Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Нормативно-правовая основа юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений государственными и муниципальными служащими 7
1.1 Международное законодательство, предусматривающее юридическую ответственность за совершение коррупционных правонарушений государственными и муниципальными служащими 7
1.2 Национальное законодательство Российской Федерации по борьбе с коррупцией 19
Глава 2 Проблемы правового регулирования и реализации ответственности государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений и преступлений 29
2.1 Виды юридической ответственности государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений в России и проблемы применения санкций 29
2.2 Сравнительно-правовой анализ борьбы с коррупцией в России и зарубежных странах 32
Глава 3 Юридическая практика реализации правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений 44
3.1 Административная и судебная практика реализации антикоррупционных норм 44
3.2 Последствия коррупционных правонарушений и преступлений 56
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 65
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время коррупция является достаточно серьёзной болезнью не просто отдельных слоёв населения или государств, но и всего мирового сообщества. На международном уровне принято большое количество актов, которые помогают бороться с этим вредоносным социальным явлением и составляют основу многих национальных правовых актов. В Российской Федерации в том числе сформирована достаточно серьезная антикоррупционная правовая база.
Одной из важнейших задач антикоррупционной политики является снижение уровня взяточничества и других подобных правонарушений среди муниципальных и государственных служащих. [22] За совершение такого рода противоправных деяний статьей 13 Федерального закона РФ "О противодействии коррупции" предусмотрены дисциплинарная, гражданско- правовая, административная и уголовная виды ответственности.
Помимо того, что взяточничество является отдельным самостоятельным составом преступления, так ещё и зачастую влечёт более глобальные проблемы, такие как наркоторговля, работорговля, незаконный оборот оружия, терроризм, отмывание денег и множество других.
Вопреки распространенному мнению, коррупция затрагивает не только правительства. Это влияет на граждан, так как угрожает правам и свободам человека, общественность, юридических лиц и частных учреждений без разбора, порождая недобросовестную конкуренцию, ставя под угрозу экономически рост и приток новых инвестиций. Все общество платит свою цену. Для борьбы с коррупцией необходимо объединить усилия граждан, предприятий и правительств в единое дело: способствовать созданию добросовестной среды в государственном и частном секторах.
В настоящее время по рейтингам негосударственной международной организации «Transparency International» Россия относится к числу стран с высоким уровнем коррупции. К сожалению, на сегодняшний день необходимо признать, что на уровне межгосударственных отношений у других стран сложился негативный образ о Российской Федерации как одной из наиболее коррумпированной стран мира.
При всем при этом Российская Федерация является активным участником различных международных конференций, посвященных борьбе с коррупцией, а также в свое время ратифицировала множество международных конвенций, соглашений и деклараций, направленных на борьбу с коррупцией: Конвенции ООН «Против коррупции» (принята Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31 октября 2003 года); [16] Декларация ООН от 16.12.1996 года «О борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях»; Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года (ETS № 173) [17].
Антикоррупционное законодательство в РФ постоянно совершенствуется, заимствуется богатый опыт других государств в области борьбы со взяточничеством. Однако зачастую реализуют данное законодательство сами государственные служащие, чей уровень правосознания оставляет желать лучшего, а также имеются определенные трудности и привлечением к ответственности данных лиц. [5]
Дисциплинарная мера ответственности в системе государственной и муниципальной службы применяется «в качестве доминирующего вида юридической ответственности. Основанием привлечения служащего к такого вида ответственности является неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих служебных обязанностей». [44, с. 61]
Гражданским кодексом Российской Федерации регулируется гражданско-правовая ответственность государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ «вред, который причинен личности либо имуществу гражданина, юридического лица, в том числе и совершением коррупционного правонарушения, подлежит возмещению в полном объеме тем лицом, которое причинило вред». [8]
Административная ответственность муниципальных служащих за коррупционные правонарушения регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. [15] Так указанным Кодексом установлена административная ответственность более чем за 20 правонарушений коррупционной направленности. Статьи КоАП РФ преимущественно связаны с нарушениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; ответственность за совершение подобных деяний предусмотрена в виде предупреждения, административного штрафа, а также такой вид административной ответственности, как конфискация денег, послуживших взяткой. [9]
Самой строгой мерой юридической ответственности за совершение муниципальным служащим общественно-опасного деяния коррупционной направленности является уголовная. Так, к числу уголовно наказуемых преступлений относятся такие деяния коррупционной направленности, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), получение либо дача взятки (ст.ст. 290,291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1. УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ). Подобные правонарушения, исходя из положений Уголовного кодексом Российской Федерации, могут наказываться штрафом, лишением права занимать руководящую должность, исправительными либо принудительными работами, а также лишением свободы на определенный срок.
Цель данного исследования заключается в комплексным анализе антикоррупционного законодательства всех уровней, выявление последствий такого рода правонарушений, совершенных муниципальными и гражданскими служащими, а также анализ проблематики привлечения таких лиц к ответственности.
Достичь поставленной цели представляется возможным путем реализации следующих задач:
• определение и изучение правовой основы юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
• выявление структуры и особенностей реализации антикоррупционного законодательства России;
• определение важности привлечения к ответственности государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений;
• проведение сравнительно-правового анализа борьбы с коррупцией в России и некоторых зарубежных странах;
• выявление проблем реализации антикоррупционных норм на основе судебной и административной практики.
Данная выпускная квалификационная работа была реализована благодаря применению совокупности общенаучных и частно-научных методов. В основе работы находится диалектический метод, на котором во многом основываются историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический методы.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, а именно: А.С. Дугенец, Г.С. Кожухарь, О.А. Галустьяна, Т.А. Едкова, В.А. Коновалова, А.В. Куракина, В.Н. Лексина, Р.С. Сорокиной, В.Н. Толмачевой, и др. Нормативной базой данного исследования стали международные и отечественные нормативные правовые акты, административная и судебная практика по различным вопросам применения антикоррупционных норм.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В настоящее время коррупция является достаточно серьёзной болезнью не только отдельных слоёв населения или государств, но и всего мирового сообщества. На международном уровне принято большое количество актов, которые помогают бороться с этим вредоносным социальным явлением и составляют основу многих национальных правовых актов.
Помимо того, что взяточничество является отдельным самостоятельным составом преступления, так ещё и зачастую влечёт более глобальные проблемы, такие как наркоторговля, работорговля, незаконный оборот оружия, терроризм, отмывание денег и множество других.
Коррупция влияет на граждан, так как угрожает правам и свободам человека, общественность, юридических лиц и частных учреждений без разбора, порождая недобросовестную конкуренцию, ставя под угрозу экономически рост и приток новых инвестиций. Все общество платит свою цену. Для борьбы с коррупцией необходимо объединить усилия граждан, предприятий и правительств в единое дело: способствовать созданию добросовестной среды в государственном и частном секторах.
Антикоррупционное законодательство в РФ постоянно совершенствуется, заимствуется богатый опыт других государств в области борьбы со взяточничеством. Однако зачастую реализуют данное законодательство сами государственные служащие, чей уровень правосознания оставляет желать лучшего, а также имеются определенные трудности и привлечением к ответственности данных лиц.
Данное исследование посвящено проблемам правового регулирования ответственности государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений. Было подробно изучено антикоррупционное законодательство всех уровней, выявлены последствия такого рода правонарушений среди муниципальных и гражданских служащих, а также проанализирована проблематика привлечения таких лиц к ответственности.
В первой главе работы проанализирована нормативно-правовая основа юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений государственными и муниципальными служащими.
Во второй главе исследована ответственность государственных и муниципальных служащих за совершение коррупционных правонарушений. Рассмотрено насколько же повлияло международное законодательство против коррупции на национальное и соблюдаются ли в настоящее время все международные антикоррупционные стандарты. Проанализирован международный и государственный опыт борьбы со взяточничеством, а также проведем их сравнительный анализ.
Третья глава работы вместила в себя исследование административной и судебной практики применения антикоррупционных норм. Изучены последствия влияния этого вредоносного социального явления на общество, экономику, политику и другие сферы жизнедеятельности на примере международного опыта и многовековой национальной истории.
Международные стандарты борьбы с коррупцией выступают основой для совершенствования внутригосударственного законодательства, направленного на борьбу с коррупцией. Вместе с тем возможны и обратные процессы, когда наиболее передовой опыт различных государств в борьбе с коррупцией находит отражение в универсальных антикоррупционных стандартах.
Антикоррупционные нормы - это атрибут системы правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с деятельностью публичных субъектов, средство защиты публичного интереса. Антикоррупционное законодательство может рассматриваться как отрасль законодательства, так оно имеет однородный предмет правового регулирования. Антикоррупционное законодательство должно формироваться только на федеральном уровне, создание регионального законодательства представляется излишним.
В российское законодательство и юридическую практику необходимо введение дефиниции «публичное должностное лицо».
Обобщение данных судебной статистики по результатам рассмотрения уголовных дел антикоррупционной направленности позволяет сделать вывод о формальном характере реализации антикоррупционных стандартов в России, отсутствии выраженного профилактического эффекта и незначительной результативности в противодействии коррупции, в частности, в ее проявлениях в форме уголовно наказуемых деяний.
В завершение хотелось бы отметить, что несмотря на то, что далеко не все значимые аспекты сферы противодействия коррупции были охвачены Конвенцией (например, в ней только упоминается вопрос финансирования политических партий или выборов на публичные должности, хотя эти сферы очень подвержены явлению коррупции), тем не менее значение данного документа, как объединяющего в сфере противодействия коррупции столь различные (экономически, юридически, политически, ментально) государства, весьма велико.
1. Административная деятельность органов внутренних дел // В.Я. Кикотя. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и Право, 2019. - С. 76
2. Артамонов, А.Н. Общая характеристика антикоррупционного законодательства субъектов Российской Федерации // Вестник Брянского государственного университета. 2018. №3 (37). С. 204-209.
3. Бабкин А.И. Применение административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в целях эффективности противодействия коррупции. По материалам обзора судебной практики // Администратор суда. 2017. №1. С. 10-17.
4. Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки // Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие/ Под ред.В.К. Боброва. - М.: МЮИ МВД России. Издательство "Щит-М", 2017.
5. Быков А.В. Комплексный механизм противодействия коррупции в России // Общество и право. 2017. № 3. С. 90-92.
6. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Коррупция в современной России: социальное явление, инструмент политики, социальная проблема... (основные понятия, исследовательские подходы) [Электронный ресурс] / А.С. Быстрова, М.В. Сильвестрос. - Режим доступа: URL: http://www.civisbook.ru/files/File/bystrova,_silvestros.pdf (дата обращения: 15.01.2022)
7. Вахрамеев А.В. Международный терроризм и национальная безопасность России / А.В. Вахрамеев // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — №1. — С.33-48
8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: ФЗ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. № 5. Ст. 410.
9. Гришковец А.А. Административная ответственность государственных гражданских служащих: состояние и перспективы развития//«Административное право и процесс», 2018, № 2// СПС КонсультантПлю с.
10. Громов Н.А., Францифоров Ю.В. Правоприменительная деятельность органов предварительного следствия, прокуратуры и судов. Основные начала. // Учебное пособие для вузов. / М.: Приор, 2019.
11. Дугенец А. С., Мельников А. В., Васильев Ф. П., Дашко М.Н. Вопросы административно-правового регулирования обеспечения безопасности современной России // Административное право и процесс. - 2018. - № 3 - С. 65-68
12. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2143.
13. Иналкаева, К. С. Конституционное право Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебное пособие // К. С. Иналкаева ; под ред. И. Я. Эльмурзаев. - Саратов : Вузовское образование, 2018. - 276 c. - ISBN 978-5-4487-0227-3. - Режим доступа: iprbookshop.ru/75036.html.
14. Кардашова И.Б. «Основы теории национальной безопасности»: учебник для вузов // И.Б. Кардашова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12725-6
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. № 256.
...