стадии, несмотря на продолжительное развитие, не произошли. Кроме того, достаточно необходимое, по нашему мнению, закрепление и регулирование использовании интернет-технологий довольно слабо прослеживается в субъектах Сибирского Федерального округа.
Проанализированная в соответствующем разделе стадия официального опубликования и вступления в юридическую силу закона, претерпевает постоянные изменения, проявлением которых являются новые источники официального опубликования нормативно-правовых актов в субъектах РФ. В процессе изучения материалов было выявлено противоречие теоретического осмысления и практики нормативного закрепления, составляющих данную стадию.
Наличие факультативных стадий законодательного процесса на региональном уровне отличает законодательный процессах в субъектах РФ. Это стадия общественного обсуждения законопроектов, принятых на уровне субъектов. Следует также обменить, что исследователи не рассматривали факультативную стадию общественного обсуждения законопроектов ни в монографических публикациях, ни в рамках диссертационных исследований. Можно поддержать ряд ученых, которые отмечают необходимость введения такой факультативной стадии, как правовой эксперимент.
Исследование теоретико-правовых основ законодательного процесса в субъектах Сибирского Федерального округа позволяет внести следующие предложения:
- Для того, чтобы оптимизировать законодательный процесс в РФ, на каждом из его уровней, необходимо выработать единое понимание определений, которые с ним связаны (определений законодательного процесса, право-образования, правотворчества, нормотворчества, законотворчества). Понятия «правотворчество» и «правотворческий процесс» связаны с принятием нормативных правовых актов в целом, в то время как термины «законотворческий процесс» и «законотворчество» связаны лишь с одной разновидностью нормативных правовых актов - законами. Это позволяет сделать вывод о том, что понятие «правотворчество» шире понятия «законодательный процесс» (законотворчество) и они должны соотноситься как целое и его часть.
- Представляется целесообразным поддержать ученых, выступающих с инициативой принятия Федерального Закона «О нормативных правовых актов в Российской Федерации». Цель разрабатываемого законопроекта - сформировать порядок законодательной деятельности, законодательно определить принципы правотворчества; закрепить систему и виды нормативных актов; установить иерархическую связь между ними.
- Отсутствие перспективного планирования нормотворчества на основе планов и комплексных программ социально-экономического развития.
- Проведение правовой и научной) экспертизы, является важной составляющей законотворчества. Так, Закон Кемеровской области «О законодательной деятельности в Кемеровской области» предусматривает правовую, экономическую, финансовую, техническую, экологическую и другие экспертизы законопроекта. Законом Алтайского края «О правотворческой деятельности» предусмотрены научная, экологическая, антикоррупционная экспертизы. Не предусмотрено проведение какой-либо экспертизы законопроекта соответствующим законом Новосибирской области. Думается, что в законах субъектов Сибирского Федерального округа о правотворческой деятельности необходимо закрепить проведение не только научной, экологической, антикоррупционной экспертиз, но и общественной, правовой и экономической. В части, именно научная экспертиза позволяет в большей степени обеспечить качество законов и способствует созданию научно обоснованной системы принимаемых нормативных актов, их согласованности, а также помогает выявить возможные негативные социальные, экономические, юридические и другие последствия при реализации законов.
- Хорошим методом апробации качества принимаемого нормативно-правового акта может быть правовой эксперимент. Одним из видов правового эксперимента является «пилотный законопроект». Несомненно, что, активное внедрение правового эксперимента в различных отраслях права может способствовать эффективному законодательному процессу в субъектах РФ и появлению некоторых особых методик, присущих именно той сфере правоотношений, в которой этот эксперимент реализуется.
Подобные работы
- Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В СУБЪЕКТАХ РФ (ПО
МАТЕРИАЛАМ СУБЪЕКТОВ СИБИРСКОГО
ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Региональный законотворческий процесс
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовое регулирование ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Сущность административной ответственности, ее законодательное регулирование в субъектах Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - Конституционно-правовой статус органов законодательной власти Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Актуальные проблемы законотворчества в субъектах Российской
Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Доходы бюджетов субъектов Российской
Федерации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



