ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§1. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности 9
§2. Цели, задачи и функции самостоятельной работы 17
§3. Виды и формы самостоятельной работы 19
§4. Анализ проведенных диссертационных исследований и опыта работы учителей математики по организации самостоятельной работы учащихся...25
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧИСЛАМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§5. Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики 30
§6. Методические особенности организации самостоятельной работы
учащихся при обучении действительным числам 37
§7. Организация самостоятельной работы при подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся одиннадцатых классов по теме «Действительные числа» 47
§ 8. Элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления» . .52
§ 9. Констатирующий этап эксперимента 69
Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования. Развитие информатизации современного общества требует от каждого человека умения быстро и качественно находить нужную информацию, пользоваться ею и пополнять свои знания в течение всей жизни. В настоящее время образовательные учреждения должны формировать у учащихся систему соответствующих умений самостоятельного приобретения знаний. Чтобы современный учащийся смог стать конкурентоспособным и востребованным специалистом в своей будущей профессии, ему необходим высокий уровень развития таких умений, которые будут способствовать постоянному пополнению собственных знаний, развитию самоорганизации и самоконтроля. Цель педагога заключается не только в ознакомлении учащихся с новым материалом, но и в организации процесса обучения, при котором ученик сам должен научиться приобретать новые знания. В связи с этим организация самостоятельной работы учащихся считается приоритетной методической проблемой.
Выходя из стен образовательного учреждения, выпускник должен быть готов к постоянно меняющимся условиям социума, ему необходимо быстро принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях, уметь осуществлять правильный выбор в конкретных случаях и нести за него ответственность. Поэтому современные образовательные стандарты российского образования своей главной задачей считают формирование базовых компетентностей современного человека:
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые;
- компетенции личностного самосовершенствования [34, С.133].
З.В. Патрина считает, что «постоянно растущий объём информации, её многопрофильность, привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. Одной из целей обучения в настоящее время является достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Самостоятельность является одним из главнейших качеств учащихся и важнейшим условием их обучения» [28, C.87].
Проблема методики организации самостоятельной работы является актуальной для учителей всех общеобразовательных предметов, в том числе и математики. Уровень развития самостоятельности учащихся влияет на результативность учебной деятельности, поэтому для успешного овладения школьными знаниями необходимо в ходе процесса обучения решать задачи по развитию навыков самостоятельной работы, которые способствует проявлению этих навыков в других видах деятельности, в которые включается ученик.
Невозможно всему научить человека, но возможно заложить в него интерес к накоплению знаний, саморазвитию и обучить его приемам самостоятельной работы. В условиях быстрого обновления информации способность развивать у учащихся навыки самостоятельной работы является основной задачей каждого педагога.
К сожалению, у учащихся общеобразовательных учреждений уровень сформированности навыков самостоятельной работы очень низкий. После одиннадцати лет обучения в школе у ребят недостаточно развиты: самостоятельность мышления; самоанализ своей деятельности по решению той или иной задачи; навыки самоконтроля.
Анализ диссертационных исследований, научной и учебно-методической литературы, практического опыта, а также результатов проведённого нами констатирующего этапа педагогического эксперимента позволили выявить следующие противоречия между: потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем организации самостоятельной работы и недостаточной сформированностью данного качества у учащихся средних общеобразовательных учреждений. Это противоречие обуславливает актуальность исследования по теме «Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы».
Проблема исследования заключается в выявлении методических особенностей организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательной школы при обучении математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика организации самостоятельной работы учащихся (на примере темы «Действительные числа») в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций по организации самостоятельной работы учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: Если рационально и систематически использовать различные виды самостоятельных работ при изучении математики, то в процессе обучения будет наблюдаться положительная динамика развития самостоятельности мышления и навыков самоконтроля.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятие «самостоятельная работа учащихся», определить структуру самостоятельной работы.
2. Описать цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся.
3. Выделить виды и формы самостоятельной работы учащихся.
4. Разработать методику организации самостоятельной работы
учащихся на уроках математики.
5. Выделить и описать методические особенности организации
письменных самостоятельных работ при изучении действительных чисел.
6. Составить систему упражнений для организации самостоятельной работы учащихся при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы.
7. Составить программу элективного курса «Действительные числа в задачах на вычисления» для старших классов.
8. Представить результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач будут применяться следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; различные виды эксперимента по проверке основных положений исследования; статистические методы обработки результатов; экспертиза разработанного элективного курса.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2016/17 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников по математике, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 семестр (2016/17 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3 семестр (2017/18 уч.г.): подборка системы упражнений для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся одиннадцатых классов, связанная с действительными числами, элективный курс по теме «Действительные числа в задачах на вычисления».
4 семестр (2017/18 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем предложены методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа» в курсе алгебры общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении математики в общеобразовательной школе;
- выявлены методические особенности организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа».
Практическую значимость результатов исследования составляют методические рекомендации организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа» учащихся 10-11-х классов и разработанные методические материалы (элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления»; система задач), которые могут быть использованы учителями математики общеобразовательной школы и студентами педагогических направлений подготовки.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы.
2. Системы задач по теме «Действительные числа» для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
3. Элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления».
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивается сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования осуществлена путём выступлений на: VIII международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса), г. Тольятти, (апрель 2017); первом этапе научной студенческой конференции «Дни науки» института математики, физики и информационных технологий ТГУ (г. Тольятти, апрель 2017 г., апрель 2018г.).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических разработок и рекомендаций, программы элективного курса осуществлена в период работы учителем математики на базе МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти.
Основные результаты исследования отражены в 2 публикациях [70; 71].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (92 наименований) и Приложений.
Объем работы составляет 86 страницы.
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Рассмотрены различные трактовки понятия самостоятельной работы учащихся. Сделан вывод, что основной целью самостоятельной работы школьников при изучении математики является развитие математического мышления, а задачи определяются логикой процесса обучения. Виды и формы самостоятельной работы учащихся зависят от принципов построения образовательного процесса.
2. Проанализированы исследования и опыт работы учителей математики. Их анализ показал, что проектирование содержания основного общего образования в соответствии со стандартом второго поколения предполагает создание условий, которые обеспечивают самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности.
3. Раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики, с помощью применения на занятиях тетрадей с печатной основой, математических диктантов и письменных инструкций.
4. Выявлены особенности организации письменных самостоятельных работ при изучении действительных чисел в школьном курсе математики. Представлены примеры обучающих и контролирующих самостоятельных работ по теме «Действительные числа».
5. Представлены система упражнений для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся старших классов, связанная с действительными числами и элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления».
6. Проведен констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента, результаты которого позволяют утверждать, что гипотеза исследования нашла подтверждение. В дальнейшем требуется её уточнение и проведение обучающего этапа эксперимента.
1. Агаханова Б.С. Порядок приближения цепными дробями [Текст] / Б.С. Агаханова // Журн. «Вестник Дагестанского государственного университета» - 2004. - №4. - С. 54-56.
2. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) [Текст] / А.Г. Мордкович и др.: под ред. А.Г. Мордковича. - 10-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2009. - 239 с.
3. Алимов Ш.А. Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы магистратуры [Текст] / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева- Москва: Просвещение, 2011г. - 460 с.
4. Аннушкина Ю.В. Дидактика: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Ю.В. Аннушкина, О.Л. Подлиняев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 165 с.
5. Байдак В.А. Теория и методика обучения математики: Учебное пособие [Текст] / В.А. Байдак. - М.: Флинта, 2011. - 264 с.
6. Бережнева А.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся при применении технологии проблемного обучения на уроках математики в средней школе [Текст] / А.Н. Бережнева, А.И. Голиков // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3. - 304 с.
7. Галицкий, М.Л. Сборник задач по алгебре: Учеб.пос. для 8-9 кл. с углубл. изучением математики [Текст] / М.Л. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. - М.: Просвещение, 2001. - 271с.
8. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами[Текст]: Учебное пособие для учащихся 7-11 кл. / Е.В. Галкин. - Челябинск: Взгляд. 2005. -271 с.
9. Ганелин Ш. И. Принципы обучения [Текст] / Ш.И Ганелин // М.: Педагогика,1966. - С. 151-176.
10. Гашков С.В. Современная элементарная алгебра в задачах и решениях[Текст] / С.В. Гашков. -М.: МЦНМО, 2006. -328 с.
11. Гельфман, Э.Г. Действительные числа. Иррациональные выражения. Учебное пособие по математике для 8 класса [Текст] / Э.Г. Гельфман. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. - 256с.
12. Гендлер Я.Г. Интенсификация самостоятельной работы студентов при изучении физики в педвузе: дис. канд.пед.наук [Текст]. - Тирасполь, 1975.- 159 с.
13. Гиндинкин С. Рассмотрим бесконечную десятичную дробь магистратуры [Текст] / С. Гиндинкин // Журн. «Квант» - 1970. - №9
14. Горбунова Г.В. Организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения курса планиметрии [Текст]: выпуск.квалиф. раб. / Г.В. Горбунова. - Екатеринбург, 2017. - 72 с.
15. Громов, А.И. Пособие-репетитор по математике. Подготовка к письменному экзамену [Текст]: Учебное пособие / А.И. Громов, В.М. Савчин. - Ростов. - Д: Феникс, 2001. - 480с.
16. Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблема
воспитания познавательной активности и самостоятельности
учащихся[Текст] / М.А. Данилов // Вопросы воспитания познавательной активности и самостоятельность школьников. - Казань, 1982. - с. 15-19
17. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по алгебре: 8 класс: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. [Текст] / Т.М. Ерина - М.: Изд-во «Экзамен», 2013. - 160 с.
18. Ермаков, Д. И. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов [Текст] / Д. Ермаков //Народное образование. - 2007. - №1. - 155-162.
19. Ермаков, Д.С. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения [Текст] / Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова //Школьные технологии. - 2003. - №6. - С. 22-29.
20. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР [Текст] / Есипов, Б.П. - М. : Просвещение, 1961. - 239 с.
21. Задачи по математике: алгебра и начала анализа [Текст] / М.И. Башмаков, Б.М. Беккер, В.М. Гольховой. - М.: Высшая школа, 2004. - 296 с.
22. Закиров Н.Р. О представлении алгебраических чисел периодическими ветвящимися цепными дробями [Текст] / Н.Р. Закиров // Журн. «Вестник Московского университета» - 2007. - №4. - С. 24-30.
23. Звавич, Л. И. Алгебра. Углубленное изучение. 8 кл.: задачник [Текст] / Л.И. Звавич, А.Р. Рязановский. - 4-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2006. - 284с.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - 3-е издание, пересмотренное. - Москва: Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО МОДЭК', 2010. - 448 с.
25. Зяблицева Т.С. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках математики [Текст] / Т.С. Зяблицева // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 4. - 31 с.
26. Иргалиева А.И. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход к определению понятия [Текст] / А.И. Иргалиева // Интеграция образования. - 2011. - №2. - 19 с.
27. Искакова Б. Ш. Самостоятельная деятельность школьников в начальных классах [Текст] // Образование и воспитание. — 2015. — №1. — С. 6-8.
28. Кабацкая Л. Н. Система работы учителя математики по формированию навыков решения текстовых задач [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 87-90.
29. Канцель-Белов А.Я. Как решают нестандартные задачи [Текст] / А.Я. Канцель-Белов, А.К. Ковальджи // Под ред. О.В. Бугаенко. - 4-е изд., стереотип. - М.: МЦНМО, 2008. 96с.
30. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике (профильный уровень) / Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. -
URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата
обращения 08.06.2018).
31. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2 х т. [Текст]/Отв. ред. А. И. Пискунов. — М.: «Педагогика», 1982. - 652 с.
32. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие [Текст]/ Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. — М.: «Педагогика», 1989. - 416 с.
33. Корниенко Т. Л. Математические диктанты. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Уровень стандарта. Академический уровень [Текст] / Т. Л. Корниенко, В. И. Фиготина.— Харьков: Издательство «Ранок», 2012.— 160 с.
34. Лапина Е.А. Формирование ключевых компетенций учащегося на уроках математики [Текст] / Е.А. Лапина, Т.С. Мамонтова //Научные итоги года: Достижения, проекты, гипотезы. - Имиш, 2011. - №1. - с.132-136
35. Лаппо Л.Д. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами: Учебное пособие [Текст] / Л.Д Лаппо, М.А. Попов. - М.: Изд-во «Экзамен», 2017. - 347 с.
36. Леонтьев А.Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии [Текст] // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. Т.1. М.: «Педагогика», 1983. С. 324-347.
37. Леонтьева М.Р. Самостоятельные работы на уроках алгебры: Пособие для учителей [Текст]/ М.Р. Леонтьева. - М.: Изд-во «Просвещение», 1978. - 64 с.
38. Лушников А.М. История педагогики.: Учебное пособие для учащихся педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп.[Текст] / - Екатеринбург, 1994. - 35 с.
39. Лында A.C. Самостоятельная работа и самоконтроль в учебной деятельности старших школьников [Текст] / А.С. Лында // М.: Изд - во МОПИ, 1972. - 160 с.
40. Малиновский В.В. О некоторых особенностях системы математических упражнений для самостоятельной работы школьников [Текст] / В.В. Малиновский // Вестник Витебского государственного университета. - 2003. - №4(30). - 100-104 с.
41. Малишевская Л.П. Управление процессом формирования речевых грамматических навыков [Текст]: Автореф... дис... канд.пед.наук. / Л.П. Малишевская. - Воронеж, 1974. - 178 с.
42. Мельникова Н.Ш. Роль самостоятельной работы в обучении
математики [Электронный ресурс] / Открытыйурок.рф: фестиваль
педагогических идей. - Режим доступа:
ййр://открытыйурок.рф/статьи/537303/ (дата обращения 10.06.2018).
43. Мирошниченко Н.И. Самостоятельная работа и самоконтроль учащихся в иноязычном обучении в контексте непрерывного языкового образования личности [Текст] / Н.И. Мирошниченко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - №1. - 130 с.
44. Митрохина С.В. Самостоятельная работа по решению математических задач как средство развития творческой активности учащихся 5 - 6 классов школ гуманитарного направления [Текст]: Автореф. дис. канд.пед.наук. / С.В. Митрохина. - Москва, 2000. - 37 с.
45. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10
класс В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) , 6-е изд., стер. [Текст] / А.Г. Мордкович, Л.О.
Денищева, Л.И. Звавич и др. — М. : Мнемозина, 2009. - 264 с.
46. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 10—11 классы. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень), 10-е изд., стер. [Текст] / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова. и др. — М. : Мнемозина, 2009. - 239 с.
47. Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень), 3-е изд., стер. [Текст] / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Л.И. Звавич и др. — М. : Мнемозина, 2009. - 343 с.
48. Мордкович А. Г.Алгебра и начала анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)[Текст] / А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Л.И. Звавич и др. —М.: Мнемозина, 2007. - 287 с.
49. Мордкович А. Г.Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень), 10-е изд., стер. [Текст] / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. — М. : Мнемозина, 2011. - 424 с.
50. Мордкович А. Г.Алгебра и начала математического анализа. 10
класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) , 6-е изд., стер. [Текст] / А.Г. Мордкович, Л.О.
Денищева, Л.И. Звавич и др.— М. : Мнемозина, 2009. - 424 с.
51. Мордкович А. Г.Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень) , 6-е изд., стер. [Текст] / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. — М.: Мнемозина, 2009. - 287 с.
52. Нечта О.А. Использование различных форм организации
обучения в педагогическом процессе [Текст] / О.А. Нечта // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник
материалов ПНаучно-практического семинара. - Симферополь, 2018. -288¬293 с.
53. Никандров, Н. Д. Педагогика высшей школы [Текст] / Н. Д. Никандров. - Л. : Педагогика, 1990. - 437 с.
54. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся [Текст] / О.А. Нильсон: Научно исследовательский институт педагогики Эстонской ССР. - Таллин, 1996. - 280 с.
55. Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования [Эл.ресурс]: Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России № 14-51-277/13 от 13.11.2003. - Режим доступа:www.profile-edu.ru (Дата обращения 15.04.2018).
56. Образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - М.: [б.и.], 2018. - Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/problem?id=517449(дата обращения 15.06.2018).
57. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.-528 с.
58. Петунин, О.В. Элективные курсы на этапе предпрофильной подготовки [Текст] /О.В. Петунин, Л.В. Трифонова // Школьные технологии. - 2006. - №1. - С.88-90.
59. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная
деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное
исследование / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1990. - 240 с.
60. Пирназаров А. Т. Пути повышения эффективности самостоятельной работы учащихся по математике в начальных классах средней школы [Текст]: Автореф... дис... канд.пед.наук. / А.Т. Пизнаров. - Душанбе, 2009. - 26 с.
61. Попов Е.Б. Основные направления современной гуманистической педагогитке [Текст] / Е.Б. Попов // Вестник Оренбургского государственного университета. - Оренбург, 1999. - №3 - 63 с.
62. Попова Н.В. Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математике [Текст] / Н.В. Попова, Н.В. Быкова, Т.М. Аникина // Вестник научных конференций. - 2016. - №8-1. - 93-96 с.
63. Радемахер Г., Теплиц О. Периодические десятичные дроби магистратуры [Текст] / Г. Радемахер, О. Теплиц // Журн. «Квант» - 1994. - №2
64. Ротенберг В.А. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци [Текст] // Советская педагогика. № 3. - 1952. - С.50-66.
65. Руссо Жан-Жак. Педагогические сочинения. В 2-х томах. Том 1 [Текст] / Жан-Жак Руссо. - М.: Педагогика, 1981. — 656 с.
66. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя: Из опыта работы[Текст] / Сост. Ю.Д. Кабалевский. - М.: 1988. - 128 с.
67. Самсонова Н. И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку[Текст] // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 706¬708.
68. Ситникова М.А. Методика организации самостоятельной работы по математике студентов колледжа с использованием информационных технологий [Текст]: Автореф... дис ... канд. педаг. наук. / С.В. Митрохина - Орел, 2016.- 206 с.
69. Смирнова, С.И. Какое это число? [Текст] / С.И. Смирнова //Математика в школе. - 2000. -№4. - С.10-12.
70. Теплов С.М. Концептуальный подход к организации самостоятельных занятий учащихся при изучении математики на примере темы «Действительные числа» [Текст] / С.М. Теплов // Молодой ученый. -2017. - №16. - С. 505-508.
71. Теплов С.М. Различные подходы к изучению действительных чисел [Текст] / С.М. Теплов // «Математика. Образование. Культура»: сборник трудов VIII Международной конференции г. Тольятти, 26-28 апреля 2017. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - С. 423-427.
72. Технические средства обучения и их применение [Текст] : учебное пособие / А. Г. Молибог, А. И. Тарнопольский. - Минск :Университетское, 1985. - 208 с.
73. Толбатова Е.В. Психологические основы саморегуляции деятельности в подростковом возрасте [Текст] / Е.В. Толбатов // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2015. - №4. - 99 с.
74. Ускова И. В. Самостоятельная работа по русскому языку и её функции в современном образовательном процессе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 234-236.
75. Усова А.В. Система самостоятельных работ в связи с лекционным курсом по методике преподавания физики: метод.рекомендации для студентов пединститутов. [Текст] / А.В. Усова. - Челябинск, 1982.
76. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 [Текст] / К.Д. Ушинский. — М-Л.: Издательство АПН РСФСР, 1948. - 656 с.
77. Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как? [Текст] / К.Д. Ушинский. - СПб.: Астрель-СПб, АСТ, 2014. - 384 с.
78. Федеральный портал "Российское образование" [Электронный ресурс] : Режим доступа: ууу.ес1и.н|(дата обращения 12.06.2018).
79. Фельдман Н. Трансцендентные и алгебраические числа [Текст] / Н. Фельдман // Журн. «Квант» - 1983. - №7. - С. 2-7.
80. Ханжарова Б.С. Самостоятельная работа как одна из форм дифференциации процесса обучения математике [Текст] / Ж.С. Нурмуханбетова, С.Е. Кунанбай, Б.С. Ханжарова // Евразийский союз ученых. - 2015. - №10-4. - 110-113 с.
81. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики[Текст] / Сост. и авт. статей чл.-корр. Акад. пед. наук СССР, проф. А. И. Пискунов. М.: «Просвещение», 1971. - 560 с.
82. Чимев К. О двух действиях с действительными числами магистратуры [Текст] / К. Чимев // Журн. «Квант» - 1970. - №8
83. Чупрова Л. В. К вопросу об образовательном процессе в вузе в контексте его гармонизации [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 167-170.
84. Шабунин М.И. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы 10 класс магистратуры [Текст] / М.И Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, Р.Г. Газарян. - Москва: Просвещение, 2011г.
85. Шестаков С.А. ЕГЭ-18. Математика. Диагностические работы. Профильный уровень. ФГОС [Текст] / С.А. Шестаков, И.Р. Высоцкий, М.А. Под ред. И. В. Ященко. — М.: МЦНМО, 2018. — 288 с.
86. Яковлев И.В. Подготовка к олимпиадам и ЕГЭ по математике и физике [Электронный ресурс] / И.В. Яковлев - электр. данные. - Москва,
2018. - Режим доступа:йИр://ша1йиз.ги/ша1Ь/тбех.рйр(дата обращения 12.06.2018).
87. Ященко И.В. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. Все задания «Закрытый сегмент». Базовый и профильный уровни [Текст] / И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий, А.В. Забелин и др. Под ред. И.В. Ященко. - М.: Изд- во «Экзамен», 2017. - 703 с.
88. Caroline Chen. The Paradox of the Proof. [Electronic resource] // Project Wordsworth, 2013. - URL:http://projectwordsworth.com/the-paradox-of- the-proof/
89. Ellen Gamerman. What Makes Finnish Kids So Smart? [Electronic
resource] // The wall street journal. - Helsinki, 2008. -
URL:http://www.wsj.com/articles/SB120425355065601997
90. Marcus du Sautoy. If maths is boring, what is the answer? [Electronic
resource] // The Telegraph, 2008. - URL: https://www.telegraph.co.uk
/education/3136861/If-maths-is-boring-what-is-the-answer.html
91. Terry Heick. 30 Incredible Ways Technology Will Change Education
By 2028. [Electronic resource] // Teachthought, 2015 . -
URL:http://www.teachthought.com/the-future-of-learning/30-incredible-ways- technology-will-change-education-by-2028/
92. Stephen Wolfram. My Life in Technology—As Told at the Computer
History Museum. [Electronic resource] // Stephen Wolfram, 2016. -
URL:http://blog.stephenwolfram.com/2016/04/my-life-in-technology-as-told-at- the-computer-history-museum/