ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретическое основы развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет
с функциональными расстройствами зрения 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 15
Глава 2 Экспериментальная апробация психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 22
2.1 Выявление уровня личностной готовности к школе детей
6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 39
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 49
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 60
Приложение Б Сводные таблицы результатов констатирующего эксперимента 61
Приложение В Игры, направленные на развитие у детей 6-7 лет с ФРЗ навыков пространственной ориентировки и самооценки . 63
Приложение Г Конспекты форм взаимодействия с родителями 65
Приложение Д Сводные таблицы результатов контрольного эксперимента
Глава 1 Теоретическое основы развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 9
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет
с функциональными расстройствами зрения 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 15
Глава 2 Экспериментальная апробация психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 22
2.1 Выявление уровня личностной готовности к школе детей
6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 39
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения 49
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 60
Приложение Б Сводные таблицы результатов констатирующего эксперимента 61
Приложение В Игры, направленные на развитие у детей 6-7 лет с ФРЗ навыков пространственной ориентировки и самооценки . 63
Приложение Г Конспекты форм взаимодействия с родителями 65
Приложение Д Сводные таблицы результатов контрольного эксперимента
Проблема готовности детей к школе является в настоящее время чрезвычайно актуальной в педагогической теории и практике. Готовность к школе - понятие многоаспектное. Сама по себе готовность предусматривает не просто отдельные знания или умения, а систему определенных основных элементов готовности, таких как: физическая, интеллектуальная, а также личностная готовность. В исследованиях таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Н.И. Гуткина, М.И. Лисина, Е.Е. Кравцова, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, подчеркивается важность и значимость готовности к школе детей старшего дошкольного возраста, а также определяется понятие «личностная готовность».
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема подготовки детей к школе в настоящее время приобрела особую значимость. Общеизвестно, что поступление в школу - серьезный шаг в жизни ребенка, который требует основательной подготовки как детей, так и их родителей. Эффективность развития личностной готовности к школе детей с функциональными расстройствами зрения зависит от профессионального взаимодействия между воспитателями, специалистами (тифлопедагогами, педагогами-психологами) и родителями.
Развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет является одной из задач адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с функциональными расстройствами зрения.
Дефект зрения, затрудняя процесс зрительного восприятия, вызывает особенности развития всех видов деятельности, социальных ролей, личностной сферы детей, что, в конечном итоге, сказывается на состоянии личностной готовности к обучению в школе. В тифлопедагогике достаточно внимания уделяется вопросам готовности к обучению в школе детей с функциональными расстройствами зрения, но проблема личностной готовности изучена недостаточно, что говорит о актуальности темы исследования.
Проблему личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения рассматривали такие исследователи в области тифлопедагоги, как З.А. Грачева, М.И. Земцова, Н.Г. Морозова, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева.
Актуальность темы исследования позволила выявить противоречие между важностью целенаправленной работы по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения?
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Объект исследования - процесс развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Гипотезой исследования является предположение, что развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организация совместной деятельности тифлопедагога и педагога- психолога по развитию у детей навыков пространственной ориентировки и самооценки;
- организация взаимодействия с родителями по вопросам, связанным с развитием познавательных мотивов и внутренней позиции школьника у детей;
- предоставление рекомендаций воспитателям ДОО по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию у детей личностной готовности к школе.
Задачи исследования.
1. Проанализировать отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования по проблеме развития личностной готовности к школе детей с функциональными расстройствами зрения.
2. Выявить уровни развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и педагогической практики);
- эмпирические (тестирование, беседа, проективные методики, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
- теория социального взаимодействия А.В. Запорожца;
- подход Д.Б. Эльконина к выделению предпосылок учебной деятельности;
- концепция личностной готовности к школе Л.И. Божович.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования апробированных материалов исследования педагогами- психологами, учителями-дефектологами при построении работы по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» детского сада № 173 «Василёк» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (24 источника), 5 приложениями. В тексте представлены 4 рисунка, 12 таблиц.
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема подготовки детей к школе в настоящее время приобрела особую значимость. Общеизвестно, что поступление в школу - серьезный шаг в жизни ребенка, который требует основательной подготовки как детей, так и их родителей. Эффективность развития личностной готовности к школе детей с функциональными расстройствами зрения зависит от профессионального взаимодействия между воспитателями, специалистами (тифлопедагогами, педагогами-психологами) и родителями.
Развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет является одной из задач адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с функциональными расстройствами зрения.
Дефект зрения, затрудняя процесс зрительного восприятия, вызывает особенности развития всех видов деятельности, социальных ролей, личностной сферы детей, что, в конечном итоге, сказывается на состоянии личностной готовности к обучению в школе. В тифлопедагогике достаточно внимания уделяется вопросам готовности к обучению в школе детей с функциональными расстройствами зрения, но проблема личностной готовности изучена недостаточно, что говорит о актуальности темы исследования.
Проблему личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения рассматривали такие исследователи в области тифлопедагоги, как З.А. Грачева, М.И. Земцова, Н.Г. Морозова, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева.
Актуальность темы исследования позволила выявить противоречие между важностью целенаправленной работы по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения?
Цель исследования - теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Объект исследования - процесс развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Гипотезой исследования является предположение, что развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организация совместной деятельности тифлопедагога и педагога- психолога по развитию у детей навыков пространственной ориентировки и самооценки;
- организация взаимодействия с родителями по вопросам, связанным с развитием познавательных мотивов и внутренней позиции школьника у детей;
- предоставление рекомендаций воспитателям ДОО по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию у детей личностной готовности к школе.
Задачи исследования.
1. Проанализировать отечественные и зарубежные психолого-педагогические исследования по проблеме развития личностной готовности к школе детей с функциональными расстройствами зрения.
2. Выявить уровни развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и педагогической практики);
- эмпирические (тестирование, беседа, проективные методики, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретические основы исследования:
- положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
- теория социального взаимодействия А.В. Запорожца;
- подход Д.Б. Эльконина к выделению предпосылок учебной деятельности;
- концепция личностной готовности к школе Л.И. Божович.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы психолого-педагогические условия развития личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования апробированных материалов исследования педагогами- психологами, учителями-дефектологами при построении работы по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» детского сада № 173 «Василёк» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 6-7 лет с функциональными расстройствами зрения.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы (24 источника), 5 приложениями. В тексте представлены 4 рисунка, 12 таблиц.
В процессе данного исследования были изучены и проанализированы теоретические основы формирования личностной готовности к школе, в том числе детей 6-7 лет с ФРЗ, представленные в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Е.П. Ильина. Благодаря этим исследованиям мы можем сказать о важности формирования личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ, поскольку непосредственно в этом возрасте встает вопрос обеспечения предпосылок успешного и полноценного обучения ребенка в школе.
Личностная готовность к школе выступает одним из основных факторов, обеспечивающих успех учебной деятельности. Поэтому оценка показателей развития личностной готовности к школе дошкольников с ФРЗ является важной задачей учителя-дефектолога и педагога-психолога. Еще более важной задачей является выявление особенностей формирования личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ. Поэтому данное исследование было посвящено проверке гипотезы о том, что развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организация совместной деятельности тифлопедагога (учителя- дефектолога) и педагога-психолога по развитию у детей навыков пространственной ориентировки и самооценки;
- организация взаимодействия с родителями по вопросам, связанным с развитием познавательных мотивов и внутренней позиции школьника у детей;
- предоставление рекомендаций воспитателям ДОО по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию у детей личностной готовности к школе.
Указанные психолого-педагогические условия были сформулированы и описаны. Для реализации первого педагогического условия были подобраны игры, которые проводились в совместной деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога с детьми 6-7 лет с ФРЗ. Для второго педагогического условия был разработан план проведения встреч с родителями детей 6-7 лет с ФРЗ. Для реализации третьего педагогического условия были предложены рекомендации по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы школьной атрибутикой и элементами школьной жизни.
На базе детского сада № 173 «Василёк» АНО ДО «Планета детства» г.о. Тольятти, который посещают дети с нарушениями зрения, была проведена экспериментальная работа по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ. Мы выделили показатели личностной готовности к школе и подобрали диагностические методики, с помощью которых были проведены констатирующий и контрольный этапы эксперимента.
Реализация выделенных нами психолого-педагогических условий на этапе формирующего эксперимента показала положительную динамику показателей личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 8%, детей со средним уровнем стало на 33% больше, а количество детей с низким уровнем развития личностной готовности сократилось на 41%. Что касается самооценки детей 6-7 лет с ФРЗ: количество детей с завышенной самооценкой снизилось на 8%; количество детей с заниженной самооценкой уменьшилось на 8; количество детей с адекватной самооценкой на 16% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, получены экспериментальные данные подтверждают положения гипотезы.
Личностная готовность к школе выступает одним из основных факторов, обеспечивающих успех учебной деятельности. Поэтому оценка показателей развития личностной готовности к школе дошкольников с ФРЗ является важной задачей учителя-дефектолога и педагога-психолога. Еще более важной задачей является выявление особенностей формирования личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ. Поэтому данное исследование было посвящено проверке гипотезы о том, что развитие личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- организация совместной деятельности тифлопедагога (учителя- дефектолога) и педагога-психолога по развитию у детей навыков пространственной ориентировки и самооценки;
- организация взаимодействия с родителями по вопросам, связанным с развитием познавательных мотивов и внутренней позиции школьника у детей;
- предоставление рекомендаций воспитателям ДОО по вопросам организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию у детей личностной готовности к школе.
Указанные психолого-педагогические условия были сформулированы и описаны. Для реализации первого педагогического условия были подобраны игры, которые проводились в совместной деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога с детьми 6-7 лет с ФРЗ. Для второго педагогического условия был разработан план проведения встреч с родителями детей 6-7 лет с ФРЗ. Для реализации третьего педагогического условия были предложены рекомендации по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы школьной атрибутикой и элементами школьной жизни.
На базе детского сада № 173 «Василёк» АНО ДО «Планета детства» г.о. Тольятти, который посещают дети с нарушениями зрения, была проведена экспериментальная работа по развитию личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ. Мы выделили показатели личностной готовности к школе и подобрали диагностические методики, с помощью которых были проведены констатирующий и контрольный этапы эксперимента.
Реализация выделенных нами психолого-педагогических условий на этапе формирующего эксперимента показала положительную динамику показателей личностной готовности к школе детей 6-7 лет с ФРЗ, о чем свидетельствуют результаты контрольного этапа эксперимента. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 8%, детей со средним уровнем стало на 33% больше, а количество детей с низким уровнем развития личностной готовности сократилось на 41%. Что касается самооценки детей 6-7 лет с ФРЗ: количество детей с завышенной самооценкой снизилось на 8%; количество детей с заниженной самооценкой уменьшилось на 8; количество детей с адекватной самооценкой на 16% больше, чем на этапе констатирующего эксперимента.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, получены экспериментальные данные подтверждают положения гипотезы.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КОРКОВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизация механизмов адаптации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022 - Мониторинг познавательной деятельности у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая работа по снижению проявлений гиперактивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



