МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧИСЛАМ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§1. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности 9
§2. Цели, задачи и функции самостоятельной работы 17
§3. Виды и формы самостоятельной работы 19
§4. Анализ проведенных диссертационных исследований и опыта работы учителей математики по организации самостоятельной работы учащихся...25
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧИСЛАМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§5. Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики 30
§6. Методические особенности организации самостоятельной работы
учащихся при обучении действительным числам 37
§7. Организация самостоятельной работы при подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся одиннадцатых классов по теме «Действительные числа» 47
§ 8. Элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления» . .52
§ 9. Констатирующий этап эксперимента 69
Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§1. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности 9
§2. Цели, задачи и функции самостоятельной работы 17
§3. Виды и формы самостоятельной работы 19
§4. Анализ проведенных диссертационных исследований и опыта работы учителей математики по организации самостоятельной работы учащихся...25
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧИСЛАМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
§5. Методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики 30
§6. Методические особенности организации самостоятельной работы
учащихся при обучении действительным числам 37
§7. Организация самостоятельной работы при подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся одиннадцатых классов по теме «Действительные числа» 47
§ 8. Элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления» . .52
§ 9. Констатирующий этап эксперимента 69
Выводы по второй главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования. Развитие информатизации современного общества требует от каждого человека умения быстро и качественно находить нужную информацию, пользоваться ею и пополнять свои знания в течение всей жизни. В настоящее время образовательные учреждения должны формировать у учащихся систему соответствующих умений самостоятельного приобретения знаний. Чтобы современный учащийся смог стать конкурентоспособным и востребованным специалистом в своей будущей профессии, ему необходим высокий уровень развития таких умений, которые будут способствовать постоянному пополнению собственных знаний, развитию самоорганизации и самоконтроля. Цель педагога заключается не только в ознакомлении учащихся с новым материалом, но и в организации процесса обучения, при котором ученик сам должен научиться приобретать новые знания. В связи с этим организация самостоятельной работы учащихся считается приоритетной методической проблемой.
Выходя из стен образовательного учреждения, выпускник должен быть готов к постоянно меняющимся условиям социума, ему необходимо быстро принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях, уметь осуществлять правильный выбор в конкретных случаях и нести за него ответственность. Поэтому современные образовательные стандарты российского образования своей главной задачей считают формирование базовых компетентностей современного человека:
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые;
- компетенции личностного самосовершенствования [34, С.133].
З.В. Патрина считает, что «постоянно растущий объём информации, её многопрофильность, привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. Одной из целей обучения в настоящее время является достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Самостоятельность является одним из главнейших качеств учащихся и важнейшим условием их обучения» [28, C.87].
Проблема методики организации самостоятельной работы является актуальной для учителей всех общеобразовательных предметов, в том числе и математики. Уровень развития самостоятельности учащихся влияет на результативность учебной деятельности, поэтому для успешного овладения школьными знаниями необходимо в ходе процесса обучения решать задачи по развитию навыков самостоятельной работы, которые способствует проявлению этих навыков в других видах деятельности, в которые включается ученик.
Невозможно всему научить человека, но возможно заложить в него интерес к накоплению знаний, саморазвитию и обучить его приемам самостоятельной работы. В условиях быстрого обновления информации способность развивать у учащихся навыки самостоятельной работы является основной задачей каждого педагога.
К сожалению, у учащихся общеобразовательных учреждений уровень сформированности навыков самостоятельной работы очень низкий. После одиннадцати лет обучения в школе у ребят недостаточно развиты: самостоятельность мышления; самоанализ своей деятельности по решению той или иной задачи; навыки самоконтроля.
Анализ диссертационных исследований, научной и учебно-методической литературы, практического опыта, а также результатов проведённого нами констатирующего этапа педагогического эксперимента позволили выявить следующие противоречия между: потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем организации самостоятельной работы и недостаточной сформированностью данного качества у учащихся средних общеобразовательных учреждений. Это противоречие обуславливает актуальность исследования по теме «Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы».
Проблема исследования заключается в выявлении методических особенностей организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательной школы при обучении математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика организации самостоятельной работы учащихся (на примере темы «Действительные числа») в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций по организации самостоятельной работы учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: Если рационально и систематически использовать различные виды самостоятельных работ при изучении математики, то в процессе обучения будет наблюдаться положительная динамика развития самостоятельности мышления и навыков самоконтроля.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятие «самостоятельная работа учащихся», определить структуру самостоятельной работы.
2. Описать цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся.
3. Выделить виды и формы самостоятельной работы учащихся.
4. Разработать методику организации самостоятельной работы
учащихся на уроках математики.
5. Выделить и описать методические особенности организации
письменных самостоятельных работ при изучении действительных чисел.
6. Составить систему упражнений для организации самостоятельной работы учащихся при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы.
7. Составить программу элективного курса «Действительные числа в задачах на вычисления» для старших классов.
8. Представить результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач будут применяться следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; различные виды эксперимента по проверке основных положений исследования; статистические методы обработки результатов; экспертиза разработанного элективного курса.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2016/17 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников по математике, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 семестр (2016/17 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3 семестр (2017/18 уч.г.): подборка системы упражнений для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся одиннадцатых классов, связанная с действительными числами, элективный курс по теме «Действительные числа в задачах на вычисления».
4 семестр (2017/18 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем предложены методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа» в курсе алгебры общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении математики в общеобразовательной школе;
- выявлены методические особенности организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа».
Практическую значимость результатов исследования составляют методические рекомендации организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа» учащихся 10-11-х классов и разработанные методические материалы (элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления»; система задач), которые могут быть использованы учителями математики общеобразовательной школы и студентами педагогических направлений подготовки.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы.
2. Системы задач по теме «Действительные числа» для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
3. Элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления».
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивается сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования осуществлена путём выступлений на: VIII международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса), г. Тольятти, (апрель 2017); первом этапе научной студенческой конференции «Дни науки» института математики, физики и информационных технологий ТГУ (г. Тольятти, апрель 2017 г., апрель 2018г.).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических разработок и рекомендаций, программы элективного курса осуществлена в период работы учителем математики на базе МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти.
Основные результаты исследования отражены в 2 публикациях [70; 71].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (92 наименований) и Приложений.
Объем работы составляет 86 страницы.
Выходя из стен образовательного учреждения, выпускник должен быть готов к постоянно меняющимся условиям социума, ему необходимо быстро принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях, уметь осуществлять правильный выбор в конкретных случаях и нести за него ответственность. Поэтому современные образовательные стандарты российского образования своей главной задачей считают формирование базовых компетентностей современного человека:
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые;
- компетенции личностного самосовершенствования [34, С.133].
З.В. Патрина считает, что «постоянно растущий объём информации, её многопрофильность, привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. Одной из целей обучения в настоящее время является достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность. Самостоятельность является одним из главнейших качеств учащихся и важнейшим условием их обучения» [28, C.87].
Проблема методики организации самостоятельной работы является актуальной для учителей всех общеобразовательных предметов, в том числе и математики. Уровень развития самостоятельности учащихся влияет на результативность учебной деятельности, поэтому для успешного овладения школьными знаниями необходимо в ходе процесса обучения решать задачи по развитию навыков самостоятельной работы, которые способствует проявлению этих навыков в других видах деятельности, в которые включается ученик.
Невозможно всему научить человека, но возможно заложить в него интерес к накоплению знаний, саморазвитию и обучить его приемам самостоятельной работы. В условиях быстрого обновления информации способность развивать у учащихся навыки самостоятельной работы является основной задачей каждого педагога.
К сожалению, у учащихся общеобразовательных учреждений уровень сформированности навыков самостоятельной работы очень низкий. После одиннадцати лет обучения в школе у ребят недостаточно развиты: самостоятельность мышления; самоанализ своей деятельности по решению той или иной задачи; навыки самоконтроля.
Анализ диссертационных исследований, научной и учебно-методической литературы, практического опыта, а также результатов проведённого нами констатирующего этапа педагогического эксперимента позволили выявить следующие противоречия между: потребностью общества в личности, обладающей высоким уровнем организации самостоятельной работы и недостаточной сформированностью данного качества у учащихся средних общеобразовательных учреждений. Это противоречие обуславливает актуальность исследования по теме «Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы».
Проблема исследования заключается в выявлении методических особенностей организации самостоятельной работы учащихся общеобразовательной школы при обучении математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: методика организации самостоятельной работы учащихся (на примере темы «Действительные числа») в общеобразовательной школе.
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций по организации самостоятельной работы учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: Если рационально и систематически использовать различные виды самостоятельных работ при изучении математики, то в процессе обучения будет наблюдаться положительная динамика развития самостоятельности мышления и навыков самоконтроля.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить понятие «самостоятельная работа учащихся», определить структуру самостоятельной работы.
2. Описать цели, задачи и функции самостоятельной работы учащихся.
3. Выделить виды и формы самостоятельной работы учащихся.
4. Разработать методику организации самостоятельной работы
учащихся на уроках математики.
5. Выделить и описать методические особенности организации
письменных самостоятельных работ при изучении действительных чисел.
6. Составить систему упражнений для организации самостоятельной работы учащихся при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы.
7. Составить программу элективного курса «Действительные числа в задачах на вычисления» для старших классов.
8. Представить результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач будут применяться следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; изучение, наблюдение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта работы в школе; различные виды эксперимента по проверке основных положений исследования; статистические методы обработки результатов; экспертиза разработанного элективного курса.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2016/17 уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников по математике, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 семестр (2016/17 уч.г.): определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3 семестр (2017/18 уч.г.): подборка системы упражнений для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся одиннадцатых классов, связанная с действительными числами, элективный курс по теме «Действительные числа в задачах на вычисления».
4 семестр (2017/18 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем предложены методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа» в курсе алгебры общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении математики в общеобразовательной школе;
- выявлены методические особенности организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа».
Практическую значимость результатов исследования составляют методические рекомендации организации самостоятельной работы учащихся при обучении теме «Действительные числа» учащихся 10-11-х классов и разработанные методические материалы (элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления»; система задач), которые могут быть использованы учителями математики общеобразовательной школы и студентами педагогических направлений подготовки.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы при обучении действительным числам в курсе математики общеобразовательной школы.
2. Системы задач по теме «Действительные числа» для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.
3. Элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления».
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивается сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в общеобразовательной школе.
Апробация результатов исследования осуществлена путём выступлений на: VIII международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса), г. Тольятти, (апрель 2017); первом этапе научной студенческой конференции «Дни науки» института математики, физики и информационных технологий ТГУ (г. Тольятти, апрель 2017 г., апрель 2018г.).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических разработок и рекомендаций, программы элективного курса осуществлена в период работы учителем математики на базе МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти.
Основные результаты исследования отражены в 2 публикациях [70; 71].
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (92 наименований) и Приложений.
Объем работы составляет 86 страницы.
В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Рассмотрены различные трактовки понятия самостоятельной работы учащихся. Сделан вывод, что основной целью самостоятельной работы школьников при изучении математики является развитие математического мышления, а задачи определяются логикой процесса обучения. Виды и формы самостоятельной работы учащихся зависят от принципов построения образовательного процесса.
2. Проанализированы исследования и опыт работы учителей математики. Их анализ показал, что проектирование содержания основного общего образования в соответствии со стандартом второго поколения предполагает создание условий, которые обеспечивают самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности.
3. Раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики, с помощью применения на занятиях тетрадей с печатной основой, математических диктантов и письменных инструкций.
4. Выявлены особенности организации письменных самостоятельных работ при изучении действительных чисел в школьном курсе математики. Представлены примеры обучающих и контролирующих самостоятельных работ по теме «Действительные числа».
5. Представлены система упражнений для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся старших классов, связанная с действительными числами и элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления».
6. Проведен констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента, результаты которого позволяют утверждать, что гипотеза исследования нашла подтверждение. В дальнейшем требуется её уточнение и проведение обучающего этапа эксперимента.
1. Рассмотрены различные трактовки понятия самостоятельной работы учащихся. Сделан вывод, что основной целью самостоятельной работы школьников при изучении математики является развитие математического мышления, а задачи определяются логикой процесса обучения. Виды и формы самостоятельной работы учащихся зависят от принципов построения образовательного процесса.
2. Проанализированы исследования и опыт работы учителей математики. Их анализ показал, что проектирование содержания основного общего образования в соответствии со стандартом второго поколения предполагает создание условий, которые обеспечивают самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности.
3. Раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики, с помощью применения на занятиях тетрадей с печатной основой, математических диктантов и письменных инструкций.
4. Выявлены особенности организации письменных самостоятельных работ при изучении действительных чисел в школьном курсе математики. Представлены примеры обучающих и контролирующих самостоятельных работ по теме «Действительные числа».
5. Представлены система упражнений для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся старших классов, связанная с действительными числами и элективный курс «Действительные числа в задачах на вычисления».
6. Проведен констатирующий и поисковый этапы педагогического эксперимента, результаты которого позволяют утверждать, что гипотеза исследования нашла подтверждение. В дальнейшем требуется её уточнение и проведение обучающего этапа эксперимента.
Подобные работы
- Задачи на использование свойств целых чисел в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - Методика обучения теме «Корень n-ой степени» в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НАГЛЯДНОЙ
ГЕОМЕТРИИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ И ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Формирование мотивации старшеклассников к учебно-познавательной деятельности при обучении геометрии в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Методы и приемы развития познавательной деятельности младших школьников при обучении математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



