Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В КОНТАКТНОЙ ГРУППЕ

Работа №112565

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы48
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты интернет зависимости в подростковом возрасте 8
1.1 Особенности общения в подростковом возрасте 8
1.2 Интернет-аддикция особенности и характеристики 15
1.3 Особенности личности подростков с интернет-аддикцией 18
Глава 2 Экспериментальное изучение положения подростка с интернет аддикцией в контактной группе 26
2.1 Методы и результаты исследования 26
2.2 Статистический анализ и интерпретация результатов исследования полученных данных 36
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Социометрическая матрица 47

Невозможно представить современный мир и современное общество без компьютерных технологий. В сегодняшний век информации и цифровизации не обойтись без высокоскоростного обмена информацией, без сети Интернет. Во всемирном информационном пространстве открывается масса возможностей для обучения, общения, делового и личного взаимодействиях. Благодаря интернету стираются географические, возрастные и прочие границы, жизнь наполняется новыми возможностями. Однако, последнее время использование компьютера и интернета уходит далеко за рамки обучения и получения информации. Все чаще с помощью компьютера удовлетворяются потребности в общении и отдыхе. Особенно актуальна подобная замена в подростковом возрасте. Это объясняется относительной легкостью и доступностью общения в сети интернет, быстрой самореализацией и отсутствием необходимости брать на себя ответственность и вырабатывать эффективные модели социального взаимодействия. Что крайне негативно отражается на социальной ситуации и развитии личности подростка.
Актуальна проблема роста числа подростков с наличием интернет аддикции. В связи со сложившейся эпидемической обстановкой, краеугольным камнем в жизни современного подростка встал интернет. Без него нет возможности учиться, развиваться, общаться, но, одновременно с возможностями, появились и соблазны - неограниченность в нахождении за компьютером, личная ответственность при определении контента и способа проведения времени в глобальной сети. Закономерно, что подобная ситуация спровоцирует всплеск подростковой активности в интернет, что в свою очередь, оставит серьезный отпечаток на нынешнем поколении подростков - многие их них уже не захотят по своей воле возвращаться в реальный мир с его задачами и трудностями. Зависимость, в свою очередь, лишает подростков возможности социализироваться и учиться взаимодействию в среде сверстников. Крайне негативно сказывается на формировании личности и социализации подростка наличие и степень выраженности зависимости от сети Интернет.
Проблема исследования: какова взаимосвязь между интернет зависимостью подростков и их статусным положением в контактной группе?
Цель исследования: изучить особенности статусного положения подростков с интернет зависимостью в контактной группе.
Объект исследования: интернет зависимость в подростковом возрасте.
Предмет исследования: статусное положение подростков с интернет зависимостью в контактной группе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует связь между степенью интернет зависимости и статусным положением подростка в контактной группе.
Методологическая и теоретическая база исследования.
Исследование опирается на научные принципы исследования в психологии: принцип системности, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип единства сознания и деятельности, принцип индивидуальности, принцип развития психических явлений. Научным обоснованием нашего исследования являются подходы отечественной психологии: системный подход (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн); деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев. Также научные положения об интернет зависимости, как форме нехимической зависимости (А.Е. Войскуновский, В.Д. Менделевич) Также данная работа ориентируется на научные подходы к пониманию феномена общения в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов).
Методы и методики исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение психологической литературы по исследуемой проблеме;
2. Методы обработки данных: качественный анализ и синтез изучаемого материала.
3. Психодиагностические тестовые методики в бланковой форме:
• Методика диагностики интернет аддикции Шкала Чена
• Методика диагностики интернет зависимости Кимберли-Янг
• Методика социометрических измерений (социометрия) Дж. Морено.
4. Методы статистического анализа и обработки данных с использованием описательной статистики, корреляционного анализа - коэффициент корреляции Пирсона, табличного и графического представления полученных результатов.
Новизна данной работы заключается в том, что нами было произведено эмпирическое изучение взаимосвязи наличия интернет аддикции и положения подростка в контактной группе, при этом наличие интернет зависимости выявлялось по двум разным методикам. Данные этих двух методик были скоррелированны с результатами социометрии, полученные результаты также сопоставлены между собой.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и конкретизированы представления о взаимосвязи интернет аддикции подростков и их статусным положением в контактной группе.
Практическая значимость. Результаты исследования могут применяться в разных областях психологической и педагогической деятельности:
• при составлении программ психологического сопровождения подростков с интернет аддикцией;
• при коррекции и профилактике трудностей в общении подростков с интернет аддикцией;
• при психологическом сопровождении и групповой работе с подростками по профилактики нарушений социального взаимодействия.
Экспериментальная база исследования: данное исследование было проведено на базе МОУ средняя общеобразовательная школа № 44 г.о. Тольятти Самарской области.
Достоверность результатов и выводов аргументируется опорой на принципы психологического исследования и общенаучные принципы, применением надежных и валидных методик психологической диагностики, применением методов математической статистики при обработке данных, а также содержательным анализом выявленных факторов и репрезентативной выборки испытуемых.
Структура бакалаврской работы: представленная работа состоит из следующих частей: введение, теоретическая глава, экспериментальная глава, заключение, список используемой литературы (28 источников), 1 приложение. Бакалаврская работа иллюстрирована 4 таблицами и 6 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании рассматривается взаимосвязь между статусным положением подростка в контактной группе, в исследовании это школьный класс, и наличием и степенью выраженности интернет зависимости.
В теоретической части изучаются имеющиеся данные о проблеме интернет зависимого поведения, личностных изменений в процессе прогрессирования интернет зависимости, также изучается вопрос межличностного взаимодействия в подростковом возрасте - ценности и значимости для формирующейся личности общения со сверстниками, занимание определенной статусной позиции в контактной группе.
В практической части бакалаврской работы проводятся исследования на наличие и степень выраженности интернет зависимости, для этого мы применили две методики. Также было выявлено статусное положение каждого из членов контактной группы (8 «а» класс) и проверена корреляция между данными по первым двум исследованиям и текущему.
По методике «Тест Кимберли-Янг на интернет зависимость» выявлено 9 человек (30%) являются простыми пользователями интернет, 13 человек (43%) имеют проблемы в связи с чрезмерным увлечением интернетом, 8 человек (27%) имеют интернет зависимость. По методике «Шкала интернет зависимости С. Чен (CIAS)» среди учеников класса 7 человек (23%) имеют минимальный риск возникновения зависимого поведения, 13 человек (43%) продемонстрировали склонность к интернет зависимому поведению, устойчивое и сформированное интернет зависимое поведение выявлено у 10 человек (33%). Статусное положение подростков в контактной группе определялось по «Методу социометрических измерений или социометрия Дж. Морено». По результатам данные следующие - «Звезды» - 5 человек (17%), «Принимаемые» - 8 человек (27%), «Отвергаемые» - 12 подростков (40%), «Изгои» - 5 человек (17%).
В результате корреляционного анализа нами была выявлена прямая взаимосвязь уровня выраженности зависимости от интернета и статусным положением в контактной группе, при диагностике наличия интернет зависимости по методике «Тест Кимберли-Янг на интернет зависимость» (r=0,9530).
Также прямая взаимосвязь выявлена между уровнем сформированности интернет зависимого поведения и статусным положением подростка в контактной группе, при диагностике интернет зависимого поведения по методике «Шкала интернет зависимости С. Чен (CIAS)» (r=0,9006).
Таким образом, обе методики по выявлению наличия и степени сформированности интернет зависимости, тесно коррелируют с данными социометрических измерений и демонстрируют статусное положение подростков в контактной группе. Согласно установленным связям статусное положение подростка напрямую зависит от наличия или отсутствия интернет зависимости. То есть для сверстников неинтересны и неважны подростки с зависимым поведением, они являются аутсайдерами в контактной группе подростков.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что существует связь между степенью интернет зависимости и статусным положением подростка в контактной группе подтвердилась.


1. Андрущенко Т.Ю. Психологическое содержание возрастно-ориентированного консультирования детей и подростков // Психологическое сопровождение образования на разных этапах возрастного развития человека: материалы Всероссийская научно-практическая конференция (5-8 октября 2009 года) / под. ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкого, О.П. Меркуловой. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. С. 220-223.
2. Асмолов А.Г. Психологическая модель Интернет зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. 2004. №1. С. 179-193.
3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 2004.Т. 25. №1. С. 90-100.
4. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета / A. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. М. : «Можайск-Терра». 2000. С. 11-40.
5. Галустова О.В. Психологическое консультирование: Конспект лекций. М.: Приор-Издат, 2006. 240 с.
6. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учеб. - 4-4 изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 448 с.
7. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение?: Книга для родителей. М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. 191с.
8. Иванов М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции// Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 368-374.
9. Краткий психологический словарь: учебник для вузов / B. Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб. : Питер, 2001.544 с.
10. Кудинов С.И. Психофизиологические предпосылки проявления аддикций: монография / С.И. Кудинов. Тольятти: ТГУ, 2007. 152 с.
11. Кулаченко М.П. Психологическое консультирование как средство профилактики игровой компьютерной аддикции у подростков / М. П. Кулаченко, С.В. Сафронова // Проблемы личности в современном мире. Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции (31 мая 2018 года). - Орёл: изд-во ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 2018. С. 83-86.
12. Леонова Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте// Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Новосибирск: НМИ, 1998. 39 с.
13. Менделевич В.Д. Особенности девиантного поведения в Интернет пространстве / В.Д. Менделевич // Практическая медицина. 2013. №1(66). С. 143-146.
14. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. М. : Академический Проект, 2001. 105 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития детство, отрочество: Учеб. для вузов. М.: Академия, 2003. 456 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ