Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы проявления аддикций в подростковом возрасте 7
1.1 Понятие аддикции и аддиктивного поведения 7
1.2 Виды аддикций и проявление аддиктивного поведения 11
1.3 Изучение психологических особенностей в подростковом возрасте 19
1.4 Социально-психологические предпосылки проявления аддикций в подростковом возрасте 23
Глава 2 Эмпирическое исследование проявлений аддикций в подростковом возрасте и возможностей её профилактики 27
2.1 Методы и организация исследования 27
2.2 Выявление уровней проявления аддикций 29
2.2.1 Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орёл) 29
2.2.2 Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин 32
2.2.3 Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич 34
2.3 Программа первичной профилактики аддикций 35
2.4 Анализ полученных результатов 43
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Результаты диагностики склонности к отклоняющемуся поведению, А.Н. Орёл 53
Приложение Б Результаты тест-опросника «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, А.В. Корзунин 55
Актуальность исследования заключается в том, что проблема отклоняющегося поведения у подрастающего поколения всегда волновала исследователей. Современная молодежь стала более активной, самостоятельной и свободной в выражении своего мнения. Несмотря на положительные моменты всех описанных качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в дальнейшей жизни. По данным Росстата в России за 2019 год, в структуре преступности высока доля преступников среди детей 14-17 лет особенно среди тяжких и особо тяжких преступлений, также высока доля повторной преступности среди подростков [51]. Так коэффициент преступности несовершеннолетних составил 7,2 случая на 1000 подростков в возрасте 14-17 лет. По данным прокуратуры в Самарской области, по итогам 6 месяцев 2019 года преступность среди подростков выросла на 10%. Участились случаи нахождения подростков в состоянии алкогольного опьянения или под действием наркотических веществ. С каждым годом алкоголизм в нашей стране молодеет, по последним сведениям, в 18 раз выросло количество алкоголиков среди подростков и в 25 раз среди детей. В настоящие время 30% обратившихся за помощью к наркологу - это дети в возрасте до 16 лет.
Удручающие положение роста преступности среди подростков в Самарской области вынудило правительство разработать программы по предотвращению вовлечение несовершеннолетних в деструктивную, в том числе экстремистскую и террористическую деятельность, было организовано мероприятие «Твой выбор» и межведомственное оперативно-профилактическое мероприятие «Подросток-2019».
Вышесказанное позволяет утверждать, что на современном этапе большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы аддиктивного поведения подростков. В широком смысле аддикция подразумевает зависимость от чего-либо. В подростковом возрасте происходят серьезные перемены, в том числе психологическая перестройка, ребенок начинает осознавать себя частью общества. Он остро нуждается в общении со сверстниками и признании. Как правило, главная проблема подростков становятся проблемы в общении. В попытках уйти от тяжелой реальности подросток старается заглушить свои переживания за счет употребления наркотиков, курения, он много времени проводить за компьютерными играми или социальными сетями, беспорядочными сексуальными связями и т.д. Помимо этого причина аддиктивного поведения в юном возрасте - это любопытство. Аддикция может протекать незаметно, но также может проявляться в тяжелой форме.
Тема аддикций в психологии не новая, многие авторы изучали данную проблему (А.Г. Амбрумова, В.С. Битенский, Т.А. Донских, С.А. Кулаков, Ю.В. Попов и т.д.) однако исследований посвященных современным проблемам социально психологических предпосылок проявления аддикций в подростковом возрасте недостаточно, что и определило темы исследования.
Проблема исследования: каковы возможности психологических методов в определении склонности к аддиктивному поведению подростков.
Цель исследования: исследовать аддиктивное поведение свойственное подростковому возрасту.
Объект исследования: аддикции в подростковом возрасте в возрасте.
Предмет исследования: проявления аддикций в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у подростов в силу психофизиологических изменений свойственных возрасту, повышается риск проявления аддикций.
В связи с поставленной целью мы сформировали следующие задачи исследования:
1. провести теоретический анализ литературы по данной проблеме исследования;
2. выявить уровень аддикций в подростковом возрасте;
3. подготовить и провести профилактическую работу по снижению уровня аддикции;
4. проанализировать результаты.
Методы и методики исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы по теме;
2. Психодиагностические методики:
• Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел);
• Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;
• Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич.
3. Адаптация программы первичной профилактики аддикций в подростковой среде.
Теоретической базой исследования явились: исследования А.Е. Айвазова, Г.Г. Гурин, Е.П. Ильин, А.Н. Любимов, Б.Р. Мандель, К.Н. Груздева, А.О. Симатова и др.
Новизна исследования: заключается в превентивной психологической диагностике проявления аддикций у подростков.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования её результатов при построении и реализации программ для подростков с разными формами зависимости, а также при расширении теоретических знаний в сфере аддиктивной психологии при подготовке соответствующих специалистов.
Эмпирическая база исследования: состояла из учащихся 10-х, 11-х классов МБУ школа №10 г. о. Тольятти в количестве 40 человек. Выборка данного исследования состояла из юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (60 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 2 таблицами и 5 рисунками.
В данной работе поставлена и решена актуальная психологическая проблема исследования проявлений аддикций в подростковом возрасте и возможностей её профилактик.
В процессе изучения теоретических аспектов агрессии даны определения данному термину. Анализ понятия аддикции и сравнительный анализ различных подходов к трактовке данного понятия позволил с учетом современных подходов рассматривать аддикцию как внешне выраженное действие, которое направлено на зависимость и может меняться в зависимости от различных ситуаций или сменой одной ситуации на другую. Причины аддиктивного поведения у подростков разнообразны. Аддиктивное поведение выявляется у людей всех возрастов.
Для реализации цели, гипотезы и задач исследования применялся комплекс научно-исследовательских методов. Одним из методов явилась экспериментальная работа, исследования проявлений аддикций в подростковом возрасте и возможностей её профилактики были привлечены учащиеся 10-х, 11-х классов МБУ школа №10 г. о. Тольятти в количестве 40 человек. Выборка данного исследования состояла из юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет.
Был проведен сравнительный анализ результатов, количественная и качественная обработка результатов по трем методикам:
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел);
Тест-опросник «Аддиктивная склонность», В.В. Юсупов, В.А. Корзунин;
Тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич.
Можно сделать вывод, что современная молодежь стала более активной, самостоятельной и свободной в выражении своего мнения. Несмотря на положительные моменты всех описанных качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в дальнейшей жизни.
С целью первичной профилактика аддикций в подростковой среде была разработана программа, которая позволит предупредить возникновения проблем развития подростка. План мероприятий, был составлен так, чтобы каждое мероприятие носило всесторонний психологический характер, затрагивало все аспекты предупреждения аддикций.
Для оценки эффективности программы первичной профилактики аддикций в подростковой среде. Спустя три месяца необходимо провести авторский опрос учащихся по материалам проведенного исследования. Полученные результаты позволят оценить эффективность программы.
Полученные данные подтверждают нашу гипотезу. Подростки, в силу психофизиологических особенностей возраста, могут проявлять склонность к аддикциям.
1. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.narcom.ru/parents/parents/29. html
2. Аддиктивное поведение в юношеском возрасте [Электронный ресурс] Режим доступа:http://wiki.uspi.ru/index.php/
3. Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб. : Речь, 2003. 159 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 203 с.
5. Балымов И. Л. Представления студентов о человеке в Интернете и общение с ним // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. No39. С. 245-247.
6. Березина С. В. Программа первичной профилактики негативной зависимости в среде подростков и старшеклассников. Самара, 2006. 126 с.
7. Бурова В. А. Механизмы формирования интернет-аддикции // Материалы XIII съезда психиатров России. М., 2000. С. 290-291.
8. Бубнова А. Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся // Воспитание школьников. 2018. No 8. -С. 14-20.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4./ Детская психология М.: Педагогика, 1984. 432 с.
10. Гайдученко О. А. Факторы Формирования Стрессоустойчивости в период ранней юности [Электронный ресурс] / Научное сообщество студентов XXI столетия // Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч. - практ. конф. No 1(38). Режим доступа: http: //sibac.info/archive/guman/1 (3 8).pdf
11. Груздева К. Н. Ценностные ориентации подростков, склонных к аддиктивному поведению // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук : тез. I Междунар. студен. науч.-практ. конф, 22 фев. 2018 г. / [сост. Т.Ю. Морозова]. М., 2018. С. 488-491.
12. Гурин Г. Г. Интернет-зависимость-проблемы интерпретации в условиях бурного развития электронных технологий // Гарантии прав ребенка -безопасность детства : сб. науч. тр. / Департамент образования г. Москвы, Гос. авт. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т Права и Управления . М., 2019. -Вып. 2. С. 28-3
13. Данелян В. Р. Интернет-зависимость -проблема современного общества и подрастающего поколения // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / [ред. кол. : О.Н. Широков и др.]. Чебоксары, 2015. Вып. 4 (5).-С. 150-151
14. Ермолаева М. В. Юность // Психология развития. М. : МОДЭК, 2003. С. 254-276.
15. Иванец Н. Н. Психиатрия и наркология. М.: ГЭЛТАР-Медиа, 2006. 832 с.
...